Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интеграция
Все заметнее единство человечества. Мировая цивилизация на наших глазах превращается в единое целое, состоящее из открытых систем, которые находятся в состоянии интенсивного взаимодействия с внешним миром.
- крепнут экономические, политические, культурные связи
- 20% мировой экономики вовлечены в сферу международного обмена
- единая кредитно-банковская система (в Японии 80% инвестиций из внешних источников)
- международные экономические союзы (ОПЕК)
- мировая политика (мир расчленен на зоны политического влияния разных блоков, в сложном взаимодействии которых она рождается)
- интернационализация духовной жизни (телепродукция, кино, литература)
- международный туризм
- рост количества международных встреч, конференций, симпозиумов
- диалог культур и цивилизаций, их достижения становятся достоянием всего человечества (балет России)
- формируются общечеловеческие моральные ценности
Тема лекции «Формационный и цивилизационный подход»
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД.
| ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД.
| Общественно-экономическая формация-это: тип общества, основанный на определенном способе производства
| Цивилизация-
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях.
|
| Цивилиация:
1) определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер
2) совокупность проявлений культуры
3) система ценностей общества
| В марксизме под «экономической структурой общества»
| Цивилизация — это совокупность уникальных проявлений общественного порядка, отличающая одну историческую общность людей от других
|
| Цивилизация –
устойчивое культурно-историческое образование, отличающееся общностью:
а) духовно-нравственных ценностей
б) культурных традиций
в) материально-производственной и социально-политической жизни
г) образа жизни и типа личности
| Спартак – раб, вождь восстания рабов.
| Цивилизационный подход ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
| Формационный подход к историческому процессу предполагает
1) абсолютизацию законов истории
2) учет решающей роли экономического базиса
3) необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил
| Цивилизационный подход к историческому процессу предполагает изучение и учет самобытности истории каждого региона
| Формационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение
1) интерес к познанию классовой борьбы
2) выявление форм эксплуатации
3) исследование различных форм собственности
| Цивилизационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение изучение особенностей общественного сознания
| Достоинство формационного подхода к изучению истории состоит в том, что он:
1) утверждает решающую роль материальных факторов развития общества
2) связывает критерии прогресса с формами собственности
3) рассматривает сложное взаимодействие базиса и надстройки
| Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он.. исследует своеобразие и уникальность исторического развития.
| Формационный подход общественного развития предусматривает
1) интенсивное производство
2) объективность законов общественного развития
3) экономическое развитие
| Цивилизационный подход общественного развития предусматривает взаимовлияние культур различных народов:
| Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути с разной скоростью.
| Историческое развитие происходит в разных формах и различными путями.
| В основу формационной теории развития общества положены критерии:
1) деления общества на классы
2) развития производительных сил
3) отношения собственности
| В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии: уровень развития культуры
| базис
| Локальная цивилизация
| надстройка
| Стадиальная цивилизация
| производительные силы
| менталитет
| Тип общественно-экономической формации определяют элементы производственные отношения
| Культурно – исторический тип.
| Производительные силы и производственные отношения соотносятся с понятием способ производства
|
| Общественное бытие – определяет общественное сознание (материализм)
|
| средства труда - важнейшее из них – орудие труда.
|
| Марксистскому учению соответствует характеристика:
1) народные массы являются движущей силой истории
2) роль народных масс более всего проявляется в развитии производительных сил
3) народ - это трудящиеся, создающие материальные ценности
|
| Цивилизационный подход акцентирует внимание на социокультурных факторах, а формационный - на экономических
| СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
экономика и культура
| КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
Наиболее широкий подход.
| Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности называются: культурой
| Все сотворенное человеком (так называемая «вторая природа») определяется как.культура
| Культурой называют все виды и результаты преобразовательной деятельности человека
|
| | | | |
| Тема «Цивилизационный подход»
|
| Основоположники цивилизационного подхода:
Данилевский
| Шпенглер
| Тойнби
| | «Закат Европы» (1918)
| «Постижение истории»
| | | | 1)отстаивали стадиальноцивилизационную модель общественного развития (в отличие от линейностадиальной)
2)История данных цивилизаций имеет индивидуальный замкнутый характер (локальность цивилизаций)
| Локальная цивилизация = культурно – исторический тип.
| Стадиальная цивилизация
| Локальная цивилизация - основная единица исторического процесса. Стадии развития:
рождение,
рост,
надлом,
разложение,
гибель.
| 1.традиционное общество
2.индустриальное общество
3.постиндустриальное общество.
| Каждая цивилизация уникальна и самобытна, обладает собственным менталитетом (исторически сложившееся умонастроения, единство сознаваемых и бессознательно принимаемых ценностей, норм, установок.)
|
| | | | |
Кратко:
Данилевский 19 в.
| Шпенглер рубеж веков
| Тойнби 1-ая полов. 20 в.
| своеобразие пути, пройденного отдельными народами;
| Не было единого исторического процесса
| Существовало 23 развившиеся цивилизации.
| Цивилизации прошли 4 ступени развития:
| История - коллективная биография культур.
| 4-остановившееся в развитии (Спартанская),5 мертворождённых.
| 1.Первичная подготовительная.
| Существовало 8 великих культур.
| Сейчас большинство цивилизаций находятся под угрозой ассимиляции с Западной.
| 2.Одноосновные цивилизации.(Римская политика и право)
| Западная культура пришла к закату после Первой мировой войны.
| Для рождения цивилизации необходимы:
1.Творческое меньшинство.
2.Благоприятное окружение.
| 3.Двуосновные цивилизации-романо-германская (политика+культура)
| Рождение великих культур- необъяснимая загадка.
|
| 4.Будущая, славянская, с Россией во главе. Гармонично соединяет все 4 разряда человеческой деятельности.
|
|
| Полностью:
Данилевский Н.Я. (1822—85) – теория культурно—исторических типов.
Русский публицист и социолог, идеолог панславизма. В сочетании «Россия и Европа»(1869) выдвинул теорию обособленных «культурно—исторических типов» (цивилизаций),
развивающихся подобно биологическим организмам. Качественно новым считал «славянский» тип. Его концепция оправдывала великодержавные—шовинистские утверждения.
* панславизм – идея объединения слав. народов под главенством царя в конце 18—нач. 20вв.
|
Историческиенароды
| Неисторические
|
|
| народы
| в состоянии выработать своеобразные культурно-исторические
| тупиковые ветви в
развитии
общества,
не в состоянии
выработать свои
своеобразные
культурно-
исторические типы
| типы:
|
| -
| египетская
китайская
ассиро-вавилоно-финикийская, халдейская или
древнесемитская
индийская
иранская
еврейская
греческая
римская
новосемитская или аравийская
германо-романская или европейская
славянская
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
| в каждом культурно-историческом типе - 4 основополагающих элемента:
- религиозный - политический
- культурный - общественно-экономический
Их своеобразным сочетанием различаются культурно-исторические типы:
· в основном все типы одноосновны, Т.е., в сочетании элементов преобладает один,
· но славянскому типу предназначено стать полным четырехосновным, т.к. его отличает
· православие
· культурная самобытность
Типы цивилизаций:
Ø первичные (подготовительные) - египетская, индийская, халдейская, или древнесемитская; иранская, китайская, ассиро-вавилонско-Финикийско-халдейская;
Ø одноосновные - европейская, греческая (эллинская), римская, новосемитская, или аравийская;
Ø двухосновные -- германо-романская, или европейская, американская (мексиканская и перуанская);
Ø объединительная и гармонизирующая - славянская цивилизация, ведущее начало в ней - русская.
| Шпенглер Освальд (1880-1936) – теория культурнем. Философ—идеалист, историк, предст. философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов», выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл.
| · Идея о полицикличности мирового процесса, отрицание линейного процесса развития истории, общность этапов мировой истории.
· Цивилизация является последней фазой существования культуры, ее перерождением, закатом, когда переходят от героических деяний к механической работе.
· Противопоставляет культуру и цивилизацию:
Культура –восходящая ступень в развитии того или иного типа, характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах общественной жизни.
Цивилизация– характеризуется «механическим» типом эволюции, представляющим собой «окостенение» творческих начал культуры и ее распада.
Признаки цивилизации:
v развитие индустрии, техники;
v деградация искусства и литературы;
v мертвая метафизика вместо истинной религии;
v скопление людей в городах;
v превращение народа в безликую массу;
v отрицание традиционных ценностей.
Цивилизация возникает неизбежно как последняя стадия культуры. Дополнительные характеристики цивилизации:
· урбанизация,
· империализм,
· культ больших величин,
· синкретизм,
· жажда власти,
· классовая борьба,
· направленность на внешнее действие, а не на углубленную работу.
Выделяет 8 культурно—исторических типов, каждый из которых:
-- вырастает на основе своего собственного уникального «прафеномена» (т.е., способа переживания жизни)
-- подчиняется жесткому биологическому ритму и проходит основные фазы развития (рождение, детство, молодость, старость и закат)
Культуры:
· египетская
· арабская
· западная
· вавилонская
· индийская
· китайская
· греко-римская
· мексиканская
· возможность появления великой русской культуры.
Культура и цивилизация
Эти два понятия часто смешиваются или полностью противопоставляются друг другу. Обеим точкам зрения целесообразнее пред почесть третью: культура и цивилизация тесно связаны, но не тождественны.
Действительно, как правило, локальная цивилизация определяется через культуру, которая очень зримо проявляется в ее феноменах. Не случайно Тойнби писал о том, что трудно дать определение цивилизации, но стоит сравнить произведения египетского и древнегреческого искусства, и разница между двумя цивилизациями будет совершенно очевидна. Не менее показательна разница в системе ценностей, в религиозно-этических нормах.
Однако произведения искусства и духовные ценности - это лишь отдельные, при всей их значимости, компоненты цивилизаций как социокультурных общностей и, в определенном смысле, плод цивилизационного развития. Не только ценности влияют на цивилизацию, но и специфика жизни той или иной цивилизации накладывает отпечаток на систему ценностей и даже саму религию (достаточно сравнить православие и католичество - две ветви христианства: разница между ними углублял ась по мере оформления цивилизационного своеобразия Византии, России и Западной Европы). В этом плане очень актуально звучат слова Данилевского: "Хотя науки и искусства... составляют драгоценнейшее наследие, оставляемое после себя культурноисторическими типами, хотя они составляют самый существенный вклад в общую сокровищницу человечества, однако ж не они дают основу на родной жизни. В этом отношении религия (как нравственная основа деятельности), политическое, гражданское, экономическое и общественное устройство имеют гораздо большее значение".
| Тойнби Арнолд Джозеф (1889—1975) – теория локальных цивилизаций.
Английский историк, социолог. В противовес позитивистскому эволюционизму и «европоцентризму» выдвинул идеалистическую теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство». Выход из противоречий и конфликтов Запада видел в духовном обновлении.
| Локальная цивилизация - основная единица исторического процесса. Стадии развития:
- рождение,
- рост,
- надлом,
- разложение,
- гибель.
Для рождения необходимо наличие, творческого меньшинства, отвечающего на вызов Творца, и благоприятных условий для последующего развития.
Выделяет пять основных циклов, пять живых цивилизаций:
- китайская,
- индийская,
- византийское общество,
- исламская,
- русская
- западная.
Цивилизации представляют собой некоторые умопостигаемые единицы истории, целостные системы, в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга.
= Механизм рождения цивилизаций - это взаимодействие вызова и ответа (умеренно неблагоприятная Среда непрерывно бросает вызов обществу, а общество через посредство своего творческого меньшинства отвечает на вызов и решает проблемы. В этих условиях не существует покоя, общество все время в движении).
= Рост цивилизации состоит в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре; общество растущей цивилизации состоит из творческого меньшинства, за которым следует, подражая ему, большинство. Процесс роста представляет собой рост целостности и индивидуального разнообразия цивилизации.
= Упадок цивилизации состоит из надлома, разложения и гибели.
а) Надлом может быть вызван тем, что реформы не закреплены в повседневности - не создается защитный пояс традиций, накапливается груз неустойчивого положения.
б) Надлом также вызывается потерей инициативы - энергия общества уходит на поддержание ранее достигнутого положения, а для движения вперед нет ни стимула, ни внутренних ресурсов. Цели утрачиваются, движение замирает. Лидеры вырождаются в правящее меньшинство, успокаиваются и предаются заботам о собственном благополучии. Наступает психологическая катастрофа «опьянения успехом». Правящая элита оказывается неспособной к творческим решениям, но продолжает удерживать в своих руках власть, впадает в пресыщение и необузданность.
Происходит разложение общества:
· вертикальное - распад общества на ряд локальных государств
· горизонтальное - распад в общественных структурах на новые слои, сословия, классы
Главное бедствие распада связано с человеческой душой и проявляется в поведении, чувствах, жизни в целом.
Остановить разложение нельзя, но перенос цели и ценностей цивилизации в сверхчувственное царство Божье может послужить посевом, из которого вырастет новая дочерняя цивилизация.
Тойнби выделяет 23 развившиеся цивилизации:
- западная - православные (русская и византийская)
- арабская - античная и т.д.
Кроме того, 4 остановившиеся в своем развитии (напр., спартанскую) и 5 мертворожденных, причем многие развившиеся цивилизации Тойнби объявляет "окаменевшими".
|
Тема «Цивилизация»
Древние цивилизации:
Древние восточные цивилизации
| первобытность
| ослабление мифологического сознания
| переход от производящего типа хозяйства к присваивающему
| преобладание государственной собственности в экономике
| формирование культурных ценностей
| формирование государства - носителя политической власти в обществе
| появление ярко выраженной социальной стратификации
| возникновение различных видов письменности
| возникновение присваивающего хозяйства
| утверждение государства в качестве носителя политической власти
| возникновение и развитие производящего хозяйства
| возникновение городов как военно-административных центров
|
| зарождение первых научных знаний
|
| выработка первых систем письменного права
|
| институт эксплуатации
|
| касты
|
| Основной элемент экономической системы ранне-государственных образований Востока - сельская община.
Во вторую очередь – рабство.
|
| наличие орудий труда
|
«Говорящим орудием» называли: рабов в античности
Древнейшие цивилизации называют: речными
Для цивилизации эллинизма характерны: | |
|