Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Министерство образования Российской ФедерацииСтр 1 из 9Следующая ⇒ Министерство образования Российской Федерации Брянский государственный университет Имени академика И. Г. Петровского Факультет технологии, экономики и психологии Кафедра технологии и предпринимательства П. С. Самородский, В. Д. Симоненко
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Учебно-методическое пособие Для преподавателя специальности "Профессиональное обучение" Под редакцией член-корр. РАО В. Д. Симоненко Брянск 2001
ББК 74.262.72 С-17
Самородский П. С., Симоненко В. Д. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное обучение" / Под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.
В пособии изложены вопросы методики профессионального обучения учащихся профессиональных училищ и студентов колледжей. Пособие предназначено для студентов высшей школы по специальности "Профессиональное обучение" и может быть полезно учителям, магистрам и аспирантам.
Рецензенты: Ретивых М.В. - доктор педагогических наук, профессор; Ермичев В. А. - доктор технических наук, профессор БГИТА.
Рекомендовано к печати решением совета факультета ТЭП
С Издательство БГУ, 2002. С Самородский П.С., Симоненко В.Д. 2002. Содержание Введение................................................................................ 4 1. Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения учащихся ПУ и студентов колледжа.......................................................................................... 7 2. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональный компоненты государственных образовательных стандартов подготовки рабочих в отраслях (машиностроение и технологическое оборудование)................. 19 3. Сущность, задачи и характеристика общего политехнического и специального образования; общетехническая, общетехнологическая и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования; факторы, определяющие содержание специальной подготовки........................................... 28 4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования....................................... 34 5. Методы, средства и формы теоретического и практического профессионального обучения: понятия, сущность и характеристика (СУМО, УМК, ТСО и др.)........................................... 39 6. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура..................................43 7. Дидактическое проектирование целей, содержания и технологии профессионального обучения...................................60 8. Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков; оптимизация форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов.............................................................................................. 69 9. Методология, методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю....................................................................................... 75 Рекомендуемая литература............................................... 88 Вопросы к семинарским занятиям и экзамену.................89
Введение Методика профессионального обучения рассматривается как методика углубленного обучения студентов колледжей и учащихся профессиональных училищ, как специальная, контекстная подготовка в направлении будущей профессии и специальности. В современном образовании - это прежде всего подготовка молодежи к культурно- и природосообразной, разумной, рациональной преобразующей материальный мир деятельности. Содержание специальности составляют предметные циклы дисциплин Государственных образовательных стандартов подготовки преподавателей и рабочих в отрасли (машиностроение и технологическое оборудование), является основой профессиональной подготовки специалистов в различных сферах технико-технологической деятельности человека. В промышленном производстве необходимы прежде всего профессиональные общетехнические знания и умения, в частности, инженеру-конструктору, инженеру-технологу, инженеру-механику, техникам, технологам, а также рабочим различных профессий и специальностей. Общетехническая подготовка включает в себя знание конструкционных материалов, основ конструирования изделий, технологий изготовления деталей и сборки изделия, расчетов на прочность элементов конструкций, процедуры испытаний и т.д. Искусство преподавания каждой дисциплины имеет свои особенности и специфику в соответствии с содержанием, однако, в данном пособии излагается общая методика преподавания всех общетехнических дисциплин. В связи с изложенным, программа курса может состоять из следующих тем (лекций): 1. Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения учащихся ПУ и студентов колледжа. 2. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональный компоненты государственных образовательных стандартов подготовки рабочих в отраслях (машиностроение и технологическое оборудование). 3. Сущность, задачи и характеристика общего политехнического и специального образования; общетехническая, общетехнологическая и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования; факторы, определяющие содержание специальной подготовки. 4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования. 5. Методы, средства и формы теоретического и практического профессионального обучения: понятия, сущность и характеристика (СУМО, УМК, ТСО и др.). 6. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура. 7. Дидактическое проектирование целей, содержания и технологии профессионального обучения. 8. Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков; оптимизация форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов. 9. Методология, методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю. Семинарские занятия проводятся по указанным темам по перечню проблемных вопросов, поставленных преподавателем, либо по индивидуальному выбору студента с разработкой письменных конспектов учебной литературы в объеме не менее 0,5 п.л. и выступлением студента в пределах 5 - 7 минут. Курсовая работа представляется в форме творческого технического проекта в объеме не менее 1,0 п. л. с отражением методики профессионального обучения. Выбор творческого технического проекта осуществляется из банка проектов, либо по предложению студента. Проект представляется в письменном виде, оформляется студентом на персональном компьютере в текстовом и графическом редакторах и защищается преподавателю перед академической группой, является составной частью дипломной работы выпускника вуза как будущего преподавателя профессионального обучения. Объем - не менее 0,5 п.л. Все проекты сдаются на кафедру и подшиваются в виде сборника вариантов творческих технических проектов студентов. Лучшие проекты студентов представляются на конкурс студенческих научных работ (НИРС, УИРС). Экспериментальная авторская программакурса "Методика профессионального обучения" для студентов специальности "Профессиональное обучение" разработана в Брянском госуниверситете на кафедре "Технология и предпринимательство" В. Д. Симоненко и П. С. Самородским. Дневное отделение, 5 курс: 1 семестр: лекций - 16 часов, семинарских занятий - 16 часов, консультации - 3 часа, экзамен - 9 часов, итого 46 часов. Заочное отделение, 3 курс (сокращенный): 1 семестр: лекций - 6 часов, семинарских занятий - 4 часа. 2 семестр: курсовая работа - 90 часов, экзамен - 10 часов, итого - 110 часов.
|