Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место курса в профессиональной подготовке выпускниковСтр 1 из 8Следующая ⇒
Задачи курса - изучить историю возникновения и развития отдельных стран и народов мира, причины формирования цивилизаций различных типов. - сопоставить цивилизационные отличия, определить достоинства и противоречия каждого типа, воздействие этих отличительных черт на всю последующую историю народов. - наряду с изучением политической истории стран, их материальной и духовной культуры рассмотреть особенности менталитета разных народов, роль религии и других факторов в формировании ментальных отличий, мотивационных аспектов жизнедеятельности. - сформулировать вопрос о смысле исторического прогресса, обсудить его духовную, нравственную составляющую. - зафиксировать главный тезис: все цивилизации равны перед историей, нет плохих и хороших, передовых и отсталых народов, первого и последнего эшелона. - обсудить вечный вопрос о движущих силах истории, роли личности, роли идей и меркантильных интересов, утопий и вмешательства внешних сил, национальных интересов и т.д. - обсудить современные тенденции развития мира, достижения и противоречия современной цивилизации, возникающие в результате технократического развития, всё новые глобальные угрозы человечества от озоновой дыры до терроризма. - выработать, опираясь на знания, активную жизненную, гражданскую позицию, самостоятельность мнения, воспитывать критически мыслящих, осознанно действующих личностей - привить студентам навыки дискутирования, аргументации, логичности и доказательности выступления, убеждения, ораторские навыки и другие, необходимые как в их профессиональной будущей работе, так и в общественной и личной жизни. Место курса в профессиональной подготовке выпускников Курс имеет не только общеобразовательное значение, углубляет гуманитарные знания, он также вырабатывает навыки аналитического логического самостоятельного мышления, культуры аргументированной дискуссии и доказательных умозаключений, которые так необходимы и в профессиональной деятельности любого специалиста, и в общественной и частной жизни.
ТЕМА 1. Методологические основы курса «История цивилизаций» Формационный подход к изучению истории. Периодизация исторического процесса. Формационный подход к изучению истории. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса. Типы формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Структура и основные элементы формации. Способ производства: производительные силы и производственные отношения – базис. Надстройка. Первичность производственных отношений – выступают в качестве фундамента всех остальных общественных отношений. Влияние надстройки на экономический базис, производственных отношений на производительные силы. Концепция развития и смены общественно-экономических формаций через борьбу классов – социальную революцию. Восходящее прогрессивное развитие истории человечества. Развитие производительных сил Особенностью формационного подхода – история это всеобщий однолинейный процесс. Человек – подчиненный элемент в системе развития производительных сил. Цивилизационный подход к изучению истории. Цивилизационный подход. Определением понятия «цивилизация». Научные школы и направления в цивилизационном подходе. Критерии в определении сущности цивилизации. Цивилизация как единая саморазвивающаяся система интегрирующая все социальные и несоциальные компоненты исторического процесса. Противоположность цивилизационного подхода формационному подходу. Базовые основы цивилизации: тип духовных ценностей, тип личности (менталитет), природно-географическая среда. Основоположники цивилизационного подхода: А. Тойнби, Ибн-Хальдун, Н. Данилевский, О. Шпенглер Многообразие подходов к определению сущности и содержания понятия «цивилизация». Цивилизация как стадиальное явление в мировой истории. Цивилизация как локальное (региональное) явление относительно человечества в целом. Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода. Цивилизация как высшая стадия в историческом развитии. Трехзвенная периодизации мировой истории: «дикость», «варварство», «цивилизация». Концепция восходящего движения общества от одной стадии к другой Признаки стадии «дикости»: хозяйство присваивающего типа, экстенсивное взаимодействие с природой, небольшие автономные общины основанные на кровнородственной основе и половозрастной стратификации, ритуальность, ранние формы религии (тотемизм фетишизм, магия, анимизм), мифологическое мировоззрение и отсутствие индивидуального сознания. Признаки стадии «варварства»: переход от экстенсивного взаимодействия с природой к интенсивному, появление элементов присваивающего хозяйства (земледелия, скотоводства, ремесла и торговли), внешняя военная деятельность (военно-грабительские и военно-торговые экспедиции, наёмническая деятельность, контроль над транзитами международной торговли и т.д.), переход от кровно-родственных к территориально-политическим основам, складывание масштабных межплеменных объединений, появление патриархальных семейно-родовых культов предка, культа вождей, культа племенных богов, формирование политеизма (язычества), появление рисуночного письма (пиктография). Признаки стадии цивилизации: интенсивное взаимодействие общества с природной средой, складывание разветвлённого общественного разделения труда, выделения в самостоятельные специализированные, виды хозяйственной деятельности земледелия, скотоводства, ремесленного производства, торговли, устойчивый институт государства, развитой письменной традиции, появление монотеистической религии. Возникновение городов как нового типа поселения. Развитие трехзвенной периодизации мировой истории во второй половине XX века: доцивилизационный период – стадии «дикости» и «варварства»; период цивилизации – аграрная, индустриальная и постиндустриальная стадии (цивилизации). Признаки аграрной цивилизации Признаки индустриальной цивилизации. Признаки постиндустриальной цивилизации. Концепции переходов от одной стадии цивилизаций к другой. Предпосылки перехода от доцивилизационного периода к периоду цивилизации – неолитическая революция. Характерные черты неолитической революции. Переход от аграрной цивилизации к индустриальной– «модернизация». Характерные черты модернизации: переход от мануфактурного производства к промышленной индустрии, урбанизация, рост грамотности населения, развитие гражданского общества, построение правового государства и институтов парламентской демократии, соблюдение принципов частной собственности на средства производства, рыночной конкуренции и свободы принятия решений хозяйственными субъектами, секуляризация общественного сознания, появление автономной личности и идеологии национализма, научно-техническая революция. Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода. Цивилизация как локальная культура. Различные теории и концепции исторического процесса: Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Н.Я. Данилевский – идея обособленных, локальных цивилизаций, или «культурно-исторических типов». Четыре формы, или «основы», их исторического самопроявления в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: религиозной, культурной, политической и социально-экономической. Этапы в развитии культурно-исторических типов (локальных цивилизаций): этнографический (древний), политический (государственный), цивилизационный. Признаки цивилизации по О. Шпенглеру. Концепция локальных цивилизаций А.Д. Тойнби. «Вызов» и «Ответ. «Творческое меньшинство» как главная движущая сила истории и инертная масса. Теория круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Стадии цивилизации: возникновение, рост, надлом и разложение. Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Различное решение формационным и локально-цивилизационным подходами к изучению истории ключевых вопросов методологического характера: соотношение объективных и субъективных факторов общественно-исторического развития, соотношение роли материальных и духовных факторов общественно-исторического развития, направленности исторического развития, дают различные трактовки понятия «прогресс». Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов к изучению истории.
Date: 2015-07-27; view: 310; Нарушение авторских прав |