Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграция





Все заметнее единство человечества. Мировая цивилизация на наших глазах превращается в единое целое, состоящее из открытых систем, которые находятся в состоянии интенсивного взаимодействия с внешним миром.

  1. крепнут экономические, политические, культурные связи
  2. 20% мировой экономики вовлечены в сферу международного обмена
  3. единая кредитно-банковская система (в Японии 80% инвестиций из внешних источников)
  4. международные экономические союзы (ОПЕК)
  5. мировая политика (мир расчленен на зоны политического влияния разных блоков, в сложном взаимодействии которых она рождается)
  6. интернационализация духовной жизни (телепродукция, кино, литература)
  7. международный туризм
  8. рост количества международных встреч, конференций, симпозиумов
  9. диалог культур и цивилизаций, их достижения становятся достоянием всего человечества (балет России)
  10. формируются общечеловеческие моральные ценности

 

Тема лекции «Формационный и цивилизационный подход»

 

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД.
Общественно-экономическая формация-это: тип общества, основанный на определенном способе производства Цивилизация- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях.
  Цивилиация: 1) определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер 2) совокупность проявлений культуры 3) система ценностей общества
В марксизме под «экономической структурой общества» Цивилизация — это совокупность уникальных проявлений общественного порядка, отличающая одну историческую общность людей от других
  Цивилизация – устойчивое культурно-историческое образование, отличающееся общностью: а) духовно-нравственных ценностей б) культурных традиций в) материально-производственной и социально-политической жизни г) образа жизни и типа личности
Спартак – раб, вождь восстания рабов. Цивилизационный подход ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
Формационный подход к историческому процессу предполагает 1) абсолютизацию законов истории 2) учет решающей роли экономического базиса 3) необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил Цивилизационный подход к историческому процессу предполагает изучение и учет самобытности истории каждого региона
Формационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение 1) интерес к познанию классовой борьбы 2) выявление форм эксплуатации 3) исследование различных форм собственности Цивилизационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение изучение особенностей общественного сознания
Достоинство формационного подхода к изучению истории состоит в том, что он: 1) утверждает решающую роль материальных факторов развития общества 2) связывает критерии прогресса с формами собственности 3) рассматривает сложное взаимодействие базиса и надстройки Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он.. исследует своеобразие и уникальность исторического развития.  
Формационный подход общественного развития предусматривает 1) интенсивное производство 2) объективность законов общественного развития 3) экономическое развитие Цивилизационный подход общественного развития предусматривает взаимовлияние культур различных народов:  
Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному истори­ческому пути с разной скоростью. Историческое развитие происходит в разных формах и различными путями.
В основу формационной теории развития общества положены критерии: 1) деления общества на классы 2) развития производительных сил 3) отношения собственности В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии: уровень развития культуры  
базис Локальная цивилизация
надстройка Стадиальная цивилизация
производительные силы менталитет
Тип общественно-экономической формации определяют элементы производственные отношения Культурно – исторический тип.
Производительные силы и производственные отношения соотносятся с понятием способ производства  
Общественное бытие – определяет общественное сознание (материализм)  
средства труда - важнейшее из них – орудие труда.  
Марксистскому учению соответствует характеристика: 1) народные массы являются движущей силой истории 2) роль народных масс более всего проявляется в развитии производительных сил 3) народ - это трудящиеся, создающие материальные ценности  
Цивилизационный подход акцентирует внимание на социокультурных факторах, а формационный - на экономических
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД экономика и культура
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Наиболее широкий подход.
Все виды производственной, общественной и духов­ной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности называются: культурой
Все сотворенное человеком (так называемая «вторая природа») определяется как.культура
Культурой называют все виды и результаты преобразовательной деятельности человека

 

 
  На главную

 

       
  Тема «Цивилизационный подход»
 
 
 

Основоположники цивилизационного подхода:

Данилевский Шпенглер Тойнби
  «Закат Европы» (1918) «Постижение истории»
     
1)отстаивали стадиальноцивилизационную модель общественного развития (в отличие от линейностадиальной) 2)История данных цивилизаций имеет индивидуальный замкнутый характер (локальность цивилизаций)
Локальная цивилизация = культурно – исторический тип. Стадиальная цивилизация
Локальная цивилизация - основная единица исторического процесса. Стадии развития: рождение, рост, надлом, разложение, гибель. 1.традиционное общество 2.индустриальное общество 3.постиндустриальное общество.
Каждая цивилизация уникальна и самобытна, обладает собственным менталитетом (исторически сложившееся умонастроения, единство сознаваемых и бессознательно принимаемых ценностей, норм, установок.)  
       

 

Кратко:

Данилевский 19 в. Шпенглер рубеж веков Тойнби 1-ая полов. 20 в.
своеобразие пути, пройденного отдельными народами; Не было единого исторического процесса Существовало 23 развившиеся цивилизации.
Цивилизации прошли 4 ступени развития: История - коллективная биография культур. 4-остановившееся в развитии (Спартанская),5 мертворождённых.
1.Первичная подготовительная. Существовало 8 великих культур. Сейчас большинство цивилизаций находятся под угрозой ассимиляции с Западной.
2.Одноосновные цивилизации.(Римская политика и право) Западная культура пришла к закату после Первой мировой войны. Для рождения цивилизации необходимы: 1.Творческое меньшинство. 2.Благоприятное окружение.
3.Двуосновные цивилизации-романо-германская (политика+культура) Рождение великих культур- необъяснимая загадка.  
4.Будущая, славянская, с Россией во главе. Гармонично соединяет все 4 разряда человеческой деятельности.    

Полностью:

Данилевский Н.Я. (1822—85) – теория культурно—исторических типов. Русский публицист и социолог, идеолог панславизма. В сочетании «Россия и Европа»(1869) выдвинул теорию обособленных «культурно—исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Качественно новым считал «славянский» тип. Его концепция оправдывала великодержавные—шовинистские утверждения. * панславизм – идея объединения слав. народов под главенством царя в конце 18—нач. 20вв.  
Историческиенароды Неисторические
    народы
в состоянии выработать своеобразные культурно-исторические тупиковые ветви в развитии общества, не в состоянии выработать свои своеобразные культурно- исторические типы  
типы:  
- египетская китайская ассиро-вавилоно-финикийская, халдейская или древнесемитская индийская иранская еврейская греческая римская новосемитская или аравийская германо-романская или европейская славянская
-
-
-
-
-
-
-  
-  
-  
-  
-  

в каждом культурно-историческом типе - 4 основополагающих элемента:

- религиозный - политический

- культурный - общественно-экономический

Их своеобразным сочетанием различаются культурно-исторические типы:

· в основном все типы одноосновны, Т.е., в сочетании элементов преобладает один,

· но славянскому типу предназначено стать полным четырехосновным, т.к. его отличает

· православие

· культурная самобытность

Типы цивилизаций:

Ø первичные (подготовительные) - египетская, индийская, халдейская, или древнесемитская; иранская, китайская, ассиро-вавилонско-Финикийско­-халдейская;

Ø одноосновные - европейская, греческая (эллинская), римская, новосемитская, или аравийская;

Ø двухосновные -- германо-романская, или европейская, американская (мексиканская и перуанская);

Ø объединительная и гармонизирующая - славянская цивилизация, ведущее начало в ней - русская.

Шпенглер Освальд (1880-1936) – теория культурнем. Философ—идеалист, историк, предст. философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов», выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл. · Идея о полицикличности мирового процесса, отрицание линейного процесса развития истории, общность этапов мировой истории. · Цивилизация является последней фазой существования культуры, ее перерождением, закатом, когда переходят от героических деяний к механической работе. · Противопоставляет культуру и цивилизацию: Культура –восходящая ступень в развитии того или иного типа, характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах общественной жизни. Цивилизация– характеризуется «механическим» типом эволюции, представляющим собой «окостенение» творческих начал культуры и ее распада. Признаки цивилизации: v развитие индустрии, техники; v деградация искусства и литературы; v мертвая метафизика вместо истинной религии; v скопление людей в городах; v превращение народа в безликую массу; v отрицание традиционных ценностей. Цивилизация возникает неизбежно как последняя стадия культуры. Дополнительные характеристики цивилизации: · урбанизация, · империализм, · культ больших величин, · синкретизм, · жажда власти, · классовая борьба, · направленность на внешнее действие, а не на углубленную работу. Выделяет 8 культурно—исторических типов, каждый из которых: -- вырастает на основе своего собственного уникального «прафеномена» (т.е., способа переживания жизни) -- подчиняется жесткому биологическому ритму и проходит основные фазы развития (рождение, детство, молодость, старость и закат) Культуры: · египетская · арабская · западная · вавилонская · индийская · китайская · греко-римская · мексиканская · возможность появления великой русской культуры. Культура и цивилизация Эти два понятия часто смешиваются или полностью противопоставляются друг другу. Обеим точкам зрения целесообразнее пред почесть третью: культура и цивилизация тесно связаны, но не тождественны. Действительно, как правило, локальная цивилизация определяется через культуру, которая очень зримо проявляется в ее феноменах. Не случайно Тойнби писал о том, что трудно дать определение цивилизации, но стоит сравнить произведения египетского и древнегреческого искусства, и разница между двумя цивилизациями будет совершенно очевидна. Не менее показательна разница в системе ценностей, в религиозно-этических нормах. Однако произведения искусства и духовные ценности - это лишь отдельные, при всей их значимости, компоненты цивилизаций как социокультурных общностей и, в определенном смысле, плод цивилизационного развития. Не только ценности влияют на цивилизацию, но и специфика жизни той или иной цивилизации накладывает отпечаток на систему ценностей и даже саму религию (достаточно сравнить православие и католичество - две ветви христианства: разница между ними углублял ась по мере оформления цивилизационного своеобразия Византии, России и Западной Европы). В этом плане очень актуально звучат слова Данилевского: "Хотя науки и искусства... составляют драгоценнейшее наследие, оставляемое после себя культурно­историческими типами, хотя они составляют самый существенный вклад в общую сокровищницу человечества, однако ж не они дают основу на родной жизни. В этом отношении религия (как нравственная основа деятельности), политическое, гражданское, экономическое и общественное устройство имеют гораздо большее значение".
Тойнби Арнолд Джозеф (1889—1975) – теория локальных цивилизаций. Английский историк, социолог. В противовес позитивистскому эволюционизму и «европоцентризму» выдвинул идеалистическую теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство». Выход из противоречий и конфликтов Запада видел в духовном обновлении. Локальная цивилизация - основная единица исторического процесса. Стадии развития:
  • рождение,
  • рост,
  • надлом,
  • разложение,
  • гибель.
Для рождения необходимо наличие, творческого меньшинства, отвечающего на вызов Творца, и благоприятных условий для последующего развития. Выделяет пять основных циклов, пять живых цивилизаций:
  • китайская,
  • индийская,
  • византийское общество,
  • исламская,
  • русская
  • западная.
Цивилизации представляют собой некоторые умопостигаемые единицы истории, целостные системы, в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга. = Механизм рождения цивилизаций - это взаимодействие вызова и ответа (умеренно неблагоприятная Среда непрерывно бросает вызов обществу, а общество через посредство своего творческого меньшинства отвечает на вызов и решает проблемы. В этих условиях не существует покоя, общество все время в движении). = Рост цивилизации состоит в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре; общество растущей цивилизации состоит из творческого меньшинства, за которым следует, подражая ему, большинство. Процесс роста представляет собой рост целостности и индивидуального разнообразия цивилизации. = Упадок цивилизации состоит из надлома, разложения и гибели. а) Надлом может быть вызван тем, что реформы не закреплены в повседневности - не создается защитный пояс традиций, накапливается груз неустойчивого положения. б) Надлом также вызывается потерей инициативы - энергия общества уходит на поддержание ранее достигнутого положения, а для движения вперед нет ни стимула, ни внутренних ресурсов. Цели утрачиваются, движение замирает. Лидеры вырождаются в правящее меньшинство, успокаиваются и предаются заботам о собственном благополучии. Наступает психологическая катастрофа «опьянения успехом». Правящая элита оказывается неспособной к творческим решениям, но продолжает удерживать в своих руках власть, впадает в пресыщение и необузданность. Происходит разложение общества: · вертикальное - распад общества на ряд локальных государств · горизонтальное - распад в общественных структурах на новые слои, сословия, классы Главное бедствие распада связано с человеческой душой и проявляется в поведении, чувствах, жизни в целом. Остановить разложение нельзя, но перенос цели и ценностей цивилизации в сверхчувственное царство Божье может послужить посевом, из которого вырастет новая дочерняя цивилизация. Тойнби выделяет 23 развившиеся цивилизации: - западная - православные (русская и византийская) - арабская - античная и т.д. Кроме того, 4 остановившиеся в своем развитии (напр., спартанскую) и 5 мертворожденных, причем многие развившиеся цивилизации Тойнби объявляет "окаменевшими".

 

 

Тема «Цивилизация»

Древние цивилизации:

Древние восточные цивилизации первобытность
ослабление мифологического сознания переход от производящего типа хозяйства к присваивающему
преобладание государственной собственности в экономике формирование культурных ценностей
формирование государства - носителя политической власти в обществе появление ярко выраженной социальной стратификации
возникновение различных видов письменности возникновение присваивающего хозяйства
утверждение государства в качестве носителя политической власти возникновение и развитие производящего хозяйства
возникновение городов как военно-административных центров  
зарождение первых научных знаний  
выработка первых систем письменного права  
институт эксплуатации  
касты  
Основной элемент экономической системы ранне-государственных образований Востока - сельская община. Во вторую очередь – рабство.  
наличие орудий труда

 

«Говорящим орудием» называли: рабов в античности

Древнейшие цивилизации называют: речными

Для цивилизации эллинизма характерны:

Date: 2015-07-27; view: 572; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию