Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем состоит специфика медицинского познания?





Уникальность медицины как сферы практической деятельности и отрасли научного познания не подлежит сомнению. Широта её познавательных интересов протирается от молекулярного уровня морфофизиологии человека до социальных закономерностей человеческого общежития.

Правда сегодня как и 90 лет назад, в сфере гносеологических и логических основ медицины царит хаос. Дело в том, что до сих пор не определена специфика медицинского познания. Что это наука или искусство? Сами медики, как правило определяют медицину как науку, прежде всего, прикладную. Но, так или иначе, медицина остаётся наукой о человеке.

Если обратиться к истории медицине, то необходимо отметить, что она зародилась в школе Гиппократа как теоретическая по форме отрасль научного знания. Медицина Гиппократа опиралась на натурфилософские представления о мире, её основным тезисом было утверждение, что ясное познания природы человека невозможно без медицинского искусства.

Вопрос о определении медицины как науки или искусства возник вновь в Новое время. С возникновением классического естествознания статус медицины несколько понизился. Этому была причина. В это время медицина разделилась на доктринальную и клиническую. Научной первой была поддержана статусом естественных наук, на принципах которой она строилась. Клиническая медицина воспринималась как искусство врачевания болезней и ран. «Всякий может стать ученым, т. е. знать. Но не каждый может стать клиницистом, ибо клиника – это искусство медицины, а художником дано быть не каждому», как говорил фр. терапевт Гюшар.

Наука или искусство? Суть антиномии в подчеркивание акцента, согласно которому для медицины умелое, грамотное применение научного знания, принципов научного подхода весьма важно. Сама же по себе антиномия есть подчеркивание специфики медицины и её защита от сциентизма, технократизма.

Основоположник русской школы клинической медицины С.П. Боткин (1832 – 1889) определил искусство в медицине как степень владения профессиональными навыками в практическом применении медицинского знания. Например, наложение швов, взятие пункции и т. д., а также как интеллектуально развитое умение врача ориентироваться в сфере неформализованного (теоретически не проработанного) знания и разрешать нештатные, нестандартные ситуации. В этом отношении искусство мыслить и мыслить клинически является главной спецификой медицинской деятельности, в том числе и познавательной.

Сегодня разделение медицины на докторальную, теоретическую и клиническую практически не существует. Интеграция двух областей медицинского познания осуществляется через подготовку кадров, организацию системы здравоохранения. Однако спор о том, что же такое медицина, то ли в силу защиты от технократизма, сциентизма, то ли как следствие логической путаницы продолжается?

Вывод: для научного познания мира характерна целенаправленность, системность, четкая организация познавательного процесса и критическое отношение к результатам познания. Всё это характерно и для медицинского познания. Сложности медицинского познания заключаются в том, что при изучении сложноорганизованного объекта, которым является человек необходимо умелое применение знания, которое было получено в других отраслях науки. Неравномерное развитие различных наук делает весьма проблематичным на уровне субъекта медицинской деятельности интеграцию научного знания.

 







Date: 2015-07-27; view: 2435; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию