Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрактное право





Два основных игрока на этой арене - авторское и патентное право. Три последних механизма защиты часто объединяют в одну группу.

Сменяемость компьютерных систем составляет характерную для рынка аппаратных средств величину: 40 мес. При сдаче компьютерной системы в аренду помесячная оплата составляет 1/40 от стоимости системы; эта цифра приводится, например в таких справочниках, как GML Corporation booklet. Через 40 мес. система устаревает и должна быть заменена новой моделью. Никто, по-видимому, не проводил анализа, который позволил бы выяснить, какова «постоянная времени» для сменяемости программных изделий. За 14 лет существования (1976-1990гг.) операционной системы VAX/VMS (корпорация ДЭК) она прошла путь от первой версии до версии 5.3 через многие промежуточные версии (4.5, 4.7 и т.д.). Во всяком случае она претерпела за это время четыре крупных перехода и около 20 мелких. По-видимому, правильной «постоянной времени» для сменяемости программных издалий является 24-30 мес. Эта оценка важна потому, что срок патентования составляет несколько лет (до 5 и более). Так что даже если бы не было никаких правовых трудностей с патентованием программного обеспечения, механизм патентной защиты плохо подходил бы к программному обеспечению.

Прежде всего, рассмотрим вопрос о защите программного обеспечения авторским правом.

Авторское право восходит к британскому законодательству начала XVIII века, когда Парламентом был принят так называемый «Статус Анны» (1710), в котором говорилось о «поощрении ученых мужей составлять и писать полезные книги». Летом 1787 г. на Конституциональном конвенте в Филадельфии была принята Конституция Соединенных Штатов (ратифицирована а июне 1788 г.). В ней было заложено будущее патентное и авторское право. Согласно Конституции, Конгресс имеет право «поощрять развитие наук и полезных искусств, обеспечивая на определенный срок авторам и изобретателям исключительное право на их произведения и открытия» (Конституция США).

Основные положения авторского права устанавливают баланс между общественным интересом и зашитой прав автора. С одной стороны, общество нуждается в работах «ученых мужей» во имя процветания, с другой - права автора должны быть защищены для того, чтобы поощрить его к дальнейшей работе. Такую балансировку может обеспечить только очень хорошо продуманное, взвешенное законодательство.

Задолго до принятия Акта об авторском праве 1976 г. были установлены следующие два требования к «произведению», необходимые для защиты его авторским правом: оригинальность и реализация в материальной форме. Степень «художественности» произведения не играет роли, важно, чтобы оно было собственным произведением автора.

Здесь, однако, возникает вопрос о единственности представления идеи, точнее о запасе возможных представлений идеи. Если идея представляется единственным выражением, то защита выражения равносильна запрету использования идеи. Простая идея имеет небольшой запас выражений, ее представляющих, и они, как

таковые, не могут защищаться авторским правом. Поэтому должна быть установлена некая граница, начиная с которой «произведение» защищаемо авторским правом. Это особенно актуально применительно к программам. Ассемблерная программа перемножения двух чисел с фиксированной точкой вряд ли может быть защищена авторским правом. Однако правовое определение границы, начиная с которой программы защищаемы авторским правом, представляет собой непреодолимую трудность.

Провести четкую демаркационную линию между выражением и идеей нельзя. Известно следующее рассуждение судьи Л.Хэнда, так называемый «Абстракционный тест»:

«Любое произведение, особенно пьесу, можно хорошо уложить в последовательность схем, общность которых будет возрастать по мере того, как все больше эпизодов опускается. Последняя из них может, пожалуй, оказаться не более чем общим утверждением, о чем эта пьеса, а иногда может попросту состоять из ее названия; однако в этой серии абстракций имеется пункт, начиная с которого они уже не защищаемы, ибо в противном случае драматург мог бы воспрепятствовать использованию его «идей», на которые, в отличие от их выражения, его собственность никогда не распространялась». Ни законодательно, ни прецедентно указать эту демаркационную линию не удалось.

Авторское право обеспечивает автоматическую защиту. Защита авторским правом возникает вместе с созданием произведения независимо от того, предоставил ли автор копию произведения в Бюро по авторскому праву для регистрации. Однако без регистрации держатель авторского права не может реализовать свои права. Например, он не может возбудить иск о нарушении его права и не может получить возмещение.

Закон подробно оговаривает, в каком виде должны представляться «копии» программ или баз данных для их регистрации. В случае опубликованной или неопубликованной программы требуется представить один экземпляр «идентифицирующей порции» программы, воспроизведенной в форме, визуально воспринимаемой без помощи машины или какого-либо устройства, на бумаге или на микроформе. Оговаривается, какова эта «порция». После установления, что представленное произведение защищаемо авторским правом, и просмотра сопровождающих (несложных!) документов Регистр Авторского Права (Register of Copyright ) регистрирует требование и выдает автору свидетельство о регистрации.

Авторское право защищает произведение от копирования, но не запрещает независимого создания эквивалентов. Таким образом, риск монополизации знания при использовании авторского права существенно меньше, чем при использовании патентного права и, как следствие, стандарты защиты авторским правом не столь строги, как стандарты защиты патентным правом.

Авторское право США предоставляет автору следующие пять прав:

воспроизведение;

подготовка производных произведений;

распространение копий или звукозаписей;

публичное исполнение;

выставка (display).

Авторское право, как уже говорилось, защищает не идею, а ее выражение, конкретную форму представления. Поэтому в основу защиты программ авторским правом кладутся следующие соображения.

Последовательность команд. Программа - это последовательность команд, поэтому она может рассматриваться как «выражение» идеи автора, т.е. как его произведение.

Копирование. Это понятие, используемое в авторском праве, может быть распространено на перенос программ с одного носителя на другой, в том числе - на носитель другого типа (с ленты на диск, в ПЗУ (КОМ) и т.п.). Математически это понятие формализуется следующим образом. Пусть имеются виды носителей А и В и процессы «перехода» с одного носителя на другой:

А--->В и В---->А.

Если объект а при переходе с А на В преобразуется в объект Ь, который при переходе с В на А переходит в прежний объект а, то такой «переход» считается копированием.

Судить об «идентичности» программ на носителях А и В можно по многим признакам, например по их одинаковым функциональным свойствам; однако совпадение функциональных свойств не защищается авторским правом; одинаковость функциональных свойств, как таковая, еще не свидетельствует о воспроизведении «формы», т.е. о копировании.

Творческая активность. Подобно другим формам фиксации, защищаемым авторским правом, компьютерная программа есть результат творчества. Хотя эта форма выражения или фиксации все еще не является общеизвестной, уровень творческой активности, искусности и изобретательности, необходимый для создания программы, позволяет утверждать, что программы подлежат защите авторским правом не менее, чем любые другие произведения, им защищаемые. Тот факт, что компьютерные программы имеют утилитарное назначение, этого не меняет.

Стиль. Творчество, искусность и изобретательность автора проявляются в том, как создается программа. Необходимо поставить задачи, подлежащие решению. Затем проанализировать, как достичь решения, выбрать цепочки шагов, ведущих к решению; все это должно быть зафиксировано написанием текста программы. Способ, которым все это проделывается, придает программе ее характерные особенности и даже стиль.

Алгоритм. Собственно шаги представляют собой элементы, с помощью которых строится программа, т.е. алгоритмы, не могут защищаться от неавторизованного воспроизведения. Это - аналоги слов в литературе или - мазков кистью в живописи.

Отбор и сопряжение элементов. Как и в случае других произведений, в частности литературных, защита компьютерных программ рассматривается с точки зрения отбора и сопряжения автором этих базовых элементов, в чем и проявляется его творчество и искусность, и что отличает его произведение от произведений других авторов. Случай, когда два автора независимо друг от друга написали бы для одной и той же цели две идентичные программы, практически исключен. Однако субрутины, которыми пользуются программисты, в основном общеизвестны (их берут в одной и той же операционной среде из единой библиотеки).

Оригинальность программ - первое основное требование авторского права - часто основана на отборе и сопряжении этих общеизвестных элементов.

Удачность. Успех в решении задачи в значительной степени определяется тем отбором элементов, который автор произвел на каждом шаге построения. Поэтому программа может работать быстрее; она проще и надежнее в обращении, легче воспринимается и в целом более производительна, чем ее предшественница или конкуренты.

Эти и другие соображения были положены в основу защиты программ авторским правом. Здесь необходимо было обсудить ряд специфических положений:

кто является автором произведения;

что именно защищается (замысел, программа, документация);

какие именно права гарантируются авторским правом;

каким должен быть срок действия авторского права применительно к программе;

в чем должна состоять процедура «регистрации» произведения;

какие процедуры следует применять в случае нарушения авторского права и др.

Мы не останавливаемся на этих вопросах, а также на вопросах сравнения законодательства по защите программ авторским правом в разных странах и на сравнении этого законодательства с основными международными конвенциями (UСС – Universal Copyright Converntien - Всеобщая конвенция по авторскому праву; Буэнос-Айресская и Бернская конвенции).

Детальное рассмотрение их проблем требует отдельной работы. Имеются и более специфические вопросы, хуже осмысленные на сегодня в правовом отношении. К ним относятся: вопрос о форматах данных, используемых при вводе/выводе информации и вопрос об интерфейсе пользователь/программа; а также о структуре и организации программы.

Первая проблема состоит в следующем. Является ли нарушением авторского права использование форматов данных, особенно графических форматов - «экранов», примененных в программах другого автора. Графические форматы сегодня широко распространены, например в связи с вводом оперативной экономической информации (системы key-to-disk в банковском деле и т.п.).

Вопрос об интерфейсе пользователь/программа получил название «look and feel» - «облик и ощущение». В какой мере пользовательский интерфейс новой программы выглядит как интерфейс более ранней программы, в какой степени он создает такое же ощущение? Эти вопросы важны, поскольку «удачность» программы связана в первую очередь с «приятным ощущением пользователя».

Вопрос о структуре и организации программ связан с тем, что сегодня большая работа выполняется по переносу программ и программных систем с одного типа машин на другой. Например, с машин 1ВМ на ОЕС.

Может ли считаться нарушением авторского права ситуация, когда разработчик получил доступ к исходному коду программной системы для машины А, например, по контракту с автором этого кода. Разработчик использовал исходный код для машины А, чтобы написать аналогичную систему для машины В. Например, разработчик адаптировал фортранный код для А к Фортрану на машинах В. Может ли этот разработчик считаться автором программной системы на машине В?

Эти вопросы, а также ряд других не получили законодательного разрешения.

 

Date: 2015-07-27; view: 438; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию