Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение театрализованной деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста





 

Сочетание музыкальной и театральной деятельности позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок - дошкольник учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

С увеличением темпов жизни, социальными условиями, требующими от человека определенных способностей для адаптации в окружающем мире, занятостью родителей значительно уменьшается взаимодействие ребенка - дошкольника с родными (чтение художественной литературы, посещение театров, музеев, совместных прогулок) все это приводит к недостаточному развитию речи и эмоциональной сферы ребенка. Поэтому в настоящее время является актуальным формировать у детей художественный вкус, развивать творческие способности, эмоциональный мир ребенка. Самый короткий путь для эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественного воображения предоставляет театрализованная деятельность.

Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т.к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием.

Театр - вид искусства, который привлекает внимание, в равной мере, как взрослых, так и детей. Выдающийся русский критик В.Г. Белинский, обращаясь к современникам: «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - был глубоко убежден в том, что не любить театр невозможно. Ощущение праздника, связанное с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, наполнить его яркими впечатлениями, чувствами, мыслями.

В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга в зависимости от таких оценок, проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не умеющих придерживаться установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело.

В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения на кооперации труда, работы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. В диалогическом взаимодействии детей эффективен прием драматизации. В нем наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Драматизация привлекает близостью к игре с использованием игрушек, элементов декораций, ряженья.

Театрализованная игра (или драматизация) является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть, проникнут в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Характерными особенностями театрализованных игр является литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Виды театрализованных игр разнообразны, по Н. А. Роуцкой:

1. Театрализованная игра Игра с настольным театром.

2. Игра – драматизация. Плоскостные фигурки.

3. Фланелеграф. Объемные фигурки.

4. Теневой театр. Игра с марионетками.

5. Бибабо

По мнению О. Акуловой все театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые дилогии на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, театр марионеток) и т. д.

Для проведения игр необходимы определенные требования:

• Знание литературного текста

• Правильный отбор художественного произведения небольшого по объему, желательно из «Программы…»

• Должны быть действия.

• Должен быть диалог и монолог.

• Доступность понимания детьми.

• Произведение должно быть ценно в воспитательном отношении.

• Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек.

Приемы руководства играми-драматизациями заключается в следующем:

• Чтение произведения.

• Беседа по содержания произведения. Здесь надо обратить внимание детей на действие героев, чувства, состояние.

• Рассматривание иллюстраций, мультфильмов, прослушивание грамзаписи, поделка атрибутов и пособий.

• Игры – имитации мимики, жестов.

• Работа над текстом.

• Инсценирование (игра-драматизиция)

Роль педагога в организации и проведении игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организованного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход.

В младшей группе ведущую роль берет воспитатель, разыгрывать можно во второй половине дня. Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самостоятельных играх в театр. Они сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействия, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.

В обучении диалогическому общению использовались настольный театр, фланелеграф, плоскостные фигурки, объемные фигурки, куклы-бибабо, пальчиковый театр, игры – драматизации. Эти виды игр часто включают в НОД по развитию речи при ознакомлении с произведениями художественной литературы, в НОД по звуковой культуре речи. Так же использовалась система ТРИЗ (например, при драматизации сказки дети сами придумывали ее конец, в игре «Хорошо — плохо» предполагающей замечать в одном и том же предмете (явлении) хорошие и плохие стороны.)

Театрализованную игру использовали и при воспитании у детей речевого этикета, как одного из значимого, ценного средства общения. В среднем возрасте наиболее действенным является преподнесение правил поведения персонажами кукольного театра.

Всегда при себе пальчиковый театр – 10 актеров у каждого. По утрам часто проводили такую игру – «Мальчики здороваются с девочками». Дети произносят: «эта ручка – мальчики, эта ручка – девочки». Пальчики – мальчики здороваются с девочками, здороваясь нужно поочередно прикоснуться кончиками одноименных пальцев и каждый раз произносить: «Здравствуйте, рад вас видеть» или «Доброе утро» и т. д. Играли в «Кулачек - сундучок» вежливых слов. Нужно собрать в кулачек пальцы правой руки (это 5 вежливых девочек, пальцы левой руки (это 5 вежливых мальчиков). Пусть пальчики пошепчутся (поднести кулак к уху, послушать, о чем они говорят. Затем предупредить: «Послушали, а теперь громко объявите».

На стенде «Для вас, родители» вывешивалась информация на тему: «Знаем ли мы вежливые слова?». Проводилось родительское собрание на тему: «Уроки общения». Все это позволяет проводить содержательную работу по формированию речевой культуры детей и взрослых.

Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса.

В НОД стимулировали внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом ребенка. Так как результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.

Так же параллельно с работой в группе вели индивидуальную работу, где большое внимание уделяла вовлечению в театрализованную деятельность детей с низким уровнем диалогического общения, малообщительных, замкнутых, потому что им труднее всего общаться с детьми в группе.

Только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе, а для этого необходимо продолжать начатую работу. Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо совершенствоваться. Для этого у нас есть хорошая ресурсная база, воспитатели, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка.

Заключение

 

Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.

Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания. К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.

Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.

Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

Театральное искусство действительно должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, развитие диалогической речи, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.

Date: 2015-07-25; view: 1002; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию