Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические типы рациональности
Современная эпистемология (теория познания в науке) выделяет различные исторические типы научной рациональности. Научная рациональность – это совокупность оснований, на которые опирается система достоверного знания. Она начинает формироваться с эпохи Нового времени и первый её тип получил название классического, который длился довольно долго, почти до конца 19 века. Для данного типа рациональности, как мы уже отметили выше, характерно акцентирование на объекте познания. Все, что относится к субъекту и средствам познания, оставалось как бы за его пределами. Часто раздельно рассматривался объект и условия его существования. Примером может служить понимание материи, пространства и времени в период классического естествознания. Пространство и время рассматривались как отдельные реальности, пустые вместилища, которые ни с ней, ни между собой никак не соотносились. Господствовал механицизм, в основе которого лежал редукционизм, и абсолютный детерминизм, для которого характерны жесткая причинно-следственная связь между действием и его результатом, а также тезис о том, что при одинаковых условиях наступают одинаковые явления, что знание начальных условий дает однозначную возможность прогнозирования дальнейшего развития. Абсолютный детерминизм ни при каких условиях не допускал индетерминизма, практически отвергал наличие и роль случайности и др. Неклассический тип научной рациональности (с конца 19 в. – периода великих открытий в естествознании и до 60-70-х гг. 20 ст.) был прежде всего направлен на преодоление узости, крайностей и механицизма предыдущего периода. Данный тип рациональности, как мы уже отметили, изменяет отношения между объектом, субъектом и средствами познания, выявляется зависимость объекта от субъекта. Получение истинного знания становится возможным только при их тесной взаимосвязи и активной роли субъекта. Формирование квантовой механики утверждает принцип относительности и вероятностного детерминизма, так как явления в микромире характеризуются тем, что ни одно из них не может быть непосредственной причиной другого. Формируется в целом теоретико-вероятностный стиль мышления. Причинность рассматривается на основе динамических закономерностей, признающих не только необходимость, но и случайность. Идет отказ от природоцентристских воззрений на явления действительности, изживаются стереотипы механистического, объективного в ньютоновском смысле, описания природы. Выявляется тесная связь и новое понимание эмпирического и теоретического уровней познания, теоретического и прикладного направлений науки. Идет процесс сочетания дифференциации знания (складываются и формируются новые виды, отрасли науки) и его интеграции (взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов и форм знания). Постнеклассический тип рациональности начал складываться, примерно, с 60-70-х гг. 20 века, с появлением первых признаков информационного общества. Мы выше уже, в принципе, рассмотрели его особенности и отличия от предыдущего типа. Уточним еще раз его характеристики. Прежде всего, как мы отметили, идет усложнение самого объекта и методов его познания. Для данного периода характерно сочетание объективно-теоретического и ценностного подходов, усиливается тенденция к преодолению разрыва между естественнонаучным и гуманитарным знанием, наука активно аксиологизируется. Познание протекает не только в тесной связи и новом содержании его эмпирических и теоретических форм, но и эвристическому, интуитивному знанию все больше отводится места. Все более развивается тенденция к объединению частно-научных картин мира в общенаучную, а последней – к объединению с философской картиной мира (например, к единству: «наука + философия + религия», как прозорливо считал В.Соловьев). Характерны преобладание идей универсального эволюционизма (о котором так же шла речь выше), где развитие рассматривается как имманентный атрибут всех форм реальности, использование синергетической методологии и ряд других особенностей.
Date: 2015-07-27; view: 555; Нарушение авторских прав |