Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Петр I : основные направления европеизации страны
Петр I проводил реформы широким фронтом. Он старался использовать достижения передовых европейских стран, в результате чего его усилия получили название «европеизации» и «вестернизации» («озападнивания») России.
Петр Алексеевич модернизировал ключевые структуры российского общества – систему управления, вооруженные силы, взаимоотношения государства и церкви, финансы и налоги. Действующее Соборное Уложение дополнили многочисленные регламенты, указы. Наиболее заметными для обычных людей оказались нововведения «на европейский манер» в быту, в повседневной жизни, в духовно-культурной сфере жизни. Все знают, что по возвращении из Европы Петр заставил правящую элиту сбрить бороды и начать носить европейскую одежду. Это нововведение не затронуло духовенство и крестьянство. Степень недовольства аристократии (князей и бояр) и дворянства бритьем бород не следует преувеличивать. Во все времена и во всех странах правители были законодателями моды. Придворные, привилегированные слои безоговорочно принимали новшества. Так, в России в разное время носили парики (при Екатерине II), бакенбарды (при Александре II), кепки (при Ленине, в Москве – при Лужкове), сапоги (при Сталине), увлекались хоккеем (при Брежневе), теннисом (при Ельцине), дзюдо (при Путине) и т. д. В начальный период преобразований «требовалось новое знамя, и этим знаменем прежде всего должно было служить изменение наружности, изменение одежды», – объяснял ситуацию С. М. Соловьев. Попытка сохранить бороду воспринималась как вызов власти, царю. Поэтому абсолютное большинство расставалось с бородами, чтобы сохранить свой статус, имущество, да и жизнь. В оценке любых реформ, особенно в России, важно понимать подлинное содержание, реальный смысл проводимых изменений, а не имитационные и декоративные моменты, которые зачастую оказываются наиболее заметными. В реформах Петра I трудно увидеть какую-то чёткую логику и последовательность. В какие-то моменты царь действовал наиболее энергично. Так, много нового появилось в последние годы XVII века. В1695 году появился Преображенский приказ, в ведении которого было сосредоточено расследование политических преступлений. Для облегчения чтения был введен гражданский алфавит. В 1699 году появились органы городского самоуправления: Ратуша в Москве, земские избы в других городах. Были расформированы стрелецкие полки. Стрельцы с семьями были записаны в посадские люди. В 1699 году был проведен первый рекрутский набор: каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной воинской службы. С 1 января 1700 года Петр ввел новый календарь. Годы стали отсчитывать не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Год начинался не с 1 сентября, а с 1 января. Эволюция социальной структуры общества. В начале царствования Петра I при населении России до семи миллионов человек имелось около 30 тысяч дворян, включая членов семьи. Ряд мер, проведенных Петром в отношении дворянства, привел к укреплению положения этого сословия. Дворянин с 15 лет и пожизненно обязан был находиться на государственной службе. «Табель о рангах» (1722), упорядочив процедуру продвижения по службе, сделала служилое сословие более самостоятельным. Служебную карьеру любой дворянин (или мещанин) обязан был начинать с низшего 14 класса (или ранга). Воинскую службу молодые дворяне начинали рядовыми в гвардейских Преображенском и Семеновском полках. Страна, вставшая на путь модернизации, нуждалась в образованных и профессионально подготовленных специалистах. Учеба в школах приравнивалась к государственной службе, обязательной для всех дворян. Дворяне посылались на учебу за границу. Появились учебные заведения для дворян и других слоев в самой России. Петр запретил дворянским сыновьям жениться, не получив свидетельства об окончании хотя бы цифирной (начальной) школы. К концу царствования Петра I цифирные школы существовали уже в 42 городах, в них обучались 2 тыс. человек. Примерно половина учеников не принадлежали к дворянскому сословию (дети священников и горожан).[57] Введение обязательного обучения для молодых дворян усиливало у них чувство сословной солидарности. Гвардейские полки, где обучалась и получала военную подготовку дворянская элита, приобрели чрезвычайное влияние. Петр I, свободный от сословных предрассудков, применял два основных критерия в подборе помощников: верность императору и личные, профессиональные способности. При нем российское дворянство значительно выросло численно за счет тех мещан, которые поступали на военную и гражданскую службу и становились дворянами по достижении определенного чина или получения ордена. Петр ликвидировал разницу между боярством и дворянством. Поместья были приравнены к вотчинам, могли передаваться по наследству как полная частная собственность. По указу о единонаследии (1714) имение мог получить только один наследник, но не обязательно старший по возрасту сын. Остальные были обязаны поступать на государственную службу. Ни вотчины, ни поместья не подлежали продаже. Этой мерой Петр хотел предотвратить дробление земельных владений, впервые установил ограничения прав завещателя. Этот указ заставлял остальных наследников «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим». При Петре духовенство стало превращаться в такое же сословие, имеющее государственные задачи, свои права и обязанности, как шляхетство (дворянство) и горожане. Пётр хотел, чтобы духовенство влияло на народ в духовно-нравственном смысле и этим служило государству. До Петра путь в духовное сословие был открытым. Царь установил твердый штат церковных служителей. По смерти отца, служившего священником, на его место поступал старший сын, бывший при отце дьяконом, а на его место определялся в дьяконы следующий брат, служивший дьячком. Дьячковское место занимал третий брат, бывший прежде пономарём. Если недоставало на все места братьев, вакантное место замещалось сыном старшего брата или только зачислялось за ним, если он не подрос. Остальные должны были поступать на службу или записывались в рекруты, в государственные крестьяне. Священник был обязан превозносить проводимые реформы, помогать правительству в сыске противников власти, служить царю верой и правдой. Петр не любил монахов. Монастыри воспринимались им как центры оппозиции его политике. Царь был не против превратить монастыри в фабрики, училища, лазареты, инвалидные дома, то есть полезные государству учреждения. Он ограничился тем, что строительство новых монастырей прекратилось, устанавливался их штатный состав, монахам покидать монастыри запрещалось Не были забыты царём и низшие, податные группы населения. На основании проведенной переписи была введена подушная подать. Налог в денежной форме стал собираться не с крестьянского двора, а с мужской души крестьянина или посадского человека. При этом облагались все лица мужского пола от новорожденного до глубокого старика. Переписи населения (ревизии) проводились один раз в десять лет и были основой для налогообложения. Date: 2015-07-27; view: 9498; Нарушение авторских прав |