Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что же стоит за словом «внимание»?





Невероятное количество самых разнообразных явлений. Вообразим себе следующую ситуацию. Шагая привычной дорогой в академию и стараясь не отвлекаться от повторения про себя латинских названий отделов головного мозга к грядущему зачету по анатомии, мы все-таки невольно обращаем внимание на статного иностранца в ярких красных шортах и большой желтой панаме, который зачем-то карабкается на фонарный столб. Вот он взбирается все выше... Ничего не скажешь, весьма колоритный господин!

Такого трудно не запомнить. Но откуда он приехал? Мы начинаем внимательно вслушиваться в язык, на котором наш иностранец перебрасывается репликами со своей спутницей, стоящей внизу, и для этого нам приходится отвлечься от гула голосов и машин на улице. Однако объект нашего внимания сам внимательно за чем-то наблюдает, смешно вытянув шею и слегка приоткрыв рот, словно чего-то ждет. Мы следуем глазами за направлением его взора и обнаруживаем, что в фокусе его внимания — не более чем выбоина в стене старого кирпичного дома, явно подготовленного под снос. Наше внимание немедленно устремляется туда же.

Но время идет, а ничего не происходит, и наш взгляд начинает блуждать сначала по всей стене, а потом и по стенам соседних домов. Вдруг иностранец на столбе издает торжествующий возглас, и наше внимание тут же возвращается на прежнее место. Однако все, что мы успеваем увидеть, — светящиеся зеленые глаза где-то в глубине выбоины. Значит, надо попробовать не отвлекаться, даже если для этого потребуется приложить определенное усилие: вдруг оно того стоит? Вдруг там какой-то особенный зверь, сбежавший из зоопарка? Проходит четверть часа, но дальнейшее ожидание ни к чему не приводит,, и мы отправляемся дальше своей дорогой, оставив иностранца медитировать на столбе, а его супругу — тревожиться внизу.

Казалось бы, ничего не произошло. А между тем весь пример насквозь пронизан явлениями внимания. О чем он нам говорит? Обращая внимание, мы что-то выбираем и от чего-то отвлекаемся. Иногда внимание может быть привлечено к объектам и событиям в окружающем мире само по себе, а иногда от нас требуется усилие, чтобы его удерживать. Мы можем быть внимательны как к внешним событиям (предметам, звукам, запахам, касаниям), так и к собственным мыслям.

Итак, невольный поворот головы и пристальное ожидание, отвлечение и выбор, сосредоточение и удержание направления взора — все это внимание. Едва ли возможно, что за всем этим многообразием явлений стоит один и тот же процесс. В то же время мы почему-то обозначаем их одним и тем же словом и всякий раз понимаем, о чем идет речь. Когда родители говорят ребенку: «Переходя через дорогу, будь внимателен!» — тот понимает, как ему следует себя


вести. Когда преподаватель, дойдя до наиболее важного момента лекции, произносит: «Внимание!» — этот сигнал (в идеале, конечно) не обращается в звук пустой и заставляет аудиторию насторожиться.

На человека воздействует огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые наиболее значимы. Отбор существенных раздражителей носит избирательный, направленный характер и зависит от ряда условий. Основное среди них - отношение человека к выполняемой им деятельности, ее содержанию. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека и составляет функцию внимания.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, — надо удержать этот выбор, сохранить его. Например, вы можете легко направить свое внимание на решение определенной задачи, но если вы не сможете сохранить в поле своего внимания объект соответствующей деятельности, то вряд ли вы сможете решить эту задачу.

Как следует из данного нами определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда вы направляете на что-либо свое внима­ние, то одновременно с этим вы сосредоточиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредоточиваетесь на чем-либо, то вы направляете на это свою психическую деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение — с углубленностью в занятие.

Для того чтобы понять, какую роль играет внимание в психической деятельности человека, представьте себе, что вы смотрите на какую-то группу предметов. Одни предметы, которые находятся в центре вашего зрительного поля, будут восприниматься вами наиболее отчетливо, другие, находящиеся на периферии вашего зрительного поля, — менее отчетливо. Подобную аналогию можно построить в отношении нашего сознания: то, что составляет смысл нашей деятельности, занимает центр нашего сознания, а то, что в данный момент незначимо, уходит на периферию, или «боковое поле», сознания. Следует отметить, что данная аналогия — это всего лишь аналогия. Вы можете смотреть


на какой-то предмет и при этом думать совсем о другом. В этом случае «цент­ральное поле» вашего сознания будет занято тем, о чем вы думаете, а не тем, на что вы смотрите.

Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга: один в другом. Большой круг будет называться зоной неясного сознания, а малый круг — зоной ясного и отчетливого сознания, или зоной внимания (рис.).

X Зона неясного ^v
/ сознания \

Зона внимания

Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. Но говоря о двух зонах ясности и отчетливости сознания, следует иметь в виду, что в неясной зоне сознания существуют свои фазы смутности и неотчетливости. Как и в поле зрения, чем ближе к центру, тем более отчетливо мы осознаем те или иные явления.

Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей к животных. В комнате раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился и устремил глаза в сторону звука.

На уроке ученики сосредоточенно пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась, и, несмотря на поглощенность работой, все школьники посмотрели на дверь.

Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны. Например, необходимы определенные механизмы, способные выделить какой-либо новый раздражитель из других постоянно действующих в данный момент. В психологи­ческой литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осу­ществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные.


К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повы­шая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной пере­понки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха.

По мнению Д. Е. Бродбента, внимание — это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т. е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали разную информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было установлено, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного ими нервного возбужде­ния. В свою очередь, сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раз­дражения. Более сильное возбуждение подавляет возникающее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в со­ответствующем направлении. Однако возможно слияние двух или нескольких од­новременно воздействующих раздражителей, усиливающих друг друга. Этот вид взаимодействия раздражителей также является одной из основ выделения внеш­них воздействий и течения процессов в определенном направлении.

Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко ис­пользованный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику фи­зиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, харак­теризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вы­рабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно на­зывается неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего


возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.

Следует отметить, что основой возникновения господствующего очага возбуждения является не только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными нервными связями.

Однако ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно поста­новка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающихся объяснить физиологические механизмы внимания. Современные исследователи большое внимание уделяют поиску механизмов вни­мания, исследуя нейрофизиологические процессы. Например, установлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения био­электрической активности в лобных долях мозга. Эту активность связывают с ра­ботой особого типа нейронов, располагающихся в лобных долях. Первый тип ней­ронов — «детекторы новизны» активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие от них нейроны «ожи­дания» возбуждаются только при встрече организма с объектом, способным удов­летворить актуальную потребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей, внимание сосредоточивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней.

Таким образом, внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур. Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели к появлению целого ряда психологических теорий внимания.

Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее
признание в английской ассоциационной психологии. Она основывается на


утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски пр^ртщдения. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание rit^ и.тачителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное оиЦ^нме или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».
S

 

4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат аиш*уцого опыта индивида. \

5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники д4й'кг?й позиции принимают внимание за первичную и активную способ^сть происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно дан^д гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной," раздражительно^ центральной нервной системы. > v

7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимаш — преобладание одного представления над другими — тем, что оди' физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания. ';•. t

Среди теорий внимания широкую известность также приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Он считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела — лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Так, для органов зрения и слуха внимание означает сосредоточение и задержку движений. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Кроме теории Т. Рибо существуют и другие не менее известные подходы к исследованию природы внимания. Например, Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение


определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией.

г—'Не менее интересную концепцию внимания предложил П. Я. Гальперин. Его концепция состоит из следующих основных положений:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-
исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие,
направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в
данный момент в психике человека.

2. Главная функция внимания — контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, ис­полнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.

3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.

4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — яв­ляются результатом формирования новых умственных действий.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.

В заключение следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.

Рассмотрим теперь вопрос о том, что же способствует привлечению внимания и почему одни воздействия выделяются и фиксируются сознанием, а другие до него не доходят. Обычно выделяют три группы факторов, играющих существенную роль в привлечении внимания.

Первая группа связана с характером раздражителя. Многочисленные исследования показали: для того чтобы раздражитель привлек внимание, он должен прежде всего быть достаточно сильным. Так, внезапно раздавшийся сильный шум незамедлительно привлекает его. И наоборот, из школьной практики хорошо известно, что внезапная пауза на уроке также может стать фактором привлечения внимания. Это значит, что немаловажное значение для его привлечения имеет фактор новизны, необычности, в основе которого лежит ориентировочный рефлекс. Именно на этом принципе построена психология рекламы (броско набранный текст, необычное расположение слов, букв и пр.).

Вторая группа факторов связана с определенным соотношением раздражителя и потребностей человека. Эти факторы зависят не от внешней среды, а от самого субъекта - его потребностей, интересов. Известно, что среди всех раздражителей, воздействующих на организм, прежде всего выделяются те, которые имеют отношение к роду нашей деятельности либо потребностям. Так,


ученик, увлекающийся чем-то, выделяет из всей доходящей до него информации ту, которая относится к предмету его интереса.

Третьей группой факторов, играющих значимую роль в привлечении внимания, является его зависимость от структурной организации человеческой деятельности. Деятельность человека определяется потребностью и мотивом и всегда направлена на ту или иную цель. Внимание, прежде всего, привлечено к действию, направленному на известную цель. Так, часто бывает трудно воспринять беспорядочные, разбросанные раздражители. Но мы довольно легко делаем это, если они организованы в определенную структуру, что отчетливо проявляется при демонстрациях наглядных пособий на уроке. Другим примером может служить повышенное внимание оканчивающих школу к тому, что связано с выбором их будущей профессии. Таким образом, внимание определяется структурой деятельности, отражает ее течение и служит механизмом контроля.

В значительной степени внимание определяется успехом или неуспехом деятельности. Успешное окончание работы прекращает состояние внимания, наоборот, незавершенная деятельность вызывает его длительное напряжение.

Значение внимания в жизни человека

Механизмы обработки могут выполнять свои функции относительно лишь одного объекта. Например, наш петербургский физиолог В.Д. Глезер пишет, что если в поле зрения находится несколько объектов, то опознание второго происходит после опознания первого. Кроме того, каналы механизмов могут быть загружены обработкой другой информации или контролем. Значит, нужно какое-то упорядочивание объектов.

Английский психолог Д. Бродбент сравнивает работу внимания с работой фильтра, который предохраняет канал передачи информации от перегрузки, поскольку этот канал обладает ограниченной пропускной способностью.

1. Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации.

2. Внимание обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте. С вниманием связаны направленность и избирательность всех познавательных процессов. Оно всегда включено в практическую деятельность человека и представляет собой необходимое условие ее успешного протекания. Ослабление его интенсивности неизбежно приводит к снижению качественных показателей в работе.

Известно, что процесс обучения не может успешно протекать без достаточной, сосредоточенности учащихся. Слушает ли ученик объяснение нового материала, продумывает ли план написания сочинения, решает ли алгебраическую задачу - нужным условием успешного выполнения любой работы является умение сосредоточиться на конкретных объектах и одновременно отвлечься от всего остального. И часто недопонимание им учебного материала, плохое запоминание, неумение выполнить домашнее задание объясняются не плохой его сообразительностью или памятью, а недостатками внимания.


2.

Современная психология выделяет три вида внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Разберем эти Bjigbi по^ч^реди^.

Непроизвольное внимание навязывается человеку извне и имеет пассивный характер. В такой ситуации говорят: «Что-то привлекло мое внимание». Непроизвольное внимание вызывается большей силой раздражителя, чем-то прерывистым, пульсирующим, необычным. В данном случае, оно в большей степени зависит от воздействующих на нас объектов, чем от нас самих.

Этот тип внимания есть и у животных, и у человека. Внешне непроизвольное внимание проявляется в повороте головы, вздрагивании, мимике и т.п. Признаки элементарного, непроизвольного внимания можно наблюдать уже в первые месяцы развития ребенка. При этом он поворачивает головку, задерживает дыхание, перестает дергать ручками и ножками и т.п. Даже у новорожденного ребенка замечали реакцию (нарушения ритма сосания) на резкие световые раздражители. Это входит в основу ориентировочного рефлекса. У взрослого человека непроизвольное внимание также проявляется в сердечных реакциях (измеряется с помощью электрокардиограммы - ЭКГ) и кожно-гальванических (КГР), которые дают возможность измерить сопротивляемость кожи, или - электропроводимость.

Каковы же физиологические механизмы непроизвольного внимания? В глубинных отделах мозга, в его стволе есть группа клеток, которая называется ретикулярная формация. Она несет "службу внимания": даже когда человек спит, эти клетки бодрствуют. Через ретикулярную формацию сигнал поступает в кору головного мозга, включает ориентировочный рефлекс (рефлекс "что такое?", по Павлову), который приводит организм в состояние готовности.

Непроизвольное внимание возникает по разным причинам. Разберем некоторые из них.

1. Характер внешнего раздражения. Его составляют прежде всего сила внешнего раздражения, длительность, прерывистый характер, непривычность сигнала, а иногда - прекращение раздражения. Такое внимание иногда называют "вынужденным".

Если я внезапно стукну по столу, то этот звук будет неожиданным и поэтому привлечет ваше внимание. Вы знаете, что школьные учителя иногда прибегают к этому приему, когда в классе становится нестерпимо громко от разговоров. Сейчас вы не реагируете на гудки автомобилей за окном, но если раздастся очень длинный гудок, вы невольно отвлечетесь. Вы не обращаете внимание на свет лампы, но если она начнет мигать, вы посмотрите на нее - в чем дело?

Вот лектор что-то там бубнит, а вы в это время читаете книгу под столом, но лектор замолчал, молчит долго - и вы смотрите на него: почему прервался этот раздражитель?

Все указанные приемы хорошо знают специалисты по рекламе. Они часто ищут что-то необычное, что привлекло бы внимание публики. Для привлечения внимания часто используется тембр голоса.


Подобные приемы хорошо знают и специалисты по ораторскому мастерству. Для привлечения внимания во время публичного выступления можно повесить яркий плакат, можно к месту рассказать анекдот и т.п. Это нужно для того, чтобы нарушить монотонность изложения.

Вспомним историю искусства и литературы. Начало XX в. Среди множества течений можно затеряться. И тогда футуристы прибегают к различным приемам, чтобы привлечь внимание. Используется все яркое, эпатирующее. Желтая кофта Маяковского; манифест, в котором заявляют: сбросить Пушкина с парохода современности; сборники издают на обоях; а названия? - "Пощечина общественному вкусу"; а начала стихотворений? - например, у Давида Бурлюка: "Мне нравится беременный мужчина". Все это - для привлечения внимания. Вы думаете, что сейчас дело обстоит иначе? Посмотрите на эстрадных певцов и певиц: ведь они рассчитывают не на голос и репертуар, а на внешний эпатаж.

Перейдем к другой причине возникновения непроизвольного внимания.

2. Субъективная значимость сигнала. Специалистам известно, что
привлекает внимание сигнал, который имеет высокую субъективную значимость,
хотя сила его может быть невелика и для других людей он может не иметь
никакого значения. Например, мать слышит ночью писк младенца, хотя он может
быть и очень тихим. Когда мы голодны или испытываем жажду, наше внимание
привлекают витрины продовольственных магазинов, которые в иных
обстоятельствах могли бы остаться незамеченными. С другой стороны, во время
отдыха или в состоянии бездействия внимание может быть невольно привлечено
тем, что случайно оказалось рядом. Но и здесь объекты, сообразные состоянию и
индивидным особенностям человека, станут объектами его внимания с большей
легкостью. Например, внимание молодого человека на пляже вероятнее всего
привлечет миловидная девушка, а внимание девушки — молодой человек.

В речи целям привлечения внимания служит обращение. Вообще имя человека - это сигнал высокой субъективной значимости. Именно ею объясняется так называемый "феномен вечеринки". Представьте себе, что в комнате много народу, все говорят. Вы тоже участвуете в каком-то разговоре. Но вот в другом конце комнаты кто-то произнес ваше имя, и вы его услышали и сразу насторожились: вам обязательно надо знать, что про вас сказали.

Сюда же можно отнести и группу сигналов, соответствующих внутреннему состоянию человека. Например, мы с вами занимаемся, а в другой комнате что-то готовят, распространяется вкусный запах... Сытые люди не заметят этого сигнала, но он сразу же привлечет внимание голодного человека.

3. Третья причина. Сигналы, вызывающие эмоции или интерес. Строго
говоря, в их число можно включить и некоторые сигналы из первой или второй
групп. Но можно выделить эти сигналы и в отдельную группу. Например,
слишком громкий стук вызывает чувство страха и именно потому привлекает
внимание. Здесь "работает" оборонительный рефлекс. Однако сигналы могут
вызывать и другие разнообразные эмоции. Например, рекламы, в которых
участвуют разные аппетитные младенцы, направлены на то, чтобы вызвать
чувство умиления и тем самым привлечь зрителя.


В психологии иногда даже используется термин «профессиональное внимание». Врач-специалист, едва бросив взгляд на собеседника, может привычно заметить симптомы начинающейся болезни, которые ускользнут от любого другого человека.

Произвольное внимание Оно имеет активный характер, связано с сознательно поставленной задачей, с волевым усилием. Значит, факторы произвольного внимания - цель, мотив, установка. Человек как бы говорит себе: "Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть таковым". Значит, хозяином произвольного внимания является сама личность.

Как известно, для того чтобы быть внимательным, сосредоточиться, надо убрать посторонние раздражители. Однако есть два типа людей;

а) одни действительно требуют убрать все раздражители, что в крайних
случаях доходит до болезненного состояния. Например, М. Пруст приказал
оббить стены кабинета пробкой, но даже там боялся днем шума;

б) другие требуют дополнительных раздражителей. Этот феномен
используют инженерные психологи, которые разрабатывают функциональную
музыку для разных производственных цехов. Описанное явление основано на
том, что субдоминантные очаги в мозгу поддерживают доминантный.

Выжидательное внимание, или бдительность. Бдительность как разновидность внимания сродни собственно произвольному вниманию, за исключением того, что объект внимания как таковой здесь отсутствует, а деятельность человека состоит в ожидании определенного типа сигналов. Этот вид внимания характерен для рыболова, ожидающего поклевки, или фотографа скандальной газеты, который, сокрывшись в траве перед дачным коттеджем, ждет, когда в дверях появится телезвезда или известный политик.

Послепроизвольное внимание — последний по порядку, но не по значимости вид внимания. Иногда оно именуется «спонтанным» (лат. spontaneus — самопроизвольный). Его особенность — отсутствие волевого усилия в тех условиях, где такое усилие обычно необходимо. Если вчитаться в текст учебника, если действительно заинтересоваться его скучным, на первый взгляд, содержанием, никакой телевизор не помешает чтению. Поэтому внимание и называется «послепроизвольным»: сначала, для преодоления помех как внутреннего, так и внешнего плана, нужно некоторое волевое усилие, однако затем, при условии достаточного интереса, переживание усилия само собой исчезает. Этот вид внимания — совершенно особая, высшая форма активности личности. За ним стоит не только целенаправленность деятельности, но и интерес к ней. Поэтому проявляется оно в поглощенности деятельностью, «наслаждении трудом», а феноменально представлено в опыте потока.

Хочу еще раз подчеркнуть, что нет непроходимой границы между различными психическими процессами, а тем более между их видами. Приведу пример того, как один вид внимания может перейти в другой. Как-то раз внимание привлек несколько неприятный голос и даже несколько вульгарный смех, которые неслись из телевизора. Оказалось, что это некая популярная певица, но вид ее вызывал еще большее раздражение. Однако возник интерес -неужели с такими данными можно хорошо исполнить песню? И человек заставил


себя сесть у телевизора (произвольное внимание!) и прослушать песню. Исполнение и содержание песни неожиданно оказались интересными, и чем дальше, тем больше нравились песни в исполнении певицы. Человек с легкостью и удовольствием просидел полчаса, слушая концерт (благодаря возникшему постпроизвольному вниманию).

3. Свойства внимания


С, ила _ __

•,i!i.. I Интенсив* ;.)Я, ttorit.


~Т*~ I —|—

Объем Kit.iij) i; Vi iou'-.H Переклю
1 ' - иость чвнне


Колебание


Рассмотрим основные свойства внимания. Как видно из таблицы, силу внимания характеризуют его концентрация и интенсивность.

Концентрация - это сосредоточение внимания на конкретном объекте (например, на чтении интересной книги). Высокая степень его концентрации способствует углубленному изучению объекта.

По мнению некоторых ученых, гений - это результат повышенной концентрированности внимания. Так, французский биолог Ж. Кювье (конец XVIII-начало XIX в.) писал о том, что гений - это неотступное внимание.

Как-то И.П. Павлова спросили, как достичь таких великих результатов в науке. Он сказал, что это очень просто: надо научиться "неотступно думать о предмете, уметь с этим ложиться и вставать...".

Невозможность сконцентрировать внимание на каком-либо предмете называется рассеянностью. Позже мы вернемся к этому термину.

В различных видах деятельности внимание обычно протекает с разной степенью интенсивности. Хорошо известно, что интенсивность внимания у одного и того же человека в различное время бывает разной (сравните, напр., внимание к учебному предмету до и после экзамена). Различия в степени интенсивности внимания в значительной степени зависят от значимости объекта, интереса к нему и т.п.

Широту внимания характеризуют его объем и распределение. Объем внимания определяется числом объектов, которые одновременно могут быть в его поле. Благодаря этому свойству обеспечивается быстрое и глубокое понимание целого. Так, ученик, чтобы понять смысл картины, должен всю ее увидеть. Объем внимания возрастает, если воспринимаемые предметы сгруппировать или расположить в определенной системе.

Распределение внимания выражается в способности человека одновременно удерживать в его сфере несколько объектов, видов деятельности или действий. На этой особенности основано умение слушать и в то же время записывать материал.


Это субъективно переживаемая способность удерживать в центре внимания несколько предметов. Подчеркну - субъективно, поскольку объективно мы можем воспринимать только один предмет. Тем не менее некоторые люди могут делать одновременно несколько дел. Например, Ю. Цезарь мог одновременно заниматься семью делами, а Наполеон мог одновременно диктовать семь документов. Один французский психолог мог вслух читать одно стихотворение, а писать на бумаге другое.

Однако в действительности человек одномоментно обрабатывает лишь один предмет. И в описанных случаях мы имеем дело с быстрым переключением внимания с одного объекта на другой. Еще В. Вундт писал о том, что нельзя сосредоточить внимание одновременно на двух раздражителях, но можно быстро переключаться

Динамичность внимания характеризует его устойчивость, переключение и колебание.

Устойчивость внимания определяет, насколько прочно сохраняется его общая направленность в течение длительного времени. Устойчивость предполагает смену объектов и характера действий при сохранении общей целенаправленности в работе. Например, при написании сочинения внимание последовательно направлено на чтение, изложение основного содержания, использование цитат и пр. при сохранении общей направленности всех этих действий на выполнение работы (задания).

Колебание внимания - это его периодическое ослабление с последующим усилением. Этим и объясняется тот факт, что при повторном просматривании даже хорошо известного материала всегда обнаруживается что-то новое. Поэтому при подготовке урока никогда не рекомендуется ограничиваться однократным прочтением учебника.

Переключение внимания - это переход с одного объекта на другой в связи с изменением задач деятельности. Так, в процессе урока детям постоянно приходится переключать внимание с одного вопроса на другой. Быстрота переключения во многом зависит от степени сосредоточенности, а также от таких факторов, как интерес к уроку, важность его для ученика и т.д.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

У ребенка в первые месяцы жизни есть только непроизвольное внимание (на блестящие предметы, знакомые лица). При этом он поворачивает голову, задерживает дыхание. В 3 месяца внимание еще непроизвольное, но ребенок уже может подолгу рассматривать предметы, трогать их, брать в рот. Таким образом закладываются предпосылки возникновения произвольного внимания.

Мать в процессе общения с ребенком называет предметы, привлекает внимание ребенка, перестраивает структуру его внимания. Такое направление внимания ребенка делает его социализированным и формирует новый вид -произвольное внимание. Впервые на социальные корни высших форм произвольного внимания указал Л.С. Выготский. Итак, произвольное внимание -социально. Это не продукт возраста, а продукт общения. Л.С. Выготский писал,


это вначале функции внимания делятся между взрослым и ребенком; когда появляется речь, ребенок сам начинает выделять фигуру из фона; в 1 год 6 месяцев - 2 года 4 месяца речевая инструкция еще не может подавить факторы непроизвольного внимания. В 2 - 2,5 года речевая инструкция начинает отчетливо направлять внимание, и лишь в 12 - 16 лет оно сформировано полностью.

Различные характеристики формируются не одновременно. Так, ребенок способен сосредоточиваться на одной игре в полгода - 14 минут, в шесть лет - 1,5 часа. В возрасте 9-11 лет внимание может быть устойчивым в течение не менее 40 минут.

Наилучшая избирательность формируется к 33 годам, наилучшая переключаемость - к 29, наилучшая устойчивость - к 34.

Оптимум объема внимания достигается к 33 годам, а наименьший объем - в 18-21 год.

Date: 2015-07-27; view: 10332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию