Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15. Авторское право





Вопросы по теме

1. Объекты авторского права:

1.1. Признаки объекта авторского права.

1.2. Виды охраняемых произведений.

1.3. Творческие результаты, на которые не распространяются нор­мы авторского права.

2. Субъекты авторского права:

2.1. Граждане России.

2.2. Соавторство.

2.3. Юридические лица как субъекты авторского права.

2.4. Охрана произведений иностранных авторов.

2.5. Наследники как субъекты авторских прав.

3. Права авторов:

3.1. Личные неимущественные права авторов.

3.2. Имущественные права авторов.

3.3. Коллективное управление имущественными правами авторов.

3.4. Срок действия авторского права.

4. Авторские договоры:

4.1. Понятие авторского договора.

4.2. Виды авторского договора.

4.3. Лицензии, выдаваемые организациями, управляющими имуще­ственными правами авторов на коллективной основе.

4.4. Условия авторского договора.

4.5. Ответственность сторон по авторскому договору.

5. Смежные права:

5.1. Понятие смежных прав.

5.2. Носители смежных прав.

5.3. Права обладателей смежных прав и срок их действия.

6. Защита авторских и смежных прав:

6.1. Форма и порядок защиты авторских и смежных прав.

6.2. Способы защиты авторских и смежных прав.

Нормативный материал

1. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. // Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2866.

2. Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2325.

3. Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

4. Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федера­ции» от 17 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.

5. Положение о регистрационных сборах за официальную регистра­цию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микро­схем, утв. постановлением Правительства РФ 12 августа 1993 г. // Собра­ние актов РФ. 1993. № 34. Ст. 3182.

6. Постановление Правительства РФ «О регистрации кино- и видео­фильмов и регулировании их публичной демонстрацию) от 28 апреля 1993 г. // Собрание актов РФ. 1993. № 18. Ст. 1607.

7. Постановление Правительства РФ «О минимальных ставках автор­ского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г. // Собрание актов РФ. 1994. № 13. Ст. 994.

8. Постановление Правительства РФ «О ставках вознаграждения ис­полнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» от 17 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2529.

9. Устав Российского авторского общества (РАО). Принят Учреди­тельным собранием 12 августа 1993 г. // Права на результаты интеллекту­альной деятельности: Сборник нормативных актов / Сост. В.А. Дозорцев. М., 1994. С. 197.

10. Устав Ассоциации производителей аудиопродукции. Принят со­бранием учредителей 11 ноября 1993 г. // Права на результаты интеллек­туальной деятельности: Сборник нормативных актов / Сост. В.А. Дозор­цев. М., 1994. С. 209.

Литература

1. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Общие положения. Тен­денции развития. М., 1984.

2. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972.

3. Клык Н.А. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Крас­ноярск, 1987.

4. Комментарий Закона РФ об авторском праве и смежных правах / Сост. Э.П. Гаврилов. М., 1996.

5. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области ху­дожественного творчества. М., 1976.

6. Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994.

7. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 1999.

8. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.

9. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996.

10. Юрченко А.К. Издательский договор. Л., 1988.

Задачи 1-е занятие

1.

Управление Октябрьской железной дороги поручило группе работни­ков подготовить к изданию «Расписание движения пригородных поездов с вокзалов г. Санкт-Петербурга».

Составитель расписания движения поездов с Балтийского вокзала Фе­дорова обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подго­товленное к изданию «Расписание» объектом авторского права.

Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой излагаются ос­новные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневается в этом, так как брошюра написана на осно­ве действующего законодательства, а в законе об авторском праве сказа­но, что официальные документы, к которым относятся законы, не являют­ся объектами авторского права.


Какое разъяснение должно быть дано по этим вопросам? Какие тре­бования предъявляются законом к объекту авторского права?

2.

Художник-любитель купил в магазине картину автора Дремова и сде­лал несколько копий, которые подготовил для продажи. Когда автор явился к покупателю, чтобы воспроизвести свою картину, и увидел сде­ланные покупателем копии с искажением цветного фона, он предложил эти копии уничтожить.

Покупатель не согласился с этим требованием и заявил, что он купил картину в магазине, стал ее собственником, и как собственник может рас­поряжаться ею как угодно. Поэтому он отказывает автору в воспроизведе­нии его картины.

Автор обратился в суд за защитой своих прав.

Какое решение должен вынести суд? Какие различия существуют между объектом права собственности и объектом авторского права?

3.

Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на

то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служеб­ного задания, авторское право принадлежит самим авторам.

Администрация предприятия отвергла требования авторов, указывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использова­ние всех творческих результатов труда авторов принадлежит работодате­лю. Кроме того, администрация считает, что в данном случае авторами созданы промышленные образцы, а не произведения, охраняемые автор­ским правом.

Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных произведе­ний? Какие произведения считаются выполненными в порядке служебно­го задания?

4.

Композитор вместе с поэтом создали несколько свадебных и застоль­ных песен, которые были исполнены в концертном зале. Издательство об­ратилось к авторам с предложением об издании этих песен.

С кем должен быть заключен договор, если издательство намерено од­новременно издать ноты с текстом, а также ноты и текст в отдельности? Как следует поступать, если в период подготовки договора один из авто­ров умрет?

Какие виды соавторства знает закон? Какие права авторов перехо­дят по наследству и на какой срок?

5.

Мурманское книжное издательство заключило с автором Бургомистровым договор об издании монографии «История Заполярья». Рукопись получила положительные заключения рецензентов. Но в то же время бы­ли сделаны замечания, с которыми автор полностью согласился и выра­зил желание внести в рукопись соответствующие уточнения и дополне­ния. Издательство предоставило автору на доработку рукописи четыре месяца. Автор неожиданно умер. Издательство обратилось к наследникам умершего с предложением поручить историку Благонравову доработать рукопись. Наследники дали свое согласие.

Кого считать автором выпущенной в свет доработанной моногра­фии?

6.

По заказу телевидения Придворов и Гладкова сделали перевод ряда неохраняемых произведений иностранных авторов на русский язык. Между переводчиками и телевидением возникли разногласия по поводу выплаты вознаграждения и дальнейшего использования переводов. Теле­видение полагает, что поскольку сделаны переводы неохраняемых произ­ведений, постольку переводы тоже не являются охраняемыми. Кроме того, вообще сомнительно, что перевод может носить творческий харак-


тер. Поэтому телевидение готово рассчитаться с переводчиками как за тех­ническую работу, т.е. как за «подстрочный» перевод. Что же касается дальнейшего использования переводов, то они подлежат свободному ис­пользованию, и в крайнем случае на их использование может быть полу­чена лицензия у РАО. Переводчики обратились за консультацией в РАО.

Какая должна быть дана консультация по возникшим вопросам? В чем выражается творческая работа переводчика? Отражается ли на охране перевода то обстоятельство, что он может быть сделан с охра­няемого и неохраняемого произведения? При каких условиях РАО выдаст лицензии на использование произведений авторов?

7.

По радио в рубрике «Новости науки» была передана в эфир опублико­ванная в журнале статья Радченко «Результаты исследования дна Ладож­ского озера». Автор потребовал выплатить ему вознаграждение и впредь без его согласия его статью не передавать в эфир. Радиокомитет заявил, что по авторскому закону все опубликованные статьи могут передаваться в эфир без согласия автора и без выплаты вознаграждения.

Кто прав в этом споре? В каких случаях допускается использование произведений без согласия автора и выплаты ему вознаграждения?

2-е занятие

1.

Авторы учебного пособия «Классическая механика» заключили дого­вор с издательством, не указав в договоре срока выпуска произведения в свет и срока действия договора. По истечении года со дня передачи изда­тельству рукописи авторы поинтересовались, когда же их пособие будет выпущено в свет. Не получив определенного ответа, они передали данное пособие другому издательству, оговорив срок издания. Договор с первым издательством они обещали расторгнуть. Когда авторы сообщили изда­тельству о расторжении договора, издательство им ответило, что посколь­ку срок в договоре не предусмотрен, это означает, что права на данное пособие переданы издательству навсегда, и создатели пособия больше ни­какими авторскими правами не пользуются.

Кто в этом споре прав, и как он должен быть разрешен, если авторы обратятся с иском в суд? Каковы существенные условия авторского до­говора? В чем различие между авторскими договорами о передаче исклю­чительных и неисключительных прав?

2.

По заказу Малого театра г. С.-Петербурга авторы написали либретто оперы, за что получили вознаграждение по минимальной ставке, составляющей 4% от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение.

Опера неоднократно ставилась в Петербурге и в других городах страны.

В связи с этим авторы интересуются:

1) вправе ли другие театры, а также радиовещание и телевидение без заключения с ними договора использовать их произведение, которое пе­редано одному театру;


2) каким образом и в каком размере они могут получить вознагражде­ние за использование их произведения другими организациями?

Ответьте на эти вопросы.

3.

Коллектив авторов заключил договор с издательством об издании учебника по физике. Издательство провело значительную работу по под­готовке учебника к изданию и выплатило авторам 60% вознаграждения. Однако из-за отсутствия средств выпуск учебника в свет был передан другому частному издательству. Авторы установили, что рукопись вто­рым издательством была утерена.

Когда рукопись все-таки нашли, выяснилось, что глава, написанная умершим автором, была заменена главой, подготовленной другим лицом без согласования с наследниками умершего и коллективом авторов учеб­ника.

Авторы интересуются:

1) вправе ли было издательство без их согласия передавать издание учебника другому издательству?

2) к кому и какие требования они могли бы предъявить в связи с утра­той рукописи?

3) как следует оценить замену главы, написанной умершим, главой другого автора?

Ответьте на эти вопросы.

4.

На ряде предприятий С.-Петербурга выпускаются изделия с использо­ванием произведений декоративно-прикладного искусства, созданных в одних случаях штатными, а в других — нештатными художниками.

Одни предприятия выплачивают вознаграждение только нештатным художникам, с которыми заключены договоры. Штатным художникам от­казывают в выплате вознаграждения, ссылаясь на то, что они выполняли работу за полученную зарплату. Другие предприятия отказывают в вы­плате вознаграждения и нештатным художникам, ссылаясь на то, что их произведения опубликованы и они уже получили соответствующее воз­награждение.

В соответствии с какими положениями действующего законодатель­ства могут быть защищены интересы художников?

5.

При подготовке оперы «Евгений Онегин» к постановке в исполнении главных ролей новыми артистами радиостудия обратилась к театру за разрешением одновременно транслировать данное исполнение по радио. К театру обратилась также фирма «Мелодия» с просьбой создать условия для производства записи исполнения спектакля. Узнав об этом, исполни­тели заявили администрации театра о своем несогласии, указав, что этим нарушаются их права, и что они не будут возражать против передачи в эфир их исполнения лишь начиная со второго спектакля.

Какими правами пользуются исполнители и создатели фонограмм и каковы средства их защиты?

6.

Начинающий автор Пресняков опубликовал свое произведение «Адс­кий рейд» на страницах районной газеты. Произведение было опублико­вано под псевдонимом Генри Д. Престон. Через некоторое время Пресня­ков обнаружил издание его «Адского рейда» в серии «Шедевры мировой фантастики» (Генри Престон «Адский рейд», Гордон Диксон «Дикий волк», Стефан Вуд «Одиссея под контролем», Эдмонд Гамильтон «Молот Валькоров»), выпущенной в свет петрозаводским издательством «Лик». Позже было установлено, что московское издательство «Пилигрим» напе­чатало повесть Преснякова в сборнике «Мифы Вселенной», указав, что перевод с английского выполнял С.А. Тереженко. Наконец, в Эстонии повесть Преснякова переименовали в «Пятнадцать отважных» и автором указали известного английского фантаста Морфея Лейнстера.

Какие допущены нарушения прав автора и каковы меры их защиты?

7.

В РАО поступило заявление от автора романа. В заявлении указыва­лось, что концертная организация без согласия автора переработала ро­ман в литературную композицию для публичного исполнения с эстрады. Исполнение литературной композиции состоялось уже дважды. Узнав об этом, автор романа категорически запретил дальнейшее использование данной композиции, так как чтецы используют произвольно взятые из произведения куски детективного плана, не думая о содержании романа, об основных образах и мыслях автора.

Концертная организация считает, что она не допустила нарушения ка­ких-либо прав автора романа, так как использует отрывки из романа без их изменений. Роман для того и опубликован, чтобы все могли его сво­бодно читать (целиком или частями - это дело читателя).

Допущены ли в данном случае нарушения прав автора? Если допуще­ны, то каковы способы их защиты?







Date: 2015-07-25; view: 2116; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию