Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система управления учением





Процесс управления учением

Управление учением — это целенаправленное, а не традиционно стихийное поведение учителя в классе, направляемое не случайными эпизодами поведения учеников, а заранее планируемый процесс. Его основная задача — получение внешней обратной связи, т.е. информации об успехах и неуспехах учащихся в ходе самого процесса обучения. В инструктивных материалах для школьников и учебнике также должна быть предусмотрена возможность получения самим учеником внутренней обратной связи об успешности его учебной работы.

От характера этих воздействий и типа получаемой обратной связи зависит мотивация учения (закон успеха) и уровень достижений учащихся в обучении.

 

Система управления учением

Управление учением как со стороны учителя, так и в учебнике может осуществляться по одной из двух возможных схем: как разомкнутое управление или как замкнутое управление.

Под разомкнутым управлением учением понимается такая ситуация учения, когда обратная связь о его результатах получается после завершения всего процесса обучения или достаточно крупных его частей, сопоставимых с месяцем, семестром или годом обучения. За такой долгий период времени может быть изучено достаточно много УЭ и допущено много ошибок в деятельности ученика, а также образоваться много пробелов в его знаниях, которые выявятся отсроченной обратной связью слишком поздно, чтобы их можно было эффективно исправить. Именно эта ситуация возникает при использовании финального теста при выпуске из школы в России и США. К чему тогда этот финальный тест, если ничего уже исправить нельзя?

Разомкнутое управление учением ведёт и к неестественному, заведомо малоэффективному учебному процессу. Дело в том, что однократное восприятие новой информации оставляет в памяти учащегося весьма тусклый и неполный след, о чём сам учащийся не догадывается, находясь под влиянием иллюзии знания: ведь на занятии он присутствовал, учителя слушал внимательно и даже пролистал или прочитал учебник. Тем более неожиданным для него становится провал на итоговом, далеко отсроченном экзамене. Для чего вообще проводится этот экзамен, когда всем, мало-мальски знакомым с психологией учения известно, что для прочного усвоения предмета он должен быть неоднократно (по утверждению американского психолога Д. Миллера — 7 раз) «проштудирован» учащимся. В учебном процессе с разомкнутым управлением на такое «штудирование» ничто и никто не направляет учащегося, а поэтому итоговый экзамен (ЕГЭ) представляет для учащегося подлинную ловушку с лучшими намерениями, расставленную «любимыми» учителями. Надеяться на то, что этот экзамен станет эффективной «погонялкой» для совершенствования качества образования, может только очень педагогически наивный дилетант. Если ничего не меняется в процессе обучения, кроме экзамена, то экзамен будет всё время показывать одно и то же качество, на которое способен процесс. Удивительно ли, что на всех проведённых ЕГЭ все испытуемые проваливаются и будут проваливаться, демонстрируя беспомощность традиционно разомкнутого процесса обучения.

Разомкнутое управление повсеместно, где только возможно, заменяется замкнутым. Только на войне, в медицине, политике и в образовании всё ещё применяется разомкнутое управление.

На войне — очертя голову, вперёд! В медицине — вскрытие покажет! В политике — «кривая вывезет», а в образовании — «цыплят по осени считают». В последнее время наметился прогресс на войне, в медицине и в политике: на войне — больше разведки, расчёта, моделирования; в медицине — больше техники для диагностики, в политике — более точный просчёт исходов, благодаря компьютерному моделированию. И только в образовании ничего не меняется: всё то же разомкнутое управление и тот же фатальный финальный тест-ловушка, который ничего уже исправить не может, но результаты которого можно подтасовать путём несложных манипуляций с баллами, чтобы скрыть истинную картину безграмотности школьников.

Под замкнутым управлением в обучении понимают действия учителя или способ построения учебника, когда учебная деятельность ученика контролируется и корректируется после каждого взаимодействия с каждым учебным элементом, добиваясь полноценного достижения цели обучения (Ка > 0,7). Необходимо с самого начала изучения роли обратной связи в обучении понять, что обратная связь — это информация не только и не столько учителю о ходе процесса обучения, сколько самому ученику о том, как успешно он усваивает предмет. Регулярно получая такую информацию, ученик становится полноценным участником процесса обучения и однажды может сказать учителю: «Подождите, не спешите — я не успеваю за вами!». Учащийся это говорит, потому что на каждом шагу обучения ему это «кричит» обратная связь.

Конечно, учитель в группе с тремя-четырьмя десятками учеников не способен осуществлять замкнутое управление их учебной деятельностью. Здесь на помощь приходят самоконтроль ученика на основе поступающей к нему обратной связи и специальным образом построенные учебники и технические средства, построенные на принципе замкнутого управления обучением. На основе функционирования в самом процессе обучения обратной связи можно легко прогнозировать конечное качество усвоения предмета каждым учеником и полностью отказаться от бесполезного финального теста, приносящего больше головной боли своими громоздкими и секретивными процедурами, чем какой-либо пользы.

 

Date: 2015-07-27; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию