Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1. Общее представление о языке и речи.
| Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм.
Словари русского языка. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
|
|
|
| Самостоятельная работа
Тема: «Лингвистические словари»
Вид самостоятельной работы: создание словаря терминов и профессионализмов.
|
|
|
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия.
| Фонетические единицы. Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова. Орфоэпические и акцентологические нормы. Использование орфоэпического словаря.
|
| |
Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия.
| Фонетические единицы. Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова. Орфоэпические и акцентологические нормы. Использование орфоэпического словаря.
|
|
|
Раздел 3. Лексика и фразеология.
| |
| |
Тема 3.1. Лексическая система русского языка.
| Слово в лексической системе языка. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета.
|
|
|
Тема 3.2. Фразеология.
| Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Пословицы и поговорки.
|
|
|
Тема 3.3. Лексические ошибки и их исправление
| Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, избыточные слова в тексте.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Тема: «Классификация речевых ошибок».
Вид самостоятельной работы: подбор предложений с ошибками и их анализ.
|
|
|
Раздел 4. Трудные случаи нормативного употребления частей речи
|
|
| |
Тема 4.1. Трудные случаи нормативного употребления частей речи
| Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова.
|
|
|
Раздел 5. Повторение орфографии.
|
|
| |
Тема 5.1. Повторение орфографии
| Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С -. Правописание И – Ы после приставок. Правописание частей речи
|
|
|
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
| |
| |
Тема 6.1. Простое и осложнённое предложение
| Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Односоставное и неполное предложения.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств.
|
|
|
.
| Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Знаки препинания при обращении.
Знаки препинания при междометии.
|
|
|
Тема 6.2. Сложное предложение.
| Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
|
|
|
Раздел 7. Функциональные стили речи
| |
| |
Тема 7.1. Научный и официально-деловой стили речи.
| Функциональные стили речи и их особенности.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
|
|
|
Тема 7.2. Публицистический и художественный стиль речи.
| Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
|
|
|
Тема 7.3. Текст и его особенности.
| Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Лингвостилистический анализ текста.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Тема: «Информационная переработка текста».
Вид самостоятельной работы: составление плана и конспекта статьи на профессиональную тему.
|
|
|
Контрольная работа, подведение итогов.
|
|
|
|
Всего
|
|
|
|
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).