Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Министерство образования Российской Федерации





Министерство образования Российской Федерации

Брянский государственный университет

Имени академика И. Г. Петровского

Факультет технологии, экономики и психологии

Кафедра технологии и предпринимательства

П. С. Самородский, В. Д. Симоненко

 

МЕТОДИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методическое пособие

Для преподавателя специальности

"Профессиональное обучение"

Под редакцией член-корр. РАО

В. Д. Симоненко

Брянск 2001

 

ББК 74.262.72

С-17

 

Самородский П. С., Симоненко В. Д. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное обучение" / Под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.

 

В пособии изложены вопросы методики профессионального обучения учащихся профессиональных училищ и студентов колледжей. Пособие предназначено для студентов высшей школы по специальности "Профессиональное обучение" и может быть полезно учителям, магистрам и аспирантам.

 

 

Рецензенты:

Ретивых М.В. - доктор педагогических наук, профессор;

Ермичев В. А. - доктор технических наук, профессор БГИТА.

 

 

Рекомендовано к печати решением совета факультета ТЭП

 

С Издательство БГУ, 2002.

С Самородский П.С., Симоненко В.Д. 2002.

Содержание

Введение................................................................................ 4

1. Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения учащихся ПУ и студентов колледжа.......................................................................................... 7

2. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональный компоненты государственных образовательных стандартов подготовки рабочих в отраслях (машиностроение и технологическое оборудование)................. 19

3. Сущность, задачи и характеристика общего политехнического и специального образования; общетехническая, общетехнологическая и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования; факторы, определяющие содержание специальной подготовки........................................... 28

4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования....................................... 34

5. Методы, средства и формы теоретического и практического профессионального обучения: понятия, сущность и характеристика (СУМО, УМК, ТСО и др.)........................................... 39

6. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура..................................43

7. Дидактическое проектирование целей, содержания и технологии профессионального обучения...................................60

8. Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков; оптимизация форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов.............................................................................................. 69

9. Методология, методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю....................................................................................... 75

Рекомендуемая литература............................................... 88

Вопросы к семинарским занятиям и экзамену.................89

 

Введение

Методика профессионального обучения рассматривается как методика углубленного обучения студентов колледжей и учащихся профессиональных училищ, как специальная, контекстная подготовка в направлении будущей профессии и специальности.

В современном образовании - это прежде всего подготовка молодежи к культурно- и природосообразной, разумной, рациональной преобразующей материальный мир деятельности.

Содержание специальности составляют предметные циклы дисциплин Государственных образовательных стандартов подготовки преподавателей и рабочих в отрасли (машиностроение и технологическое оборудование), является основой профессиональной подготовки специалистов в различных сферах технико-технологической деятельности человека.

В промышленном производстве необходимы прежде всего профессиональные общетехнические знания и умения, в частности, инженеру-конструктору, инженеру-технологу, инженеру-механику, техникам, технологам, а также рабочим различных профессий и специальностей.

Общетехническая подготовка включает в себя знание конструкционных материалов, основ конструирования изделий, технологий изготовления деталей и сборки изделия, расчетов на прочность элементов конструкций, процедуры испытаний и т.д.

Искусство преподавания каждой дисциплины имеет свои особенности и специфику в соответствии с содержанием, однако, в данном пособии излагается общая методика преподавания всех общетехнических дисциплин.

В связи с изложенным, программа курса может состоять из следующих тем (лекций):

1. Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения учащихся ПУ и студентов колледжа.

2. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональный компоненты государственных образовательных стандартов подготовки рабочих в отраслях (машиностроение и технологическое оборудование).

3. Сущность, задачи и характеристика общего политехнического и специального образования; общетехническая, общетехнологическая и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования; факторы, определяющие содержание специальной подготовки.

4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования.

5. Методы, средства и формы теоретического и практического профессионального обучения: понятия, сущность и характеристика (СУМО, УМК, ТСО и др.).

6. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура.

7. Дидактическое проектирование целей, содержания и технологии профессионального обучения.

8. Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков; оптимизация форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов.

9. Методология, методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю.

Семинарские занятия проводятся по указанным темам по перечню проблемных вопросов, поставленных преподавателем, либо по индивидуальному выбору студента с разработкой письменных конспектов учебной литературы в объеме не менее 0,5 п.л. и выступлением студента в пределах 5 - 7 минут.

Курсовая работа представляется в форме творческого технического проекта в объеме не менее 1,0 п. л. с отражением методики профессионального обучения. Выбор творческого технического проекта осуществляется из банка проектов, либо по предложению студента. Проект представляется в письменном виде, оформляется студентом на персональном компьютере в текстовом и графическом редакторах и защищается преподавателю перед академической группой, является составной частью дипломной работы выпускника вуза как будущего преподавателя профессионального обучения. Объем - не менее 0,5 п.л.

Все проекты сдаются на кафедру и подшиваются в виде сборника вариантов творческих технических проектов студентов.

Лучшие проекты студентов представляются на конкурс студенческих научных работ (НИРС, УИРС).

Экспериментальная авторская программакурса "Методика профессионального обучения" для студентов специальности "Профессиональное обучение" разработана в Брянском госуниверситете на кафедре "Технология и предпринимательство" В. Д. Симоненко и П. С. Самородским.

Дневное отделение, 5 курс: 1 семестр: лекций - 16 часов, семинарских занятий - 16 часов, консультации - 3 часа, экзамен - 9 часов, итого 46 часов.

Заочное отделение, 3 курс (сокращенный): 1 семестр: лекций - 6 часов, семинарских занятий - 4 часа. 2 семестр: курсовая работа - 90 часов, экзамен - 10 часов, итого - 110 часов.

 

Date: 2015-07-27; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию