Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек – наместник Аллаха на земле!





Из предыдущих аятов мы узнали, что Аллах создал для человека все необходимое для жизни на земле. В новом фрагменте напрямую провозглашается главенство человека среди всех существ и его наместнический статус на земле. Таким образом, здесь раскрывается духовный статус человека и его высочайшие достоинства.

аяты с тридцатого по тридцать девятый относятся к сотворению Адама (первого человека) и заключают в себе три основных сюжета:

1- Аллах сообщает ангелам о том, что человек станет Его наместником на земле, и они задают Ему вопросы по этому поводу.

2- Ангелы получают команду пасть ниц перед Адамом. К этому событию по разным поводам Коран возвращается неоднократно.

3- Описываются обстоятельства жизни Адама в раю, события, которые привели к его изгнанию из рая, а затем его раскаяние и повеление о том, чтобы он и его потомки жили впредь на земле.

Рассматриваемые аяты относятся к первому сюжету. Аллах создает существо, которое должно стать Его наместником на земле, - такова Его Воля. Черты, которыми наделяется этот наместник Аллаха, являются отражением света, излучаемого атрибутами самого Аллаха, а по своему положению он стоит даже несколько выше ангелов. По Его велению земля со всеми присущими ей благими дарами, то есть силами природы, ее сокровищами, ее минеральными ресурсами и прочими богатствами, подчинена власти человека.

Человек должен в достатке обладать мудростью, разумом, способностью к чувственному восприятию, а также иметь некие особые качества, делающие его хозяином земли и ее обитателей.

Итак, первый аят гласит: «И сказал твой Господь ангелам: 'Я поставлю на земле наместника'».

По мнению ведущих мусульманских ученых и мыслителей, а также специалистов в области толкования Корана, арабское слово 'халифа' /наместник/ означает здесь наместника Аллаха на земле, что подтверждается последующим вопросом, который ангелы задают Богу, говоря о том, что пока они (ангелы) восхваляют Аллаха, людской род на земле может начать творить бесчинства и проливать кровь, тем самым косвенно подтверждая его ранг наместника Аллаха, который несовместим с подобными делами.

Другим убедительным доказательством наместнического ранга человека является то, что Аллах учит Адама названиям вещей, о чем мы узнаем из последующих аятов. Той же цели служит и факт смирения ангелов и их поклонения Адаму.

Итак, Аллах был доволен тем, что создал существо, стоящее выше всех остальных живых существ в мире, - свое лучшее творение, достойное того, чтобы стать Его благословенным наместником на земле.

В своем комментарии к этому аяту имам Садык (ДБМ) придерживается того же мнения. Он толкует его так, что ангелы признали высокое положение Адама и поняли, что он и его потомки достойны быть наместниками Аллаха на земле, неся остальным людям Его Божественное учение.[76]

Далее в этом же аяте ангелы – не для того, чтобы возразить, а чтобы уяснить сказанное - задают вопрос: «'Поставишь ли Ты на земле того, кто будет вершить нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?'»

В этом аяте Аллах не дает им прямого ответа, а отвечает фразой, смысл которой раскрывается в последующих аятах. Он говорит: «'Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо'».

Как можно понять из вопроса, заданного ангелами, последние поняли, что созданное существо далеко от смирения: оно будет безобразничать, проливать кровь, совершать грехи и т.д. Но как они об этом узнали?

Кое-кто считает, что Аллах заранее коротко обрисовал ангелам будущее человечества. Другие полагают, что ангелы могли сами прийти к такому умозаключению, исходя из толкования слов /филь-’ард/ 'на земле'. Они знали, что человек будет создан из глины, а сложность 'материала' для его сотворения вполне естественно предполагает, что он станет центром противоречий и конфликтов. Беда вся в том, что алчная природа человека не может насытиться тем, что дает ей этот ограниченный материальный мир. Даже если все богатства мира отдать одному человеку, он все равно будет испытывать неудовлетворенность. Такое положение вещей зачастую бывает главной причиной вражды и кровопролития, особенно в условиях дефицита чувства ответственности.

Некоторые другие комментаторы считают, что подобное провидение ангелов объясняется тем, что Адам был не первым человеческим созданием на земле и что до него на земле якобы жили другие люди, которые совершали грехи и проливали кровь. Именно это прискорбное прошлое и породило у ангелов сомнения относительно самого Адама и его потомков.

Все три толкования имеют право на существование и не отрицают друг друга. Более того, вполне можно допустить, что все эти факторы вместе взятые побудили ангелов обратить особое внимание на эту проблему. Кстати сказать, в своем ответе их Господь не стал опровергать возникшие у них сомнения, а только сказал, что есть другие, более важные вещи, касающиеся человека и заложенных в нем способностей, о которых ангелы и не подозревают.

Они-то думали, что если речь шла только о поклонении и служении, то лучше их никого не найти, поскольку они только и делали, что восхваляли Его, а потому и нет достойнее наместников, чем они! Но они не учли, что их души и поступки не подвержены влиянию гнева, соблазнов и страстей, а потому и их поклонение – это совсем не то, что служение и поклонение человека, снедаемого страстями и желаниями, со всех сторон окруженного соблазнами, которыми осаждает его Сатана. И как же далеки друг от друга послушание этого дрожащего творенья и обожание святых пречистых ангелов!

Не ведали они, что из семени Адама выйдут великие пророки: Мухаммад (ДБАР), Авраам (ДБМ), Ной (ДБМ), Моисей (ДБМ), Иисус (ДБМ), двенадцать безгрешных имамов (Ахл аль-бейт) (ДБМ), а также многочисленная армия праведников, мучеников за веру и огромное число простых мужчин и женщин, которые с радостью жертвовали всем своим достоянием во имя Аллаха. Среди отпрысков Адама будут такие, чья часовая медитация будет равняться годам поклонения ангелов.

Примечательно, что ангелы делают упор на трех формах поклонения: /тасбих/ 'восславление', /хамд/ 'восхваление' и /такдис/ 'освящение'. Первое и второе не вызывают сомнений и означают воздание Ему хвалы и признание того, что Он Сам и ореол Его славы абсолютно чисты, совершенны и беспорочны. Но что может означать 'освящение' - /такдис/? По мнению некоторых толкователей, смысл этого слова - в очищении Аллаха от любого несовершенства, что, по сути дела, совпадает с понятием /тасбих/.

Другие полагают, что слово /такдис/ имеет своим корнем /кудс/, который передает значение 'очищения земли от негодяев и нечестивцев' или 'очищение самого себя от всего дурного, злого и безнравственного, чтобы быть чистым и душой и телом пред Аллахом '. В качестве подтверждения своей точки зрения они ссылаются на словосочетание /лака/ 'для тебя' в выражении /нукаддису лака/, то есть 'мы восхваляем Твою Святость для тебя'. Другими словами, ангелы не говорят: 'Мы восхваляем Тебя'. Они говорят: 'Мы очищаем себя и помогаем тем, кто повинуется Тебе, для Тебя или ради Тебя'.

Они как бы желают сказать: если цель состоит в том, чтобы повиноваться и служить, мы исполнены смирения и повиновения; если цель в том, чтобы поклоняться, мы готовы поклоняться день и ночь, если цель в очищении себя или всей земли от края до края, то мы и это готовы делать. Но вот этот сделанный из материи человек забыл совесть и творит нечестие на земле.

Чтобы до конца прояснить для ангелов этот вопрос, Аллах подвергает их испытанию, чтобы они сами признали огромную разницу между собой и Адамом.

Date: 2015-07-27; view: 540; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию