Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метафорический автопортрет





Цель: актуализация и выражение чувств (в том числе связанных с самоотношением), исследование и укрепление Я-концепции.

Ход работы:

Подросткам предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы...

Ассоциативные снимки могут отражать различные состояния: злости, обиды, гнева, радости, счастья. Например: Я-агрессивный – нападающее животное, отражающее мое состояние; Я-счастливый - яркое солнышко и т.п.

Затем на листе ватмана, в центре подросток располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки.

При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства и мысли.

Еще один групповой вариант, это когда каждый участник располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центр его фотографию

Упражнение «Доспехи (костюм)»

Цель: актуализация латентных ролей.

Необходимые материалы: бумага для рисования, карандаши, различная проволока, кусачки для проволоки, ткань, ножницы, гофрированная бумага, скотч, степлер.

Ход работы:

1. Разработка эскиза. Подросткам предлагается придумать, а затем изобразить на бумаге эскиз костюма из проволоки. Это могут быть доспехи рыцаря, авангардный костюм или что-то еще. Главное условие, костюм должен обладать защищающими функциями. Кроме проволоки используется ткань, бумага и любые другие материалы.

2. Изготовление доспехов. На эту часть игры уходит достаточно много времени - 40-60 минут. Процесс работы над костюмом сопровождается фоновой музыкой. Ведущий должен быть рядом, чтобы оказать помощь идеями и поддержку. Как только костюм будет готов, предложите подростку подобрать к нему музыкальную композицию.

3. Презентация костюма. Каждый подросток надевает свои доспехи на себя, выходит в специально оборудованное для презентации место. Ведущий включает выбранную подростком музыку и дает знак к началу презентации. Содержание презентации - на усмотрение подростка. Это могут быть просто движения, какие-то слова, монолог, девиз, все, что раскроет идею костюма.

Обсуждение:

§ Какие мысли и чувства вызывает созданный тобой костюм?

§ От чего ты хотел бы защититься? Что в костюме ты использовал для защиты?

§ А в жизни, что ты используешь, чтобы защитить себя?

§ Может ли человек защитить себя, если не нем нет доспехов? Как?

§ Что ты посоветуешь такому человеку? И т.п.

Изготовленные костюмы пригодятся вам на следующих занятиях. В низ подростки будут облачаться, чтобы устроить "Рыцарские битвы" или сеанс фототерапии «Галерея образов».

Упражнение «Галерея образов»

Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей.

Необходимые материалы: элементы костюмов, маски, арт-материалы, позволяющие создать костюм, грим, магнитофон, аудиозаписи и др.

Ход работы:

1. Подумать, какую роль (роли) я хотел бы сыграть, какой образ хотел бы создать.

2. Используя готовый арсенал костюмов, грим, арт-материалы и музыку перевоплотиться в желаемый образ.

3. Игра в роли: танец, спонтанное движение, мимика, драматизация и т.п. В случае индивидуальной работы фотографирует психолог или помощник. При групповой работе - деление на пары и создание взаимных фотосессий в роли. Фотографий в роли должно быть не менее трех.

4. На следующем занятии, когда снимки напечатаны - рассматривание фотографий и их обсуждение в парах или микрогруппах. Подростки должны обязательно дать друг другу обратную связь по проигранной роли.

У ведущего могут быть заранее подготовленные карточки с ролями, отражающими различные эмоциональные состояния. Тогда подросткам предлагается «слепой» выбор и проигрывание той роли, которая попалась. Иногда в работе с агрессивными подростками мы сталкиваемся с тем, что они не хотят проигрывать роли, противоположные их состоянию, а это важно для ролевой трансформации. Роль на карточке не должна называться «Радость» или «Гнев». Это должны быть какие-то хорошо известные подросткам герои: Терминатор, Крейзи Фрогг, Человек-металл («Люди икс»), Гарри Поттер.

Подростки с удовольствием делают фотоальбомы на тему «Роли которые я играю и хотел бы сыграть». Такая работа так же очень эффективна при наличии проблем ролевого смешения или ролевой депривации, наличии негативного самоотношения.

Упражнение «Скульптуры»

Цель: содействие осознанию своей агрессии и возможности.

Необходимые материалы: воздушные шары разных форм (по 3-5 на каждого участника), нитки, скотч, ножницы, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга, пленка (бытовая в рулоне).

Ход работы:

1. Группа делиться на подгруппы (количество подгрупп зависит от количества участников). Каждый участник получает воздушные шары, нитки и другие материалы.

2. Каждая подгруппа создает из воздушных шаров и других материалов скульптуру злого, агрессивного существа (дракона, змея, монстра, людоеда, привидения, мумии и т.п.). Готовое существо размещается в подготовленном для него пространстве класса (подвешивается к потолку, располагается на столах и т.п.)

3. К готовому «Монстру» необходимо подобрать музыку, отражающую его характер. Придумать ему имя и легенду (где живет, как проявляет агрессию, обладает ли волшебными свойствами, сколько жизней и т.п.).

4. Следующий этап: «Музей монстров». Группа объединяется и отправляется на экскурсию в музей. Участник от каждой групп рассказывает о своем чудовище под музыкальное сопровождение.

5. «Битва с Монстрами». Подгруппы обмениваются чудовищами, чтобы сразиться с ними. Битва происходит по сигналу ведущего. Задача подгрупп - используя бумажные мечи (скрученные в рулончик листы бумаги или газет), справиться с монстром быстрее, лопнув все шары. Никакими другими средствами в битве пользоваться нельзя. Ведущий следит за соблюдением правил.

Обсуждение:

§ Что вы сейчас чувствуете?

§ Что делает монстра монстром и возможно ли справиться с ним? Какими способами?

§ Бывает ли у вас такое ощущение, что у вас внутри «живет монстр»? Как с ним можно справиться? А что будет, если «внутренний монстр» победит вас, а не вы его?

§ Сейчас, как бывалые победители чудовищ, дайте совет соседу справа, если в нем просыпается злость, агрессия, готовая поглотить не только его, но и всех вокруг, что ему сделать? (по кругу)

Упражнение «Пара противоположностей»

Материалы: музыкальные инструменты; запись музыкальных фрагментов, противоположных по тональности; магнитофон; ватман (на каждого участника); журналы; ножницы; клей; изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, мелки и т.п.); плотная хлопчатобумажная нить типа «Ирис» или бечевка.

Ход работы:

1. Весь мир состоит из противоположностей – черное и белое; день и ночь; добро и зло и т.д. В каждом из нас так же достаточно противоположностей. Давайте остановимся на паре «Агрессивный – Доброжелательный». Перед вами листы ватмана. Возьмите каждый по листу. Помогая друг другу, приложите лист к стене и обведите свой силуэт (от шеи вниз). Переверните ватман и продублируйте свой силуэт с другой стороны.

2. Одна сторона ватмана – это «Я-агрессивный», другая – «Я доброжелательный». Используя журналы (коллаж) и изобразительные материалы, заполните ваш силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее выразить эти противоположности в себе.

3. Для того чтобы готовую работу можно было примерить на себя, как часть костюма, отрежьте необходимую длину нити и прикрепите ее в верхней части силуэта. Теперь при желании вы можете оказаться в «костюме» доброжелательности или агрессивности, стоит только перевернуть силуэт.

4. Надев «костюм» на себя подойдите к музыкальным инструментам, выберите те из них, с помощью которых можно выразить одну и другую противоположности. Так же можно использовать подготовленные музыкальные фрагменты.

5. Походите в «костюме» одной и другой своей стороны и попробуйте подвигаться, как двигаются доброжелательные люди? А как агрессивные? Какие движения совершают руки, ноги, что меняется в лице, походке и т.п.

6. Презентация противоположностей – каждый подросток, примеряя одну из сторон, рассказывает о том, чем он заполнил силуэт, почему использовал те или иные цвета и символы; озвучивает противоположности музыкальными инструментами и демонстрирует или рассказывает о характерных движениях. Ведущий помогает, задавая уточняющие вопросы.

Обсуждение:

§ Что было самым сложным в этой работе?

§ Для чего миру так необходимы противоположности и что они дают нам?

§ Что происходит с человеком, если в нем есть только одна сторона, если он только доброжелательный или только агрессивный?

§ Есть ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?

§ Как агрессивному научиться быть доброжелательным и наоборот?

§ Упражнение «Солнечная поляна»

§ Цель: снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

§ Время: 15-20 минут.

§ Материал: лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава и солнце.

§ Цветная и белая бумага, фломастеры, маркеры, акварельные краски, ножницы, клей. Магнитофон и аудиокассета с записью звуков природы.

§ Инструкция: Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где вот-вот раскроются бутоны разных прекрасных цветов. Это и ромашки, и васильки, и одуванчики, и ландыши. И каждый из вас сможет найти на этой поляне свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который появился в вашем воображении.

§ Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания своим друзьям и приклейте на нашу солнечную поляну.

§ Посмотрите, какая получилась прекрасная поляна с цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат цветов. Они ободряюще улыбаются всем нам и желают удачной сдачи экзаменов.

§ Примечание: Создание участниками тренинга цветочной поляны сопровождается звуками природы с аудиокассеты или легкой приятной музыкой. (Например, можно использовать мелодии композитора Е.Доги, «Симфонию любви» Ф.Гойи, классические произведения Моцарта, Бетховена и др.).

§ Анализ: Какие чувства у вас возникали при выполнении упражнения?

§ Поделитесь своим настроением.

Упражнение «Рисунок любви»

Возьмите альбомный лист, краски, фломастеры и нарисуйте Любовь, дайте волю воображению, не сдерживайте себя. Какой она Вам представляется? Какие цвета ей подходят? На что похожа Ваша любовь?

Теперь посмотрите на свой рисунок, ответьте на вопросы и запишите ответы:

1. Насколько это похоже на Ваши отношения в жизни?

2. Какие цвета преобладают в Вашем рисунке?

3. Что нового Вы узнали о себе?

4. Что Вам нравится и что не нравится в вашем рисунке?

5. Что бы Вы хотели в нем изменить? Почему?

Техника «Раздувания краски»

Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.

Упражнение «Рисунок угольными мелками»

Для создания изображения используйте угольные мелки, используя все возможности этого изобразительного материала. Можно использовать для работы большие форматы бумаги. Используйте уголь вместе с цветными карандашами или восковыми мелками. Обсудите ощущения и чувства, возникающие во время работы и её результаты.

Упражнение «Рисунок себя»

Задача этого упражнения – представить себя группе, не прибегая к словам. Это может быть:

§ иллюстрация вашего образа жизни;

§ ваши ценности и интересы;

§ ваше мироощущение;

§ метафора, отражающая вас в целом.

Упражнение «Рисую себя и госпожу Удачу»

На листе бумаги нарисуйте себя таким, каким вы видите себя со стороны, на своем «мысленном» экране. Рядом нарисуйте очень красивую, в белом длинном платье госпожу Удачу. А теперь снова нарисуйте себя, обязательно с улыбкой на лице, за руку или под руку с госпожой Удачей.

– Как вы думаете, что мы сейчас делали? Привлекали к себе удачу.

Словесный код удачи очень простой – как можно чаще желайте ее всем людям.

Никогда не сомневайтесь в успехе задуманного, гоните прочь от себя неуверенность и страх! Увидите: очень скоро в вашу жизнь придет удача и успех.

Чаще рисуйте ее в своем воображении и на листке бумаги. Вера, воображение и зрительное восприятие имеют огромную силу в достижении задуманного!

Арт-терапевтическая техника «Скульптура чувства»

Участникам предлагается, сохраняя чувства, возникшие в упражнении «Прикосновение к обиде» вылепить из пластилина их образ. Важно подобрать соответствующую музыку для этого процесса. Можно использовать народные армянские мелодии, в которых звучит дудук – духовой инструмент с особым тягучим тембром. Его голос удивительно созвучен ощущениям, связанным с обидой.

В заключение этого этапа можно предложить участникам написать «Письмо обидчику», в котором можно выразить все чувства и мысли, связанные с ним. Как правило, в этих письмах уже звучат мысли не столько об обиде, сколько о прощении. Ребята Участники ищут оправдания поступкам других людей, пытаются взглянуть на ситуацию их глазами, ищут конструктивные способы налаживания отношений.

Упражнение «Рисование болезни и здоровья»

Цель: осознание и выражение блокированных чувств, связанных с болезнью.

Процедура. Расслабиться и сосредоточиться на своем теле, на каком-либо проблемном органе (желательна музыка). Можно подышать через этот орган. Зарисовать образ этого органа – как это есть сейчас, на данный момент.

Затем участникам предлагается представить себе образ этого органы, когда он станет здоровым, вчувствоваться в этот образ и нарисовать на другом листе бумаги. Затем предлагается представить себе, как звучит этот орган, будучи здоровым – и позвучать так некоторое время.

Техника направленной визуализации «Подарок обидчику»

Ведущий. Расположитесь поудобнее... Постарайтесь устроиться так, чтобы каждая часть тела чувствовала себя комфортно и расслабленно. Руки и ноги отдыхают... Лицо спокойно, челюсть разжата... Сделайте несколько глубоких вдохов через нос – и сильных выдохов через рот... Подышите так, синхронизируя ваше дыхание с музыкой...

А теперь представьте, что вы сидите в затемненном зрительном зале. Перед вами – ярко освещенная сцена и на ней человек, обидевший вас. Его лицо сияет, он счастлив и доволен собой. Он совершил что-то, за что ему благодарно огромное количество людей. Люди выходят из зрительного зала, поднимаются по очереди на сцену и поздравляют этого человека, говорят ему слова благодарности, дарят цветы и подарки...

С какими чувствами вы наблюдаете за этой церемонией? Готовы ли и вы подняться на сцену?... Подумайте, какой подарок вы могли бы преподнести этому человеку? Пусть этот подарок символизирует вашу любовь и прощение...

Когда будете готовы – поднимитесь на сцену, обнимите и искренне поблагодарите этого человека за то, что он — часть вашей жизни, за тот опыт, который вы приобрели благодаря ему.

Если вам сложно это сделать – вернитесь в зал и через некоторое время повторите все сначала. Помните – вы это делаете прежде всего для себя...

Тем, кому удалось выполнить это упражнение, предлагается нарисовать тот символический подарок, который они вручили в своем воображении человеку на сцене.

Рисунки не интерпретируются, они являются в данном случае не диагностическим материалом, а средством коррекции. Следует стимулировать спонтанность рисования, воплощение внутренних образов, смелое экспериментирование с цветом и формой.

Упражнение «Письмо хозяину тела»

Наше тело нам может рассказать нашу историю, мы можем сделать модель нашей истории, это может быть или 3-х мерное изображение, или рисунок. Ранняя депривация, ранние детские травмы остаются в нашем теле и влияют на формирование мозга, наше тело помнит все наши истории.

Инструкция:

изобразите в рисунке какую-либо вашу часть тела, с которой вы бы хотели поговорить. Изобразить можно в рисунке или 3-D.

Пусть изображенная часть тела напишет письмо своему хозяину тела о том, как ей живется, как с ней обращаются, можно написать четверостишие об этой части тела.

Прочесть написанный текст в парах-тройках, обсудить.

Упражнение «Разговор с деревом»

Ведущий. Я хочу вам предложить путешествие в царство деревьев... Сядьте поудобнее и закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните... Представьте себе лес, по которому вы бредете. Стоит прекрасный весенний день. Небо голубое, солнце светит ярко. Вы идете по очень большому лесу. Здесь стоят самые разные деревья: хвойные, лиственные, большие и маленькие.

Где-то в этом лесу есть одно особенное дерево – это дерево будет с вами разговаривать, только с одним из вас. Это дерево хотело бы стать вашим другом. Осмотритесь вокруг получше и найдите каждый свое дерево. Подойдите к нему совсем вплотную и приложите ухо к стволу. Слышите, как сок течет по кольцам дерева вверх?

Прислушайтесь очень внимательно к голосу дерева. Как звучит его голос? Как тихий шепот? Как светлый колокольчик? Как шум ручья? Этот голос веселый, как у Микки Мауса, или серьезный, как голос пожилого человека?

Если вы узнали голос дерева, то можете внимательно его выслушать. Вы отлично это сделаете! Сосредоточьтесь. Шшшш... дерево хочет что-то сказать. Не пропустите ни одного слова, которое оно говорит...

Может быть, оно хочет попросить, чтобы вы для него что-то сделали. Может быть, обрадуется тому, что именно вы его навестили. Возможно, ваше дерево скажет каждому из вас, что однажды вы станете такими же большими и сильными, как оно. Быть может, дерево хотело бы помочь решить ваши сегодняшние проблемы... (15 секунд).

Когда услышите, что хотело вам сказать дерево, дайте мне знак рукой – поднимите руку.

Запомните то, что сообщило дерево. Запомните также, что дерево – такое же живое, как и вы. А теперь попрощайтесь с деревом... Возвращайтесь назад. Потянитесь и будьте снова здесь, бодрые и отдохнувшие...

Возьмите лист бумаги и нарисуйте свое дерево.

После этого дети показывают свои рисунки и рассказывают о том, что им сказало дерево.

Упражнение «Контакт масок»

Процедура:

Все участники рисуют себе маску. Она может быть сколь угодно странной, забавной, мрачной, как кому захочется. Если кому-то очень трудно придумать маску, то допускается изготовление простой черной маски: два кружка с прорезями для глаз. После изготовления масок все садятся в круг. Ведущий становится в центр круга, закрывает глаза и начинает медленное вращение, вытянув руку (указательный палец в виде «стрелки»). Когда он остановится и откроет глаза, «стрелка» будет указывать на кого-то из собравшихся: с этого человека и начинается обсуждение. Каждый (в любом порядке) должен высказать свое мнение о маске на обсуждаемом человеке: интересна ли маска и чем; подходит ли она этому человеку (с субъективной точкой зрения того, кто высказывается); какие особенности характера обсуждаемого человек отражены в этой маске; какие особенности своего характера человек (по мнению говорящего) хотел бы скрыть с помощью этой маски; какая маска, по мнению говорящего, лучше подошла бы к обсуждаемому человеку (литературного героя, какого-то зверя, героя фильмов, исторического лица и т.п.). Ведущий должен следить, чтобы высказались все. После обсуждения первого человека в маске, переходят к следующему (например, двигаясь по часовой стрелке) и т.д. Этот этап занятия не должен продолжаться более часа, после чего разговоры на тему масок прекращаются. Затем ведущий говорит: «В повседневном общении мы тоже иногда носим маски, только маски не из бумаги, а из мускульного грима – из особого выражения лица, позы, тона. Сейчас мы посмотрим, что это такое». Участники усаживаются в круг, в центр круга выкладываются (тестом вниз) семь карточек (если участников больше, то дублируются карточки 2-6).

1. маска безучастности;

2. маска прохладной вежливости;

3. маска высокомерной неприступности;

4. маска агрессивности («попробуй не послушай меня»);

5. маска послушания или угодливости;

6. маска деланной доброжелательности или сочувствия;

7. маска простодушной-чудаковатой веселости.

Все, наугад, выбирают себе по карточке и читают свой текст. По порядку следования номеров карточек каждый должен продемонстрировать доставшуюся ему «маску»; надо придумать ситуацию, в которой пришлось бы одеть эту маску, и разыграть сценку этой ситуации... Например, кому досталась «маска безучастности», можете изобразить сценку: «Он оказался в купе с ссорящейся супружеской парой, по соображениям такта ему приходится делать вид, что он ничего не видит, и не слышит». После чего группа оценивает, НАСКОЛЬКО человек сумел изобразить на лице необходимую «маску». Затем переходят к следующей сцене. В заключение обсуждают: «Что мне дало это задание? Кому дается «маска» в ходе общения и почему некоторым трудно удержать эту «маску»? Какие переживания возникали во время задания?».

Упражнение «Групповое рисование по кругу»

Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.

Материал: Бумага, карандаши.

Проведение: На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».

Данная техника может вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому психолог должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

Техника «Каракули и метаморфозы» (А. Копытин)

Техника не накладывает ограничений на действия участников, возможность трансформации образов способствует раскрытию творческого потенциала участников, активизации воображения, катарсическим процессам.

Описание техники:

На первом этапе перед участником сессии стоит одна единственная задача – свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги без какой-либо цели и замысла, в результате которого получается сложный клубок линий. В этом «клубке» следует затем увидеть какой-либо образ и развить его.

На следующих этапах участникам могут быть предложены следующие творческие задания:

1. Ведение «дневника каракулей», фиксирование изменений за определенный промежуток времени поможет проследить динамику процесса и сделать выводы.

2. На основе созданных каракулей участникам предлагается сочинить рассказ.

3. Участники могут попытаться выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей.

Для создания каракулей данной методикой предусмотрено использование отпечатков краски на бумаге (полученные с помощью кисти или руки) как предварительную основу для создания образа, делать это можно с участием всех членов группы, но на большом вертикально расположенном листе бумаги.

Ещё одним из вариантов методики является изображение инициалов или автографов, при трансформировании которых каракулями, участники находят в их очертаниях образ и развивают его.

Техника «кляксы, каракули» (М. Бетенски)

Данная изобразительная техника в сочетании с музыкой побуждает личность взрослого/ребенка к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения.

Описание техники:

Участникам сессии предлагается выбрать бумагу и изобразительные материалы по желанию, послушать ритм и настроение музыкального произведения, представить себе образ, о котором рассказывает музыка, затем изобразить его экспрессивно (с помощью каракулей, клякс, линий, точек, пятен, отпечатков и др.)

На этапе обсуждения участники рассказывают о своем рисунке, отмечают, получилось ли передать задуманный образ, получилось ли у них что-либо неожиданное, и на что оно может быть похожим, что обозначает выбранный для рисунка цвет.

Другие участники терапевтической группы тоже подключаются к обсуждению, и интерпретации работ, рассказывают о своих впечатлениях от творческого процесса, отмечают эмоциональный климат в группе.

Техника «каракулей» (Л. Лоуи)

Техника способствует формированию оптимальной внутригрупповой коммуникативной среды, даёт диагностическую информацию о сложившимся внутригрупповом взаимодействии.

Описание техники:

Ведущий кладет большой лист бумаги на стол, и просит участников выбрать один мелок (карандаш, фломастер). Два человека не могут использовать одинаковый цвет. Затем ведущий предлагает участникам быстро нарисовать на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Затем дорисовывание происходит по очереди. Ведущий следит за тем, чтобы каждый участник, рисуя в порядке очереди, вносил в рисунок лишь минимальные дополнения – тогда все поучаствуют в создании законченной композиции по несколько раз. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.

На следующем этапе происходит обсуждение рисунка. Что каждый из участников видит в рисунке. Такое обсуждение может сказать очень многое об особенностях каждого участника и том, как люди взаимодействуют друг с другом.

Некоторые особенности рисунка, подлежащие обсуждению: преобладание одного цвета, сюжеты и образы, отражающие взаимоотношение участников в группе; что привнёс каждый участник в рисунок и как его труд повлиял на ход и результат общей работы.

В заключении обсуждения участники могут сочинить какую-нибудь сюжетную коллективную историю по рисунку.

Упражнение «Консервные банки»

Не надо их выбрасывать. Сначала отмыть, соскоблить бумажные этикетки, обрезать или сточить все острые зазубрины, а затем сотворить или декоративную игрушку, или полезную вещь для дома: подсвечник, светильник, походную кружку, подставку для цветов, утюга или сковородки, кормушку для птиц, пуговичницу, колокольчик, карандашницу, пенал и др.

Необходимо любую вещицу раскрасить, покрыть лаком. Из консервных и пивных банок можно сделать удивительные шахматы, солдатиков, «ордена», военную технику, игрушечное оружие и т.п. А сколько можно соорудить полезных пенальчиков для хранения гвоздей, шурупов, гаек, проволоки, иголок, кнопок, пуговиц и других мелких предметов и материалов. В таких закрытых баночках можно хранить семена, корм для рыбок, соль, сыпучие продукты, рыболовные принадлежности. Можно провести смотр поделок из консервных банок, лучших изобретателей наградить жетонами, медалями, значками, игрушками, тоже сделанными из консервных банок.

Упражнение «Реклама»

Реклама – двигатель торговли. Необходимо нарисовать свои обертки для жвачек или конфет; этикетки для спичечных коробков; эмблемы для почтовых конвертов на любую тему. Отдельно нарисовать этикетки для консервных банок и упаковок для следующих «продуктов»:

§ жареные плавники акул и присоски осьминогов в собственном соку;

§ лягушачьи лапки в томатном соусе с майонезом;

§ редька с вишневым вареньем под шубой;

§ маринованные каштаны с чесноком и медом;

§ соленые рога и копыта с яблоками и сливами.

Упражнение «Одеть портрет»

Найдите нейтральный портрет (политических, исторических деятелей брать неэтично), наклейте его на картон или рамку с плотным материалом и, как это делает художник Илья Глазунов, предложите ребятам «одеть» своего героя. С помощью аппликативного материала (цветная бумага, фольга, лоскуты, мех, и т.п.). Необходимо сделать головной убор (кокошник, шляпу, платок и др.); сотворить украшения, если на портрете женщина, девушка (бусы, ожерелья, серьги, броши и др.); придумать свой костюм (бальное платье, сарафан, фрак и т.п.). Сочинить название картины, имя и биографию своему герою.

Упражнение «Робот»

Разрежьте на полосы (отдельно лоб, отдельно глаза, отдельно нос, отдельно рот, отдельно подбородок и т.д.) портреты с обложек или репродукций журналов, плакатов одинакового размера, желательно цветных. И пусть дети, как это делают криминалисты, соединят полосы в новый портрет – робот. Придумают ему имя, профессию, биографию. И выставят на веселый вернисаж синтетический портрет.

Упражнение «Визитная карточка»

Цели:

§ потренировать способности к выявлению Я-концепции – реальной самоидентификации лидера;

§ развивать способности лидера соединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;

§ тренировать такие лидерские качества, как подвижность мышления и навыки эффективной коммуникации;

§ способствовать тренировке умения излагать материал внятно и ярко.

Размер группы: желательно не более 20 участников. Это связано не с возможностью проведения упражнения, а с его эффективностью. Больший размер группы приведет к размыванию внимания и ослаблению концентрации на партнере.

Ресурсы: по большому ватманскому листу на каждого участника; для группы – фломастеры, ножницы, клейкая лента, краски, клей, большое количество печатной продукции (рекламные проспекты, брошюры, иллюстрированные журналы и газеты).

Время: около часа.

Date: 2015-07-27; view: 2613; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию