Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отцы и дети» И. С. Тургенева как социально-психологический роман. Образ Базарова. Споры вокруг романа





Роман представляет собой цепь идейных споров героев, основное содержание которых: положение народа, современное состояние России, пути ее преобразования, наука, религия, искусство любовь Разные решения этих вопросов и предопределили центральный конфликт в романе. Конфликт романа носит социальный характер он намечается в самых первых сценах романа, когда Базаров приезжает в имение Кирсановых. Действие романа развивается в непрерывной полемике, спорах. В основе произведения - столкновение и идейная борьба двух общественных сил: революционно-демократической разночинной интеллигенции («детей») и либеральных дворян («отцов»). Это и определило смысл заглавия романа. Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его романе расходились не столько потому что одни были отцами, другие - детьми, сколько потому что были представителями двух различных социальных положений, столкнувшихся впервые. Кирсановы выросли в такой среде, где воспитание, традиции, предрассудки- играли огромную роль в жизни молодого поколения. Совсем иначе росли Базаровы. В их среде тоже было много предрассудков, завещанных бедностью, невежеством, некультурностью, но они рассеивались при столкновении со знанием! а для Базаровых характерно было бегство из своей среды в погоне за знанием. Базаровы были более восприимчивы к требованиям времени, вот почему на их психике не тяготели признаки прошлого. Если Кирсановы были продуктом века, то Базаровы - порождением последних десятилетий. Сам Тургенев признавался, что его произведение направлено против дворян. Об антидворянской направленности романа свидетельствуют образы старших Кирсановых. Аркадия, Одинцовой и др. Павел Петрович Кирсанов по своим общественно-политическим взглядам либерал. Аристократизм, по его мнению, не только сословная привилегия, но и высокая социальная миссия определенного круга людей, долг перед обществом. В то же время непрактичной и несостоятельной оказывается вся его жизнь. Николай Петрович - антипод своему брату. В житейских заботах он один реально связан с землёй, но хозяйство так и остается неустроенным. Аркадий - обыкновенный, ординарный человек, он только временный союзник Базарова. Всем этим людям в романе противостоит Евгений Базаров. Автор отразил в нем многие типические черты разночинцев-демократов 60-х годов: любовь к труду, глубокую увлеченность естественными науками, резкое неприятие существующих общественных порядков, силу воли и цельность характера. Базаров привык к самостоятельности в своих мыслях и действиях, т.к. он во всем полагается на свои силы. Он с увлечением изучал естеств. науки и медицину. Автор в образе Базарова показал и недостатки некоторых шестидесятников: нигилизм в отношении к искусству («Рафаэль гроша медного не стоит» - заявил он Павлу Петровичу Кирсанову), к любви («романтизм, чепуха, гниль»)_. к природе («Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник»), отрицание душевных и нравственных переживании человека. По своим убеждениям базаров - материалист, не признающий духовного начала нив человеке, ни в природе. Как нигилист он отрицает тесные связи между родителями и детьми.Одиночество Базарова, отсутствие подлинных связей с народом, неудача в любви, ранняя и случайная смерть - формы выявления авторского отношения к своему герою, образ, который он снижает в соответствии со своими социальными симпатиями. Сам Тургенев так отзывается о своем герое: «Смерть Базарова должна была наложить последнюю черту на его трагическую фигуру... Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и всё-таки обреченная на погибель - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего. Роман «Отцы и дети» вызвал многочисленные и разноречивые отклики в критике. Самую яркую трактовку роман получил в статье Писарева «Базаров». В статье высказана мысль о том, что Базаров, изображенный как лицо трагическое есть новый герой, которого так не хватало современной литературе. «Базаров везде и во всем поступает так, как ему хочется... Если базаровщина - болезнь, то она болезнь нашего времени и ее приходится выстрадать... Болезнь века раньше всего приступает к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров одержимый этой болезнью отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей. «Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов». «В конце романа Базаров умирает... это событие необходимо для художника, чтобы дорисовать характер своего героя. Умереть, так как умер Базаров - всё равно, что сделать великий подвиг...» Иную оценку роману дал Антонович в статье «Асмодей нашего времени», он подчеркнул субъективные намерения Тургенева, считая, что Базаров не живая личность, а карикатура и что вместо изображения «отцов и детей» автор создал «панегирик отцам» и обличение «детей» Антонович рассматривал роман Тургенева как беспощадную и разрушительную критику молодого поколения. Антонович уверял читателей, что Базаров вовсе не лицо, списанное с натуры, а «асмодей», «злой дух» выпущенный писателем, обозленным на молодое поколение, вместо объективного разбора романа автор создал шарж на главного героя. Оценку роману даёт и критик Страхов в статье «Отцы и дети» И.С.Тургенева». Его оценка- это оценка с точки зрения общечеловеческих, вневременных ценностей. «Всегдашность» романа определяет его актуальность во все времена. Тургенев, по мнению критика, подошел к отцам и детям с одинаковой меркой.


 

28. «Кому на Руси жить хорошо» - вершина поэтического мастерства Н.А. Некрасова. Идейное содержание, особенности реализма.

Поэма показательна широтой охвата русской дореформенной и пореформенной действительности, постановкой проблемы народного счастья. Критический пафос поэмы состоит в социально-классовом подходе поэта к изображению мира господ и мира крестьян. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья - идейный центр произведения. Образы 7 мужиков-странников - символический образ России тронувшейся с места (произведение не окончено). В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: 1) классовые противоречия (гл. Помещик, Последыш); 2) противоречия в крестьянском сознании (с одной стороны народ - великий труженик, с другой - пьяная невежественная масса); противоречия между высокой духовностью народа и невежеством, неграмотностью, забитостью крестьян (мечта Некрасова о том времени, когда мужики «Белинского и Гоголя с базара понесут»); противоречия между силой, бунтарским духом, долготерпением, покорностью (образы Савелия - богатыря святорусского и Якова верного, холопа примерного).Отражение революционно - демократических идей связано в поэме с образом автора и народного заступника (Гриша Добросклонов). Поэзия автора во многом отличается от поэзии народа. Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом Добролюбова.Отражение эволюции народного сознания связано с образами 7 мужиков, которые постепенно приближаются к правде Гриши Добросклонова от правды попа, Ермилы Гирина, Матрены Тимофеевны, Савелия. Некрасов не утверждает, что крестьяне восприняли эту правду, но это и не входило в задачи автора. «К.Р.» произведение критического реализма: 1. историзм (отражение противоречий жизни крестьян в пореформенной России); 2. изображение типических характеров в типических обстоятельствах (собирательный образ 7 мужиков, типические образы попа, помещика, крестьян); 3. самобытные черты реализма Некрасова - использование фольклорных традиций, в которых он был последователем Лермонтова и Островского, жанровое своеобразие: Некрасов использовал традиции народного эпоса, что позволяло ряду исследователей трактовать жанр «К.Р.» как эпопею (пролог, путешествие мужиков по Руси, обобщенный народный взгляд на мир 7 мужиков). Для поэмы характерно обильное использование жанров фольклора: волшебная сказка (пролог), былина (традиции - Савелии, богатырь святорусский), песня - обрядовая (свадьба уборка урожая, песни-плачи) и трудовая, притча /бабья притча/ легенда (о двух великих грешниках) пословицы, поговорки, загадки «Кому на Руси жить хорошо» нельзя назвать поэмой в обычном смысле, но это так же и не роман в стихах, это, скорее всего народная эпопея, впитавшая в себя наследие древнерусского былинного эпоса. Герои «Кому на Руси жить хорошо» наделены исконно русскими чертами характеров, они переживают народное горе и народное счастье. Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - со знаменательными названиями губернии, уезда волости, деревень - приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказываются исходной причиной возникшего спора о счастье I как материальном благополучии. Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастья (противопоставления: широкая дороженька, но песчаная и глуха: хороша весенняя природа, но не весело глядит на поля с бедными всходами. Возникают тревожные мысли о народной судьбе, которая переходит в предчувствие надвигающейся беды. Неслучайно картина заканчивается горьким риторическим вопросом: «какое счастье тут...?). Связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придаёт стихам подлинно народное звучание, делает поэму близкой и доступной пониманию не только интеллигента, но и; слушателя-крестьянина. Главную роль в поэме играет описание деревень, природы. Все описания - убедительное свидетельство того, что в «жизни»! крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак. В то же время описывается богатство других и талантливости народа. Перед нами проходят крестьяне разного возраста и положения, из разных мест, чей облик и слова вызывают мысль о красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться. Худ. особенности поэмы: 1. своеобразие сюжета и композиции (сюжет и композиция; отвечают общему замыслу, т.к. в процессе поисков счастливого постепенно меняется первоначальное намерение мужиков, и, вместо конкретного счастливого они начинают поиски счастья для всех, и это позволяет автору показать рост народного самосознания. 2. жанровое своеобразие (лиро-эпическая поэма, народная; поэма-эпопея: дает широкую картину народной жизни, описывает один из важных исторических моментов в жизни 3. народность поэмы: а) народ-главный герой поэмы; б) народная точка зрения на изображаемое; в) демократизм формы, фольклорность (поговорки, загадки и т.д.); 4. особенности стиха и языка (нерифмованный стих разговорный язык; народно-песенные мотивы).


 

Date: 2015-07-27; view: 2992; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию