Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Дух здания





 

Вся моя жизнь – та ее часть, что смогла не затеряться в зарослях мыслей и желаний; то, что я помню и знаю; окружающее меня пространство – совершенно неуправляемо. Я полностью завишу расписания поезда. Его движение невозможно понять и упорядочить.

Банально и просто – я или еду, засыпая и просыпаясь под стук колес, или наблюдая за безлюдными остановками жду, когда же, наконец, невесть откуда раздастся протяжный гудок, призывая состав к отправлению. Вот два моих состояния – движение и ожидание. Но этого для меня слишком мало.

Как я отношусь к тому, что моя жизнь полностью ограничена настроениями поезда? Даже не знаю… А как можно относиться, если знаешь, что бороться не имеет смысла (потому что не с кем), а смериться не получается?! Принять мою несвободу как данность? Не могу! И поэтому остается только одно – ждать. Вот уж что действительно у меня хорошо получается. Я жду… и жду…

Когда я в дороге жду остановки, ведь новое место, куда приведет меня поезд, может стать ответом на мои вопросы, разгадкой моей странной жизни, или хотя бы добавить чуточку ясности к непонятному миру, что меня окружает. Но в очередной раз, открывая дверь на улицу и осматривая новый, выбранный поездом по каким‑то непонятным мне критериям пейзаж, я понимаю, что это всего лишь еще один обделенный жизнью клочок природы. И никаких ответов здесь не найти. Будь то вершина горы или гладь океана – все это остается очередной ирреальной картиной.

И тогда я начинаю ждать нового пути. Знак бесконечность…

Я уверен, есть другие выборы и решения, кроме как ждать, но… я их не вижу. Поэтому и жду. Жду с уверенностью, что рано или поздно ответы начнут приходить сами. Главное хотеть этого и ждать. Должны же когда‑нибудь начаться изменения в моей замерзшей жизни. Должны! Иначе я не выдержу – слишком много бесконечности на меня одного. Я даже возникающие прямо сейчас мысли ухватить не всегда могу, все куда‑то ускользает. Что уж говорить о чем‑то большем и большом?

Вот так сидя у окна, пытаясь запомнить хоть что‑нибудь из сквозняком пролетающих пейзажей, я думал, наблюдал и ждал, предвкушая тысячную остановку, когда же поезд соизволит замедлить свой ход. Я ждал, делая это с безупречностью профессионала. Теряя терпение, наполняясь отчаянием. С океанских каникул прошло уже много, очень много ожидания.

Поскорей бы поезд устал бежать свой марафон. Поскорей бы начал все ленивей переставлять железные ступни, чтобы в конце концов пронзительно запищав и пустив по телу предсмертную судорогу окоченеть, замерев на месте. Поскорей бы…

 

За окном была ночь. Нет, точно ночь.

Я лежал на своей койке в разбавленной уличным светом темноте. Вроде бы ничего странного. Вроде бы…

Ночью я всегда очень крепко сплю. Мне сняться какие‑то яркие сны, которых с утра не могу припомнить. Быстро, легко засыпаю и так же просыпаюсь – словно ныряю в бассейн и уже спустя мгновение выныриваю. Что может убаюкать слаще перестука железных колес? Ночью я просыпаюсь лишь в тех случаях, когда чувствую скорую остановку. Просто просыпаюсь без особых причин и больше не могу сомкнуть глаз. Значит скоро придется исполнять долг проводника.

Думаю, теперь понятно каков о мне было проснуться посреди ночи. Не спать, просто лежать понимая – что‑то не так, не как всегда, не нормально.

Первое – я проснулся ночью. Второе – неслышно стука колес и не чувствуется привычного покачивания. Третье – сквозь сомкнутые веки, под которыми в беспорядочном бешенстве метались сбитые с толку мысли, проникали частицы чуждые тьме. Свет? Но откуда? Ночью?!

Я сел на койке, коснувшись ступнями потрепанного половика. Сквозь выцветшие занавески, скорее украшающие окно, нежели дающие реальную ползу, в нескольких метрах от вагона можно разглядеть яркий живой шар. Шар искрился совсем не солнечным светом… ИСКУССТВЕННЫМ СВЕТОМ!!!

Казалось, окутанный тьмой фонарь никак не может справиться с ней, с трудом освещая себя, пару метров земли, да скупо наделяя сиянием мое окно. Все‑таки это было очень непривычно смотреть на свое купе, тьму которого разгоняет тепло уличного фонаря.

Я натянул на себя рубашку, висевшие на плечиках штаны униформы, нацепил тапочки, и глубоко вздохнул, пытаясь избавиться от смеси предвкушения и тревоги. Затем прошел в тамбур. Долго провозился с ведущей на улицу дверью. Когда же, наконец, она была побеждена и ступени спущены, я взглянуть в ночь – не смело, робким ребенком на разбитую вазу. Спускаюсь вниз на платформу, еще несколько шагов и я стою, внутри яркого шара, оберегающего меня от темноты, растеряно озираясь по сторонам.

Впервые я столкнулся со следами других людей. Впервые настоящая станция, а не дикий ландшафт. Многое впервые…

– Ну что, дождался? – спросил я вслух.

 

Я стоял в лучах фонаря, будто под душем животворящей воды. Тонкая хлопчатобумажная рубашка не могла защитить меня от промозглого холода ночи. Все мое тело пробирала дрожь, но я даже не пытался сопротивляться ей, ведь сейчас даже она была символом надежды и скорых изменений.

В слабом свете фонаря я стоял скрестив на груди руки, чтоб хоть немного стало теплей. Но все равно дрожал, понимая – не столько от холода, а предвкушения, какое появляется в канун Нового Года вслед за мандариновым запахом – чего‑то важного, большого и радостного.

Конечно же, мне неоднократно приходило в голову пойти в купе и взять верхнюю одежду, но я все не решался. Мне казалось, что стоило только шагнуть на железный пол тамбура, как сразу же раздастся пронзительный гудок и поезд тронется, навсегда увозя меня от светящейся в ночи надежды. Поэтому и мерз, рассматривая вагонные окна. Когда стоишь на потрескавшемся асфальте в абсолютном одиночестве, под фонарем в окружении ночи, и смотришь на ряды окон твоего дома‑тюрьмы, возникает странное ощущение. Трудно умостить в голове, что можно жить сразу во всех эти вагонах.

Постояв еще, я окончательно продрог. Понимая, что больше не выдержу, решился сбегать за пиджаком униформы, сменить тапочки на туфли и уже в полной комплектации вернуться на свой пост. Вопреки опасениям поезд даже и не думал трогаться с места.

Что теперь? Просто ждать. Потому что, больше ничего придумать не могу. А что можно придумать, если со всех сторон окружает тьма? Хоть глаз выколи – больше чем на метр ничего не видно. Сначала надо разобраться, где я нахожусь, а уже потом придумывать дальнейший план.

К тому же, как не прискорбно это признавать, сейчас я абсолютно растерян и сам себе напоминаю испуганного, потерявшегося в зарослях кукурузы малыша. Выход один – ждать! Лишь когда кромешная тьма сменится сумраком и начнут появляться хоть какие‑нибудь очертания местности, я смогу двигаться дальше.

Усевшись на железную ступень вагона, я стал просто ждать, уставившись на островок света впереди. Казалось между нами пролегает абсолютная, космическая пустота. Чтобы добраться к фонарю мне сначала нужно погрузиться в ничто, пропасть, растворившись в пустоте, а затем вынырнуть в искусственном свете, вновь возродившись.

Интересно, где это я сейчас нахожусь? Не в смысле местности, а сезона. Обычно мне сложно угадать, где остановится поезд. Бывает едешь по невыносимой летней жаре, что даже дышать трудно, как вдруг обращаешь внимание – поезд замедляет ход, и уже совсем скоро останавливается в прохладном начале весны. Мне представляется, будто вся земля делится на пятна, размером от нескольких метров до сотен километров. В каждом из пятен свой сезон и своя погода. Светит солнце, птицы поют, листва зеленая, а совсем рядом холодно, ветер с дождем – раз… переступил невидимую границу, и ты уже в другом климате. Чудн о!

Я потянул носом – пахло серединой сентября. Сезоном, когда трава еще не совсем пожухла, и листья, обернувшись желто‑красным цветом только начали опадать. Холод, от которого я безрезультатно пытался укрыться под тонкой тканью пиджака, был уже не летним, но еще и не зимним. Очередной глубокий вдох… Кое‑где улавливаются обрывки зимы, затерявшейся среди постоянных дождей и пепельно‑серых туч.

Ладно, хватит гадать – с рассветом все станет на свои места.

Опять скрестив руки на груди, в тщетной попытке согреться, я привалился к холодному металлу тамбура. Осталось подождать совсем немного.

Как мне удалось уснуть в таком холодильнике, до сих пор не представляю.

 

Когда я проснулся, было уже совсем светло… Светло, в сравнении с тем кромешным непроницаемым мраком, окружающим меня ночью.

Шея, левое плечо и ягодицы страшно затекли. Реши я их оторвать от тела, наверняка ничего бы даже не почувствовал. Поэтому первым делом я встал, чтобы размяться – покрутить головой, помахать руками, несколько раз присесть, при этом не забывая озираться по сторонам.

Света хватало на то, чтобы получилось разглядеть все необходимое. Хотя и наступило утро, но все же кое‑где последние пылинки тьмы выветрились не до конца, маленькими облачками плавая в воздухе, из последних сил цепляясь за деревья, прячась среди спутанных ветвей высохших кустарников, под моими ботинками. Окружающий меня новый мир пока еще казался блеклым, выцветшим, прорисованным грифелем карандаша. Полноправно царствующей здесь осени это было очень даже к лицу.

Я стоял на длинной асфальтированной платформе, на том самом месте, где еще ночью купался в свете фонаря. Правда сейчас маленькое солнце угасло, погибло до следующего заката.

Чуть поодаль на тяжелых чугунных ногах примостилась большая деревянная лавка. Ей богу, до нее было каких‑то десять шагов, а ночью я даже представить себе не мог, что может быть в этой «хоть глаз выколи» темноте. Сразу за скамьей рябым забором росли деревья, «укрывающие» от моего взора огромное желто‑золотое поле высокой травы. Поле простиралось далеко за горизонт.

Вот в принципе и все – поезд, платформа, фонарь да лавка, скупой ряд деревьев за которым раскинулось бескрайнее поле. И ни тебе тропы, никакой другого указать верного направления, ведущего к людям для которых все это сделано.

– Внимательнее будь! – приказал я себе.

Внутри зародилось чувство, что сейчас меня окружает тот самый шанс, который я столько вымаливал своим ожиданием, и важнее всего остального не упустить его. Найти путь и двигаться дальше.

Еще раз огляделся по сторонам – на вертикальных корягах, которые лишь с трудом можно назвать деревьями, болтались жалкие остатки скукоженных, засохших листьев, свой безжизненностью сияющей до самой платформы; угасающее золото поля; небо, покрытое грязными, рваными лохмотьями туч и тяжелый запах приближающейся гибели – бьюсь об заклад, сейчас середина осени! Или скорее тот ее период, когда остается совсем маленький шажочек до первого снега (который, конечно же, не растает до самой весны).

Я глубоко вобрал носом воздух, как это делал ночью. Никаких сомнений больше не осталось – пахло совсем ни как ночью, не тот запах, не тот сезон. Могу поклясться, что ночью пахло так, словно лето только‑только сняло шляпу, чтобы учтиво откланяться… а сейчас уже почти зима.

Может ли такое быть, что с приходом солнца так сильно поменялся окружающий мир?

Об ошибке не могло быть и речи – уж очень чутко, до мельчайших подробностей я всегда улавливаю любые изменения в природе.

Вдруг порыв ледяного ветра, желая подсказать мне выход вырвался из под вагона и обжог лицо. Ну конечно!

Желая увидеть что же находится с другой стороны поезда, я пригнулся. Но кроме подобравшейся к самым рельсам высокой травы, ничего не увидел. Чтобы скоротать время и рассмотреть как можно дальше, я взобрался в тамбур, рассчитывая открыть дверь с другой стороны, но… не тут‑то было. Стекло двери украшали узоры льда!

Пришлось пройти по коридору вдоль всего вагона. Меня ждал тот же результат – окна со стороны закрытой двери оставались абсолютно непроницаемыми. Сквозь ледяную корку проглядывались лишь неопределенные тени. Со стороны же полустанка стекло, как и положено, было прозрачным – все те же деревья, та же золотистая скатерть травы.

Тогда, не имея больше сил ждать я решился, пройдя в тамбур отпер дверь. Не скажу, что это далось легко. Замерзший замок покорился не сразу…

Мне давно пора смириться с неподдающимся логике миром, но… все никак – никак не привыкну к горячему хлебу из холодильника, не привыкну к рельсам посреди океана, и уж точно не привыкну, что из приоткрытой двери на меня неожиданным несчастьем может наброситься дикий, нестерпимый холод!

Я даже отступил на несколько шагов, неосознанно стараясь защититься. Но, конечно же, это не помогло. Поток промозглого воздуха ворвался в тамбур из одной двери, вылетев в другую – в ту, за которой виднелась осень. По пути он успел превратить мое тело в хрусталик льда.

Несмотря на сильнейший мороз, желая рассмотреть, что же находилось по другую сторону вагона, я все же подошел к открытой двери. Уж слишком мне хотелось найти выход.

Вырастающие прямо из покрова снежной ваты исполинские сосны подступали к самому вагону. Я высунул голову на улицу (изо рта сразу вырвалось белое облако пара) и посмотрел вверх – неба даже не видно. Густые кроны, переплетаясь высоко над землей создавали единый, непроницаемый купол. Из‑за чего кругом было мрачно (не темно, а именно мрачно). Лишь кое‑где образовывались плеши. Сквозь них пробивались прямые солнечные лучи, оставляющие на снегу огромные светлые пятна. Поэтому белый покров походил на пораженную псориазом кожу.

Вместе с жалкими, прорывающими шапку ветвей крохами света, вниз слетали снежинки. Блестя светлячками, они медленно спускались к земле, сливаясь в огромную скатерть.

Красиво… и страшно, одновременно.

С одной стороны – какой‑то полустанок, как островок в бушующем море ржи посредине осени. С другой – лес исполинских деревьев в зимней стуже. Я в двух местах сразу…

Вдруг я понял, что ничего не придется искать и разгадывать – все ответы тут, рядом. Просто нужно «открыть» глаза и выбрать направление.

Отвернувшись от снежного леса, я выбежал в осень, пролез под поездом, оказавшись на границе поля, и посмотрел в открытую дверь, сквозь которую проглядывался замерзший, мрачный лес. Бьюсь об заклад, что если то же самое сделать со стороны зимы, сквозь тамбур я увижу осеннее небо. Но проверять не стал, уж слишком неприветливым и безжизненным казался мир, в котором солнечный свет большая редкость.

Я впервые оказался на границе двух миров. И впервые встречаю следы других людей. Впервые чувствую, что выход есть, и он рядом. Впервые, внутри меня нет безысходности, а есть движение. Впервые…

Конечно же, я решил выбрать осень. Золото я люблю больше, чем мрак и холод.

 

На верхней полке моего купе обнаружил небольшой заплечный рюкзачок. Знаю, что раньше его здесь не было – поезд каким‑то образом чувствовал мои нужды, предоставляя все необходимое.

Набиваю его продуктами из холодильника (тушенка и сгущенка – самые туристические продукты дожидались моего похода). Внутри рюкзака уже лежал складной нож, большой фонарь и один единственный диск (запись джаз концерта О. Питерсона). Хотя такой набор кажется странным, я не решаюсь их выкладывать. Если эти вещи находятся там, значит пригодятся (поезд, как заботливая мать лучше знает, что мне может понадобиться).

В шкафу нашлись теплые вещи. Причем, на мой взгляд слишком теплые для осенних прогулок – пуховая куртка с капюшоном, утепленные штаны, ботинки с мехом внутри. Эти вещи мне уже приходилось несколько раз надевать, когда поезд останавливался посреди снежной пустыни и в горах – тогда на улицу невозможно было выйти из‑за жуткого снега и холода.

Ну, что делать… Если именно эти вещи сейчас болтаются в шкафу, значит именно они мне и пригодятся. Не в одном же пиджачке, в самом деле, отправляться в дорогу. Сразу вспомнилась ночная холодина, и как я мерз.

Полностью собравшись, так сказать при полном параде, в дутой куртке и полном снеди рюкзаке, я стоял в тамбуре на распутье – налево пойдешь, в снега забредешь; направо пойдешь, во ржи утонешь.

А может я зря решил идти в осень? Может сам поезд теплой одеждой решил мне подсказать другой путь? Я снял с плеча ношу, и недолго поковырявшись в ней достал фонарь. Высунувшись по плечи в царство спящего леса, начал светить по сторонам, стараясь уловить хоть малейшие признаки человека. Луч фонаря бегал по снежному покрову, стволам деревьев, куполу ветвей, заменяющему небо… Нет здесь жизни, только смертельная мерзлота. Ладно, коль решил выбрать осень, так нечего телиться.

Ведущую в зиму дверь решил не закрывать, как бы на удачу.

На асфальтированную платформу спускался под звон металлических ступеней. Еще раз сверху донизу оглядел увядший от безделья фонарь, и лишь затем ступил на рыхлую землю. Пройти с десяток шагов, обогнуть дерево и вот, я стою перед самым полем. Будто передо мной враз выстроили стену – монолитную, непроницаемую, неприступную. Кажется, что шагни я в эти дебри, сразу начну задыхаться, утопать в золотистой пучине. Страшно, но надо пересилить себя и сделать шаг, чтобы обратно пути не было.

– Чего ты так боишься? – спросил я сам себя, надеясь, что звук голоса хоть немного разомкнет стянувшие тело оковы. – Самое худшее, что с тобой может случиться – ты вернешься к поезду с другой стороны.

– Именно это и страшит меня более всего. Я боюсь, что так и буду топтаться на месте. Боюсь, что мои надежды ложные и все останется как прежде…

– Если боишься проиграть, то это нормально. Но если не рискнешь выиграть, то ты уже проиграл. Или ты решаешься, или… опять бесконечное ожидание чего‑то.

Не думал, что будет так тяжело погрузиться в густые, не меньше чем на полметра выше моей головы травяные заросли.

– Двигайся! – заорал я что было мощи, и сразу же шагнул вперед, зачем‑то задержав дыхание.

 

Странное ощущение… Сколько новых, неведомых ощущений появляется в моей жизни. Мне это нравится! Мне нравится новое. Мне нравятся перемены.

Я иду, с трудом делая каждый шаг, разгребая сплетенные колосья, словно плыву в мутном омуте. Небо надо мной почти невидно – высокая трава скрывает его от меня. Но я иду…

Моя куртка расстегнута – жарко, ведь тело работает на пределе. Возникшая передо мной преграда непреодолимо сложна. Но надо идти! И я иду…

Сначала я злюсь… Затем, слишком устав для злости, делаю небольшую поляну, утаптывая траву так, чтобы она устилала землю толстым ковром. Наскоро ем и пью., Свернувшись клубком и подложив под голову сумку проваливаюсь в глубокий сон. Как всегда мне ничего не снится (иногда думаю, что нахожусь в месте, до куда сны не долетают – так далеко я запрятан). Мне совсем не холодно – подстилка из травы с теплой одеждой надежно защищают и то сырой земли, и от промозглого осеннего воздуха. Лишь яркая луна, освещая мой сон помогает набраться сил на предстоящий день.

Проснувшись, опять наскоро перекусываю. Поднимаюсь и вновь иду… уже не злясь, а размышляя о всякой ерунде: о загадках поезда, о странных местах, в которых бывал… Думаю обо всем, лишь бы голова была занята, иначе мелькание нескончаемой травы со всех сторон попросту может свести с ума.

Когда становится совсем плохо, я перестаю идти, пригибаю траву и смотрю на хмурое небо. Когда темнеет – ем, пью и ложусь спать. Когда светает просыпаюсь и вновь иду…

За злостью пришло отчаяние… отчаяние, порожденное бесконечностью.

В голове стал слышаться голос, упрекающий меня в глупости: "Ты ошибся, – раздраженно твердил он, – и теперь готовься блуждать в этом проклятом лабиринте из золота ВСЕГДА!" Как я не изгонял голос, как не пытался заглушить его слабой надеждой и мечтами о скором выходе, страх все равно находил лазейки, выползая на поверхность.

Я шел и плакал… а наружу хрусталиками слез из глаз выливалось отчаянье. Ничего не оставалось делать, как идти и идти вперед… засыпая с наступлением ночи, и, поднимаясь, вместе с пробуждением света.

И лишь когда в опустошенном, измотанном переживаниями теле не осталось ничего, кроме равнодушия и смирения, я смог выбраться.

Спустя много‑много хмурых дней и лунных ночей, я выбрался…

Смотря себе под ноги, чтобы трава не царапала лицо, разгребая ее руками, я не сразу сообразил, что идти вдруг стало совсем легко, а руги касаются лишь воздуха. Получилось шел‑шел, а затем «бах!», и вынырнул из зарослей.

Позади оказалась уходящая в обе стороны бесконечная стена травы, и даже моих следов не осталось. А впереди – то, к чему стремился, за чем так упорно шел.

Я стоял на краю скошенного поля – из земли торчали короткие обрубки, достающие мне до лодыжек. Впереди виднелось какое‑то строение. Уже темнело, и отсюда сложно что‑то толком разглядеть – виднелось лишь пять этажей в бело‑красных пятнах.

Быстрым шагом, наслаждаясь свободой и легкостью движения, я направился в сторону здания.

 

День клонился к завершению, от чего старое полуразрушенное здание, то ли заброшенного склада, то ли завода, казалось еще мрачнее. Вырастая из земли выбеленным веками скелетом доисторического животного, оно возвышалось надо мной.

В стенах то здесь, то там не хватало целых кусков, и лишь обглоданные ржавые прутья торчали из дыр. Железобетонные блоки‑ребра держали остатки чего‑то, что когда‑то служило людям, защищало их от дождя и ветров. Сейчас же этот полумертвец был ни на что негоден. Разве чтобы наводить тоску и мысли о смерти.

Честно говоря я сильно расстроился, когда после стольких усилий и тягучего ожидания впереди появилась эта развалюха.

Найдя место более всего походившее на вход, я оказался внутри.

Здесь все было еще хуже… Провода, словно разорванная мышечная ткань свисали со стен и потолка. Пол сплошь усыпан мусором: битым кирпичом, искореженными железяками и осколками стекол. Лужи и жидкая грязь растеклись между ними. Вокруг мрачно, сыро и холодно.

Сильный, сквозящий среди разрухи ветер бился о стены, пытаясь выбраться, спастись из ловушки. Диким зверем он метался внутри, находил какие‑то щели‑лазейки просачиваясь сквозь них издавая странные звуки – то ли свист, то ли хрип… Само здание стонало умирающей старухой – просило о помощи, молило об избавлении, о смерти, чтобы больше не мучиться, разъедаемой днями‑проказой.

Я еще раз огляделся. Под курткой пробежал холодный озноб – последние вздохи, обвисшие ткани, одиночество и бесконечное, медленное загнивание. А еще где‑то в темноте звук падающих капель – неужели это и есть смерть… смерть воплоти?

Наваждение опутало меня порождая страх, прогоняя прочь. Я встряхнул головой стараясь прийти в себя, вернуться в реальность и не кинуться прочь отсюда со всех ног, куда угодно, лишь бы подальше… Мне нельзя убегать, особенно сейчас, когда я искал движение и наконец нашел его. Нашел, чтобы поддаться непонятному, нелепому страху? Нет уж!

Ясно как день, что здание прогоняло меня.

На улице окончательно стемнело – расположение комнат в здании угадывалось лишь по неясным силуэтам, а в дырах стен виднелась лишь чернота. Я достал из рюкзака фонарь и начал обшаривать каждый угол в поисках… Черт, а действительно, что именно я ищу?! Выход? Отгадку? Или подсказку? Тяжко, когда нет определенной и вполне конкретной цели – «ищи то, не знаю что».

Не найдя ничего интересного на первом этаже решил подняться на второй, содрогаясь от мысли, что так придется рыскать по всем этажам.

Лестниц оказалось две. Остатки первой можно было различить лишь по выпирающим из под груды хлама первым трем ступеням. Вторая бетонными обрубками сохранилась чуть лучше. По ним‑то я и смог кое‑как, карнизным самоубийцей прижимаясь к стене, подняться сначала на пролет, а затем и на второй этаж.

Здесь было немногим лучше, разве что маленькие озера луж не хлюпали под ногами. А еще очень тихо… Каждый мой шаг разносился на метры вперед – как бы бережно ни старался ступать, под ногами постоянно что‑то хрустело, надламывалось, крошилось и позвякивало.

А я шел вперед… чувствуя, что уже точно знаю куда идти. Поэтому шел уверенно, но все же стараясь издавать как можно меньше звуков. Так наивно, хотел обмануть здание. Будто оно не знает что я все еще здесь.

Направление ощущалось вполне отчетливо. Пройдя несколько больших залов, петляя по бесчисленному количеству коридоров, остановился – искомое нашлось…

Я стоял в проеме просторной комнаты. В левой стене находилась еще одна дверь, из которой доносилось какое‑то шуршание или скорее возня, и приглушенная еле уловимая мелодия… Музыка? Здесь?!

Чтобы не выдать своего присутствия, я выключи фонарь. Стоя в темноте, мог наблюдать, как из проема освещая пол и часть противоположной стены пробивается свет. Мерцание оттенков красного, пляска теней – вот все что мне было доступно, но и этого хватило, чтобы понять – за стеной жгли костер.

Еще осторожнее чем прежде, я стал подбираться к новому открытию… Но не стерпев напряжения, вынырнул из‑за угла – всего несколько шагов и я стою в освещенной костром комнате.

– Здравствуй, воин! Долго же ты добирался. Я уж думал, что и вовсе с полем не справишься, – сказал старик.

 

В самом центре небольшой комнатушки горел костер. Мерцающего света вполне хватало, чтобы разглядеть все до мельчайших подробностей.

В отличие от остального здания бетонный пол был свободен от хлама и мусора. Однако идеально чистым его тоже не назовешь. В полуметре от костра в полу зияла дыра, способная вместить голову взрослого мужчины. Судя по угольно‑черному следу в нее сбрасывали остатки огненной феерии – сгоревшие деревяхи, пепел и сажу. Дым от огня уходил в еще одну выдолбленную в потолке дыру.

В одной из стен находилось замурованное красным кирпичом окно. Помимо бывшего окна и проема, в котором стоял я, ничего напоминающее выход не было.

Прямо через костер напротив, на толстом матрасе прислонившись спиной к стене сидел старик. В руке он держал длинный прут с обгорелым кончиком, которым периодически тревожил огонь, ворочая горящие палки. На меня он ни разу не взглянул, полностью увлеченный делами костра.

Музыка доносилась из динамиков компактного, точной копией моего проигрывателя – маленький стерео бумбокс, формой напоминающий батарейку. То, что мы со стариком оказались владельцами одинаковой вещи меня почему‑то немного успокоило.

Из‑за приглушенного звучания нельзя точно сказать, что слушал старик – долетающие до меня звуки иногда походили на фортепьянные переливы, иногда на гитарные переборы, и даже на хор детских голосов.

Я так и остался стоять в дверном проеме, дожидаясь хоть какого‑то руководства от хозяина комнаты. Как себя в данной ситуации вести и что вообще делать, не имел ни малейшего представления. Поэтому не больно уж и торопился хоть что‑нибудь предпринимать – мне требовался таймаут, чтобы привыкнуть к присутствию в моей жизни еще одного живого человека; чтобы справиться с бурлящими внутри переживаниями и страхом. Поэтому я просто ждал…

– У тебя есть на что опустить свой зад? – так и не отрываясь от занятия, обратился ко мне старик. – А то пол бетонный. Еще отморозишь себе что‑нибудь нужное.

Я послушно скинул с плеч рюкзак, снял куртку и собрался было усесться где и стоял, но старик велел «приземлиться» рядом с ним. Так я и сделал, оставив между нами преградой проигрыватель, послушно разбавляющий хруст горящего дерева неясной мелодией. Странно, но от того, что сел вплотную к колонкам звук не стал вразумительнее ни на йоту.

Старик ковырялся палкой в костре, а я молчал, размышляя «этих ли перемен и изменений ждал?».

– Мне есть что тебе рассказать, – вдруг заговорил старик. – Так что спрашивай… Или ты хочешь чтобы я за тебя все сам сделал?

– Я… я не знаю… – мой голос был не привычен и чужд. – Я так долго ждал этого случая, так сильно хотел хоть с кем‑нибудь поговорить, чтобы мне ответили на все эти бесконечные вопросы скопившиеся внутри… И вот теперь даже сло́ва нормально сказать не могу.

И действительно, на каждый произнесенный звук я нещадно тратил остатки сил. Безумная слабость непосильной ношей навалилась на меня. Казалось еще чуть‑чуть, и мой позвоночник не выдержав надломится отчаянием, что издевалось надо мной в золотом лабиринте. Одно только воспоминание о поле вызывало тошноту.

– Долго, говоришь, ждал ответов? – переспросил старик. – А как долго?

– Не… не знаю, – пожал я плечами. – Долго и все. Просто… чем дольше поезд нес меня куда‑то, чем больше мест я видел, тем странности и поражаемые ими вопросы становились все явнее и сложнее.

– Долго и все… – опять повторил за мной старец, а затем, после коротких раздумий приказал, – Расскажи‑ка мне о себе.

Я послушно приступил к пересказу своей небольшой и в принципе ограниченной жизни проводника: о непонятном составе едущем без тягача; о появляющихся и исчезающих вещах; о местах, в которых останавливался; о неудачных попытках побега; о буднях, окруженной сплошными непонятностями, недоразумениями и загадками; о бессмысленном выполнении своего никому ненужного долга…

Как ни странно, но рассказ получился внушительным. Хотя казалось бы, сколько той жизни – раз, два и обчелся! Пока я привыкал разговаривать с другим человеком, старик внимательно слушал даже не шелохнувшись. Хотя меня интересовала реакция старика на мой рассказ, но я так и не посмел взглянуть в его сторону. Даже сам не знаю чего боялся.

– …и думал, что преодолев поле встречу что‑то или кого‑то, для кого был построен этот полустанок. Правда все оказалось не так просто, как предполагал в начале пути – бредя́ сквозь это чертово поле, я тысячу раз успел дойти до отчаяния. Думал, что уже никогда не выберусь из…

– Поле Отчаянья, – перебил меня старик.

– Что?! – опешил я.

– Поле Отчаянья – так это поле зовется.

– Почему? – удивился я.

– А ты как думаешь? Ведь только что сам говорил, – в голосе старика явно слышалось раздражение. – Не знаю для чего оно нужно именно здесь, но это факт.

Я таращился на угасающее пламя, дающее все меньше и меньше света.

– Оно не выпустит никого, пока не доведет до отчаянья – в этом его суть.

– Но для чего?

– А ч‑черт его знает! – старик развел руками. – Может оно так проверят?

– Проверяет? – пуще прежнего удивился я. – На что?!

– На что… для чего… зачем… – передразнил меня старик. – Может хватит глупить? Начинай думать своей головой! Мозги тебе на что?!

И в самом деле, я даже не старался разбираться просто желая получать готовые ответы.

– Проверка, – решил предположить. – Смогу ли я испытывать отчаянье. Проверка на выдержку и силу…

– А точнее на слабость, – поправил он. – Только слабые способны добраться сюда.

– Но поче… – начал было я, но сам прервал очередной бездумный вопрос. – Сюда может добраться лишь тот, кто может отчаяться – слабые… Потому что они ищут, и им… то есть нам нужны ответы.

Старик удовлетворенно кивнул, и уже продолжил сам:

– Сильным, напористым, никто не нужен кроме их силы, и постоянного подтверждения в ней. Они прут и прут вперед, не страшась преодолевать препятствия, не зная, что победа часто сокрыта в поражении. Вот такие «победители» не позволяющие себе отчаиваться и разгребают колосья до бесконечности… или пока не научатся признавать проигрыш, выбирать другой путь.

Единственное, что мне оставалось делать, это поспевать за ходом мыслей старца.

– Ты никогда не замечал, что победа приходит исключительно за чередой неудач, а истинный успех вслед отчаянью. Не способный отчаиваться человек не может увидеть и выход в пути.

– Сдаться, чтобы победить, – повторил я сам для себя. – И сколько людей пробралось сквозь это поле?

– Двое. Ты второй.

– А первый кто?

– Я, – грустно ответил старик, подтвердив слова тяжким вздохом.

 

– Что это за место? – спросил я оглядываясь вокруг, словно наделся увидеть ответ в бетонных стенах.

Старик лишь хмыкнул, мол «Ишь ты, шустрик нашелся!». И только тогда я решил посмотреть на моего первого собеседника.

Голова старика вместо мягкой подушки опиралась на бетонную стену. Все его высохшее, без эмоций окаменелое лицо было изрезано шрамами глубоких морщин, а сквозь закрытые веки просачивалась усталость.

Вдруг его короткая белая борода расползлась, освобождая место для экономной улыбки.

– «Что это за место?» – повторил он за мной. – Ты задал очень важный вопрос. Ничего не зная об окружающем тебя мире, все силы ты бросаешь на поиски ответов…

Немного подумав, я кивнул, но сомневаюсь, что он увидел мой жест.

– Справедлив ли окружающий мир? Подчиняется ли простым, понятным и привычным для тебя физическим законам? Насколько он опасен и как его можно изменить? Все эти вопросы роятся в твоей голове с тех самых пор, как ты оказался в своем вагоне – это так?

– Да, – согласился я без промедления. – Сколько себя помню, все пытался разгадать и предугадать, что меня может ждать.

– Ну и дурак! – выругался старик.

– Почему же?! – хотел обидеться я, но передумал решив, что сейчас есть вещи и поважнее.

– А потому! Если бы ты следил не за этим дурацким миром, а за собой, то уже бы давно ушел далеко вперед. А так только сейчас оказался здесь.

– По‑вашему я мог попасть сюда раньше?! – беспочвенные обвинения с интонацией всезнайки хорошенько вывели меня из себя.

Старик поднял руку и пальцами потер сомкнутые веки, затем ладонью провел по лицу. Этот жест мог означать лишь одно – усталость… безмерную, непосильную для человека ношу.

– Не злись, – сказал он мягко. – Когда‑то я был очень требовательным к себе, а значит многого требовал от других. Теперь‑то и требовать смысла нет, но привычка осталась и не хочет уходить. Так что прости и не злись. Ты ведь пришел искать ответы, так?

– Да.

– Вот и хорошо. Я многое могу рассказать, что несомненно тебе поможет и станет отправной точкой для дальнейшего пути.

– Да я и так черт знает сколько уже в дороге.

– Нет‑нет… – медленно помахал головой старец. – До сих пор ты бессмысленно блуждал среди миров, не зная смысла собственного существования. Я же дам тебе самое главное из всего, что ты можешь получить от жизни!

Старик замолчал.

Сначала я ждал думая, что сейчас он продолжит. Но затянувшееся молчание дало понять – он ждет шага от меня, хочет чтобы я сам думал. Ответ нашелся почти сразу. Достаточно внимательно оглядеть внутреннего себя, свою однообразную жизнь с ног до головы, чтобы предельно ясно чего мне так не хватало, что неустанно мучило.

– Цель?! – спрашивая и утверждая одновременно, произнес я.

Старик удовлетворенно кивнул:

– Именно цель придает всему сущему смысл. И именно цель отличает человека от животного, а отсутствие ее уравнивает одного с другим… Я дам тебе цель и смысл, но взамен от тебя кое‑что потребую. Но об этом позже, а сейчас я отдаю свой долг этому миру… Ты получишь не просто цель, придающую хоть какой‑нибудь, иллюзорный смысл твоей жизни. А реальную, настоящую, способную провести тебя сквозь все препятствия к конечной точке путешествия.

До этого момента у тебя тоже была цель и смысл. Они есть у каждого человека. Вопрос в другом – верны ли они? Ты пытался понять окружающий мир, но ведь это не может быть реальной целью!

– Почему же?

– «Почему»? – передразнил старик. – Просто задай себе вопрос – был ли ты счастлив? Чувствовал ли себя радостно, проживая день за днем? Ощущал ли, что движешься с каждым мгновением приближаясь к цели? Можешь не отвечать мне. Достаточно, если ты скажешь правду сам себе. Признайся! Хватит и этого.

Был ли мне каждый день в радость? Чувствовал ли я себя комфортно, наблюдая за тягучими декорациями из окна несущегося вагона? Нет. Мне всегда было мало этого, всегда хотелось чего‑то большего. Конечно, я находил свои радости в составляющих будни мелочах – книги, музыка, еда, дела… Но ощущение какой‑то незавершенности постоянно подтачивало мое спокойствие. Каждый раз перед сном, вместо колыбели слушая перестук колес, я прокручивал в голове минувший день, и всегда… всегда чего‑то не хватало чтобы поставить точку и сладко, в гармонии с собой уснуть.

– Я об этом и говорю, – усмехнулся старик, будто читал мои мысли. – Теперь ты понял, как отличить верную цель от неверной. И сейчас, когда путь станет ясен, весь окружающий мир начнет тебе помогать. По дороге ты встретишь много странных людей, многое узнаешь и поймешь – через них ты будешь общаться с самим собой думая, что общаешься с миром. Просто слушай их и рассказывай о себе, неотступно следуя закоулками, на которые они укажут. И самое главное учись!

В конце путешествия перед тобой предстанет стена с дверью. Именно эта дверь и является твоей конечной целью. Что за ней я не знаю. Знаю лишь точно – ты ее должен открыть! Но если бы ты ее попытался открыть сейчас, у тебя ничего бы не вышло…

Старик взял лежащую рядом палку и пошелестел ею в углях костра, и лишь затем продолжил:

– …Потому что ты не готов увидеть того, что находится за ней. Именно поэтому твой путь будет долог и витиеват – чтобы ты смог научиться, подготовиться к встречи с неизведанным. Поэтому учись… учись понимать себя и окружающий мир. Учись читать себя и мир вокруг, как дорожные знаки.

Я слушал, но не понимал старца. Обычные слова он превращал в трудно осознаваемые вещие пророчества. В лучшем случае из всего сказанного я понял лишь половину.

– Вы говорите так запутанно, так сложно и…

– …так неконкретно, – завершил он за меня фразу. – Извини, но по‑другому я не могу. Я говорю тебе то, что знаю и как знаю. Но хорошо, я попытаюсь.

Из‑за его странной манеры говорить не открывая глаз иногда казалось, что старик вещает находясь в трансе, как это делают медиумы.

– Главная твоя ошибка, что с самого начала ты думал и действовал так, будто мир должен дать тебе шанс найти ответы.

– А разве ни так?! – удивился я. – Я очень долго ждал… ждал шанс, терпеливо и преданно. И только поэтому я здесь…

– Глупости! – оборвал меня старик. – Ты здесь лишь по одной причине – потому что стал к этому готов и решил наконец‑таки действовать.

– Я не…

– Ты ни черта до сих пор не понял! Ясно… ясно… – закивал он тупым болванчиком.

– Что вам «ясно»?! И что я должен был понять?! – много чувств – от ярости до восхищения – единой кашей смешались внутри. Но не было даже сил разбираться. Единственное, что я должен был – это понять! Я знал, слова старика очень важны.

– Вот что ты уже давно мог уместить в своей глупой голове… – начал он, говоря все громче и раздраженнее. – Сейчас… прямо сейчас я сижу перед тобой только лишь потому, что ты сам этого захотел. Понимаешь? Это не ты принадлежишь миру, а мир – тебе! Именно поэтому ты способен выбирать свой путь, а не идти по намеченному кем‑то. Когда ты выбираешь, все подстраивается под тебя. И даже я – лишь результат твоего выбора, твоего желания и воображения. Теперь понятно?!

 

«Теперь понятно?» – эхом разносилось у меня в голове. Кажется я действительно понимал старика, и от этого только сильнее путались мысли.

– Этот мир… эти миры, в которых я без конца блуждаю – что это? – сейчас настал самый подходящий момент, чтобы проверить свои давние догадки, дерзость которых не позволяла в них поверить. – Сколько не пытаюсь, я все не могу определить где нахожусь, по чьим землям милю за милей движется мой поезд? Я в аду? Ведь на рай это совсем не похоже…

Старик снисходительно улыбнулся:

– Прекрати, слышишь! Прекрати все и вся пытаться впихнуть в привычные рамки. Неужели ты до сих пор не понял, что окружающая действительность ограничивается лишь твоим разумом. Ты видишь только то, что способен видеть. Ты находишься только там, где можешь быть. Ад?! Рай?! Какое это имеет значение, если ты все равно уже здесь…

– И все же! – не унимался я, игнорируя явное противостояние старика. Моментами мне казалось, что он больше сбивает меня с толку, нежели реально помогает.

– Если это так для тебя важно – Рай или Ад – выбирай любой вариант. Ведь это твой мир! Ты его полный и единовластный творец. Поэтому если решишь, что находишься в Аду, мир незамедлительно наполнится кровью, несчастьями, болью и страхом. Если выберешь Рай, то сплошь и рядом тебя станут окружать добродетель, любовь, успех и удача. Только я бы на твоем место не выбирал ни один из вариантов.

– Почему же? Чем так плох Рай?

– Вопрос не в том, что плохо, а что хорошо. Главное, что приняв окончательное решение, ты сам себя ограничиваешь в дальнейшем выборе. Это все равно, что людские принципы. Если вдруг выбрав Рай путь вынудит тебя пройти по темной стороне улицы, ты уже не сможешь этого сделать умея видеть только свет. И придется идти обходными путями или дожидаться пока не станет светло, с каждым мгновением все больше отдаляя момент встречи с заветной дверью … Не ограничивайся одной ролью, умей играть в противоположности.

– Хватит говорить загадками! – взмолился я. – Я запутался дальше некуда. Столько слов, а я так и не понял где нахожусь!

– Сколько можно повторять. Будь внимательнее! Я же уже тебе сказал, ты в своем мире. Ты его создатель, и все что тебя окружает – дело рук твоих.

– Я умер и теперь нахожусь в собственном мире, который сам и создаю?! Слишком сложно… – я попытался это представить. – Что ж получается, вы плот моего воображения?

И тут старик… нет, даже не засмеялся, а захохотал в полный голос. Впервые на его каменном лице проснулась хот какая‑то эмоция.

– Эй! Полегче с предположениями, воин, – успел он сказать сквозь смех. – Я не «плод», и уж тем более не твоего воображения, да и ни чьего бы то ни было еще. Я сам по себе – у меня своя история, своя жизнь и своя смерть, никак от тебя не зависящие. Скорее, называя тебя хозяином своего мира я подразумевал, что этот разговор и само твое присутствие здесь – полностью твоя заслуга.

– Не понимаю… Я создаю мир вокруг себя, но не я на него влияю. Чушь какая‑то!

– И вовсе не чушь, а очень даже просто. У нас с тобой два автономных мира, никак не зависящих один от другого. Но сейчас я являюсь частью твоего, потому что тебе это нужно. Ты так решил. Понимаешь?

«Боже, – взмолился я. – Как же все сложно!»

– Не заморачивайся. Можешь просто считать, что я всего лишь актеришка из пьесы, автором и режиссером которой являешься ты, вот и все. Большего и знать не обязательно.

– И зачем вы нужны в моей пьесе? Какую роль играете? – задал я вполне резонные на мой взгляд вопросы.

– А это, мой друг воин, тебе лучше знать, – как всегда уклончиво, ответил старец. – Спрашивай! Ведь именно для этого я здесь. Ты спрашиваешь, я отвечаю – такие правила игры?!

 

Немного подумав, я выбрал из огромного списка вопросов один из главных. Помедлив, я спросил:

– Я умер?

Очередной вздох усталости…

– Мимо, воин, опять мимо. Ты задаешь не те вопросы.

– А какие вопросы я должен задавать?! Я спрашиваю то, что меня волнует и интересует. Если у вас нет ответа, так и скажите. И нечего тут… Это же в конце концов мой мир, а значит и вопросы здесь задаю я!

Вычислив странную манеру старика разговаривать, я пытался хоть как‑то к ней привыкнуть, но до конца не реагировать, не злиться на него у меня так и не получалось.

– Дело, конечно, твое… – противно согласился он. – Но подумай сам, что тебе даст мой ответ? Ведь это будет мой ответ на твой вопрос! И с чего ты взял, что он будет верен для тебя?

«Загадки. Сплошные загадки…».

– Если тебя это устроит, – продолжил старик, – тогда отвечу, да – ты умер.

Я прислушался к себе, но ожидаемых чувств внутри не нашел – ни истерики, ни обмороков, ни даже маленького страшка. Уж как‑то все легко и просто. Я так боялся признаться себе в этом, а тут «бах!», все выясняется, однако никаких особых чувств откровение не вызывает. Может быть и вправду то был не мой ответ?

– Если я умер, почему же тогда не помню своей жизни? Почему не знаю кто я? Или может быть все люди в загробном мире забывают предыдущую жизнь?

Старик улыбнулся – на этот раз без ехидства и насмешки. Казалось, он на самом деле был чем‑то доволен:

– А вот это уже правильные вопросы. Молодец, воин! – похвалил он меня. – Всегда одной из самых сложных, но и важных задач, оставалось умение задавать те вопросы, по сложности сродни разве что с движением в правильном направлении.

– И?

– Нет, и в самом деле почему ты не помнишь прошлую жизнь? Я свою – помню, а ты свою – нет. Почему?

– Почему? – задумался я. – По… че… му…

– Не переусердствуй с умозаключениями, а то сейчас кое‑что важное упустишь.

– Важное? – не совсем понял я старика.

– Да, важное.

Я быстренько припомнил последние фразы, но ничего толком не уловил.

– Не знаю, – пожал я плечами. – В голове пусто.

– Подумай! У меня есть прошлое, у тебя – нет. Придя в этот мир я наткнулся на это здание, а ты помнишь себя сразу в вагоне проводником. Ну?

Хотя он и пытался натолкнуть меня на мысль, но у меня не получалось увидеть «важное». Старик обреченно вздохнул:

– Какой же ты несообразительный! Если мы приходим в этот мир в разных ипостасях, с разными возможностями, значит у нас разные цели, и уж тем более задачи тоже разные.

– Задачи?

– Конечно! – старец эмоционально всплеснул руками. – А ты небось думал, коль загробный мир, то все здесь должно быть понятно, справедливо, размерено и завершено? Тут тебе и разочарование. Надо, оказывается, еще и своим задом шевелить, делать что‑то…

Старик замолчал, давая мне возможность поразмыслить, кое‑что понять. И не зря – кажется, соображалка закружилась в правильном направлении!

Раньше я считал свои постоянные удивления чем‑то естественным и нормальным. Многое в окружающем мире поражало мое воображение, казалось странным, ко многому приходилось привыкать. И в противовес также многое было само собой разумеющимся. То есть проще говоря, внутри у меня уже сидело представление о том, каким должен быть правильный, привычный мир. А откуда я мог взять какое‑то представление о «правильности – не правильности» устройства мира? Только из своей жизни, которую я не помню!

Значит, когда‑то меня окружал мир в котором вагоны обязательно тянет локомотив, а в холодильнике продукты не появляются сами по себе, да к тому же еще и горячими. Именно из‑за того, что мир поезда не вмещался в знание привычного, я и сделал вывод (хотя так и не признался себе в этом), что нахожусь в ирреальном мире – то есть в мире, который существует по принципам и законам совершенно для меня не привычным, и даже им противоречащим. Проще говоря вывод, что я умер и теперь катаюсь в загробном поезде по загробным же землям, напрашивался сам собой.

Действительно, правдой является то, что мы ею считаем. Если бы я попал после этого мира в мир живых, то вполне вероятно думал, что умер – ведь там все было для меня не привычным.

Я улыбнулся той относительности, которая вертелась в моей голове, еще раз удивляясь насколько все запутанно. Слишком запутанно!

 

Старик вдруг сильно закашлялся. Ему пришлось согнуться, чтобы сжимающие легкие конвульсии отступили. Когда приступ кашля прошел, он с невозмутимым видом вновь оперся о стену, чтобы продолжить разговор.

– Твое прошлое – вот основная загадка и ключ ко всему. Если хочешь открыть ту самую дверь, тебе наверняка придется любыми способами восполнить пробел прошлого. Тебя явно за что‑то его лишили.

– Наказание? – догадался я.

– Нет‑нет, что ты! Здесь никто никого не наказывает. Я правда точно не знаю кому и зачем нужно, чтобы каждый в этом мире решил свою головоломку, но то, что это не наказание я полностью уверен. Скорее всего нам таким образом оставляют задачи‑маячки, в процессе решения которых мы сможем отыскать путь к двери.

– Хлебные крошки? – больше всего предположение старика походило на сказку про «Гензель и Гретту».

– Скорее «нить Ариадны» – путеводная нить, потому что крошки могут быть съедены воронами, не оставляя шансов найти выход, а наши задачи никуда не денутся и будут вести нас, пока мы их не решим все до единой.

– Чтобы вы не говорили, все равно лишение памяти больше походит на наказание.

– Ты ошибаешься, – помотал головой старик. – У меня было достаточно возможности, чтобы поразмыслить над разницей между уроком и наказанием. Поэтому с такой уверенностью и говорю что нам преподается урок, с единственной целью научить чему‑то… Скорее всего, при жизни мы что‑то не решили или нарушили какие‑то правила. Теперь каждому из нас предоставлена возможность это изменить и лишь за тем двигаться дальше. Нужно здесь завершить все, что мы не смогли завершить там. Я так думаю…

– «Завершить»? – мысли, осознание, освобождение – теперь, кажется, все становилось на свои места. Хотя я внутренне и сопротивлялся, но ощущение правдивости услышанного затмевало все сомнения.

– Наши упущенные шансы, – продолжил старик, – недосказанные слова, нереализованные желания или несовершенные поступки никуда не уходят, дожидаясь, когда кто‑нибудь, наконец‑то, поставит за ними точку. И даже когда придет Конец Времен, и ВСЕ обратиться в НИЧТО, останутся лишь наши незавершенности, одиноко болтающиеся в пустоте, в бесконечном ожидании. И именно здесь тебе дан шанс хотя бы раз добраться до конца и увидеть что находится дальше… Или же бесконечно трястись по железной дороге.

Слова старика меня явно зацепили. Кажется не было произнесено ни единой буквы к которой мне хотелось бы придраться.

– Значит от меня требуется найти свое прошлое… И как же это сделать?

– Я же сказал, иди за своими желаниями и чувствами. Только так ты сможешь прийти куда нужно. Тем более что теперь ты знаешь – этот мир твой, а значит он улавливает каждый флюид твоих настроений и мыслей. Все не так уж сложно.

– А‑а можно вопрос? – замялся я, не зная как подступиться.

– Ты – спрашиваешь, я – отвечаю. Таковы правила игры.

– Дело в том, что вопрос не про меня. В общем… А какие задачи у вас? Если вы столько знаете, почему сидите в этом ужасном месте совсем один?

Лишь стоило задать вопрос, как старик отстранил голову от стены и впервые разомкнул веки, уставившись на меня абсолютно белыми слепыми зрачками.

Страх мгновенно растекся по всем телу…

 

Я не правильно выразился – зрачки у старика отсутствовали вовсе. Это на самом деле страшно, когда на тебя смотрят, а зрачков – нет.

– Испугался? – заботливо, явно стараясь казаться дружелюбным, спросил старик так и не отвернувшись. Наверное он хотел чтобы я привык к нему… такому. Я как завороженный не отрываясь таращился в белое уродство.

– Скорее непривычно, – соврал я, хотя дрожь в голосе не могла утаить чувств, заставляющих мышцы каменеть, а сердце бешено колотиться.

– Страшно‑страшно… сам вижу, – ответил старик за меня.

– А можно спросить еще? – стараясь перебороть страх, выдавил я из себя.

– Ты теперь каждый раз прежде чем задать вопрос будешь спрашивать разрешение? Тогда я тебе на перед разрешаю. Спрашивай!

Я замолчал, стараясь понять обиделся ли старик или забавляется надо мной, но так толком и не придя к определенному выводу, больше не стал медлить:

– Вы можете видеть?

– «Видеть»? – в своей манере переспросил старец, и наконец‑то отвернулся, вновь взявшись за свою палку, помогая костру догореть как можно быстрей. Почти все угольки угасли, и комната почти не освещалась.

Будто только сейчас заметив это, старик сказал:

– В углу лежат деревяхи. Подкинь их в костер, пока он окончательно не издох.

И действительно, в одном из углов была навалена куча каких‑то палок. Я поднялся и подошел к складу. Мне почему‑то подумалось, что на месте этой свалки когда‑то стояла большая белая кровать.

Оказалось, что куча сплошь состояла из разобранной и разбитой на части мебели. В общей каше без труда можно различить ножки столов и стульев, ручки кресел, картинные и выдранные «с корнем» оконные рамы. Весь этот хлам занимал изрядную часть угла.

Пока я тщательно подбирал претендентов на сожжение, а затем пытался выдавить из почти угасших углей хоть кроху огня, старик начал рассказывать…

О том, что это его история, а не очередная короткая фраза в несколько предложений и не философская загадка, коими он предпочитал изъясняться, стало понятно по той интонации, с какой он вел свой рассказ. Интонация личной истории – говорил, словно нес в руках хрупкую драгоценность, от которой зависит его жизнь.

– Вижу я хорошо. Все вижу, но не совсем так, как например ты. Как бы это объяснить? – задумался старик. – Я не вижу объемно, в цвете, не вижу материю… а вижу из чего состоит человек или предметы возникающие передо мной. Если говорить еще точнее, то я вижу вопросы…

– Вопросы? – не понял я.

– Да, самые обычные вопросы. Если взять тебя, то сейчас ты сплошь напичкан непониманием, удивлением и ощущением потерянности, а все это создает вопросы. Очень много вопросов… Вот их‑то я и вижу – они сами всплывают у меня в голове. Причем многие из них ты даже не успеваешь осознать – один возникает, и сразу же на его место приходит другой, более важный, более сложный. И так происходит постоянно. Вот и получается, что я тебя знаю даже лучше чем ты сам себя. Ведь человек – это то, какого качества и уровня сложности вопросы он себе задает.

– А предметы? Ведь вы сказали, что и их видите тоже?

– Конечно, вижу, – ухмыльнулся старик, не отрывая пустого взгляда от вновь разгоревшегося огня. Костер с жадностью поедал принесенный мною гостинец. – Ты что думаешь, вещи и природа не задают себе вопросов?! Еще как задают! Зачастую даже поинтереснее и поважнее чем некоторые из людей.

Он потревожил горящие палки. Костер возмущенно выплюнул искры.

– Именно так я и узнаю кто или что передо мной. Поверь, это не хуже чем иметь глаза.

– Откуда вы знаете что лучше? Или вы помните из земной жизни каково это – видеть глазами?

– А с чего ты взял что попав сюда я не мог нормально видеть?

Старик ослеп уже здесь?!! Но как такое может быть?!

– Когда я перешел в этот мир, у меня были зрачки. Я до сих пор помню, как перед глазами бесконечно долго мелькала эта чертова трава в Поле Отчаянья. Когда я смирился, что не выберусь оттуда, вдруг мой путь оборвался, и впереди возникло прекраснейшее здание из всех, что мне доводилось видеть. Впоследствии оно стало моим домом.

«Что?! И вот эту развалюху он называет «прекраснейшим зданием»? Чушь какая‑то!».

Я внимательно слушал, полностью погрузившись в рассказ старика. Лишь проигрыватель, издавая непонятные звуки, возвращал меня в холодную, темную комнатушку.

Старик направил в мою сторону пустые белки глаз и я, не желая вновь видеть это уродство, стал особо усердно наблюдать за трапезой огня.

– Вопросы во мне. Помни, что я вижу ими! Когда‑то очень давно «эта развалюха» была прекрасным зданием. Очень давно…

От последних слов старика меня почему‑то передернуло, мороз прошелся по коже и появилась тошнота. У меня не получается понять смысла этой фразы. «Очень давно» – чтобы это могло значить? Я только сейчас заметил, что эти два слова словно бы провалились под лед сознания, исчезли где‑то на полпути к их пониманию. «Очень давно»?

– …Это было прекрасное строение. Фасад отделан красной штукатуркой и декоративным камнем. На чердаке располагалась комната со стеклянной крышей – можно было смотреть на небо или за водопадом дождя. Остальная часть, словно придумана сказочником – красная черепица смотрелась прекрасно. Одна из стен была полностью покрыта декоративным виноградом, только окна проглядывались. А внутри… внутри здание сплошь наполнялось совершенством роскоши. Эти ковры, вазы, картины, эта мебель и даже обои из королевского шелка…

Казалось, что старик вот‑вот заплачет – его голос дрожал, а слова произносил сбивчиво. Приходилось прислушиваться.

– И что же… – решил я немного подтолкнуть его. – Что случилось со всем этим убранством? Из‑за чего такая красота превратилась в отрепье?

Старик горько покачал головой, и уже в следующий момент словно бы лишился последних сил – его тело обмякло, спина сгорбилась и если не прикрывающая лицо рука, он бы завалился вперед, как потерявшая опору тряпичная кукла.

Может быть старик и плакал, только не было слышно всхлипов. Он просто тяжело и глубоко дышал, словно воздух с трудом проникал в легкие.

– Это все из‑за моих вопросов! Именно из‑за них мой чудесный оазис превратился в грязную лужу. Мои вопросы…

 

– Еще при жизни моим главным бичом стала склонность все анализировать, представлять «как могло бы быть по‑другому, если бы не…», или размышлять о том, «что на самом деле значили сказанные кем‑то слова. Может быть в них есть потаенный смысл?». Бесконечные «если бы?», «как?», «а вдруг?», «может быть?» преследовали меня всю жизнь. Чем старше я становился, тем больше сожалений, ненужным грузом скапливалось внутри меня. И все больше, и больше моего настоящего тратилось на вопросы прошлого – минувшие заслуги и неудачи. Прошлое стало моим настоящим, моим приютом и обителью. Стариком я целые дни мог посвящать прошлому и оставшимся в нем вопросам.

Даже когда я почувствовал, что смерть схватила меня за больное сердце, чтобы болью вырвать его из груди, в голове возник лишь вопрос: «А мог ли я прожить свои дни иначе?».

Попав в этот мир и найдя прекрасное здание – дом моей мечты, в котором были собраны все блага о которых можно только мечтать, я фактически стал его духом… нет… хранителем! Мы проросли друг в друге, точно так же, как души соединяются в своей любви. Это был идеальный союз. Я наслаждался, я упивался чувством причастности к чему‑то прекрасному. Несомненно, архитектором и строителем этого чуда был я сам – здание выросло из моего воображения точно так же, как стук колес – из твоего. Я был так восхищен, так одурманен, что не смог узреть ловушку глупо подстроенную самому себе.

Понимаешь ли… Это было идеальное место чтобы вспоминать и задавать вопросы. Здание полностью обслуживало меня, оно удовлетворяло все мои потребности так, что мне ничего не оставалось делать, кроме как по привычке предаваться воспоминаниям, ковыряясь, словно в мусорном ведре набитом сладостями, в своем исчезнувшем былом.

Все вернулось на круги своя. Что этот мир, что тот – какая разница? Я гнил в минувших событиях и их возможных вариантах. Я съедал настоящее по крупицам, каждый раз задавая вопрос: «А что, если…».

Однажды я просто осознал, что больше не вижу. «Ослеп!!!» – по инерции перепугался я, потому что когда человек слепнет, он должен испугаться. Но затем я задал себе пару вопросов и понял, что в принципе ничего страшного не произошло. Нет, и в самом деле, а что такого случилось? Так или иначе, мой взор всегда был направлен куда‑то внутрь в себя – туда, где хранилось мое прошлое, уложенное аккуратными стопками.

Глаза нужны, чтобы постоянно смотреть вокруг себя и эффективно жить в окружающем мире, а я постоянно отсутствовал в нем. Вот тело и избавилось от ненужного органа, словно выбросило за ненадобностью старую детскую игрушку.

А здание… оно ведь неразрывно со мной. Оно и есть я.

Хочешь, скажу на что оно похоже?! Бьюсь об заклад, сейчас мой дом представляет собой огромную помойку. Откуда я это знаю? Очень просто – что у меня внутри, то и снаружи. Большущая помойка…! Еще чуть‑чуть, и жалкие остатки чего‑то, что когда‑то было моим домом, а сейчас просто здание в котором я существую, превратиться в прах. Я чувствую, как понемногу ухожу отсюда. А уйду я, исчезнет и мой мир.

Мне страшно… я устал… – вздохнул старик. – Мне даже представить сложно, что может находиться дальше загробного мира. Ничто? Пустота? Ну да ладно. О том, что будет потом, я думать не привык.

И замолчал.

 

Нужно ли что‑то сказать старику? Как‑то его поддержать или предложить помощь? Вряд ли. Он не желал от меня никакой помощи. Да и смог бы я ему хоть что дать? Поэтому я молчал. Просто так, погруженный в свои мысли, я мог лишь ощущать ту дикую, безнадежную усталость, что уже очень давно он взвалил на свои плечи.

Мне только вот что оставалось не ясно:

– Если мы умерли, то почему до сих пор зависим от тела? Разве тело не остается «внизу» питать землю? Если есть тело, значит его можно и уничтожить, так как есть что уничтожать. А жажда? А голод? А холод и…

– …жара, – перебил меня старик. Он глубоко и громко вздохнул, затем так же громко и протяжно выдохнул, будто поставил многоточие. После чего из своей полной бессилия позы вернулся в обычное подперание стены. – Все это не больше чем память и привычка жить … привычки тела. Ты помнишь холод, поэтому мерзнешь, поэтому тебе нужна теплая одежда. Ты знаешь, что такое наслаждение вкусом, поэтому хочешь есть. Глаза, уши, и нос – все это существует в твоем мире только лишь потому, что ты помнишь и привык к ним.

Но не обольщайся, состояние в которым ты здесь прибываешь только кажется Вечностью. Если ты не поспешишь найти выход отсюда, то совсем скоро забудешь, что такое голод и жажда, затем забудешь желание спать, дышать, выпадет из памяти боль… Когда исчезнет боль знай, ты подошло к пределу – дальше которого или выход, или исчезновение. Ориентируйся на свои ощущения, как на индикаторы прохождения пути. По ним ты сможешь проследить свое движение или тупик.

– Но зачем вообще нужна эта привы… – я даже не успел задать вопрос, как старик почувствовал его и смог ответить.

– Затем, что без «привычки жить», без прошлого не станет и мира вокруг тебя – просто потому, что не из чего будет строить мир. Каждая молекула этого мира родилась из воображения существ обитающих здесь. Именно поэтому все что ты здесь увидишь будет переполнено абсурдом и может казаться бессмыслицей – ведь ты столкнешься с оголенными, без масок душами других людей, с их «внутренностями» в чистом виде. Все это может тебя запутать, выбить из колеи.

Чтобы не потерять из виду цель, ты должен помнить – не смотря на кажущийся сумбур, этот мир подчинен тем же законам, что и более привычный – мир живых. По сути, здесь – всего лишь сюрреалистичное отражение там. И законы у нас действуют те же…

– Например? – я не совсем понимал, к чему это старик вдруг опять перескочил к своим философским рассуждениям.

– Например, в том мире существует такой закон – чтобы не остаться должным, за все нужно платить. Если хочешь что‑нибудь получить, нужно что‑нибудь отдать.

– Или если еще проще… Я – миру, мир – мне, – наконец‑таки понял я.

– Вот именно!

– И что я теперь должен за разговор с вами?

Старик засмеялся:

– Молодец! – в очередной раз похвалил он меня. – Быстро соображаешь. Только вот, цену ты назначаешь сам – это же твой мир, не забывай. А в достаточной ли мере расплатился, поймешь потом. Если цена была достойной, мир ничего у тебя отбирать не станет.

– Вы помогли мне многое понять, теперь и я хочу помочь вам, а заодно и расплатиться. Как я смогу помочь вам?

Но старик все равно не желал облегчать мой удел.

– Думай абстрактно, включай воображение, встань на мое место и реши, чего бы я хотел …

Чего же он хочет? Что может хотеть человек доведший свою жизнь, свою смерть до такого гадюшника? Вернуть все как было? Выбраться отсюда?

– Чтобы усталость поскорее прошла, – раздался голос слепого старика, – невыносимая усталость…

«Включай воображен

Date: 2015-07-27; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию