Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятия и упражнения





Елена Анищенкова

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

 

 

Е.С. Анищенкова

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов

 

Предисловие

 

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию

В.М. Бехтерев

 

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.

Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Различают следующие этапы формирования кистевых и пальцевых навыков:[1]

В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их.

В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2–3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.

Начиная с трех месяцев появляются условно‑рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.

У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.

В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету.

В 6–7 мес. Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении руки с мылом.

В 8–9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании.

Начинает проявляться преобладание одной руки.

После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.

В возрасте 10–11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой.

Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.

В 12 мес. держит чашку когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.

В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом – чаще круги.

Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т. д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.


С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия, Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.

Совершенствуются действия рук – кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно‑моторной координации:[2]

В возрасте 1–2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2–3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Эта книга поможет вам.

Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми!

 

 

Занятия и упражнения

 

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо‑мальчиков.

Будут‑будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо‑мальчикам лениться!

 

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

 

УТОЧКА

 

На волнах качаясь,

Уточка плывет. |

То нырнет, то вынырнет

– Лапками гребет.

 

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

 







Date: 2015-07-27; view: 329; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию