Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности современного финансового рынка





Современное развитие общества сопровождается изменениями экономических и, прежде всего, финансовых отношений. Наиболее ра­дикальные преобразования свойственны финансовому рынку. Они охватывают все стороны и процессы функционального механизма и роли рынка в деятельности общества. К важнейшим особенностям функционирования современного финансового рынка следует отне­сти следующие.

1. Превращение финансового рынка в главное звено рыночных отношений отдельных стран и всего мира. По своим размерам он в несколько раз превышает все другие рынки вместе взятые.

2. В отличие от других рынков объектом финансового рынка становится финансовая самостоятельность территорий, регионов и государств. Реальными явлениями становятся дефолт (банкротство) государства и т.д.

3. Основной смысл финансового рынка – перераспределение финансовых ресурсов участников первичного перераспределения ВВП.

4. Изменение структуры финансового рынка. Рост валютного рынка при относительном снижении других сегментов.

С конца 80-х годов в России, в ряде стран ближнего зарубежья, а также в ряде государств Восточной и Центральной Европы осу­ществляются реформирование отношений собственности и форми­рование финансовых источников хозяйственного развития. Пример России и других стран СНГ показал, что преобразование отношений собственности без сформированной эффективной системы финансовых отношений приводит к негативным результатам.Коммерческие банки (появившиеся вместо государственных) строят свои финансовые взаимоотношения с предприятиями, фирмами, организациями на чисто коммерческой основе. В условиях инфляции кредит становится очень дорогим. Банки стремятся к самым коротким кредитным сделкам, а производство, торговля, другой бизнес нуждаются в средне- и долгосрочных заимствованиях. Возникают проблемы взаимных неплатежей, недоплат налогов, финансовой несостоя-тельности хозяйственных субъектов и т.д., вы­званные недостаточным развитием финансового рынка.Поэтому важнейшей первоочередной задачей переходной эконо­мики является формирование гибкой, подвижной системы финан­совых отношений, которая должна заменить прежнее бюджетное финансирование.

При реформировании отношений собственности - приватизации (в каких бы масштабах и по каким бы сценариям она ни проводилась) также нельзя обойтись без финансового рынка. Только через финан­совый рынок путем акционирования собственность государства мо­жет быть преобразована в другие формы, в том числе и в акционер­ную. Поэтому первыми шагами приватизации являются акциониро­вание, создание институтов финансового рынка, принятие регули­рующих его правовых законов.Одна из серьезнейших программ при переходе к рынку - фор­мирование финансовых источников хозяйственного развития. Как свидетельствует опыт стран с переходной экономикой, после достижения определенного прогресса в области разгосударствления инвестиционный процесс не только не развивается, но даже и дегра­дирует. Возникает замкнутый круг: неразвитость финансового рынка, его структурные диспропорции и высокие риски сдерживают инвести­ции в реальный сектор экономики; недостаточность финансирования ускоряет падение производства, а это, в свою очередь, вызывает уг­лубление кризисных явлений на самом финансовом рынке.

Следовательно, развитие финансового рынка должно опираться на внутренний инвестиционный потенциал, поиск внутренних ис­точников и мобилизацию собственных ресурсов. В развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок иг­рают ведущую роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. В современных условиях Рос­сии эта функция ценных бумаг складывается с трудом. При высокой инфляции доходы на ценные бумаги не компенси­руют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее вкладыва­ются в операции с иностранной валютой. Даже в условиях существо­вания валютного коридора и падения темпов инфляции в 1996–1997 гг. в России спрос на валюту значительно превышал предложе­ние. В том же направлении изменяется и риск потери денег на фон­довом рынке.

Состояние рынка ценных бумаг в настоящее время не отвечает потребностям экономики вследствие многих причин:

- происходит продажа и перепродажа ценных бумаг, игра на курсовой разнице, а не вложения в производство;

- инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдер­живает его развитие;

- развитию рынка мешают кризис неплатежей и разрыв хозяй­ственных связей, что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала;

- население и предприниматели не доверяют национальной ва­люте, хранят сбережения и осуществляют часть расчетов в долларах и ЕВРО.

Это сокращает потенциальную ресурсную базу банковской сис­темы, ее ликвидность. Целенаправленная политика государства по регулированию рынка ценных бумаг в условиях стабилизации производства является важнейшим условием выхода из кризиса и перехода к экономиче­скому росту.

Экономическое содержание бюджетов

Смысловым содержанием бюджета являются налоги и займы. Именно они определяют состояние бюджета, от них зависит объем доходов государства, концентрируемый в бюджете. Налоги и займы, в свою очередь, предопределены законами воспроизводства, т.е. размеры налоговых поступлений и займов зависят от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества. Без доходных источников нет бюджета, тогда как потребности в самих этих источниках существуют всегда. Данные потребности удовлетворяются через налоги, а при их недостаточности - через займы. Поэтому государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Таким образом, все экономические проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых и кредитных отношений, которые зависят от производства и обмена и имеют объективную экономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращения, во-вторых, важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как единого системного комплекса. В государственном бюджете органически увязаны все основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, в бюджете они получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Экономическое содержание внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета. Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 35).

Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.

Рис. 35. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы государства определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются наобщегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.

 

Date: 2015-07-27; view: 1247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию