Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧАСТЬ 1 25 page





 

Между прочим, русская церковь считала грехом для "мужей и отроков" бросаться на землю ничком или "лежать на чреве": в этом усматривалась имитация полового соития, а само действие приравнивалось к оскорблению или обиде родителям. В древнерусском епитимейнике (перечнях грехов) говорится: "Аще отцу или матери лаял или бил или, на земле лежа ниц, как на жене играл, 15 дни (епитимья)"135.

 

Сходная по своему идейному звучанию сцена есть и в "Преступлении и наказании", где Мать-земля становится судьей убийце Раскольникову. Измученный угрызениями совести, переходя Сенную площадь, он вдруг вспомнил слова Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!". Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможности этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю... Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием...".136

"Богородица великая мать сыра земля есть", - говорит Достоевский устами героини другого романа - "Бесы", что вполне соответствует действительной сути Богородицы, ее земным иодновременно вселенским корням.

 

Общность судьбы и происхождения у всех народов образа Матери-земли и Богоматери неоднократно подчеркивал Николай Клюев: Но это было! Было! Было Порукой - лик нездешней силы Владимирская Божья Мать!

 

В ее очах Коринфа злать Мемфис и пурпур Финикии Сквозят берестою России...

 

....................

 

Со стен, где олова прослои И сколы золота, как рои, По ульям кварца залегли, То груди Матери-земли.

 

Эти строки из поэмы "Песнь о Великой Матери", недавно найденной в архивах бывшего КГБ, - апофеоз поэтическогонастроя русской души, не мыслящей самой возможности своегосуществования вне единения с родной землей, то есть Родиной.

 

В "Песни о Великой Матери" образ реальной матери поэта соединен с Родиной (Русской землей), и Софией на семи столпах, что смежила солнечные очи. Точно так же и в одном из писем из Сибири, написанном незадолго до расстрела, Клюев обращается к весеннему Солнцу и к Матери сырой земле137. В этом обращении как бы содержится последний поклон и завет всем, кто остался жить на нашей земле.

 

"Материя" и "мать" - слова одного корня. Они взаимно связаны и взаимообусловлены не случайно-этимологически, азакономерно-генетически. Материя в нынешнем философскомпонимании соответствует древнейшему мировоззренческому понятию Мать Сыра Земля. В прошлом она означала не просто Землю-кормилицу и Матерь всего живого, но и начало всего сущего, включая и мир образов и понятий. В языческом миропонимании Земля становится Матерью потому, что соответственно является женой (любовницей) Богов - причемименно многих и разных. Результатом этого (естественного для праславян) группового брака появляются на свет (рождаются), непрерывно сменяя друг друга: Весна, Лето, Осень, Зима. В поэтическом сборнике "Славянские Боги" (вышедшем в Ровно в 1936 г.) Александр Кондратьев писал: Земля прекрасная, любовница Богов, Для каждого из них меняешь ты наряды Лишь пробудят тебя весной Дажбога взгляды, Ты сбрасываешь свой белеющий покров И ризой в зелени пестреющих цветов Пленяешь божий взор. Веленьям властным Лады Покорная, любви внушаешь все отрады С небесным юношей. Но вот из облаков Златобородый царь свой лик покажет смелый И страсти молнией нежданно опалит, И для Перуна ты приемлешь новый вид - Убранства желтые, как нивы колос спелый.

 

А там зима идет, и стан твой вновь обвит Для князя сумрака одеждой снежно-белой.

 

Подытоживая тысячелетний путь формирования и развития русского мировоззрения, Сергей Булгаков напрямую указывает на сродство и генетическую преемственность между традиционным народным понятием Мать-сыра-земля и философской категорией материи. При этом скупые строки абстрактно-теоретического анализа непроизвольно переходят у о.Сергия в боговдохновенный поэтический гимн Земле священной: "Великая матерь, земля сырая! В тебе мы родились, тобою кормимся, тебя осязаем ногами своими, в тебя возвращаемся. Дети земли, любите матерь свою, целуйте ее исступленно, обливайте ее слезами своими, орошайте потом, напояйте кровью, насыщайте ее костями своими! Ибо ничто не погибнет в ней, все хранит она в себе, немая и память мира, всему дает жизнь и плод. Кто не любит землю, не чувствует ее материнства, тот - раб и изгой, жалкий бунтовщик против матери, исчадие небытия. Мать земля! Из тебя родилась та плоть, которая соделалась ложеснами для воплотившегося Бога, из тебя взял Он пречистое Тело Свое! в тебе почил Он тридневен во гробе! Мать земля! Из тебя произрастают хлебный злак и виноградная лоза, коих плод в святейшем таинстве становится Телом и Кровью Христовыми, и к тебе возвращается эта святая плоть! Ты молчаливо хранишь в себе всю полноту и всю лепоту твари"138.

 

За последнее время появилось немало публикаций на тему Гипербореи и Северной Прародины человечества. Наибольший интерес в данном плане представляет серия статей А.И. Асова, опубликованная в журнале "Наука и религия" в 1994 - 1997 гг.

 

Одновременно, А.И. Асов издал и прокомментировал по сей день не признаваемую официозной наукой "Велесову книгу" (в новом переводе "Книга Велеса"), что явилось важным событием в истории отечественной культуры: наконец-то у русского читателя появилась возможность самому разобраться в вопросе о подлинности опубликованных текстов (раньше за него это делали другие - главным образом оппоненты-недоброжелатели). Крометого, А.И. Асовым была предпринята попытка воссоздать целостную систему протославянской мифологии в виде связных беллетризированных текстов: "Песни птицы Гамаюн" и "Золотая книга Коляды". Здесь углубленные научные изыскания автора, помноженные на творческое воображение, ознаменовались скорее чисто литературным результатом. Ибо маловероятно, что в сколь угодно далеком прошлом даже при наличии древнейшей (рунической или ей подобной) письменности у славян существовал единый Свод. Ни одна из великих религиозных книг не представляет собой целостного изложения мифологических воззрений - ни Веды, ни Авеста, ни Библия, ни Талмуд, ни Коран, ни Буддийский канон. Все они - за исключением разве что Корана - создавались втечение веков, писались не одним автором и законченный вид приобретали после канонизации, которая сама по себе была процессом длительным и непростым.

 

Отправление древнего религиозного культа вовсе не всегда стремилось к единообразию и тем более - к единоначалию. Вотдельных местностях и в расположенных здесь храмах обычноподчеркивались особенность почитаемого Божества и именно онипривлекали внимание верующих. Типичный пример - Олимпийскийполитеизм: каждому из Богов-Олимпийцев было посвящено множествохрамов, разбросанных повсюду, где только селились изакреплялись эллины. Но каждый храм имел свои особенности, асоздаваемые вокруг них легенды, связанные с жизнью и деяниямиконкретного Бога, могли во многом не совпадать. Отсюда такоемножество версий одних и тех же мифов об одних и тех же Богах игероях, приводимых у античных авторов, например, у Геродота, Страбона, Павсания, Аполлодора, Цицерона и др. Что же касается Гомера и Гесиода, то их поэмы - вообще чисто литературныепроизведения, а возникающее при их чтении представление о целостности Олимпийской мифологии - всего лишь иллюзия. Такжеи в Древнем Египте - даже при наличии могущественной жреческой касты - существовали различные и во многом несхожие версии одних и тех же мифов, а история сотворения Мира и жизниотдельных Богов излагалась по-разному в разных религиозных центрах и на разных отрезках истории.

 

Что же говорить тогда о разрозненных протославянских племенах и родах. При наличии некоторого общего ядра общих мифологических воззрений, восходящих к арийской и доарийской идеологии, каждый клан всегда стремился обозначить свою специфику принадлежностью к определенному тотему - животному,растению, предмету или стихии природного мира. В условияхгосподства тотемного мировосприятия и тотемистическойпсихологии вряд ли была возможна целостная системапротославянской мифологии. Общие мифы, естественно,существовали, но они были разрозненными, наподобие былин исказок, и у каждого было множество версий и вариантов.

 

Изыскания в области древнейшей русский истории неизбежно привели А.И. Асова к истокам - Полярной Прародинеиндоевропейцев, проблема которой началась активно дискутироваться в науке еще в прошлом столетии. В статьях "Ариипришли с Севера"; "Урал сокровенный" и др. (см.: "Наука ирелигия", 1996, No1; No7) автор изложил свое видение вопроса о Русской Гиперборее в связи с гипотетическими природными катаклизмами: непродолжительное стаивание Северного ледника в результате столкновения Земли с кометой 23 тысячи лет тому назад, катастрофический всемирный потоп, возвращение материкового ледника, пока он окончательно не отступил в 10-м тысячелетии до н.э. Именно с этого времени, согласно предлагаемой гипотезе, и начинается эпоха легендарной Гипербореи. Где-то между Белым морем и Финским заливом Балтики следует искать прародину славян со столицей в городе Словенске. За ней, по побережью Ледовитого океана, находились другие легендарные земли - Бьярмия и Беловодье (см. карту: рис.160).

 

Попутно делаются очевидные этимологические и топонимические выводы, в том числе совпадающие с теми, которые были предложены и в данной книге. Последнее относится к наименованию Кольского полуострова и других северных топонимов, восходящих к имени древнего Солнцебога Колы-Коляды, а также к наименованию легендарного острова Туле, созвучного с русским городом Тулой. Можно согласиться и с предлагаемой картой Гипербореи, но с оговоркой, что относится она к самой последней стадии исторического развития Полярной Прародины, когда расщепление первичной этнолингвистической общности было завершено, а многие этносы давно обрели самостоятельность и мигрировали в новые области своего обитания. Подлинная же история Гипербореи, даже как она представлялась античным авторам, относится к значительно более ранним временам и охватывает период нерасчлененной общности, по крайней мере, эллинов и славян. Нельзя игнорировать также и карту Г.Меркатора, где Гиперборея помещена на материке (или островах) посреди Ледовитого океана. Именно эти Северные земли и исчезли с лица Земли в результате мирового катаклизма.

 

Следовательно, и события доиндоевропейской старины относятся к значительно более ранней эпохе (условно берется дата - 40 тысяч лет до н.э., но данная временная планка можетбыть существенно опущена вниз). Наконец, этногенез славяннеобходимо рассматривать в тесной связи с происхождением иразвитием других народов, их языков и культур, миграций иассимиляций. Хотелось бы также высказаться и по одному частномувопросу, а именно выведением названия Карского моря из имени Солнцебога Хорса. Наша точка зрения по поводу его этимологии уже была высказана в разделе, посвященном русским тотемам. К сказанному выше необходимо добавить следующее. Имя Бога Хорса очень древнего и несомненно доарийского происхождения, так как лексема "хор" является общей не только для индоевропейских, но и семито-хамитских языков, а русский теоним Хорс родственен древнеегипетскому Хору (Гору). Тем не менее вряд ли в эту этимологическую цепочку можно вставить еще и Карское море. Происхождение наименования этого действительно русского моря более чем просто: от названия впадающей в него реки Кары. А вот тут-то и впрямь есть над чем поразмыслить. Лексема "кара" наверняка тоже доиндоевропейского происхождения. В русском языке данная корневая основа входит в слова "карать - кара", "карга" и др. В свою очередь, зловещее понятие "Кара" созвучно фонетически и близко по смыслу древнеиндийской Кар[м]е -неотвратимой судьбе, року. Можно вспомнить и Карну из "Слова о полку Игореве". Но индоевропейское слово "кара" сопряжено по своей вокализации и с тюркским словом "кара" - "черный",входящим в качестве составной части во множество названий: каракурт, каракалпаки, Кара-Кумы, Карадаг, Караганда и др.

 

Помимо вышеназванных публикаций А.И.Асова, можно назвать и другие издания на ту же тему. Одни исследователи не решаются заглянуть дальше начала распада индоевропейской этнолингвистической общности и миграции протоэтносов с Севера на Юг. Примером такого подхода может служить исключительно интересный и содержательный сборник под ред. Н.Р.Гусевой "Древность: Арьи. Славяне" (М., 1996). Другие исследователи, напротив, пытаются беспредельно раздвинуть рамки существования человеческой цивилизации и русского народа. Так, в книге В.М. Кандыбы "История русского народа до XII в. н.э." (М., 1995) и в других изданиях автора дается следующая - названная "ведической" - периодизация мировой и русской истории: 1. Арктический период - с незапамятных времен. 2. Сибирский - с третьего миллионолетия до н.э. 3. Уральский - с 200-готысячелетия до н.э. 4. Арийский - с 120-го тысячелетия до н.э. 5. Троянский - с 17-го тысячелетия до н.э. 6. Киевский - с 8-го тысячелетия до н.э. 7. Смутное время - вплоть до нашихдней. Однако никаких фактов, относящихся к Арктиде - Древней Прародине всех народов, Сибирской Руси, Уральской Руси, Троянской Руси, в книге В.М.Кандыбы не приводится. Автор руководствуется, скорее, внутренней интуицией и творческим озарением, столь характерных для теософско-оккультного направления русского космизма, известного по именам Е.П.Блаватской, Н.К. и Е.И.Рерихов и др.

 

А как же с доказательством существования Гипербореи? Конечно, хотелось бы найти вещественные свидетельства, материальные памятники. Но как быть, если вдруг часть гиперборейцев в свое время скрылась от угрозы очередного катаклизма и из-за неблагоприятного изменения климата под землю? Сколько они там продержались? Какие следы и где сохранились? А быть может, нас вообще ждут самые невероятные сюрпризы? Ведь были обнаружены в тайных пещерах Тибета представители древних цивилизаций, находящиеся в состоянии анабиоза, как о том широко сообщалось в отечественной прессе. Вспомним, что А.В.Барченко в 20-е годы искал в Русской Лапландии то же самое, что Н.К. и Е.И. Рерихи в Тибете. Все они руководствовались одной и той же исходной информацией. И сама она, и добытые результаты по-прежнему сокрыты под покровом тайны.

 

В легендах народов Севера (особенно у лапландских саамов) следы всех этих событий трансформировались в сказания о "подземной (подводной) чуди", то есть о древнем народе, исчезнувшем (скрывшемся) под землей или водой. В устойчивых преданиях, вне всякого сомнения, содержится некоторое "рациональное зерно". Попробуем порассуждать. Каким образом, помимо миграций из опасных мест, можно спастись от возможных природных катаклизмов - следствия, как мы помним, или смещенияземной оси, или "перескакивания" магнитных полюсов (геомагнитная инверсия), или же иного космического фактора? Отнеизбежных в таком случае климатических катастроф (включая ипохолодание) и, в частности, от "всемирных потопов" можноспастись по меньшей мере четырьмя способами: 1. улететь в Космос; 2. бежать высоко в горы; 3. спуститься глубоко под землю; 4. выйти на большом судне (ковчеге) в открытое море. Первый способ - наименее вероятный, четвертый - наиболееизвестный, так как описан в Библии.

 

Остаются еще два, в отношении которых допустимы различные гипотезы. В пользу горного варианта свидетельствуют колоссальные заоблачные города в южноамериканских Андах, а также высококультурные этносы, переселившиеся некогда с Севера в район Тибета и Гималаев (в священных преданиях содержится немало намеков на былую полярную родину). В пользу подземного варианта говорят высокие технологии строительства подземных храмов, дворцов, гробниц, лабиринтов, которыми владели праэтносы-мигранты (египтяне и критяне), появившиеся 7-5 тысячелетий назад в Средиземноморье. Здесь эта уже хорошо известная и неоднократно апробированная технология была успешно применена в практике строительства новых подземных сооружений, до сих пор изумляющих своей продуманностью и совершенством.

 

Исходные "образцы" подобных подземных комплексов как раз и следует искать на Севере, откуда мигрировали прапредки будущих строителей пирамид, лабиринтов, циклопических храмов и подземных усыпальниц. А ведь большинство из них было открыто совсем недавно и, как правило, совершенно случайно. Сказанное в одинаковой мере относится и к египетским подземным гробницам и святилищам, и к Кносскому дворцу с лабиринтом (археологические раскопки на Крите велись уже в нынешнем веке). Что же тогда говорить о труднодоступных и безлюдных районах Русского Севера, сокрытых к тому же большую часть года под снежным покровом! Тем более что речь идет о подземных сооружениях, находящихся далеко от поверхности, в скальных породах и, скорее всего, поврежденных.

 

Но в изысканиях Барченко был еще один аспект, связанный с его профессиональными занятиями парапсихологией. Еще до революции он ставил удачные опыты по передаче мысли на расстояние (тогда же в научно-популярных российских журналах появились его статьи по этим вопросам). После революции и серий экспедиций его знания и опыт оказались затребованными органами госбезопасности. Здесь же, в подвалах НКВД, уже приговоренный к расстрелу, он написал свой последний и до сих пор не найденный 2-томный (!) научный труд под несколько замысловатым названием "Введение в методику экспериментального воздействия объемного энергополя". "Объемное энергополе" - не это ли ключ кразгадке самых сокровенных тайн природы, жизни и истории?

 

Занимаясь разысканиями в области неизвестных физических сил и источников энергии, Барченко сформулировал взгляд на энергетическую структуру материальных вещей, значительно отличный от общепринятого. А что, если территория бывшей Гипербореи или ее недра населены совершенно неведомыми энергетическими структурами, дублирующими обычные вещественные тела и образования? Закономерности их рождения, развития, функционирования и соотношения с жизненными, информационными и мыслительными процессами - проблема, заслуживающая особоговнимания. (См.: Приложение 3.) В августе 1997 г. на Кольский полуостров отправляется научно-поисковая экспедиция для проверки всех имеющихся сведений. Маршрут определен. Люди наготове. Попадут ли итоги в эту книгу - хотя бы в Эпилог. Трудно сейчас сказать. Срокипубликации почти полностью совпадают с упомянутыми срокамиэкспедиции. Если новые материалы включить не удастся - что ж!

 

Тогда они станут стартом для новой книги.*

Культурное наследие прошлого, накопленное сотнями предшествующих поколений, обретается современным человеком в виде сложившейся системы знаний, морально-эстетических ценностей, устойчивых традиций и норм поведения. Механизмы их передачи выработаны и закреплены на протяжении многотысячелетней истории человечества. Согласно концепции Алексея Алексеевича Ухтомского (1875 - 1942), лучшиедоминанты, способствующие выживанию и прогрессу человеческогорода как такового, передаются от поколения к поколениюпосредством слова и быта. Не будь этого - каждомуновому поколению пришлось бы начинать все сначала. Продуктыматериальных преобразований (орудия труда, возделанные угодия,построенные города, заводы, технические изделия и т.п.)передаются или получаются при смене поколений практически внетронутом виде. Несколько по-иному обстоит с достижениямидуховной культуры. Они также перенимаются и усваиваются. Однакоустные тексты забываются или переиначиваются, письменные -утрачиваются. Катаклизмы и воины способны в одночасьеуничтожить все. Так, дважды - римлянами и мусульманами -сжигалась крупнейшая в древности Александрийская библиотека,где на протяжении веков аккумулировалось все знание античногомира.

 

Утрата веками накопленных знаний и механизмов их передачи от отцов к сыновьям и от дедов к внукам может произойти и в результате искусственного идеологического вмешательства, включая религиозную экспансию или насаждение чужеродной идеологической парадигмы. В этом смысле древнейшая история Руси потерпела особенно ощутимые и невосполнимые потери. Природные катаклизмы, уничтожившие гиперборейскую цивилизацию, принятие христианства, огнем и мечом искоренившего язычество, бесчисленные нашествия иноземцев, копытами коней и варварскими сапогами топтавшими русскую культуру, другие социальные потрясения нанесли не один сокрушительный удар по духовному наследию древнего этноса.

 

Логика преемственности поколений - этой важнейшей стяжки биосоциальной эволюции - уникальна. Она коррелирует, но не совпадает с логикой истории. У поколений, сменяющих друг другаи активно взаимодействующих между собой, своя, если так можновыразиться, параллельная история и свои закономерности. Впризматическом зеркале поколений история как

быспрессовывается, ломается, растягивается или теряется. Связьвремен может оборваться между любой парой поколений на любомотрезке истории. Обычно принимается, что астрономический иисторический век вмещает 3 поколения. Следовательно,тысячелетие - это всего лишь 30 поколений. 30 поколенийотделяет нас от введения христианства на Руси и около 100 от Троянской войны. Казалось бы, как мало - просто рукой подать. Но чего только не случилось за это время, выражающееся в такихна первый взгляд смехотворных цифрах!

 

Если наложить на всемирную историю цепочку из сменявших друг друга поколений, то реальное летоисчисление предстанет в виде следующей картины: 5-6 поколений отделяет нас от вторжения наполеоновской армии в Россию и Бородинского сражения, 8 поколений - от Полтавской баталии, 19 - от Куликовской битвы, 23 - от Ледового побоища. И далее вглубь: 48 поколений прошло с момента падения Римской империи (взятия Рима Аларихом), чутьболее 70 - от расцвета Афин, 150 - от начала древнейшего царства в Египте и 1260 поколений - от предположительногоначала процесса расщепления праязыка и единого пранарода (40 тыс. лет до н.э.). Менее 13 сотен поколений - какой каскаднародов, языков, культур возник на Земле! Сколько цивилизаций и формаций успело смениться на планете! Сколько достижений и сколько утрат! Но ничто не исчезает бесследно. Дух жив, пока жив человек. Его необходимо хранить, как хранили огонь в очаге наши предки. И как их, он непременно спасет и согреет.

 

Итак, пришла пора поставить последнюю точку. Неужто решены все проблемы? Напротив - комплексные изыскания только начинаются. Русский Север и Мировая Гиперборея ждут нового Шлимана. В историческом исследовании последней точки не бывает. Может быть только начало нового. И главные открытия, как всегда, - впереди! Разгадка великих тайн продолжается. Мы близки к прорыву. В прошлое!

 

...Дорога через перешеек тянется прямо к священному саамскому Сейдозеру. Она, действительно, как бы мощеная: редкие булыжники и плиты аккуратно утоплены в таежный грунт. Сколько же тысяч лет ходят по ней люди? Или, быть может, десятков тысяч лет? "Здравствуй, Гиперборея! - говорю я. - Здравствуй, Утромировой цивилизации!" Слева, справа наливается мириадамирубинов брусничник. Ровно 75 лет назад здесь прошел отряд Барченко-Кондиайна. Навстречу неизвестности. Теперь идем мы - экспедиция "Гиперборея - 97", четыре человека.

 

Места заповедные. "Снежный человек? Да на него тут кто только не наталкивался, - говорит проводник Иван Михайлович Галкин. - В прошлом году совсем рядом детвору до смерти напугал: загнал в избушку да еще в окна и двери всю ночьтолкался. Пока егеря поутру не подоспели. Но стрелять не стали- человек ведь..." Позже то же самое подтвердили и "профессионалы", по многу лет выслеживающие реликтовогогомоноида. А бабушка-лопарка отреагировала совсем буднично: "Да отец мой одного такого много лет подкармливал". Среди нас тоже оказались "очевидцы". Еще в июне Женя Лазарев пытался в одиночку добраться до Сейдозера через заснеженные перевалы, но наткнулся на непроходимые - рыхлые и почти по грудь -нестаявшие снега. Да еще мороз нежданный нагрянул - градусов эдак под десять. Пришлось повернуть назад. На всем пути,однако, попадались отважному смельчаку следы, похожие на босую человеческую ступню, клочья рыжей шерсти, экскременты, лежки и т.п.

 

Еще не доходя Сейдозера, видим на обочине хорошо обтесанный камень. На нем едва проступают загадочные письмена- трезубец и косой крест. Стоит безветренная солнечная погода: теплынь, как на юге. Через два дня все резко изменится, пойдет холодный проливной дождь, на горы опустятся низкие свинцовые тучи. Но пока вперед - туда, где нас ждет тайна!

 

Вот и Сейдозеро - спокойное, величавое и неповторимое в своей северной красоте. По гребням гор одиноко маячат сейды - священные саамские камни-менгиры. Хорошо разглядеть их удаетсятолько в бинокль или подзорную трубу. На ум тотчас же почему-топриходит миф о Сизифе, который вкатывал на гору тяжеленныйвалун (правда, в античном мифе камень тотчас же скатывалсявниз).

 

Если подняться повыше в горы и побродить по скалам и осыпям, обязательно встретишь пирамиду, искусно сложенную из камней. Повсюду их множество. Раньше они попадались и внизу, по берегу озера, но были уничтожены (разобраны по камешку) где-то в 20 - 30-е годы, во времена борьбы с "пережитками темногопрошлого". Точно так же были изничтожены и другие лопарскиесвятилища - сложенные из оленьих рогов.

 

Прежде чем что-либо предпринять, нужно задобрить духов - невидимых хозяев гор, лесов, озера. Так научилистарожилы-саамы. Белые монеты бросаются Хозяину воды, желтые - Хозяину земли, и мысленно произносится соответствующее заклинание. Иначе - беда. (В 40-х годах здесь почтиодновременно погибли две геологические экспедиции: одну завалило камнями в ущелье, другая утонула на лодке.) Несчастий и неприятностей - даже небольших - никому не хочется, потомусвято соблюдаем все древние и не нами придуманные обычаи. И тем не менее коварство природных стихий вскоре не заставило себя ждать: окончание экспедиции ознаменовалось жесточайшим штормом на озере, и, возвращаясь назад, катер налетел на невидимый подводный камень, поломал винт, и пришлось грести на веслах (проводник, плавая здесь 27 лет и зная каждую мель, ни с чем подобным никогда не сталкивался).

 

Наша первая цель (пока Солнце благоприятствует фотографированию) - гигантское человекоподобное изображение наотвесной скале на противоположной стороне вытянутого на 10 кмозера (см. фото в Прологе). Черная, трагически застывшая фигурас крестообразно раскинутыми руками. Размеры можно определитьлишь на глазок, сравнивая с высотой окрестных гор, обозначеннойна карте: метров 70, а то и поболее. Добраться до самогоизображения на почти абсолютно вертикальной скальной плоскостиможно разве что со специальным оборудованием.

 

При лобовом солнечном освещении таинственная фигура заметна уже издалека. Менее чем с половины пути она отчетливо из разных точек предстает перед изумленным взором во всей своей загадочной непостижимости. Чем ближе к скале, тем грандиозней зрелище. Никто не знает и не понимает, как и когда появился в центре Русской Лапландии гигантский петроглиф. Да и можно ли его вообще считать петроглифом? По саамской легенде это - Куйва, предводитель коварных иноземцев, которые чуть было не истребили доверчивых и миролюбивых лопарей. Но саамский шаман-нойд призвал на помощь духов и остановил нашествие захватчиков, а самого Куйву обратил в тень на скале.

 

Спутники ждут моего объяснения, но я медлю: оно может оказаться еще более неправдоподобным, чем саамское предание. Суть же возможного истолкования такова. "Вспомните, - говорюя, - похожая фигура, но только гораздо меньшей величины есть вмузее атомной бомбардировки Хиросимы: тень человека на бетоннойплите - все, что осталось после ядерного взрыва и сверхмощнойогненной вспышки. Аналогичная картина и здесь, на скале Куйвы.

 

Остается определить, что за существо таких гигантских размеров могло когда-то обитать на земле и каким оружием оно было уничтожено. Ответит на второй вопрос сегодня не представляет особого труда: превратить любую биомассу в бестелесную тень можно с помощью не только ядерной вспышки, но и с помощью лазерного оружия, основанного на принципе ядерной накачки. А еще - при помощи пучка молний.

 

Последнее представить помогает гиперборейская история, события 10 - 20-тысячелетней давности. В мифологическомоформлении искомый сюжет известен как Титаномахия или Гигантомахия. В позднейшей античной традиции оба разных сюжета слились в один. (Борьба Богов и Гигантов запечатлена, кстати, на всемирно известном Пергамском алтаре.) Бессмертная поэма Гесиода донесла до нас некоторые опоэтизированные подробности древней битвы, события которой развертывались в Гиперборее: Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка. Перуны, Полные блеска и грома, из мощной руки полетели Часто один за другим; и священное взвихрилось пламя.

Date: 2015-07-27; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию