Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кризис христианского мира и средневековой Европы (XIV-XV вв.) ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Уже к концу XIII в. внутренняя и внешняя экспансия европейских народов закончилась. Прекратились распашки и освоение новой земли. Крестовые походы к концу XIII в. практически прекратились. Прекратились и нашествия кочевников, вторжения монголов 1241-1243 гг. были последними. Наряду с этим в XIV-XV вв. происходят другие события, ярко свидетельствовавшие о начавшемся кризисе: девальвация монеты, городские бунты, восстания против феодальной и городской знати, неурожаи, рост цен, голод, Великая чума, Столетняя война1337-1453 гг. между Францией и Англией. Союз короля с городами позволил создать и содержать постоянную наемную армию, надобность в служилом рыцарстве отпала. А с появлением огнестрельного оружия и артиллерии, рыцарство потеряло монополию на военное дело. В течение XIV в. практически все крестьяне Франции, Англии, Германии получили личную свободу. Начинается процесс централизации европейских государств. Необходимо отметить цивилизационные особенности средневековой Европы. Средневековое европейское общество было иерархичным. Главой феодальной иерархии был король. Его верховенство носило личный, частноправовой характер. Он был сеньором крупнейших феодалов, которые выступали его вассалами. Власть короля основывалась на договоре, на пожаловании им земель (феода). Крупные феодалы получали земли под условие несения военной службы. Они могли иметь своих вассалов, отдавая им земли. Это были бароны или рыцари. Более мелкие феодалы также могли иметь своих вассалов. У этих последних в непосредственном подчинении были только крестьяне. Основой феодального строя выступала монопольная собственность феодалов на землю и личная зависимость крестьян от феодала. За пользование землей феодал взимал ренту: натуральную (в виде отработок), продуктовую или денежную. В феодальном обществе было два основных класса: феодалы и крестьяне, однако, для него было свойственно и более конкретное сословное деление. Общество средневековой Европы состояло из трех сословий: духовенство, светские феодалы (рыцари, дворянство) и третье сословие - горожане и крестьяне. Первые два сословия были привилегированными. Одной из отличительных черт средневекового общества был корпоративизм. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью общности. Средневековыми корпорациями были сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, город. У корпораций были свои уставы, собственная казна, особая одежда, знаки и т.д. Корпорации основывались на принципах солидарности, взаимоподдержки. Корпорации не разрушали феодальную иерархию, но придавали силу и сплоченность различным слоям и классам. Характерный признак средневековй Европы – господство христианства, которому были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Однако христианство в Средневековье не было единым. В III-V вв. наметилось разделение на две ветви: католическую и православную. Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г. В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. В монастырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на латинском языке. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Менталитет человека той эпохи, прежде всего, определялся принадлежностью к общности вне зависимости от того, был ли человек аристократом или крестьянином. Корпоративные нормы и ценности, традиции и ритуалы поведения (вплоть до предписанного типа одежды), подкрепляемые христианским мироощущением, считались превалирующими над личными желаниями. Важнейшим достижением европейского средневековья является то, что оно заложило основы современной Европы. Около 1/3 земель, находящихся сейчас в сельскохозяйственном обороте, освоено еще средневековыми крестьянами. Значительная часть городов была основана в средние века. Помимо войн, захватов, грабежей, прослеживался обмен культурными и духовными ценностями. Рыцари-крестоносцы, возвращаясь из крестовых походов, везли с собой не только сокровища, взятые у мусульман, но и знания о достижениях арабской медицины, математики, естествознания. Средневековье стало временем, когда в Европе начали формироваться нации, национальные государства, языки и культуры. Европейское средневековье заложило основы более поздней государственности – парламентаризма, сословного представительства. Первым европейским документом, где говорится о правах человека, была Великая хартия вольностей. Важным рубежом в интеллектуальной жизни были появление схоластики - метода познания, основанного на логике. Расширению сферы интеллектуальной жизни во многом способствовало широкое распространение письменности и изобретение книгопечатанья (1450г.). Помимо монастырей и церковных школ, носителями знания и культуры стали средневековые университеты. Старейший из них –Болонский университет в Италии (конец XI в.). Складывается трехуровневая система обучения: бакалавр, магистр, доктор. Помимо многочисленных теологических трактатов и трудов религиозного содержания европейское Средневековье оставило замечательные образцы светского искусства: героические и лирические эпосы (о Ролланде, о Нибелунгах, о Тристане и Изольде, о короле Артуре и др.), великолепные образцы любовной лирики (поэзия вагантов и трубадуров). Духовное развитие нашло отражение в архитектуре. Романский стиль, взявший за основу римскую базилику, утверждал простоту и ясность линий, величие и гармонию. Сменивший его готический стиль, как бы объединяющий архитектуру, скульптуру и живопись, передавал состояние одухотворенности, устремления ввысь. Особый вклад в развитие европейского средневекового общества внесли города. В них формировалась особая духовная атмосфера, новый ритм жизни, ценились образованность, предприимчивость и активность. С возникновением университетов в города переместился центр интеллектуальной жизни. Городская культуры носила ярко выпаженный светский характер. Городская литература и фольклор отражали здравый смысл горожанина, его личную жизненную активность. Не случайно, значительное место здесь занимали сатирические истории, стихи и басни, где горожане высмеивали не только рыцарей и духовенство, но также невежество крестьян и свои собственные недостатки. В то же время на городской почве развивалась и любовная лирика, и реалистическая прозаическая новелла. 2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI-сер. XVII вв.) Для данного периода характерна модернизация, которая включала в себя: урбанизацию - небывалый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план; индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которой связано с промышленным переворотом в Англии в конце XVIII в.; демократизацию политических структур, когда закладывались предпосылки становления гражданского общества и правового государства; рост знаний о природе и обществе и секуляризацию, т.е. обмирщение сознания и развитие атеизма. Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Человек средневековья воспринимал окружавшую его природу и общество как нечто неизменное, существующее согласно божественным законам. Человек переходного периода считал, что общество и природу возможно и даже желательно контролировать, более того изменять. Другим становится отношение к государственной власти, которая лишилась божественного ореола. Не случайно, переходный период - это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем перестроить мир. Менялся тип личности. Человек стал мобильнее, быстрее приспосабливаться к изменениям, так как он ощущал себя частью крупной общности класса или нации, а не ограничен, как раньше, рамками своего сословия, корпорации, города, деревни. Произошло значительное ускорение темпов роста населения в Европе. Основную часть населения Европы составляли сельские жители (80-90%). Продолжается дальнейший рост городов. Самым большим городом Европы был Париж (300 тыс. чел.), а также Неаполь (270 тыс. чел.). Продолжались процессы формирования крупных народностей и этнических групп, чему способствовало образование крупных централизованных государств. Сложились английская и французская нации, становление наций происходило также в Испании, Германии, Италии. XV в. стал переломной эпохой в отношениях Европы с другими цивилизациями благодаря Великим географическим открытиям. Был открыт Новый Свет, совершено первое кругосветное плавание, открыта Австралия. Расширились представления людей о странах и народах, в Европе стали стремительно развиваться промышленность, торговля, кредитно-финансовые отношения. Изменились и сместились ведущие торговые центры, страны Средиземноморья уступили место Голландии, а позже Англии, которые оказались в центре мировых торговых путей, переместившихся из Средиземноморья в Атлантический океан. Приток драгоценных металлов в Европу вызвал революцию цен, удорожание продуктов питания и сырья для производства. После великих географических открытий в Европе появились маис, картофель, томаты, фасоль, стручковый перец, какао-бобы. Встреча Европы со всем остальным миром имела драматический характер. В завоеванных испанцами и португальцами заморских владениях, были разрушены самобытные языческие культуры. К середине XVII в. погибли цивилизации майя, ацтеков и инков, уже имевших свою государственность. Возродилась работорговля. Великие географические открытия стали мощным стимулом новых научных открытий и изобретений, многие из которых были связаны с ремесленным и мануфактурным производством. Наибольшее значение имело горное и литейное дело, кораблестроение, производство тканей. Там наряду с ручными орудиями труда начинают применяться некоторые механизмы и элементы машин – водяное колесо, ветряные мельницы, в горном деле появились помпы, вентиляционное оборудование, в металлургии - доменные печи на каменном угле, в металлообработке - механический молот, токарный и сверлильный станок. На корабельных верфях строились новые типы кораблей. Военный флот пополнился трехпалубными кораблями с мощным вооружением. В Голландии изобрели понтоны и плавучий док. В текстильном производстве распространялись самопрялки, а вертикальный ткацкий станок заменился горизонтальным. Появились новые типы тканей: меланжевые, бумазея. Развилось производство шелка в Италии и Франции, тонкого и грубого сукна в Англии. Технические достижения начали использоваться и в сельском хозяйстве, где уже стали складываться фермерские хозяйства. Значительный научный прорыв был осуществлен в сфере естествознания. Развитие науки стимулировалось потребностями растущего производства. Нужды сельского хозяйства, ремесла, мореплавания порождали прогресс опытного знания. Появились более совершенные часы, был изобретен микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр. Настоящая революция произошла в астрономии. На смену геоцентрической системе мироздания была выдвинута и разработана идея гелиоцентрического строения мира. Был создан более точный календарь. Наступил перелом в развитии математики, физики и механики. Немалых успехов достигли химия, биология, физиология, медицина. Значительные успехи были достигнуты в сферах гуманитарного знания. Появились такие гуманитарные науки, как юриспруденция, историография, археология, нумизматика, основы педагогической науки. Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. На смену сословной монархии приходит абсолютная монархия. Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая нарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства с большими средствами, сильной армией, чиновничьим аппаратом. Подъем производительных сил, уровня материального производства, связанный с успехами городов, развитием ремесел и зарождением мануфактуры, расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии, новом отношении человека к самому себе и окружающему миру. Эта революция в духовной жизни Западной Европы получила название эпохи Возрождения, или Ренессанс, (XVI-начало XVII вв.) и стала одной из самых ярких страниц в истории европейской цивилизации. Эпоха Возрождения стала временем возрождения античного наследия, которое возвращалось не только в образах искусства и литературы, но, прежде всего в самой гуманистической идее возвышения человека, гармонии его духа и тела. Это был отказ от средневекового противопоставления тела и души, осознание ценности земного бытия, попытка создания образа прекрасной гармоничной личности, которой чужда аскетическая мораль христианства. В архитектуре на смену готике пришел новый стиль ренессансный реализм. Героем литературы Возрождения стал человек с его земными страстями и желаниями. Появилась светская литература самых разнообразных жанров новеллы, хроники, пасторальные, авантюрные, плутовские, рыцарские и сатирические романы, пасквили, лирическая поэзия, публицистика, драматургия. Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали, что ценность человека определяется, прежде всего, его личными достоинствами, а не положением в обществе. Изменяющийся европейский мир не мог не пересмотреть и свое отношение к церкви. В XVI в. римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, который затронул основы ее учения, культ и институты. Он был вызван появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами в развитии науки. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковных властей, жадность пап и кардиналов, окружавшая их роскошь, вымогательства, поборы, продажа индульгенций. Кризис церкви усугубляло недовольство ею многих: сословию буржуазии нужна была более дешевая церковь, дворянство стремилось овладеть ее имуществом и землей, народные вожди в антикатолические лозунги вкладывали антифеодальные настроения. В ходе Реформации в XVI в. возникло третье направление христианства - протестантизм, который в свою очередь подразделился на лютеранство, кальвинизм и англиканскую церковь. Протестантизм, более чем католицизм, отвечал духу нарождающегося Нового времени. Родиной Реформации была Германия, где возникло лютеранство, христианское вероучение, названное по имени его основателя Мартина Лютера, который утверждал, что божественная благодать доступна каждому без посредничества церкви, что не церковные таинства, а личный выбор человека и личная вера открывают ему путь к благодати. Значительно дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин в Женеве. Основной догмат кальвинизма - учение об абсолютном предопределении. Согласно Кальвину, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально с момента его сотворения. Проклятие или благодать лежит на человеке можно определить тем, насколько в его земной жизни ему сопутствует успех или неуспех. Поэтому, человек должен постоянно трудиться, ибо труд - это божий дар, а лень - величайший порок. Трудовая этика протестантизма, сочетавшая набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств, вполне соответствовала нарождающейся рыночной капиталистической системе с ее рационализмом и стремлением к эффективности. Вполне соответствовало новым временам и демократическое устройство церкви, провозглашаемое протестантами, когда основной ячейкой церкви провозглашалась община верующих, которые сами избирали из наиболее влиятельных людей своих старейшин - пресвитеров. Идеи Кальвина пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в Нидерландах, Англии, Шотландии и на юге Франции. Не случайно под знаком кальвинизма прошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Англия, однако, еще до революции пережила свою Реформацию, которая не была столь радикальной, как кальвинизм, но, тем не менее, привела к образованию самостоятельной англиканской церкви, сохранившей, правда, многое от католичества. Это была Реформация сверху, отвечавшая в большей степени интересам правящего слоя, который стремился к укреплению монархии, к независимости от власти пап. Парламент провозгласил Английскую церковь независимой от Рима, а короля главой этой церкви. Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей новому времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния. При этом, поощряя индивидуализм, она вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях. 3. Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества После Возрождения и Реформации следующим духовным переворотом сталоПросвещение. Преобладающим умонастроением становился оптимизм, вера в прогресс, в то, что история развивается от несправедливого устройства общества к справедливому. Мыслители Просвещения (Дж. Локк, Ж.. Ж.. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье) утверждали, что люди от природы наделены естественным правом на жизнь, свободу и равенство, что имеющиеся в обществе различия между людьми установлены не Богом, не природой, а самими людьми. И поэтому люди могут изменять то, что создали сами. Общество справедливо и нравственно, если оно соблюдает права человека, ибо только такое общество развивается по естественным законам. Просветители считали, что сделать человека счастливым можно, обеспечив его естественные права. Был сделан значительный шаг и в секуляризации сознания. По своему мировоззрению многие просветители были деистами или атеистами. Религию они считали полезной лишь потому, что оно содержит свод нравственных правил, помогающих поддерживать общественный порядок. В эпоху Просвещения появляется и новый мощный фактор воздействия на жизнь общества - общественное мнение. Оно формировалось образованными людьми, прежде всего, через газеты. Просвещение политизировало общественное сознание, побуждало понимание необходимости модернизации социальной организации общества, способствовало распространению идеи революции как радикального, насильственного и быстрого решения этой проблемы. В XVI-XVIII вв. Европа пережила три крупных революции: Нидерландскую (1566-1609 гг.), Английскую (1640-1660 гг.) и Французскую (1789-1794 гг.). Первая в Европе революция в Нидерландах приняла форму борьбы за независимость. В итоге Английской буржуазной революции был уничтожен абсолютизм, установилась конституционная монархия, свобода торговли и предпринимательства, ряд политических свобод. Начался процесс формирования правового государства и гражданского общества. Процесс модернизации стремительно развивался и в экономике, завершившись промышленным переворотом конца XVIII в. Великая французская революция смела все сословные барьеры, распродала земли многих дворян крестьянам, ввела парламентскую республику, равные права для всех граждан. Внутриполитическое устройство большинства стран Европы и Америки во 2-й половине XVII-XVIII вв. сохраняло средневековые черты в виде абсолютных монархий. Исключениями были Нидерланды, Англия (в 1649-1660 гг. – республика, с 1688 г. – ограниченная монархия), Венецианская и Генуэзская республики, Швеция (1719-1772 гг.), США (с 1783 г.) и Франция (с 1789-1794 гг.). Эпоха Просвещения и потребности экономического развития привели к трансформации абсолютизма и возникновению такого явления, как просвещённый абсолютизм. Несмотря на то, что сословные органы управления (парламенты) продолжали своё существование, их функции, права и привилегии значительно понизились, они собирались всё реже и реже. Контроль над государством перешёл монарху и его бюрократическому аппарату. Общественное устройство во 2-й половине XVII-XVIII вв. также сохранило средневековые, феодальные черты. Во многих странах существовало деление на сословия, при этом привилегированные сословия – духовенство и дворянство – играли решающую роль во всех делах государства, а буржуазия, ремесленники и крестьянство занимали подчинённое положение. Ситуация стала изменяться только к концу XVIII в., но добиться участия во внутренней и внешней политике 3-му сословию – буржуазии – удалось в основном при помощи революций. Несмотря на развитие капиталистических отношений, экономика большинства стран Европы и Америки продолжала носить преимущественно феодальный характер. Основной ее сферой оставалось сельское хозяйство, основной рабочей силой (в Европе) – зависимое или полузависимое крестьянство. В Америке использовался труд рабов-негров, местное население фактически находилось на положении крепостных крестьян. В промышленности ведущее место по-прежнему принадлежало цехам, которые определяли качество и количество выпускаемой продукции. При этом, они упорно сопротивлялись каким бы то ни было переменам. Значительную роль в экономике европейских стран играли колонии, которые поставляли необходимое сырьё (полезные ископаемые, лес, драгоценные металлы, продукты), доход от сбора налогов, пошлин и сбыта товаров. В XVII-XVIII вв. в Европе существовало три узла международной напряжённости: 1) Западная Европа. Здесь противоборствовали Англия, Франция, Голландия и Испания за господство на море и в колониях, за преобладание в Европе, в Северной Америке, Карибском бассейне и Индийском океане. 2) Юго-Восточная Европа. С данным регионом был связан так называемый «Восточный вопрос» – проблема взаимоотношений европейских держав и Османской империи. 3) Северо-Восточная Европа. Противоборствующими сторонами в этом регионе за господство на Балтике являлись Швеция, Дания, ряд немецких княжеств, Польша и Россия. К началу Нового времени Испания, Португалия и Священная Римская империя утратили ведущие позиции в международных отношениях. Их место заняли Голландия, Франция и Англия. При этом Франция претендовала на европейское господство, а Голландия и Англия боролись за господство на море. К XVIII в. Голландия сошла с международной арены, и борьба продолжилась между Англией и Францией. Она завершилась победой Англии, которая лишила свою соперницу основной части колоний и стала первой морской державой; тем не менее, Франция сохранила преобладание в Европе. Все конфликты между другими странами проходили с учётом англо-французских противоречий. Поскольку все колонии оказались поделены между ведущими европейскими государствами, с XVIII в. широкий размах приобрели войны за передел колоний. Их основными участниками являлись Англия и Франция. Культурная жизнь Европы во второй половине XVII-XVIII вв. прошла под знаком эпохи Просвещения. Многообразные направления в искусстве (классицизм, рококо, барокко, сентиментализм, романтизм) отличались больше не внешним, а внутренним содержанием, т.е. заложенным в них мировоззрением. При этом культура постепенно перестала быть только достоянием узкого круга лиц, образованной элиты общества – с XVIII в. началось формирование массовой буржуазной культуры. Больших успехов в этот период достигла наука. Развивалась техника, появились многочисленные изобретения. Значительно повысились уровень гуманности и образованности населения. По всей Европе отменялись пытки, ограничивалась смертная казнь, улучшились нравы. Были расширены права женщин, которые были признаны равными мужчинам по интеллектуальным и духовным качествам. Таким образом, в период со 2-й половины XVII до конца XVIII вв.,феодальные отношения постепенно и неизбежно уступали место капиталистическим, сословное общество превращалось в буржуазное, был заложен экономический и культурный расцвет XIX в. Идеи и достижения эпохи Просвещения стали основой, на которой впоследствии создавались новые, демократические государства. С конца XVIII в. начинается становление индустриального общества. Переход к индустриальной экономике включал два этапа. Мануфактурный этап получил наибольшее развитие во второй половине XVII-начале XVIII вв. Фабричный этап ознаменовался переходом от мануфактуры к крупному машинному производству, что принято называть промышленным переворотом. Промышленный переворот начинался в хлопчатобумажной промышленности, далее охватывал сферу металлургии, машиностроения, горнодобывающий промышленности и завершался бурным ростом железнодорожного строительства. Переход от мануфактурного к машинному производству обозначал полный технический переворот, замену ручной техники системой машин. Машинное производство диктует необходимость непрерывного технического обновления. Технический прогресс становится основой жизни. Были найдены новые источники энергии и способы ее использования (пар, электричество). Возросло значение нефтяной промышленности. Началась эпоха освоения электричества. Появилась электросварка, электрохимия, электрометаллургия, по улицам прошли первые трамваи. Был изобретен двигатель внутреннего сгорания. Усовершенствовалась выплавка стали, а также, быстро развивалась химическая промышленность. Большие изменения происходили в организации производства. На развитие производительных сил все большее влияние стали оказывать капиталистические монополии, т.е. крупные хозяйственные объединения, контролировавшие большие материально-технические ресурсы и научно-производственный потенциал. В руках небольшой группы людей концентрировалась финансовая власть. Монополистическая олигархия получала возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны в своих интересах. К концу XIX в. складывается система мирового хозяйства, которое включало в себя три составные части: крупную машинную индустрию, современный транспорт, мировой рынок. Соотношение сил между отдельными регионами мира в XIX в. отличались достаточной стабильностью и резким преобладанием Европы. В конце XIX в. мировое хозяйство из европоцентрического становится двуцентрическим (Европа и США). Становление индустриального общества сопровождалось резким увеличением народонаселения. и ростом городского населения. В 1800 г. лишь 3% населения жило в городах, в 1900 г. - уже 13,6%. Ускорился рост больших городов, появляются города-миллионеры. Растет миграционная активность, в основном эмиграция из Европы в Северную Америку. В XIX в. меняется социальная структура населения. Важнейшим социальным последствием промышленного переворота было укрепление класса буржуазии и появление класса промышленного пролетариата. В большинстве стран Западной Европы завершилось формирование нацийкак исторически сложившихся общностей с единой государственностью, экономической жизнью (национальным рынком) и литературным языком. Произошел ряд существенных изменений и в государственном устройстве европейских стран. Почти полностью исчезают абсолютные монархии. Они заменяются конституционными монархиями или республиками. Лишь немногие страны, например Испания, вошли в XX в. с монархическим устройством. Многие политические преобразования XIX в. были связаны с социальными революциями и Наполеоновскими войнами. Развитие капитализма в различных странах шло неравномерно. Англия постепенно утрачивала свое первенство, уступая его США. Опасным конкурентом для нее стала и Германия, которая совершила грандиозный скачок в своем развитии и заняла лидирующее положение в Европе. В конце XIX в. Англия переживала первые тяжелые промышленные кризисы, последствием которых был отток капиталов в колонии. Франция, революционизировав всю Европу, в конце XIX в. находилась на 4-м месте в мире. Особенностью ее финансово-экономического развития был бурный рост банковского капитала. Испания и Италия заметно отставали в европейской гонке. Бурные события европейской истории XIX-начала XX вв. отразились на развитии духовной культуры этого времени. В противоречивом переплетении развивались и изменялись точки зрения на мир, общество, человека, от романтически возвышенных до глубоко пессимистических. Огромную роль в изменении представлений человека о самом себе сыграла эволюционная теория Чарльза Дарвина и концепция человека, разработанная Зигмундом Фрейдом. В XIX в. широкое распространение получил политический либерализм, утверждавший, что экономическая модернизация общества должна сопровождаться политической и социальной модернизацией, во главу угла которой ставилась свобода личности. XIX в. породил также ряд теорий относительно возможного переустройства общества и достижения социального идеала. Эти теории принадлежали социалистам-утопистам и основоположникам марксизма. Социальной базой марксизма вомногих странах Европы и Америки стало рабочее движение. Массовые организации и выступления рабочих положили начало ограничению предпринимательского произвола, способствовали разработке и реализации законов об охране труда и страховании, некоторому расширению либеральных свобод и демократических прав. Рабочие организации стали опорой широкого движения за социалистическое переустройство общества, за демократизацию политических структур, закладывавшего предпосылки становления гражданского общества и правового государства. 4. Второй этап Нового времени (первая половина ХХ в.): мировые войны и кризис индустриального общества В результате общественного развития углублялись и обострялись противоречия внутри европейских стран и между ними. Конфликт двух соперничавших группировок держав вызвал первую мировую войну, которая была выражением глубокого общественного кризиса европейской индустриальной цивилизации. В конце XIX в. могучий рывок в развитии совершила Германская империя, которая по объемам промышленноого производства поднялась с четвертого на второе место в мире. Франция, наоборот, была оттеснена со второго места - на четвертое. Доля Великобритании в мировой индустриальной продукции сократилась с трети до седьмой части. В начале 80-х гг. ее перегнали США, в начале ХХ в. - Германия. Усиление экономического потенциала Германской империи способствовало тому, что она стала претендовать на установление своей гегемонии в Европе, на расширение своих колоний за счет Великобритании и Франции. Одновременно она усилила натиск на Восток, угрожая интересам России. Нарастание противоречий между ведущими европейскими державами привело к созданию противостоящих друг другу военно-политических блоков «Тройственного союза» (Германии, Австро-Венгрии и Италии) и Антанты (Великобритании, Франции и России). В 1914 г. между этими блоками развернулась Первая мировая война. Война обострила внутренние противоречия во всех воюющих странах, в особенности, в России и странах австро-германского блока. В ходе революции 1917 г. Россия вышла из войны. Во всех странах участились и приобрели значительный размах забастовки, участники которых требовали улучшений условий труда, восстановления и расширения свобод, а также прекращения войны. Активизировались революционные группы, призывавшие свергнуть правительство, покончить с капитализмом и добиться мира путем социалистической революции. Следствием Первой мировой войны стало серьезной изменение политической картины мира и свершение ряда революций. Революция в России положила начало формированию социалистического лагеря. Окончанием войны стало подписание Версальского договора в 1919 г. Германия потеряла все свои колонии, ей разрешалось иметь только стотысячную армию, комплектуемую на основе найма, она не могла иметь подводных лодок, военной и морской авиации. Германия обязывалась платить репарации. Версальский мир был непрочным и противоречивым. Он породил германский реваншизм под лозунгом: «Порвем версальские оковы!». После первой мировой войны был сделан ряд шагов для стабилизации международной обстановки. В 1919 г.была учреждена Лига Наций - международная организация, призванная поддерживать мир и пресекать агрессию. Для первой мировой войны были характерны неслыханные ранее масштабы. В ней приняло участие 38 стран, под ружье было поставлено более 70 млн. чел., а общие потери воевавших стран составили примерно 10 млн. убитых и 20 млн. раненых. Война принесла неисчислимые бедствия народным массам. В результате войны экономика многих европейских стран находилась в кризисе. Этот кризис способствовал обострению внутриполитической ситуации в Германии, Италии и Испании, что привело к возникновению в этих странах фашистских партий, захвативших власть в 1920-30 гг. В результате в этих государствах сформировались правототалитарные политические режимы. По окончании экономического кризиса промышленность в западноевропейских странах постепенно восстановила довоенный уровень производства, а затем превзошла его. Германия в годы стабилизации сумела восстановить и даже увеличить свою мощь. Заметно снизился в мировом промышленном производстве удельный вес Англии. Усиление неравномерности развития капиталистических стран неизбежно вело к росту противоречий между ними. Рост экономической мощи США и Японии, снижение удельного веса английской экономики, быстрое восстановление экономического и военного потенциала Германии - все это обостряло борьбу за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала. В 1929 г. в США произошел биржевой крах, возвестивший наступление мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.), вошедшего в историю под названием «Великая депрессия». Промышленное производство в капиталистических странах сократилось более чем на одну треть, была парализована половина производственной мощности промышленности, объемы мировой торговли сократились в три раза, пришли в расстройство финансы, валюты 56 государств обесценились, росла безработица. Резко ухудшилось положение городской мелкой буржуазии и интеллигенции. В этой тяжелейшей ситуации власти некоторых стран сумели найти выход, прибегнув к новой социальной политике. В США в рамках «нового курса»президентаРузвельта был проведен комплекс реформ: организована помощь нуждающимся; миллионы безработных получили возможность принять участие в общественных работах, субсидировавшихся государством; был принят закон о социальном обеспечении, предусматривавший страхование безработных, введение пенсий, государственную помощь вдовам, сиротам, инвалидам; правительство получало право устанавливать минимальную почасовую ставку заработной платы и максимальную продолжительность рабочей недели; с целью более справедливого распределения национального дохода были повышены налоги на наследство, сверхприбыль и т.д. Курс реформ был успешно осуществлен и в Скандинавии, прежде всего в Швеции. Реформы рузвельтовского «нового курса» и реформы социал-демократов в Швеции сыграли значительную роль в преодолении экономического кризиса. Однако они имели и гораздо более важное долговременное значение, ибо благодаря им начали разрабатываться механизмы создания государства всеобщего благоденствия – демократического государства, выражающего интересы общества в целом и смягчающего чрезмерное социальное неравенство. Менее удачными оказались попытки оздоровления общества в других европейских странах. В результате выступлений трудящихся здесь усилилась радикализация общества, до предела обострились социальные и политические противоречия. В Германии установилась фашистская диктатура, Германия вышла из Лиги наций, покинула конференцию по разоружению, потребовала отмены всех статей Версальского договора. 1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу началась Вторая мировая война. Но в этой войне рухнули не только сами фашистские империи, возникшие ради завоевания мирового господства, рухнула и их идеология. Вторую мировую войну 1939-1945 годов вполне правомерно рассматривать как кульминацию цепи кризисов первой половины XX века, как крупнейший цивилизационный кризис глобального масштаба, в ходе которого впервые в истории было создано и применено оружие, способное уничтожить Земную цивилизацию, ядерная бомба. Вторая мировая война по своим масштабам и разрушительным последствиям намного превзошла первую. Во вторую мировую войну оказалось втянуто 61 государство, в которых проживало до 80 % населения планеты. Военные действия охватили гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 110 млн. чел. Погибло около 65 млн. чел., половину из которых составили жертвы среди гражданского населения, страдавшего от массированных обстрелов, бомбардировок с воздуха и карательных акций. Материальный ущерб выражался огромной цифрой – 3300 млрд. долл. Негативные последствия Второй мировой войны в ряде сфер, в частности в сфере демографии, проявляются до сих пор. 5. Третий этап Нового времени (вторая половина ХХ-начало XХI вв.): зарождение постиндустриального общества Одной из важнейших задач, стоявших перед человечеством после окончания второй мировой войны, стало создание эффективной системы коллективной безопасности. Для осуществления этой задачи в 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН), основные цели которой состояли в поддержании мира и безопасности, в укреплении дружественных отношений между странами, в решении всех спорных проблем путем переговоров. В 1947 г. США заявили, что для укрепления европейских демократий им необходимо оказать срочную финансовую и экономическую помощь. СССР расценил это как попытку закабаления Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации этого проекта. Одновременно был ускорен процесс перехода власти в этих странах в руки коммунистов. В 1948 г. 16 западных стран подписали «план Маршалла», по которому должны были получить помощь от США в размере 17 млрд. долл. в течение 4 лет. При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств. К 1948 г. ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов уже не было. Разногласия между бывшими союзниками привели к расколу Европы. Правительством США была выработана «доктрина Трумэна», ставшая началом перехода от послевоенного сотрудничества к «холодной войне». В рамках политики «сдерживания» СССР в 1949 г. 10 европейских стран, США и Канада подписали Североатлантический договор о создании НАТО. На основе этого договора были созданы объединенные вооруженные силы, в которых главенствующую роль играли размещенные в Европе американские войска. В 1949 г. была расколота Германия: в западных зонах оккупации образовалась ФРГ, в восточной - ГДР. Странами просоветской ориентации в 1949 г. был образован Совет Экономической Взаимопомощи, в 1955 г. - Организация Варшавского договора (ОВД) – военно-политический союз для противостояния блоку НАТО. В 1950-1969 гг. наблюдался бурный рост экономики стран Запада (4-5,5% в год), что позволило осуществлять социальные программы, которые гарантировали определенный уровень социального обеспечения и благосостояния населения. В результате в ведущих капиталистических государствах сформировался новый тип общества, характерными признаками которого были довольно высокий уровень жизни и массового потребления, социальная защищенность, соблюдение основных демократических принципов. Формированию нового типа общества способствовала первая научно-техническая революция(НТР). Стала целенаправленно осваиваться энергия атома; развивалась квантовая электроника, позволившая создать лазерную технику и электронные преобразователи энергии; успешно развивалась кибернетика, появились электронно-вычислительные машины (ЭВМ); началось освоение космоса. В годы первой НТР стали стремительно расти престиж науки и ее роль в обществе. Однако наука, существующая в основном за счет государственного бюджета, все больше подчинялась интересам государственной власти и использовалась в военных целях. В условиях «холодной войны» шло быстрыми темпами накопление атомного, термоядерного, бактериологического и химического оружия. Резко возросла угроза третьей мировой войны. Острый характер приобрели проблемы экологии. Особенностью послевоенного развития западной экономики был бурный рост международной торговли, курс на ее либерализацию, благодаря чему в Западной Европе началась экономическая интеграция. В 1957 г. шесть европейских стран подписали Римский договор, по которому обязались ликвидировать таможенные барьеры во взаимной торговле и создать единый рынок сельскохозяйственной продукции. Так возникло Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Интеграция постепенно стала приобретать не только экономический, но и политический характер. Вслед за межправительственным Советом Европы, созданным еще в 1949 г., появился Европейский парламент (1957 г.), полномочия которого заметно возросли к концу столетия. В 1950-70-е гг. произошел распад колониальной системы европейских держав. В 1974-1975 гг. разразился мировой экономический кризис. В итоге потребность в социальных услугах государства выросла, а его возможности сократились. После кризиса концепция «государства благоденствия» превратилась в объект критики. Как результат, появилось политическое движение, выступающее за ликвидацию «государства благоденствия» и получившее название «консервативная волна». Его представители, неоконсерваторы, в 1980-е гг. пришли к власти в большинстве стран Запада и приняли меры к ослаблению государственного регулирования экономики, созданию более благоприятных условий для развития частного предпринимательства. Они, как правило, проводили жесткую кредитно-финансовую политику с целью обуздания инфляции, сокращали государственные расходы. В странах, где существовал значительный государственный сектор в экономике, была проведена его приватизация. В результате к середине 1980-х гг. инфляцию удалось остановить. В это время началась вторая НТР, главной движущей силой и символом которой стал компьютер. началось их серийное производство. Компьютеризацияоткрыла дорогу применению новых технологий в производстве: роботов, гибких производственных систем, систем автоматического проектирования, биотехнологий, методов генной инженерии. Внедрение достижений НТР в производство привело к устойчивому подъему экономики с 1982 г. и до начала 1990-х гг. И хотя темпы его оказались невысокими, за ним стоял начавшийся глубокий качественный сдвиг - технологическая революция, которая обеспечила быстрый рост производительности труда, сделала экономику стран Запада менее энергоемкой, более ресурсосберегающей, а производство - более экологически чистым. Технологическая революция создала новые средства связи, которые способствовали быстрому росту мировой торговли. Ведущую роль в экономике Запада стали играть транснациональные корпорации. Взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик стала еще больше. Стало формироваться информационное общество, в котором все стороны жизни связаны с новейшими видами связи (телекоммуникации, спутниковая связь, электронная почта, сотовая телефонная связь и пр.). Все это означало появление первых ростков постиндустриального общества. В первой половине 1970-х гг. уверенно набирала обороты политика разрядки международной напряженности, начало которой связывают с подписанием США и СССР серии важных соглашений по ограничению систем противоракетной обороны и стратегических вооружений. В 1975 г. главы 33 европейских государств, США и Канады подписали Заключительный акт Общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором содержалось коллективное признание нерушимости существовавших европейских границ. Во второй половине 1970-х гг. начался отход от политики разрядки. Политика западных государств стала более жесткой и агрессивной. В 1979 г. НАТО приняло решение добиваться от СССР вывода ракет средней дальности из Восточной Европы и, если этого не произойдет, разместить в 1983 г. американские ракеты соответствующего класса в Западной Европе. Началась ожесточенная борьба вокруг этой проблемы; разрядка в Европе закончилась. Этому способствовало и развязывание Советским Союзом Афганской войны в 1979 г. Вывода советских войск из Афганистана потребовала Генеральная Ассамблея ООН. В 1983 г. НАТО приступило к размещению американских ракет в Европе. В 1989 г. в социалистических странах Восточной Европы произошли демократические революции, в результате которых к власти пришли оппозиционные силы, ориентированные на Запад. Ослабевший СССР оказался не в силах им помешать. Организация Варшавского договора и СЭВ прекратили свое существование. СССР вынужден был согласиться и с объединением Германии. В 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия стали членами НАТО. В условиях ослабления международных позиций СССР к США стала переходить роль мирового лидера.
Date: 2015-07-27; view: 1768; Нарушение авторских прав |