Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности заключения договоров страхования





Юридической формой, опосредующей взаимоотношения между участниками страхования, является страховой договор.

По условиям договора одна сторона (страхователь) обязуется уплатить определенную страховую премию, а другая сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) возместить страхователю или третьему лицу (выгодоприобретателю) понесенные им убытки в пределах установленной в договоре страховой суммы, если речь идет об имущественном страховании, или уплатить страховую сумму частично или полностью при личном страховании.

Договор страхования - это двухстороннее соглашение между страхователем и страховщиком.

Предпосылкой для заключения договора страхования является страховой интерес, который может быть индивидуальным и общественным. В имущественном страховании интерес к страхованию может быть обусловлен юридически признанным отношением к объекту страхования, например право владения, аренда, лизинг и т.п. В имущественном страховании страховой интерес ограничен стоимостью имущества.

Страховые интересы ориентированы на социальные и имущественные запросы семьи, отдельно взятого человека, а также на интересы, отвечающие запросам предпринимательских структур, промышленных предприятий.

К первой группе страховых интересов относится страхование жизни, здоровья (страховщиком выплачивается стоимость лечения и медицинского обслуживания всех членов семьи), транспортных средств в личном пользовании (оплачиваются расходы по лечению и медицинскому обслуживанию в связи с дорожно-транспортным происшествием, ремонт автомобиля, материальный ущерб третьим лицам в связи с эксплуатацией источника повышенной опасности), страхование жилья и домашнего имущества (оплачивается ущерб, причиненный гибелью или повреждением указанных объектов от пожара, взрыва и т.п., а также ущерб третьим лицам в порядке гражданской ответственности), платежеспособности (страхователь получает денежную компенсацию в случае убытков, понесенных из-за неплатежеспособности должников).

Ко второй группе относят страховые интересы предприятий, которые выражаются в необходимости, заинтересованности в сохранении имущества и приводят к страхованию имущества от пожара, взрыва, аварий и других стихийных бедствий. Сюда относят страхование ответственности предприятий за качество произведенной продукции (работ, услуг) и страхование ответственности за ущерб окружающей среде, а также страхование потери прибыли в случае остановки производства вследствие различных причин.

В страховании жизни каждый человек имеет неограниченный страховой интерес в своей собственной жизни и может застраховать ее в любой сумме, которую пожелает (при условии, что он здоров с медицинской точки зрения) и может себе позволить оплачивать премию из финансовых соображений

Страхование основывается на договоре, который должен быть заключен в письменной форме. Условия договора страхования, определяются по соглашению сторон и должны отвечать общим условиям сделки, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

Со стороны страхователя поступает информация о природе риска. Он также выбирает приемлемую форму страховой защиты. Определяющим фактором при выборе страховщика является цена, качество обслуживания и надежность страховой компании.

Страховщик, в свою очередь, должен проанализировать предоставленную страхователем информацию о риске. При этом он может сделать свои собственные запросы, используя услуги опытных оценщиков (сюрвейеров) риска, которые рассмотрят предложения и произведут инспекцию на месте. Страховщик будет принимать решение об объеме и характере страхового покрытия, которое он готов предоставить страхователю. Наконец, страховщику придется определить страховую премию.

Самый обычный механизм, посредством которого страховщик получает информацию о рисках, подлежащих страхованию, - это форма заявления на страхование.

Формы заявлений по своему объему и содержанию различаются в зависимости от природы риска и информации, необходимой страховщику, чтобы принять риск на страхование.

Страхователь в своем заявлении сообщает о своем желании заключить договор страхования, указывает, что именно он страхует и на какую сумму. Кроме того, он удостоверяет, что ознакомлен с правилами и условиями страхования, и приводит все сведения, необходимые страховщику для определения объема страховой ответственности. При этом должен соблюдаться принцип наивысшей добросовестности. Если сведения, сообщенные страховщику, заведомо ложные и неполные, то страховщик вправе требовать признания договора недействительным. В то же время страховщик должен формулировать вопросы в недвусмысленной форме, чтобы страхователь не мог истолковать условия договора, имеющие неоднозначный смысл, в свою пользу.

Если заявление на страхование должным образом представлено, а страховщик принимает его и страховая премия оплачена, то договор вступает в силу. Факт заключения договора страхования удостоверяется переданным страховщиком страхователю страховым свидетельством (полисом, сертификатом) с приложением правил страхования.

В страховом свидетельстве (полисе, сертификате) должны быть указаны:

 

-наименование документа;

-наименования и адреса сторон, при необходимости также координаты застрахованного лица и выгодоприобретателя (либо условия их определения):

-объект страхования;

-указание страхового риска;

-верхний предел страховой суммы;

-размер страховых премий, а также сроки и порядок их уплаты;

-начало и конец действия договора страхования;

-порядок изменения и прекращения договора;

-иные условия по соглашению сторон.

В договор страхования могут вноситься различные оговорки и ограничения. Одной из них является франшиза. Размеры франшизы определяются страховым полисом. Ее рассчитывают как абсолютную величину или величину, соотнесенную со страховой суммой, стоимостью объекта страхования или величиной ущерба.

Различают два вида франшизы: условную и безусловную. Условная, или интегральная (невычитаемая), франшиза предусматривает освобождение страховщика от ответственности за ущерб, не превышающий установленной суммы, и полное покрытие ущерба, являющегося больше суммы франшизы. Если ущерб превышает установленную франшизу, то страховщик обязан выплатить страховое возмещение полностью, не обращая внимания на оговорку.

Безусловная, или эксцедентная (вычитаемая), франшиза применяется в безоговорочном порядке без всяких условий: ущерб во всех случаях возмещается за вычетом франшизы. При безусловной франшизе страховое возмещение равно ущербу за вычетом франшизы.

Обязательства страховой компании по отношению к страхователю по договору страхования могут состоять в возмещении ущерба или в выплате согласованной суммы.

На этом основании различают страхование ущерба и страхование суммы. В случае возмещения ущерба страховая компания должна возмещать фактическую сумму ущерба в той мере, в какой он покрывается фактической суммой страховки.

При страховании ущерба возмещению подлежат конкретно доказанные суммы потерь, то есть происходит конкретное покрытие в пределах страховой суммы. При страховании на определенную сумму речь идет об абстрактном покрытии потребности, так как согласованная в договоре страховая сумма определяется не стоимостью материальных ценностей, а желанием страхователя и его платежеспособностью, то есть возможностью оплатить страховку. Страхование определенной суммы имеет место при страховании жизни, страховании от несчастного случая и в медицинском страховании.

Страховое возмещение может быть меньше страховой суммы или равно ей, исходя из конкретных обстоятельств страхового случая и условий договора страхования (например, наличия франшизы). Сумму страхового возмещения определяют различными способами в зависимости от системы страхования.

При страховании по действительной стоимости имущества страховое возмещение рассчитывают как фактическую стоимость имущества на день заключения договора. Страховое обеспечение в этом случае равно ущербу.

 

При страховании по восстановительной стоимости страховое возмещение равняется цене нового имущества соответствующего вида. Износ имущества не учитывается. Страховая сумма не должна превышать действительной стоимости имущества на момент заключения договора страхования (страховой стоимости). Страховое возмещение не может превышать прямого ущерба застрахованного имущества страхователя или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме.

 

Условиями договора страхования может предусматриваться замена страховой выплаты компенсацией ущерба в натуральной форме в пределах суммы страхового возмещения. Страховой премией является плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или по закону. Выплачиваемая страховщиком сумма страхового возмещения не облагается налогами и сборами, и с этой суммы не взыскивается государственная пошлина.

 

Хотя обычно заявление страхователя оформляется письменно, с согласия страховщика возможно сообщение требуемых сведений устно. Тогда единственным документом, подтверждающим заключение договора, является страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанция). Таким образом, лишь этот письменный документ обязателен для подтверждения заключения договора страхования.

 

Договор страхования считается заключенным с момента выдачи страхового полиса и вступает в силу с момента уплаты первой страховой премии, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Указываемая в договоре страховая сумма является верхним пределом ответственности страховщика. Порядок выплат в имущественном и личном страховании различен ввиду ряда обстоятельств.

 

Концепция возмещения в имущественном страховании состоит в том, что после наступления страхового случая страхователь должен быть поставлен в такое финансовое положение, в котором он находился до получения убытков. В имущественном страховании выплата из страхового фонда должна быть компенсацией убытков (прямого ущерба и, если это установлено договором, неполученной прибыли), которые страхователь или выгодоприобретатель понес в результате наступления страхового случая. При этом если указанная в договоре страховая сумма не совпадает со страховой стоимостью имущества, то убытки чаще всего компенсируются в таком же отношении, в каком находятся страховая сумма и упомянутая стоимость.

 

Если имущество застраховано у нескольких страхователей, то общий размер выплат страхователю или выгодоприобретателю не должен превышать понесенных убытков, т.е. со стороны страхователя не должно проводиться двойное страхование. О наличии двойного страхования говорят в том случае, когда один и тот же объект застрахован от одного и того же риска в нескольких страховых компаниях и общая страховая сумма при этом является больше страховой стоимости. Иначе страхователь может быть заинтересован в наступлении страхового случая, что разрушит весь механизм страхования. Не случайно в имущественном страховании подобные выплаты именуют "страховым возмещением".

 

В личном страховании оценить предполагаемый и реальный ущерб сложнее, чем в имущественном. Невозможно, например, подсчитать все убытки, повлекшие за собой утрату трудоспособности, как невозможно оценить жизнь, здоровье или другие блага личности. По меркам современного общества они бесценны. Принцип пропорционального возмещения ущерба поэтому не пригоден для личного страхования. Стороны заранее оговаривают страховую сумму, и она выплачивается независимо от действительного ущерба, причем размер выплат при страховании у нескольких страховщиков не ограничен.

 

Некоторые виды личного страхования допускают выплаты и тогда, когда наступление страхового случая не причиняет ущерба страхователю или застрахованному. Так при смешанном страховании жизни часть средств, передаваемых в виде страховых премий, идет на сбережения, что позволяет производить выплаты из страхового фонда и в отсутствие ущерба при наступлении страхового случая.

 

Системы страховых отношений, реализуемых в процессе страхования, кроме страхования как такового включают:

 

-сострахование;

 

-перестрахование;

 

-страховой пул;

 

-двойное страхование;

 

-самострахование;

 

-взаимное страхование.

 

При состраховании ответственность по риску принимает на себя каждая из нескольких компаний в той мере, которая определена дополнительным соглашением между ними. Страховой договор выдается страхователю каждой из компаний-страховщиков. При этом в дополнительном соглашении указывается главный или ведущий страховщик, который осуществляет все взаимоотношения со страхователем. При состраховании в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.

 

Перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика). Страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования".

 

Перестрахование означает, что страхования компания, беря на страхование какой-либо риск, вступает в соглашение с другими самостоятельными страховыми организациями. Все страховые обязательства первой компании частично перекрываются другой компанией. В результате, страховщик, передавший риск на перестрахование, остается ответственным перед страхователем в полном объеме, но компании-перестраховщики несут ответственность в размерах, принятых на себя обязательств по перестрахованию. Отношения между партнерами по перестрахованию регулируются соответствующим договором.

 

Перестрахование и сострахование позволяет распределить страховой риск по нескольким страховым компаниям. В результате обеспечивается устойчивость не только отдельных страховых компаний - прямых страховщиков, но и всего страхового рынка в целом.

 

Для страховая крупных, опасных и малоизвестных рисков страховые компании могут создавать страховые пулы, представляющие собой объединения страховщиков для совместного страхования определенных рисков.

 

Страховой пул - добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, создаваемое на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников пула.

 

Целью создания страхового пула является обеспечение финансовой устойчивости страховых операций, а также гарантий страховых выплат, более полное страховое обеспечение рисков, удовлетворение потребностей страхователей в страховых услугах.

 

Двойное страхование - это страхование у нескольких страховщиков одного и того же интереса от одних и тех же опасностей, когда общая страховая сумма превышает страховую стоимость. В случае, если объект застрахован у нескольких страховщиков на суммы, которые превышают его страховую стоимость (двойное страхование), все страховщики отвечают только в размере, пропорциональном отношению страховой суммы к общей страховой сумме в отношении данного объекта.

 

Самострахование - создание страхового резервного фонда непосредственно самим хозяйствующим субъектом.

 

Самострахование предусматривает создание страхователем собственных резервов для компенсации убытков при непредвиденных ситуациях. Внутренний резервный фонд носит название фонда риска.

 

Самострахование становится необходимым в следующих случаях:

 

-очевидна экономическая выгода от его использования по сравнению со страхованием;

 

-невозможно обеспечить требуемое снижение или покрытие рисков страхователя в рамках страхования.

 

Первая ситуация может реализоваться тогда, когда в результате анализа страхового рынка выясняется, что размер премии, которую необходимо уплатить за страхование рисков, является чрезмерно большим. Проведение же предупредительных мероприятий дает малый эффект при больших затратах.

 

Вторая ситуация может возникнуть, если риски страхователя являются очень крупными и покрыть их полностью в рамках отдельной страховой компании или даже пула компаний не представляется возможным.

 

Страхователь может сформировать свой собственный фонд риска несколькими способами – внутренним и внешним.

 

Создание внутреннего фонда риска может происходить на краткосрочной основе либо как средство распределить убытки на более длительный период. В первом случае временным периодом обычно является финансовый год, и фонд формируется из средств, предусмотренных в бюджете страхователя эксплуатационные расходы. Такой способ подходит для небольших и сравнительно частых убытков. Во втором случае фонд формируется как особая расходная статья в годовом бюджете страхователя и накапливается в течение нескольких лет.

 

Внешний фонд риска – это механизм обхода налоговых проблем, которые существуют для внутреннего фонда. Фонд риска формируется как особый счет, ведущийся в дружественной страховой компании, которая накапливает денежные средства таким же образом, как и в случае внутреннего фонда. Вклады в него делаются периодически в виде страховых премий. Размещение вкладов в страховых компаниях удобно тем, что они работают в условиях льготного налогового режима, и накопление фонда происходит быстрее. Страхователи также имеют некоторые льготы по порядку налогообложения при уплате страховых премий, которые, возможно, в будущем будут расширены.

 

Отличие такого способа формирования фонда от обычного страхования заключается в том, что страховщик будет оплачивать убытки организации по ее требованию и только в объеме накопленных в страховой компании средств.

 

Важнейшим условием для эффективного использования самострахования как метода защиты от рисков является адекватное определение размера фонда риска – он должен соответствовать возможностям предприятия и его потребностям. Малый размер фонда риска приведет к тому, что его будет недостаточно для компенсации убытков. Но если средства, имеющиеся в фонде риска, совсем не использовать в сфере производственной деятельности страхователя, то это приведет к уменьшению прибыли.

 

Как правило, формирование внутреннего фонда риска происходит постепенно, и он достигает планируемой величины в течение нескольких лет. Всегда существует опасность, что его средства будут исчерпаны до того, как он достигнет планируемой величины. Чтобы принять правильное решение о размере фонда риска, страхователь должен учесть следующие моменты:

 

-приемлемый для себя уровень сохранения риска;

 

-размеры фонда, достаточные для обеспечения компенсаций потерь от сохраненного риска;

 

-временной масштаб накопления и функционирования фонда риска.

 

Если не принимать во внимание временной фактор (который будет там ощутимее, чем ниже финансовые возможности страхователя), то оптимальным размером для фонда риска будет его величина, равная максимально приемлемому размеру ущерба для сохраненных рисков страхователя. Максимально приемлемый ущерб может быть рассчитан либо на основе максимальных годовых значений ущерба, либо как единовременный ущерб, который теоретически может иметь место за весь период работы страхователя.

 

Преимущества самострахования можно разделить на две группы: экономические и управленческие.

 

Экономические преимущества состоят в следующем:

 

-экономия на страховых премиях, позволяющая снизить затраты и увеличить прибыль;

 

-получение дополнительного дохода на капитал при отказе от уплаты страховых премий за счет инвестирования сохраненных средств;

 

-экономия за счет более тщательного анализа прошлых убытков.

 

Экономия, которую можно получить при отказе от уплаты страховых премий, не так уж мала. Особенно ощутима такая выгода при страховании небольших, но частых убытков, которые достаточно хорошо прогнозируемы на разумный промежуток времени. Страхование в этом случае превращается в обмен деньгами между сторонами, за исключением того, что страхователь дополнительно финансирует расходы на ведение дела и прибыль страховщика, которые могут составлять более 50% суммы страховой премии.

 

С точки зрения эффективности менеджмента самострахование также обладает определенными преимуществами. Они связаны с увеличением гибкости управления риском, сохранением контроля над денежными средствами и большим контролем за качеством дополнительного сервиса.

 

К недостаткам самострахования следует отнести дополнительные организационные затраты, недооценку уровня возможного риска, воздействие инфляции на фонд риска.

 

При сохранении риска и самостраховании страхователь должен быть готов нести расходы на создание дополнительных внутренних служб ведения регистрационных записей, дел по искам, сбора и анализа данных по прошлым убыткам. Экономия на страховых премиях должна быть сопоставима с затратами на такие работы.

 

При планировании фонда самострахования всегда есть угроза, что его будет недостаточно для компенсации убытков. Это может произойти либо по причине недооценки существующего уровня риска, либо из-за постепенного характера его накопления. Максимальные убытки у страхователя могут наступить до того, как фонд достигнет запланированных размеров. Воздействие инфляции приводит к тому, что эффективный размер фонда риска уменьшается.

 

Учреждение кэптивной страховой компании является одним из вариантов создания фонда самострахования страхователем.

 

Особенность кэптивных компаний заключается в их полной юридической и реальной зависимости от учредителя. Аналогом этого понятия в российской экономике является термин “дочерняя компания”.

 

Кэптивная страховая компания – дочерняя по отношению к организации (или группе организаций), не являющейся страховой компанией. Ее первоочередная функция заключается в обслуживании страховых интересов родительской организации и ее филиалов.

 

Развитие страхового дела в России также привело к созданию и развитию кэптивных страховых компаний, функционирующих, как правило, при крупных финансово-промышленных группах.

 

Кэптивная страховая компания обычно создается в том случае, если страховой рынок не может удовлетворить потребности предприятия в защите от собственных рисков или это создание сулит определенные экономические преимущества.

 

К числу причин недовольства страховым рынком можно отнести следующие:

 

-малый размер страхового капитала компаний, не позволяющий застраховать крупные риски;

 

-недостаточная надежность и низкая платежеспособность страховых компаний;

 

-неадекватная или неприемлемая структура предлагаемых страховых тарифов;

 

-отсутствие необходимого страхового покрытия;

 

-неудовлетворительная организация страхового сервиса.

 

Увеличение колебаний страховых тарифов и предложений на страховом рынке, наблюдаемое в последние годы, усилило неопределенность в управлении риском. Существенные изменения тарифных ставок или неожиданное снижение емкости рынка затрудняют прогнозирование финансовых затрат на покрытие убытков, связанных со страхованием.

 

Создание кэптивной страховой организации дает возможность предприятию установить уровень затрат на страхование на основе собственного опыта и ожидаемого уровня убытков. Это позволяет разработать долгосрочную структуру тарифов, которая в значительной степени не зависит от колебаний страхового рынка, и обеспечить приемлемый уровень планирования затрат на покрытие рисков. Все это по сравнению с обычным страхованием может оказаться весьма привлекательным.

 

Принцип страхования заключается в распределении убытков некоторых участников страхового фонда, созданного в рамках выбранной страховой компании, среди всех остальных членов этого фонда. В то же время тарифы страховых премий рассчитаны на основе среднестатистических убытков. И если у данной организации статистика убытков и потерь существенно ниже средней, а у других организаций, участвующих в страховом фонде, убытки существенно превышают средние, то, естественно, ее участие является, по существу, субсидированием других участников фонда. Понятно, что предприятию хотелось бы выбрать такого страховщика, который учитывал бы именно его конкретный опыт прошлых потерь и назначил бы страховую премию, соответствующую реально существующему уровню риска.

 

Отличительной особенностью многих крупных промышленных предприятий является наличие редких и крупных рисков, связанных с вероятностью возникновения масштабной аварии, последствия которой и ожидаемый размер убытков недостаточно ясны. Для таких рисков страховые компании часто не в состоянии предложить приемлемые условия страхования и адекватное страховое покрытие. В этом случае предприятия вынуждены принимать решения об управлении такими рисками вне сферы действия страхового рынка. Использование кэптивной страховой компании является эффективным способом решения подобных проблем.

 

Предприятие создает кэптивную страховую компанию еще и для того, чтобы иметь большие возможности контролировать обеспеченность таким дополнительным страховым сервисом, как составление и предъявление претензий по поводу страховых случаев, снижение и регулирование риска, а также сопровождение договоров страхования в течение срока их действия. Подобный шаг освобождает организацию от внешнего страховщика как единственного источника этих услуг и позволяет ей получать необходимую помощь от собственной страховой компании или нанимать независимых консультантов.

 

К выгодам, получаемым от учреждения кэптивной страховой компании можно отнести следующие возможности:

 

1) Экономия на страховых премиях. Использование кэптивной страховой компании означает, что организация может снизить в структуре затрат на страхование удельный вес некоторых статей, которые обычно включаются в страховую премию, например расходов на содержание бухгалтерии и других служб (они обычно постоянны и не отражают уровень услуг, предоставляемых страховщиком). Кроме того, не нужно тратить средства на привлечение клиентов на страховом рынке.

 

Если уровень риска в родительской организации ниже, чем в среднем на страховом рынке, то возникает дополнительная экономия за счет снижения размера страховой премии. В то же время кэптивная страховая компания может получать дополнительный доход от инвестирования денежных средств до тех пор, пока они не потребуются для покрытия ущерба.

 

Затраты на страхование уменьшаются и по той причине, что родительская компания получает посредством кэптивной страховой компании прямой доступ на более дешевый и эффективный рынок перестрахования;

 

2) Разделение рисков. В зависимости от класса и типа возможных убытков риски могут передаваться либо в кэптивную страховую компанию, либо на внешний страховой рынок. Очевидно, что более предсказуемые и стабильные убытки разумнее сохранять.

 

Такая селекция может быть сделана даже внутри группы родственных рисков с учетом статистики прошлых убытков или финансовых возможностей кэптивной страховой компании;

 

3) Дополнение к обычному страхованию. Одним из стимулов для развития кэптивной страховой компании является отсутствие предложений страхового покрытия для некоторых рисков на обычном страховом рынке. В принципе, кэптивная страховая компания в состоянии создать страховые фонды для покрытия любых видов убытков, требуемых родительской организацией, в том числе и тех, для которых обычный страховой рынок не в состоянии предложить страховой защиты;

 

4) Выход на рынок перестрахования. Рынок перестрахования является, по существу, оптовым рынком страхования, в котором перестраховочные компании выступают как оптовые продавцы (или покупатели). В качестве таковых им нет необходимости ни создавать разветвленную сеть страховых агентов, как это делается на розничном рынке, ни налаживать широкомасштабный учет страховых операций. Поэтому затраты на создание и управление перестраховочной компанией оказываются значительно ниже. Средний размер страховой суммы при перестраховании существенно выше. Выигрыш для страхователя – более низкие тарифы на страховую премию.

 

Кроме того, в отличие от прямого страхования, рынок перестрахования предоставляет большую свободу в установлении соотношения между сохраняемыми и передаваемыми перестраховщику рисками, оставляя на удержании страхователя более прогнозируемые риски, а также предлагая страховые покрытия, которые не предоставляет рынок прямого страхования;

 

5) Выигрыш в налогообложении. Проявляется при создании кэптивной страховой компании прежде всего в том, что получаемые ею страховые премии зачисляются в страховой резерв и на период действия договора выводятся из налогооблагаемой базы. Кроме того, страхование или перестрахование рисков в офшорной кэптивной страховой компании обеспечивает уплату налогов по ставкам страны местоположения, которые намного ниже российских налоговых ставок.

 

Налоги на поступающие по претензиям страховые возмещения в конечном счете должна будет заплатить родительская организация. Эти поступления от кэптивной страховой компании рассматриваются таким же образом, как и выплаты, полученные от других страховых компаний, и облагаются налогом как обычный доход. Тем не менее использование кэптивной страховой компании позволяет отсрочить уплату налогов путем отсрочки выплаты страхового возмещения до тех пор, пока это не потребуется родительской компании.

 

Таким образом, денежные вклады в кэптивные страховые компании при определенных условиях позволяют оптимизировать налоговые отчисления. Поэтому она может использоваться в качестве удобного механизма для накопления резервного фонда по сравнению с созданием внутреннего фонда родительского предприятия.

 

Налоговое законодательство в офшорном местоположении кэптивной страховой компании обычно менее строго, чем в местоположении родительской организации. Это означает, что офшорная Кэптивная страховая компания может быть организована быстрее и с меньшими затратами, чем в тех местах, где налоговое законодательство более жесткое;

 

6) Глобальная стратегия финансирования риска. Кэптивная страховая компания может служить рычагом централизации управления риском крупных корпораций, беря на себя выполнение программ страхования региональных филиалов, дочерних и аффилированных компаний, а также интересов корпораций за рубежом. Страхование филиалов и подразделений может осуществляться в рамках глобальной политики регулирования уровня риска путем установления более высокого уровня франшизы, а также обеспечения более высоких пределов страхового покрытия и охвата более широких классов рисков, чем это могло бы быть достигнуто для отдельно взятых предприятий.

 

Кэптивная страховая компания может также обеспечить дополнительную гибкость при страховании интересов материнской компании в других странах, поскольку первичный страховой договор может быть теперь заключен с местной страховой компанией, а затем перестрахован в кэптивнойстраховой компании. Такой способ позволяет обойти возможные законодательные и налоговые ограничения и сулит немалый выигрыш;

 

7) Прибыльность деятельности кэптивной страховой компании. Успешная деятельность кэптивной страховой компании увеличивает активы родительской организации, поскольку позволяет уменьшить ее затраты на сохранение или передачу риска путем предоставления более широкого страхового покрытия и снижения уровня страховых премий. Прибыльные операции дают возможность более полно регулировать уровень рисков и накапливать финансовые резервы.

 

С ростом объема операций кэптивной страховой компании увеличиваются ее возможности и спектр услуг, оказываемых родительской организации. Она способна увеличить предлагаемый размер страхового покрытия, расширяя количество различных типов рисков, которые она может застраховать. Кэптивная страховая компания может также снизить уровень перестрахования своих рисков и сохранить больше средств под своим контролем. По мере увеличения прибыли и опыта кэптивная страховая компания может обеспечивать страхование и других организаций, не входящих в число ее учредителей и их филиалов.

 

Организация кэптивной страховой компании связана с определенными проблемами, в числе которых:

 

1) Ограниченность портфеля страховых договоров. Ограниченность деятельности кэптивной страховой компании рамками родительской организации на первом этапе ее развития увеличивает опасность возникновения и накопления убытков, превышающих возможности для их покрытия. Это требует проведения значительного объема перестраховочных операций для собственной защиты. Однако, если количество страхуемых объектов не велико, а сами риски крупные, то затраты на перестрахование могут оказаться настолько высокими, что деятельность кэптивной страховой компании на первом этапе может оказаться убыточной.

 

Кроме того, если кэптивная страховая компания страхует риски, для которых страховой рынок не предлагает покрытия, то может оказаться, что данных для установления разумной величины тарифных ставок недостаточно. Эта проблема встает особенно остро при страховании ответственности за такие события, как нанесение ущерба окружающей среде или третьим лицам либо невыполнение обязательств по экспортным договорам, для которых у предприятия нет достаточного прошлого опыта и статистических данных;

 

2) Затраты на учреждение и функционирование. Деятельность кэптивной страховой компании связана с рядом дополнительных затрат кроме выплат по претензиям и стоимости перестрахования. Получение лицензии на страховую деятельность требует наличия уставного фонда в размере, определенном законодательством. Кроме того, компания должна иметь достаточные собственные средства, чтобы обеспечить платежеспособность.

 

В процессе деятельности кэптивная страховая компания сталкивается с текущими затратами, такими как налоговые отчисления, управленческие расходы и регистрационные сборы;

 

3) Необходимость использования услуг страхового рынка. Традиционные услуги страхового рынка, такие, как приглашение экспертов и специалистов страховых компаний для выполнения работ по анализу риска, оценке ущерба и т.п., могут оказаться слишком дорогостоящими для небольшой кэптивной компании. Кроме того, на рынке может просто не существовать предложений по перестрахованию уникальных или особо крупных рисков;

 

4) Ограничения местного законодательства. Законодательные акты РФ накладывают ряд ограничений на учреждение страховых компаний в других странах и на деятельность иностранных страховых компаний на отечественном рынке.

 

При наличии у родительской компании филиалов, дочерних компаний или просто деловых интересов в других странах также необходимо учитывать ограничения, которые накладывает местное законодательство на их деятельность. Эти ограничения могут быть связаны с величиной страховой премии, которую может устанавливать кэптивная страховая компания, и минимального уставного фонда, а также с регулированием перестраховочной деятельности;

 

5) Давление внутренних структур. Поскольку кэптивная страховая компания является фактически подразделением родительской организации, ее администрация может оказывать давление на управленческие структуры кэптивной страховой компании, вынуждая их принимать те или иные решения, что невозможно, если организация имеет дело с независимым страховщиком. Например, организация может вынудить управленческие структуры кэптивной страховой компании принять более удобный для нее порядок страховых выплат по претензиям в связи с наступлением страховых случаев или изменить тарифы на страховые премии, чтобы снизить собственные финансовые затраты;

 

6) Чувствительность к недостаточной статистике ущербов и затрат на управление. Финансовая жизнеспособность кэптивной страховой компании в конечном счете опирается на прошлый опыт ущербов и убытков, а значит, на управление риском и регулирование потерь в родительской организации. Опыт прошлых убытков родительской организации непосредственно отражается на способности прогнозировать предстоящие выплаты, а следовательно, и на эффективности деятельности кэптивной страховой компании, в отличие от получения страхового покрытия на внешнем страховом рынке, где опыт прошлых убытков не столь важен.

 

И, наконец, следует отметить еще один фактор – затраты времени и сил управленческих структур в период организации кэптивной компании для ее учреждения и становления. Даже если исследование жизнеспособности проекта по созданию кэптивной страховой компании выполнено внешними консультантами, и управление ею организовано внешней управляющей компанией, необходимы большие затраты времени и средств со стороны родительской организации, которые могут оказаться не адекватными той выгоде, которую следует ожидать.

 

Кэптивная страховая компания может действовать как прямой страховщик или как перестраховщик. В качестве прямого страховщика она предлагает страховые услуги непосредственно клиентам, а перестраховщика – действует через подставную компанию, которая заключает договора прямого страхования.

 

Если законодательство запрещает нерезидентам осуществлять деятельность по прямому страхованию на внутреннем рынке, как это имеет место в РФ, то для передачи рисков в офшорную компанию может применяться двухступенчатая схема. В этом случае риски вначале страхуются в подставной компании, учрежденной в стране местоприбывания родительской организации, а затем передаются в перестрахование в офшорную кэптивную страховую компанию. Такая деятельность называется подставным страхованием или фронтированием.

 

Подставной (или фронтирующий) страховщик обеспечивает, как правило, весь спектр страховых услуг: заключение страховых договоров, принятие и оформление претензий от родительской компании, бухгалтерский учет, дополнительный сервис и регулирование рисков.

 

Обычно соглашение с подставным страховщиком включает в себя договор по страхованию всех рисков и затем договор на перестрахование 90-95% этой страховой суммы с кэптивнойсттраховой компанией. Подставной страховщик удерживает 5-10% рисков и часть премии, соответствующей этой доле. Кроме того, кэптивная страховая компания дополнительно уплачивает перестраховочную премию, компенсируя затраты на ведение дела поставного страховщика.

 

Заключение договоров с подставным страховщиком – это довольно сложная деловая деятельность, особенно при больших объемах рисков. Даже при использовании услуг брокеров и консультантов остается много проблем. Иногда трудности, связанные с выплатой премий прямому страховщику и задержкой или потерей премии при их пересылке, а также проблемы с нормативным регулированием обменного курса валют могут существенно затруднить реализацию указанной схемы.

 

Важной причиной для создания кэптивной страховой компании является возможность доступа через нее на рынок перестрахования. Принципиальные выгоды от такого доступа следующие: меньшие затраты на уплату страховых премий, большая гибкость рынка при выборе способа перестрахования, более низкий уровень законодательного регулирования.

 

Взаимное страхование - это страхование имущества и имущественных интересов, осуществляемое на взаимной основе путем объединения денежных средств граждан и (или) хозяйствующих субъектов.

 

Страховщики также могут создавать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности, защиты общих интересов и осуществления совместной деятельности, если они не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации.

 

Date: 2015-07-27; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию