Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация налогов, ее назначение. Эволюция научной мысли о критериях классификации налогов





 

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей.

Классификация налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В прикладном аспекте классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Эволюция научной мысли о критериях классификации налогов.

Классификация (или подразделение на группы) изучаемых наукой явлений позволяет свести все разнообразие явлений к небольшому числу групп. То же самое относится и к финансовой науке, которая используя те или иные признаки, разработала классификацию налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер. Доходная часть законодательно утвержденных бюджетов была разделена на доходы от прямых и косвенных налогов, с подразделением на доходы от каждого налога, входящего в ту или иную группу. Это послужило основой для оперативного реагирования на финансовые затруднения в чрезвычайных обстоятельствах, для обеспечения фискальных потребностей государства на обозримую перспективу. Критерии, лежащие в основе классификации налогов, определяли ее качество и степень действенности мер фискального регулирования. Структура, в которую можно уместить все виды налогов состоит из прямых и косвенных налогов. Деление налогов на прямые и косвенные было взято финансовой наукой из практики XVI в. Заслуга науки состояла в обосновании этой классификации с помощью ряда критериев.

Когда ученые стали выяснять, что лежит в основе деления налогов, то оказалось очень трудно установить критерий такого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. в основу деления был положен критерий перелагаемости налогов. Классификация налогов, в основе которой лежал принцип перелагаемости или неперелагаемости, продержалась в течение XVII—XIX вв.

Вторым способом деления налогов на прямые и косвенные явилось разграничение налогов по способу обложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимы (владение или пользование имуществом). Они взимаются по личным, периодически составляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земель, домов) и в определенные сроки. Косвенные налоги исходят из изменчивых явлений, из отдельных действий, фактов, как, например, из различных актов потребления, сделок, услуг, облагаемых на основании определенных тарифов.

Третьим способом, при непосредственном установлении платежеспособности взимались прямые налоги, при опосредованном — косвенные. Это положение было конкретизировано немецким экономистом Геккелем, который разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. По Геккелю, хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовый, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) были отнесены к категории прямых, а налоги на расход, т.е. на предметы потребления — к косвенным налогам. Такое деление налогов исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом и имуществом, а также из связи между доходом плательщика и его потреблением.

Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного принципа, установленное финансистами начала XX в., не утратило своего значения и в конце XX — начале XXI в. В РФ деление введено налоговой реформой 1991 г.

Несовершенство классификации налогов повело к сокращения количества налогов. В 20-е гг. XX в. был введен налога с оборота, благодаря которому отказались от акцизов на товары массового спроса, за что налог был назван универсальным акцизом. Был ликвидирован промысловый налог, который трансформировался в налог на прибыль и в налог с оборота. Был скорректирован с учетом мировой практики подоходный налог.

В результате преобразований в 1990-е гг. было упрощено налоговое законодательство и теперь стало состоять из небольшого количества налогов, что исключает необходимость подразделения налогов в бюджете на прямые и косвенные. Простота налогообложения позволяет обеспечивать казну доходами с минимальными издержками, она делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказываться от соблазна уклонения от уплаты налога. Разделение единого бюджета на соответствующие уровни в современных условиях привело к тому, что налоги стали разделять по уровням — федеральные, региональные и местные налоги.

В реформированной с учетом мировой практики налоговой системе РФ налоги впервые разделены на три вида и закреплены в части первой НК РФ, введенного в действие с 1 января 1999:

♦ федеральные налоги и сборы (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина);

♦ региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

♦ местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

В современной экономической литературе под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные определенными целями и задачами. Поскольку цели и задачи законодателей различны, существует большое количество различных классификаций, но наиболее распространенными являются следующие.

Традиционная классификация налогов и сборов

Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса: прямые налоги; косвенные налоги; пошлины и сборы.

Международные классификации налогов и сборов

В современных условиях наиболее широко для международных сопоставлений применяется система налоговой классификации Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР). Классификация ОЭСР является наиболее детальной, подробной и в то же время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной группе, подгруппе и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения того или иного налога к определенной группе служит объект налогообложения. Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и юридических лиц, а также по другим существенным признакам.

 

Критерии классификации, определяющие качество и степень действенности мер фискального регулирования: перелагаемость налогов; способ обложения и взимания; платежеспособность налогоплательщика.

Перелагаемость. Очень трудным установить критерий деления налогов. В финансовой науке деление на прямые и косвенные впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости. Определив основное положение, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном итоге упадет на землевладельца, Локк установил, что налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Таким образом, что поземельный налог — это прямой налог, остальные налоги — косвенные. Физиократы подтвердили и углубили это деление, исходя из того, что доход землевладельца действительно чистый доход, из которого платятся все налоги. Как отмечалось ранее, А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А. Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые он считал переложимыми, в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы. Дж. Стюарт Милль выдвинул новый критерий — намерение законодателя. Прямой налог — это тот налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика, косвенный — тот, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо. Такое же толкование имеется и у А. Вагнера. Классификация налогов, в основании которой лежал принцип перелагаемости или неперелагаемости, продержалась в течение XVII-XIX вв.

Способ обложения и взимания. Когда изменились взгляды на процесс переложения налогов и заметили, что многие «прямые налоги» перелагаются не хуже тех, которые именуются косвенными, а последние в свою очередь далеко не всегда перелагаются и не всегда полностью, то принцип деления налогов на перелагаемые и неперелагаемые был признан несостоятельным. Вторым способом деления налогов на прямые и косвенные явилось принятое (в особенности во французском законодательстве и во французской литературе) разграничение их по способу обложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или пользование имуществом). Они взимаются поличным, периодически составляемым, спискам плательщиков на основании кадастра (земель, домов) и в определенные сроки. Косвенные налоги исходят из изменчивых явлений, из отдельных действий, фактов, как, например, из различных актов потребления, сделок, услуг, облагаемых на основании определенных тарифов. Этот критерий деления налогов был подвергнут критике за то, что в старую терминологию было внесено совершенно несоответствующее ей новое содержание. Но не лучше и название прямых налогов “кадастровыми”, косвенных - “тарифными”. Кадастр и тариф принципиально не исключают друг друга (например: промысловый налог), а с другой стороны, есть именно прямые налоги тарифные, но лишенные кадастра (подоходный).

Платежеспособность. В поисках лучшей классификации наука называла прямыми налогами обложение имущества, косвенными — обложение поступков, различала налоги на производство и налоги на потребление, или характеризовала прямые в качестве обложения средней налогоспособности, в отличие от косвенных как индивидуализирующего элемента, примыкающего к отдельным актам потребления, сбережения, приобретения. И наконец, обложение определенного источника было отнесено к прямым налогам, обложение на основе учета общей платежеспособности лица — к косвенным. В соответствии с этим все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те налоги, в которых государство непосредственно не устанавливает платежеспособность через действия плательщика, являются косвенными. Таким образом, при непосредственном установлении платежеспособности взимаются прямые налоги, при опосредованном — косвенные. Это положение было конкретизировано немецким экономистом Геккелем, который разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. По Геккелю, хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Обложение хозяйства налогоплательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов. Обложение расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление. Подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовый, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) были отнесены к категориям прямых, а налоги на расход, т. е. на предметы потребления - к категории косвенных налогов. Такое деление налогов на прямые и косвенные исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом и имуществом, а также из связи между доходом плательщика и его потреблением. Долгое время финансовая наука выделяла в самостоятельную группу налоги на обращение, которые в соответствии с подоходно-расходным принципом были отнесены к разряду прямых налогов. Таким образом, выделяют два главных деления налогов: прямые — это налоги подоходно-поимущественные, в состав которых входят и все налоги на обращение, и косвенные налоги — на потребление в широком смысле слова. В бюджетах развитых стран эти налоги действительно относились к разряду прямых, хотя в науке этот вопрос носил дискуссионный характер ввиду неоднородности свойств налогов, которые входили в состав налогов на обращение. Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного принципа, установленное финансистами начала XX в., не утратило своего значения и в конце XX в. В налоговых законодательствах развитых стран сохранена классификация налогов с подразделением на прямые и косвенные. В Российской Федерации она введена налоговой реформой 1991 г.

Раскладочные и количественные налоги. Закрепленные и регулирующие налоги. Государственные и местные налоги. Общие и целевые налоги. Регулярные и разовые налоги. Резидентские и территориальные налоги. Налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, смешанные налоги.

Раскладочные и количественные налоги (по фискальной потребности)

Раскладочные налоги – исторически существовавшая форма налогов, в настоящее время потерявшая свое значение: прямые налоги для административно-территориальных единиц, общая сумма которых устанавливается государственными органами заранее, а затем раскладывается местными органами между налогоплательщиками.

Раскладочные – размер определяется исходя из потребностей в финансировании конкретных видов расходов (строительство дорог, заводов) (в РФ таких нет)

В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении. Например, размер местного целевого сбора на благоустройство территории. Он может быть определен по раскладочной системе исходя из конкретной потребности и числа жителей.

Количественный налог — налог на предметы потребления, рассчитываемый со стоимости единицы облагаемого налогом товара.

При установлении количественных (долевых, квотативных) налогов, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.

Закрепленные и регулирующие налоги (по порядку зачисления в бюджет)

Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются доходом федерального бюджета Российской Федерации (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ).

Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений могут устанавливаться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года) (ст. 48 Бюджетного кодекса РФ). В качестве регулирующих федеральных налогов, например, используются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.

Государственные и местные налоги (по степени компетенции органов власти)

Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Федерации законом субъекта. НК РФ определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Федерации определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ, т.е. на федеральном уровне (п. 3 ст. 12 части первой НК РФ).

Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В исключение из этого правила в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — местные налоги устанавливаются и вводятся законами этих субъектов Федерации.

Устанавливая местный налог, соответствующий представительный орган вправе определить те же элементы юридического состава налога, что перечислены выше для региональных налогов. Ряд существенных элементов состава местных налогов также устанавливает федеральный законодатель (п. 4 ст. 12 части первой НК РФ).

Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

Общие и целевые налоги (по назначению)

Общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль).
Целевые – происходит привязка налогов к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог, взносы во внебюджетные фонды).

Налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода, называют общими. Но в ряде случаев представляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета.

Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он уверен. Так, налог с владельцев автотранспортных средств в Москве имел целевую направленность на реконструкцию кольцевой автодороги.

Во-вторых, эти налоги могут вводиться для придания большей независимости конкретному государственному органу.

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой налог на восстановление минерально-сырьевой базы.

Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограничения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантии выполнения государством своих социальных и иных функций. Основанием данного принципа является также закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114).

Установление целевых налогов должно быть обусловлено конституционно значимыми целями. Для введения целевого налога следует обосновать с конституционных позиций необходимость финансирования того или иного расхода именно за счет целевых поступлений.

Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога.

Регулярные и разовые налоги.

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость — помесячно или поквартально.

Уплата разовых налогов связывается с событиями, не образующими системы. Например, уплата таможенной пошлины зависит от факта импорта или экспорта товара. К разовым относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Резидентские и территориальные (по характеру определения субъекта и объекта налогообложения)

Резидентские налоги (построенные по принципу резидентства) - прямые налоги и территориальные налоги (построенные по принципу территориальности) - косвенные налоги. Различие состоит в том, что при взимании резидентских налогов важен статус субъекта налогообложения и неважно, где у него возникает объект налогообложения, а в территориальных, наоборот, важно место возникновения объекта, статус налогоплательщика при этом не имеет определяющего значения.

Налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, смешанные налоги.

Налоги на юридических лиц - разнообразные виды налогообложения предприятий, организаций, предпринимателей, зарегистрированных в качестве юридических лиц.

Юридические лица - организации, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные в Российской Федерации.

Налоги, взимаемые с юридического лица: 1) НДС - косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров; 2) акцизы; 3) налог на прибыль организации - прямой личный налог, основанный на принципе резидентства. Резидентами, уплачивающими данный налог с прибыли, полученной как в России, так и за рубежом, являются юридические лица, зарегистрированные в РФ.; 4) налог на игорный бизнес; 5)единый сельскохозяйственный налог.

Налоги с физических лиц - подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор.

Физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, в случае на­личия объекта налогообложения признаются плательщиками: налога на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортного налога, налога на имущество физиче­ских лиц, государственной пошлины, земельного налога, водного налога, сбо­ров за пользование объектами животного мира и объектами водных биологиче­ских ресурсов. Индивидуальные предприниматели также являются плательщи­ками сборов в государственные внебюджетные фонды социального назначения и налога на добычу полезных ископаемых (если являются пользователям недр).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств).

 

Прямые (подоходно-поимущественные) налоги: виды и характеристика. Личные налоги. Реальные налоги.

Подоходно-поимущественный налог введен в 1922 г. В 1923 г. он был разделен на основной, исчисляемый по твердым окладам, и дополнительный - прогрессивный, которым облагалась совокупность доходов, превышающая определенный размер, по дифференцированным ставкам, учитывающим пояс местности и характер доходов. В 1924 г. он был преобразован в подоходный налог.

Подоходно-поимущественные налоги делятся на: 1)личные; 2) реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Личные налоги — прямые налоги, взимаемые в зависимости от налогооблагаемого дохода и имущества данного физического или юридического лица с учетом предоставленных ему льгот. Взимаются у источника дохода или по декларации. При этом объекты обложения учитываются индивидуально, а не усреднение для каждого плательщика, то есть принимаются во внимание конкретные особенности его имущества, финансового положения, учитывается состав семьи и так далее.

Основными личными налогами в большинстве стран являются подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала, налог с наследств и дарений и поимущественный налог.

Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях оттого или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Например, сложно проконтролировать водителя такси. В таких ситуациях установление платы за патент на перевозку людей в размере налога с предполагаемого доход.

Реальные налоги — прямые налоги, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, дом, фабрика, ценные бумаги). К ним относятся поземельный налог, подомовый налог, промысловый налог и налог на ценные бумаги (акции, облигации, закладные листы ипотечных банков).

В основе реального налогообложения лежат внешние признаки: размер земельного участка (при поземельном налоге), количество окон, дверей, печей, размер строения (при подомовом налоге), число рабочих и количество станков (при промысловом налоге). Обложение производится по среднему доходу, определяемому на основе кадастра.

Подоходный налог как форма эволюционного развития прямого налогообложения. История подоходного налогообложения в зарубежных странах и в России. Экономические и социальные условия перехода к подоходному налогообложению. Минимум, свободный от налогообложения. Формы построения подоходного налога: глобальная и шедулярная (парцеллярная). Недостатки и преимущества подоходного налогообложения.

Подоходный налог как форма эволюционного развития прямого налогообложения

История подоходного налогообложения в зарубежных странах и в России

Подоходный налог во многих европейских странах появился гораздо раньше, к примеру, в Англии он был введен в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, был основан на внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение ка­ретой и т.п.) и действовал вплоть до 1816 г. В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция — с 1914 г.).

Введение такого налога в той или иной стране было обус­ловлено ее внутренними причинами. При их разнообразии можно выделить одну общую, характерную для всех стран. Ею явилась острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами.

Русский экономист Озеров И.Х. в начале нынешнего столетия кратко сформулировал причины, побудившие страны ввести подоходный налог, к ним он отнес:

- требования рабочего класса;

- интерес развивающейся промышленности;

- дефицит бюджета.

История становления налога в России начинается с 11 февраля 1812 года, когда был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов», вводивший временный сбор с помещичьих доходов.

В СССР подоходный налог был введен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». Суть данного введения заключалась в необходимости выравнивания доходов граждан для обеспечения большей социальной справедливости. Его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, а также иностранные лица и лица без гражданства, имевшие на территории СССР источники дохода.

Подоходный налог в советское время действовал по особым принципам:

1. платили все и со всех доходов;

2. налоговую базу исчисляли ежемесячно, кроме кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой, так как у них она исчислялась за календарный год;

3. ставки были прогрессивными, но по каждой социальной группе: рабочие, служащие и совместители; работники свободных профессий (писатели, артисты, художники); кустари, ремесленники и служители религиозных культов.

В последующие годы роль подоходного налога стала безукоризненно расти, и законодательство, в свою очередь, так же стало совершенствоваться и развиваться. Уже к 1957 году в СССР существовало около 6 видов шкал ставок подоходного налога для разных категорий граждан. Например, для сумм оплаты труда рабочих и служащих были установлены размеры налога в месяц по каждому рублю начиная с 101 и до 150 руб., которые составляли от 0,29 до 14,7 руб., то есть от 0,28 до 9,8%, а далее с сумм, превышающих 150 руб. и до 3000 руб. в месяц имелось 7 ставок - от 13 до 60%

В России экономические от­ношения побудили к созданию в 1992 г. новой налого­вой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О по­доходном налоге с физических лиц». Основными отличительными чертами данного закона являлись:

· переход к исчислению подоходного налога со всех категорий плательщиков, исходя из совокупного годового дохода;

· единая шкала прогрес­сивных ставок с совокупного годового дохода;

· пере­чень необлагаемых налогом доходов;

· вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строитель­ством или приобретением жилья, предпринимательс­кой деятельностью и благотворительностью.

За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в том числе шкала ставок налога изменя­лась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минималь­ная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 30% до 60% годо­вого совокупного облагаемого дохода.

Дальнейшее развитие экономических отношений способствовало созданию Налогового кодекса.

Экономические и социальные условия перехода к подоходному налогообложению.

Решающий поворот к подоходному принципу обложения начался в 40–50-х гг. XIX в. Предпосылки к этому, по мнению И. X. Озерова, лежали в экономических и социальных сферах. Одной из главных экономических причин явилось то, что подоходный налог может охватить все источники дохода, в том числе конъюнктурные доходы, связанные с развитием банковских, биржевых операций, спекулятивных сделок с недвижимостью.

Социально-политические причины перехода к подоходному обложению сформулировал русский ученый Μ. Н. Соболев в своей работе "Очерки финансовой науки" (1925): "Подоходный налог падает главной тяжестью на имущие классы, которые добровольно на себя такого налога не примут. Должны быть обстоятельства, способные преодолеть их налоговое сопротивление. Такой силой в XIX веке явился рабочий класс, который в программы социалистических партий европейских стран вставил требование введения прогрессивного подоходного налога и отмены налогов на потребление. Вторая причина согласия буржуазных классов на введение подоходного налога – это угроза гибели их существованию. Эти обстоятельства были связаны с войной. В России и Франции подоходный налог был введен только в результате тяжелого финансового положения, вызванного Первой мировой войной".

Таким образом, переход к подоходному налогообложению решат проблемы экономического развития, фискальные проблемы государства и снимал социальную напряженность в обществе, вызванную тяжелым налоговым бременем трудящихся. К началу XX в. подоходный налог и прогрессивная система налогообложения были признаны как наиболее справедливые и эффективные.

Для введения подоходного налога в практику налогообложения нужны соответствующие условия экономического и социального характера. Во-первых, необходим достаточно высокий уровень экономического развития, который продуцирует соответствующие доходы, налоги с которых могли бы обеспечить фискальные потребности государства.

Прогрессивное обложение обусловлено именно тем, что крупный доход, крупное имущество обладает большей платежеспособностью.
Важный фактор социального характера — это развитие морального чувства относительно уплаты налогов в пользу налога государству. Только в XIX в. развивается в гражданах сознание своих податных обязанностей перед государством. Очевидно, можно согласиться с мнением Н. Тургенева, который связывал рост правового сознания с ростом образованности населения.
С момента введения налогов государственной власти приходилось искать источники получения средств, чтобы граждане меньше замечали, что они уплачивают налоги.
Увеличение социальных расходов государства, в частности на образование н здравоохранение сделали более осязательной деятельность государства для рядового налогоплательщика. Народ стал охотнее платить налоги. Эта психологическая предпосылка и была использована для развития прямого подоходного обложения, которое основано на добровольном объявлении гражданами размера своих доходов.

В России к началу XX в. отсутствовало ввиду необразованности русского народа.
Третье условие введения подоходного обложения — развитие техники обложения, создание «института податных надсмотрщиков». Это дало возможность более тщательно проводить проверку налоговых деклараций и облегчило организацию прямого обложения.
Таким образом, взимание подоходного налога основано на декларациях плательщиков, которые получили всеобщее распространение в 20-е годы XX в. после проведения налоговых реформ к странах Европы и США.

Минимум, свободный от налогообложения

В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Вразвитых странах уже давно применяется практика, когда минимальная необлагаемая сумма налога равна минимальному прожиточному минимуму. К примеру, в Великобритании не облагается подоходным налогом заработная плата в размере 9 000 фунтов в год. Во Франции от налогообложения освобождаются доходы граждан в размере 5 875 евро в год (доходы супружеской пары - 11 750 евро). В Финляндии не подлежат налогообложению годовые доходы в пределах 10 000 евро, а в Испании – в пределах 22 000 евро.

Так же в зарубежных странах для оценки величины прожиточного минимума используется такое понятие, как бюджет минимального прожиточного минимума (БМПМ). При его расчете учитываются все жизненно важные и социально значимые расходы, в том числе на содержание семьи и детей, образование и отдых.

В России значение прожиточного минимума используется в следующих случаях, что отражает его важность и значимость:

1. в целом по Российской Федерации:

· оценка уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

· обоснование, устанавливаемые на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

· формирование федерального бюджета.

2. в субъектах Российской Федерации:

· оценка уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

· оказание необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

· формирование бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2015 году минимальный прожиточный минимум в целом по России установлен в размере 8568 рублей (Свердловская область), что на 5,2% больше, чем в 2014 году. Но, не смотря на это, в России так и не применяется понятие необлагаемого минимума. На мой взгляд, его отсутствие, в первую очередь, противоречит провозглашенному в Конституции положению о России, как о социальном государстве, а так же идет в разрез с мировой практикой налогообложения доходов физических лиц.

Формы построения подоходного налога: глобальная и шедулярная (парцеллярная)

В российской истории упоминается о двух формах подоходного налогообложения: шедулярной и глобальной. При шедулярной форме доход, полученный налогоплательщиком, делится на части (шедулы), а каждая часть, в свою очередь, облагается особым образом, по различным ставкам и с применением различных льгот. При глобальной форме налог взимается с совокупного дохода налогоплательщика. В процессе исторического развития шадулярная форма отошла на второй план и ключевую позицию заняла глобальная форма налогообложения. Такая система облегчает расчет налога и действует в большинстве развитых стран.

Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), обложение каждой шедулы происходило отдельно. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии).

В Великобритании действуют шесть шедул, причем некоторые из них имеют еще и внутрен­нюю градацию доходов.

Шедула «А» – включает доходы от имущества: от собственности на землю, от строений и сооружений, квартирную плату за сдаваемые в наем жилые дома или квартиры.

Шедула «В» – доходы от лесных массивов, используемых в коммерческих целях.

Шедула «С» – доходы от государственных ценных бумаг.

Шедула «Д» – доходы от производственной коммерческой деятельности. В данную шедулу входит много разных видов доходов, поэтому она разделена на шесть частей:

1) доходы, получаемые от торговли или деловых операций (бизнеса), например, прибыль владельца магазина;

2)доходы, полученные в результате предоставления профессиональных услуг, например, доходы врача или адвоката;

3) полученные проценты и алименты, подлежащие налогообложению;

4) доходы от ценных бумаг, находящихся за рубежом, не входящие в шедулу Е;

5) доходы от имущества, находящегося за рубежом;

6) все доходы, не включенные ни в одну из вышеупомянутых частей (например, гонорар).

Шедула «Е» – заработная плата, пенсии, пособия и прочие трудовые доходы.

Шедула «F» – включает дивиденды и другие выплаты, осуществляемые компания­ми Великобритании.

 

Недостатки и преимущества подоходного налогообложения

Недостатки прогрессивной шкалы налогообложения

Владимир Назаров, заведующий лабораторией межбюджетных отношений Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, привел пять доводов против введения прогрессивного подоходного налога в России.

Во-первых, отказ от плоской шкалы НДФЛ противоречит одному из ключевых принципов государственного управления — не менять ставку НДФЛ. При ее изменении произойдет рост недоверия бизнеса к власти, отток иностранных инвестиций, бегство отечественного капитала за границу и отток высококвалифицированных специалистов, работающих в редких отраслях промышленности, науки, высоких технологий и медицины. Усложнится качество работы специалистов по налогообложению. Могут сократиться добровольные инвестиции бизнеса в развитие социальной сферы и повышение качества жизни граждан, поскольку владельцы капитала могут отказаться осуществлять их, ссылаясь на выплату повышенного налога. Наконец, введение прогрессивной шкалы потребует дополнительных затрат на обеспечение работы налоговых органов, расширение необходимости самостоятельного декларирования доходов физическими лицами.

Во-вторых, прогрессивная шкала НДФЛ приведет к тому, что более богатые территории станут значительно богаче, так как НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты. Все это усилит межрегиональную политическую напряженность, для снятия которой потребуется частичный перевод НДФЛ в федеральный бюджет, что негативно скажется на развитии федерализма в России.

В-третьих, плоская шкала налогообложения значительно снижает административные и судебные издержки. Введение прогрессивной шкалы, в свою очередь, потребует 100%-ого охвата экономически активного населения обязанностью самостоятельно декларировать свои доходы. Данный факт явно вызовет массу недовольств, если учесть, что, гражданин может получать доход от нескольких видов деятельности, а также облагаемых разными ставками налога. Самостоятельный учет доходов, их суммирование, оформление налоговой декларации и разъяснение налоговым органам всех данных очень долгий и сложный процесс, к которому ни граждане, ни налоговая служба не готовы. Очевидно, что рост затрат общества на налоговое администрирование вряд ли поспособствует улучшению материального положения наименее обеспеченных слоев населения.

В-четвертых, введение прогрессивной ставки НДФЛ приведет к интенсивному уклонению от налогов обеспеченной части населения, а это в свою очередь приведет к снижению поступлений в бюджет и переноса основного налогового бремени на средний класс. В истории есть пример, когда налоговая реформа 2000-х годов привела к массовому выходу из тени значительной части доходов граждан. После снижения ставки НДФЛ поступления в бюджет возросли на 0,7-0,8% ВВП, что положительно сказалось на экономике страны в целом.

В-пятых, прогрессивная шкала будет значительно увеличивать безработицу, сокращать мотивацию граждан к труду и уменьшать поступление инвестиций.

Наиболее рациональным по мнению М.Е. Чичелева, представляется шкала налогообложения, удовлетворяющая следующим условиям:

– ставка налога меняется с изменением уровня дохода плавно, то есть ее график в системе координат «ставка налога – уровень дохода» не имеет точек, в которых ставка налога меняет свое значение на конечную величину (на графике нет «ступеней»);

– ставка налога функционально зависима от реального, а не номинального уровня дохода (то есть от покупательной способности дохода, а не от его номинального значения в денежных единицах);

– ставка налога возрастает с увеличением уровня дохода;

– при низких доходах налоговое бремя носит щадящий характер (ставка доходов не обременительна);

– при доходах в диапазоне, признанном экономически и социально наиболее предпочтительным, ставка налога изменяет характер от щадящего в начале диапазона к сдерживающему в конце;

– при росте доходов сверх экономически и социально обоснованного порога налоговое бремя приобретает угнетающий характер;

– при любых уровнях дохода ставка налога не превышает предельно допустимого значения.

Недостатки плоской шкалы налогообложения.

Для стимулирования экономической активности населения необходимо, чтобы налоговое бремя было минимально в отношении трудовых доходов и максимально в отношении немотивированных. Д.С. Львов [2] считал необходимым освободить от подоходного налога людей с доходами ниже прожиточного минимума. По его мнению, это форма прогрессивного подоходного налога. Если в основном законе государства закреплено, что одной из главных целей государства является «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ), то такое государство должно перестать отбирать средства у людей, живущих за чертой бедности. Этим людям не созданы условия для достойной или хотя бы безбедной жизни, значит государство не выполняет свои обязательства перед людьми, закрепленные в общественном договоре под названием Конституция. Следовательно, такие люди не обязаны исполнять свои обязательства по «конституционному договору» – оплачивать содержание государства в виде налогов. Введение так называемой плоской шкалы налогообложения на уровне единой нормы подоходного налога в 13 % – наглядное тому подтверждение.

Косвенные налоги (налоги на потребление): виды и характеристика. Недостатки и преимущества косвенного налогообложения. Дискуссионные вопросы о влиянии косвенного налогообложения на эффективность производства.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, уста­навливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Налог признается косвенным, если переложение налога на третьих лиц происходит либо по замыслу законодателя, либо возникает на практике в процессе рыночных отношений. Различают три вида косвенных налогов:

1) налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений - НДС;

2) налоги на потребление - акцизы, налог с продаж.

3) таможенная пошлина.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Плательщиками НДС признаются: 1) организации; 2)индивидуальные предприниматели; 3)лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Объект налогообложения (статья 146 НК РФ):

1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению, а также передача имущественных прав;

2. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету;

3. строительно-монтажные работы для собственного потребления;

4. ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.

Не признаются объектом налогообложения:

1. операции, которые не признаются реализацией товаров, работ, услуг, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;

2. передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;

3. передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке «приватизации»;

4. выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Date: 2015-07-27; view: 4143; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию