Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды эмоциональных состояний и влияние их на поведение человека ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций, причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которые повышают активность всех процессов в организме, и астенические эмоции, которые их тормозят. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворенность (удовольствие), радость, счастье, а астеническими — отрицательные: неудовольствие, горе, печаль. Рассмотрим каждый вид эмоций подробнее, включая настроение, аффект, чувство, страсть и стресс, в их влиянии на поведение человека. Настроение создает определенный тонус организма, т. е. его общий настрой (отсюда название "настроение") на деятельность. Производительность и качество труда человека в хорошем, оптимистическом, настроении всегда выше, чем человека, настроенного пессимистически. Человек, настроенный оптимистически, всегда и внешне привлекательнее для окружающих, чем тот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимся по-доброму человеком окружающие с большим желанием вступают в общение, чем с человеком, у которого недоброе лицо. Аффекты играют в жизни людей иную роль. Они способны моментально мобилизовать энергию и ресурсы организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления неожиданно появившегося препятствия. В этом состоит основная жизненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональном состоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Мать, спасая ребенка, не чувствует боли, не думает об опасности для собственной жизни. Она — в состоянии аффекта. В такой момент расходуется масса энергии, причем очень неэкономно, и поэтому для продолжения нормальной деятельности организму обязательно нужен отдых. Аффекты часто играют и отрицательную роль, делают поведение человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих. Еще более значительна, чем у настроений и аффектов, жизненная роль чувств. Они характеризуют человека как личность, достаточно устойчивы и обладают самостоятельной мотивирующей силой. Чувствами определяется отношение человека к окружающему миру, они же становятся нравственными регуляторами поступков и взаимоотношений людей. Воспитание человека с психологической точки зрения есть в значительной степени процесс формирования его благородных чувств, к которым относятся сочувствие, доброта и другие. Чувства человека, к сожалению, могут быть и низменными, например чувства зависти, злости, ненависти, В особый класс выделяются эстетические чувства, которые определяют отношение человека к миру прекрасного. Богатство и разнообразие человеческих чувств — хороший индикатор уровня его психологического развития. Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную роль. Сильная страсть подавляет остальные чувства, потребности и интересы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья. Совокупность настроений, аффектов, чувств и страстей человека образует его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество, как эмоциональность. Это качество можно определять как склонность человека эмоционально реагировать на различные, затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные по силе и качеству эмоции от настроений до страстей. Под эмоциональностью понимается также сила влияния эмоций на мышление и поведение. Эмоциональные переживания личности различаются не только по предмету, которым они вызваны, но по своей силе, устойчивости. Настроение — это эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает всю психическую жизнь человека. Это как бы эмоциональный фон, эмоциональный лейтмотив его жизни и деятельности. Активный человек всегда находится под каким-то эмоциональным знаком: это может быть легкая грусть или тихая радость, жажда деятельности или переживания покоя, состояние ожидания чего-то приятного или беспокойство и т. д. Порой самому человеку его настроение кажется необъяснимым. "Сам не пойму, почему вдруг настроение испортилось", "Сегодня прямо петь хочется — с чего бы это?" Но на самом деле настроение всегда чем-то вызвано, имеет внутренние или внешние причины. Начнем хотя бы с физического состояния человека. Именно оно порождает то общее настроение, которое называют самочувствием. Иногда плохое самочувствие, или как еще говорят, пониженный жизненный тонус, может сигнализировать о каких-то нарушениях в организме, о начинающейся болезни. Так что к своему самочувствию следует относиться внимательно. Порой, правда, это внимание может быть слишком пристальным и переходить в мнительность, когда человек постоянно ищет в себе признаки каких-то болезней. Источником настроения являются и различные крупные и мелкие жизненные факты. Но самым частым и существенным источником настроения, да и более сильных эмоциональных состояний, является наша деятельность. Успех, положительная оценка повышают настроение. Неудача, недооценка либо отрицательная оценка — понижают. Есть здесь и обратное влияние: в добром, веселом настроении любая работа спорится. Это, кстати сказать, давно заметили психологи, которые работают в промышленности. И жизненные наблюдения и специальные исследования показали, что хорошее настроение — могучий фактор повышения производительности труда. Выяснилось также, что на настроение может влиять и окраска помещения, и четкий ритм трудового процесса, но, наверное, самое главное — взаимоотношения между людьми в трудовом коллективе. Другие люди, их отношение к нам, их внимание и забота, слова и поступки, даже взгляд и улыбка формируют наше настроение. Другие люди... Но ведь каждый из нас — "другой" по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым. Может быть, прежде чем ставить им в вину свое испорченное настроение, стоит приглядеться к своему собственному поведению: не портим ли мы (невольно!) настроения другому? И в ответ получаем... тоже испорченное настроение. Но уже свое. Настроение зависит от всего стиля жизни человека и рецептов на все случаи найти трудно. Противоположными настроению психическими состояниями являются аффекты — бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Порой в состоянии аффекта, гнева, страха, радости и т. д. человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию. Для того, чтобы регулировать аффекты, прежде всего, необходимо воспитывать у себя выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности. Можно сказать, что они отдают себя во власть аффекта и пользуются этим сознательно как средством давления на других. Регуляции этого состояния может помочь переключение на какую-либо физическую работу, на какое-то привычное дело. Иным помогает счет в уме: досчитают до десяти, и все проходит. Пожалуй, самым сильным и ярким эмоциональным состоянием человека является страсть. В отличие от аффекта, это стойкое, всеохватывающее чувство, которое для своего удовлетворения вызывает стремление к активной деятельности. Великой страсти требуют от человека и все другие виды деятельности: труд, спорт, искусство. В то же время человек не должен становиться рабом своих отрицательных эгоистических страстей: скупости, зависти, приобретательства и т. д.Эмоциональный мир личности - это не просто красивый образ. Стоит еще и еще раз напомнить: психика наша едина и целостна. Вся она пронизана эмоциональными переживаниями. Может быть, они-то как раз и обеспечивают гармонию и единство личности в одних случаях и ее дисгармоничность, противоречивость, внутреннюю конфликтность — в других. 11.Заключение. Достижение цели дать представление о природе эмоций и чувств затруднено большим числом фактов, высказываемых теорий и предположений, в которых отсутствует определенная упорядоченность. Но из этого я смогла выяснить общие положения по данной проблеме. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При этом понятия "эмоции" и "чувства" обозначают различные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются. В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Подтвержден неопровержимыми фактами сформулированный еще в прошлом веке Ч. Дарвином тезис о врожденности эмоций, как внутрииндивидуальных процессов. Это означает, что эмоции имеют врожденные нейронные программы и общие переживаемые качества. Эмоции возникают, как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними событиями. Эмоции возникают под влиянием внешних воздействий или процессов, происходящих в самом организме. Факторы, вызывающие эмоциональный процесс: натуральные (безусловные) эмоциональные раздражители; сигналы важных для субъекта событий (значимость); способные вызывать эмоцию вследствие того, что они соответствуют или противоречат приобретенным в опыте познавательным структурам. Эмоции удобно подразделять на положительные и отрицательные на основе особенностей их переживания, но существуют классификации и по другим признакам. Выражение эмоций может быть спонтанным, оно может проявляться в мимике, пантомимике или голосе. Эмоции влияют на человека в целом, и каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Они могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к темному и угрюмому, наши мысли и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным. Интенсивные эмоциональные состояния привлекают внимание ученых, но наука об эмоциях не должна останавливаться на изучении преходящих состояний Литература: 1.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Наука, М. 1981г. 2.Изард К.Е. Эмоции человека, М.; 1980 г. 3.Коломинский Я.Л. Человек: психология. 2-е изд., доп. М.; Просвещение, 1986 г. 4.Веккер Л.М. Психические процессы –Л.: ЛГУ, 1981 г. - Т.3. 5.Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1987 г. – стр.287-292. 6.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.
|