Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История семьи





Роальд Клемент

 

История нашей семьи

 

Санкт-Петербург

 

 

Клементы

История семьи

Клементы происходят из окрестностей Вильянди в средней Эстонии, из той её части, которая раньше относилась к Лифляндии. Там, в приходе Сууре-Яани, было имение (или мыза) Лыхавере (Лехова, Lähhowa) к которому относилась деревня Тяллевере с окрестными хуторами, в том числе хутор Леемети (в архивных документах обозначен как Lemete, Lemeti, lemoti, Leemuti). По преданиям на этом хуторе когда-то находился дом Лембита, эстонского национального героя (жил около. 1200 г.), откуда, возможно, происходит и название хутора, а по хутору в те времена давалась и «фамилия» его обитателям. Строго говоря, это была ещё не фамилия (крепостные фамилий не имели), а семейное имя отца, связанное с хутором, откуда он родом. Хутор в Сууре-Яани звался «Лемети», и в церковных книгах писали, например, «Lemeti Andres», в смысле «леметовский Андрес». И лишь примерно через сотню лет, в 1794 году, такое написание случайно или по прихоти пастора было заменено на «Klementi», откуда в дальнейшем и возникла фамилия «Клемент».

Первое упоминание о предках Клементов относится к 1692 году, т.е. ко времени царствования Петра I. Пастор прихода Сууре-Яани Magnus de Moulin senior сделал запись в церковной книге о том, что в декабре этого года (число не обозначено) он сочетал браком Марди с хутора Лемети в Тяллевере (Tällevere Lemeti Mardi) и Кайе, дочь вилуского Яана (Vilu Jaani tütar Kaie). Книга, в которой сделана эта запись, была начата в 1690 году, до этого в церквах записи о рождениях, крещениях, браках не велись – христианские обряды не были ещё строго регламентированы. Magnus de Moulin записи о крепостных крестьянах своего прихода делает кратко, часто без указания возраста или имени отца вступающего в брак. Если на хуторе умирала женщина, после её имени просто ставился крест, чем и ограничивались все формальности. Если бы в записи о браке Марди и Кайе было указано имя отца Марди, как это сделано для невесты Кайе, предки Клементов были бы прослежены на одно поколение раньше. Сейчас же мы должны считать этого Lemeti Mardi первым предком рода Клементов по мужской линии, о котором сохранились какие-то сведения.

В той же книге, в разделе рождений и крещений, имеется запись о том, что у Марди и Кайе 19 марта 1697 года родился сын Андрес, который был крещён 21 марта. Указаны и имена свидетелей при крещении. Ими были служитель мызы Лыхавере Андрес, сын харьюского Матси Яак и жена Толли Яаго Марри. О дальнейшей судьбе Андреса, сына Марди, известно не много. По записям в той же церковной книге можно установить, что жену его звали Марри (дата женитьбы неизвестна), а умер он 15 февраля 1740 года, т.е. в возрасте 43 лет. Есть и пометка о том, что вдова Андреса из Лемети Марри вышла замуж за Юхана, повара на мызе Лыхавере. В книге подушной описи крестьян прихода за эти годы мы видим, что этот Андрес (Andres Tällevere Leemeti) был приписан к хутору N23. По-видимому, этот номер был присвоен при переписи хутору Леемети, откуда и ведут начало предки Клементов.

О рождении детей у Андреса и Марри записи отсутствуют, но в разделе конфирмаций той же церковной книги сказано, что в 1737 году (это были времена Анны Иоанновны) был конфирмован сын леметовского Андреса Юри. Поскольку конфирмация проводилась обычно в возрасте 18 лет, можно считать годом рождения этого Юри 1718 или 1719 год. Есть запись и о его женитьбе – в 1743 году он женился на Марри, вдове Тийтсо Яако. По записи в подушной книге за 1765 год мы видим, что Лемете Юри был в это время главой семьи на хуторе N23, с ним живут жена Мари и дети (перечислены списком):

1. Тынно, 22-х лет с женою Лено.

2. Анн, 19 лет

3. Март, 16 лет, родился 22 марта 1748 года.

4. Анно, 14 лет.

5. Яан, 11 лет, родился 6 июня 1754 года.

Для истории рода особенно интересны данные о втором по старшинству сыне Юри – Марте, от него мы можем проследить цепочку поколений Леметов-Клементов до наших дней. Указанная в списке обитателей хутора N23дата его рождения подтверждается и записью о его крещении в церковной метрической книге прихода Сууре-Яани, где в те годы (это было царствование Елизаветы) пастором был известный деятель эстонского просвещения Иоганн Гутслеф (Johann Cristoph Gutsleff). Крещение младенца Марди, сына Юри, родившегося 22 марта 1748 г. состоялось 24 марта 1748 года. Свидетелями на крестинах были записаны пять человек, хотя достаточно было трёх. В числе этих пяти были учитель Шнейдер и какой-то Мартин Крюденер – персоны с немецкими фамилиями. По-видимому, они были почётными гостями. Можно предположить, что семья Юри Лемета с хутора N23была зажиточной и пользовалась уважением в приходе. Имя крестника в церковной книге записано Mardi, тогда как в подушном списке – Mart. Это связано с тем, что эстонская орфография в те годы ещё не сформировалась. Mart, Mard, Mardi – так писалось одно и то же имя, в зависимости от того, как его расслышал записывающий. Имя моего дедушки Дидриха писали в подушных списках то Diedrich, то Tidrik, то Tiidrik, хотя записи делались уже в 1860 – 90-е годы. Тот факт, что на крестины Марта был приглашён учитель (koolmeister) говорит о том, что в 1748 году в приходе Сууре-Яани была и школа, открытая, вероятно, стараниями пастора Гутслефа. На Руси при Елизавете сельских школ не было и в помине.

Имение Лыхавере в приходе Сууре-Яани принадлежало известному в истории Лифляндии магнату-крепостнику Каульбарсу. После войны со Швецией он получил от русских царей земли на севере Эстонии, в том числе в окрестностях Раквере. В 1770–1790 годах встала проблема заселения этих обширных владений, опустошённых во время Северной войны. Чтобы отстраивать разорённые хутора и имения, обрабатывать оставленные земли, копать в имениях пруды и разбивать парки, туда стали переселять крепостных крестьян с юга, из Лифляндии. Подушные книги прихода Сууре-Яани полны отметок о таких переселениях. По-видимому, многих переселяли и без каких-либо записей. Переселенцы с лыхаверских хуторов появляются в ревизских сказках на севере Эстонии начиная с IV ревизии 1782 года. В записях начинают встречаться крестьянские семьи, хорошо знакомые по церковным книгам прихода Сууре-Яани: Леметы, Тийтсо, Тынне, Вилу, Рулли и др. Такая судьба постигла и хутор N23. После подушной описи 1765 года, в которой перечислены члены семьи Юри Лемета и его жены Мари, в книгах прихода Сууре-Яани каких-либо сведений об этой семье больше не встречается. В то же время в материалах ревизии 1782 года по Ракверскому уезду обнаруживается интересная запись: хозяином хутора N13в деревне Ветику (Vetiku, иногда Vettiku) значится:

сын Леховаского Лемета Юри, 64 лет (Lehova Lemeti p. Juri)

при нём: сын Мард, 33 лет,

его жена Анн, 19 лет

батрак Яан, 26 лет,

девки Анно 18 и Кадри 15 лет.

Здесь так много совпадений, что есть все основания сказать, что исчезнувшая из подушных списков в Сууре-Яани семья Юри Лемета обнаруживается на севере Эстонии в окрестностях Раквере. Совпадает имя хозяина хутора – Юри. Совпадает семейное имя его отца – Лемет. Совпадает название местности, откуда он происходит – «Леховаский Лемет». Лехова (Лехола) – так в народном произношении звучало название мызы Лыхавере, к которой были приписаны Леметы в приходе Сууре-Яани. Совпадает возраст Юри: если в 1782 году ему 64 года, он родился в 1718 году, что соответствует году рождения Юри, сына Андреса Лемета. Совпадает возраст его сына Марта: если это тот Март, который родился 22 марта 1748 года, то зимой в начале 1782 года ему было 33 года (ревизии обычно проводились зимой, когда крестьяне не заняты на полевых работах). У хозяина хутора N13в Ветику нет жены – но крест после имени его жены Мари был поставлен ещё в церковной книге в Сууре-Яани.

Когда мог состояться переезд? По-видимому, в интервале от 1770 года, когда вообще начались переселения на север, до 1782 года, когда старый Юри Лемет и его сын Март были внесены в опись хутора N13под Раквере.

Дальнейшая судьба Леметов-Клементов уже легко прослеживается по материалам переписей крестьянского населения, бережно сохранённым в эстонских архивах. В России такие переписи получили название «ревизские сказки», т. к. данные для таких ревизий получали путём устных опросов населения каждого хутора или деревни – «сказок», в том смысле, что людей записывали так, как они (или их хозяева) скажут, им приписывали сказанные во время ревизии имя и возраст.

Так, во время V ревизии в 1795 году на хутореN13при мызе Ветику под Раквере были зарегистрированы:

Сын Юри Лемета Март, 46 лет, хозяин хутора,

при нём: его жена Анн, 32-х лет,

сын Март, 1 год,

дочь Мари, 11 лет,

дочь Леено, 4-х лет,

кроме того батрак Яан, с ним жена Ева и двое детей. Девки

Анно и Кадри, как и на прошлой ревизии, сказали, что им

18 и 15 лет.

Старый Юри Лемет, переселенец с юга, дожил до 74 лет и скончался в Ветику 29 февраля 1792 года, о чем свидетельствует запись в церковной книге. Во время крестин маленького Марта, сына Марта Лемета, родившегося 30 сентября 1794 года, в церковной книге была сделана запись о том, что отец ребёнка – Klementi Juri Mart, и тем самым впервые семейное имя Lemet было заменено на Klement. Эту запись можно найти в архиве RAKA, фонд 3057, список 2, ед. хр. 2, стр. 240. А 4 октября 1797 года был крещен второй сын Марта Лемета, наш предок Томас (Thomas), и имя его отца в церковной книге было записано почти по-современному – Klementi Mart. Любопытно, что в ревизских сказках (ревизии 1812 и 1816 года) этого Марта по-прежнему записывали как Lemeti Mart – губернские чиновники, проводившие ревизию, ничего не знали о том, что в церковных книгах уже появилось новое написание этого имени.

Lemeti-Klementi Mart умер в 1821 году, прожив 73 года. После его смерти хозяином хутора N13в Ветику стал его старший сын Март. Что касается младшего сына, Томаса, то о нём здесь будет рассказано подробнее, поскольку он является нашим родичем по прямой линии, не столь уж и дальним, – его имя было известно бабушке Каролине, которую я хорошо помню.

Вот что мы знаем о Томасе, сыне Марта. Его имя записано в ревизских сказках во время ревизий 1812, 1816, 1834, 1850 и 1858 года. Эта ревизия была последней, т.к. в связи с отменой крепостного права в России (1861) переписи крестьян были прекращены. В 1812 году он значится крепостным, приписанным к хутору N13в деревне Ветику под Раквере, ему 14 лет, про него сказано, что он сын хозяина. В 1834 году он хозяин хутора N29 под Вырну, ему 36 лет, его имя записано как Klementi Mardi Tomas. В ревизию 1850 года он записан как Klementi Mardi Thomas Klement, таким образом, Томас обзавелся фамилией, он стал Томасом Клементом. И не удивительно – крепостное право в Эстляндии было отменено еще в 1816 году, Томас давно уже был свободным и, вероятно, был учителем в одной из сельских школ.

Томас Клемент родился 30 сентября 1797 года, умер 6 февраля 1864 года, прожив 67 лет. В 1815 году Томас прошёл конфирмацию при церкви в Раквере (найдена соответствующая запись) и стал тем самым официально совершеннолетним. Август Мартин, историк, разыскавший в архивах документы по родословной Клементов, предполагает, что Томас получил неплохое по тем временам для крестьянина образование. Возможно, он учился в Раквере, где была народная школа, в которой как раз в те годы учились будущие известные деятели эстонского просвещения Крейцвальд, Фельман, Нокс. В 1816 году, 19 лет от роду, Томас покидает отцовский хутор. Это произошло сразу после отмены в Эстонии крепостного права. Крестьяне формально получили при этом свободу, но старые порядки долго еще сохранялись, и сменить место жительства бывшему крепостному было непросто. Тем не менее, Томас перебирается из Ветику в Вырну, т.е. уходит от Каульбарса и поступает под юрисдикцию Штакельберга. По-видимому, для этого пришлось преодолеть нелёгкое сопротивление чиновных властей. А. Мартин считает, что лишь личное вмешательство Штакельберга могло помочь Томасу в год отмены крепостного права покинуть бывшего хозяина.

В Вырну он поселяется на хуторе N29 вместе с другим юношей, своим ровесником и, возможно, приятелем, Томасом Теппером. На каких условиях они приобрели этот хутор, купили или сначала арендовали, неизвестно. Вместе с семьёй Томаса Теппера Клементы прожили на этом хуторе больше 40 лет. Теппер умер в 1834 году, его вдова, дети и внуки, как и семейство Клементов, записаны в последний раз на хуторе N29 в ревизию 1858 года.

Женился Томас Клемент около 1819 года. Его жену звали Стина (Stina, в некоторых записях Tiina, – эстонский вариант имени Юстина). По данным ревизских сказок она родилась в 1795 году (но здесь возможна неточность), умерла 12 октября 1865 года. Кто были её родители – неизвестно. Детей у Томаса и Стины было шестеро: Ханс (1819), Якоб (1822), Анн (1824), Мари (1828), Лено (1830), Мина (1833). О девочках, кроме этих приблизительных, без месяца и числа дат их рождения, больше ничего не известно. В ревизию 1850 года, когда младшей, Мине, было бы 17 лет, ни одна из них на хуторе N29 не зарегистрирована. Возможно, все четыре уже вышли замуж, и дальнейший след их затерялся.

Дети Томаса Ханс и Якоб продолжали жить с родителями на хуторе, выросли, оба женились и народили много детей, Ханс – десять, Якоб – пять. О Якобе и его потомках здесь не будет больше ничего сказано, это отдельная обширная ветвь клементовского рода. Речь теперь пойдёт о Хансе, моём прадеде.

Ханс Клемент родился в 1819 году на хуторе N29 под Вырну, умер 23 декабря 1860 года в Йыхви. В 1838 году он женился, жену звали Лизо, она была дочерью Юри Пери, родилась 9 сентября 1820 года, умерла в Йыхви 8 февраля 1861 года. Дети Ханса и Лизо: Кристина (1840), Густав (1842), Карел (1844), Германн (1848), Абель (1850), Эмилия (1851), Якоб (1853, ум.1855), Александр (1855), Дидрих (1857), Юхан (1859, ум.1860). О детях, внуках и правнуках Ханса можно было бы написать многое, я сам его правнук, но кто это станет читать? Если кому-то интересно, смотрите рукописные материалы в моём архиве.

На хуторе под Вырну Ханс и Лизо прожили всей семьёй до 1858 года, когда вместе со старыми уже родителями переехали в Йыхви, где вскоре и умерли. Томас и Стина пережили их на несколько лет.

Ханс Клемент был учителем в Вырну. Согласно устным семейным преданиям, известным мне от Марты Клемент, Томас, отец Ханса, тоже был учителем (koolmeister). Того же мнения придерживается и Август Мартин, хотя документальных подтверждений этому он не нашёл. Среди потомков Томаса тоже было много учителей. В те годы это была очень высокая честь, учителей уважали в народе. Вот о ком я доподлинно знаю, что они были школьными народными учителями:

Ханс Клемент – ок. 1840-1858 г. в Вырну

Date: 2015-07-25; view: 481; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию