Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные парные категории диалектики
Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объектом выступает развитие. Выделяют 6 основных парных категорий: 1. Единичное и общее. 2. Причина и следствие. 3. Сущность и явление. 4. Необходимость и случайность. 5. Форма и содержание. 6. Возможность и действительность. Причина и следствие. Существуют различные виды связей между предметами, процессами, явлениями. В основе всех видов связей лежит причинно-следственная связь. Причиной называют явление, которое при определённых условиях закономерно порождает другое явление, называемое следствием. Принцип причинности: любое явление имеет причину. Признаки причинной связи: 1) Причинная связь – это связь порождающая. Причина порождает следствие, передавая ему материю, энергию, информацию; 2) временная асимметрия - причина необратимо предшествует следствию, и они не могут сосуществовать одновременно, иначе будут нарушены законы сохранения; 3) Закономерность - в одних и тех же условиях неизбежно наступают одни и те же причинные связи. Закон причинности: равные причины всегда порождают равные следствия; 4) пространственная и временная смежность - если причина и следствие разделены в пространстве и времени, то между ними всё равно должна быть цепочка, передающая материальное воздействие. Причину нельзя путать с условиями и поводом. Условия – это совокупность факторов, влияющих на появление следствия, но непосредственно не порождающих его. Повод также не порождает следствие, но определяет момент его возникновения. Причинные связи существуют объективно и порождаются материей, материальными взаимодействиями. Причина и следствие переходят друг в друга: следствие становится причиной новых изменений. Так рождаются причинные цепи. Человек должен раскрывать причины, через познание следствий, и предсказывать следствия, зная причины. Необходимость и случайность. Необходимость – это событие, которое происходит неизбежно, т.к. вытекает из самой сущности материальных процессов. Случайным является событие, которое может произойти или не произойти, т.к. вытекает из внешних условий.Например, старение и смерть организма неизбежны, заложены в его природе. Но когда именно и как наступит смерть – это зависит от бесконечного множества внешних условий и может быть случайным. Данные категории нельзя рассматривать абстрактно, в отрыве от конкретных условий, т.к. не существует абсолютной случайности или необходимости. Одно и тоже событие может в одних условиях быть случайным, а в других – необходимым. Чем больше учитывается условий, тем меньше остаётся случайностей. Но учесть все условия невозможно в принципе. Для этого пришлось бы полностью познать бесконечный, меняющийся мир. Всегда может повлиять неучтённый фактор и произойти случайное событие. Необходимыми связями являются законы, но и они зависят от условий. В реальности условия могут измениться, могут повлиять неучтённые условия, и тогда закон не реализуется. Необходимость и случайность объективны. Они зависят от условий, но не зависят от наших знаний об условиях. Т.е. объективно, независимо от наших знаний, в данных условиях какие-то события происходят неизбежно, а какие-то случайно. Для описания степени случайности или необходимости события применяется категория «вероятность». Строго говоря, необходимостью является событие, вероятность которого в данных условиях равна 1. С уменьшением вероятности событие становится всё более случайным. Необходимость и случайность взаимосвязаны, переходят друг в друга. Случайное на одном этапе развития может стать необходимым на следующем этапе, и наоборот. Например, случайные признаки, появившиеся у животных в результате мутации, могут закрепиться в эволюции и станут появляться с неизбежностью. Случайность может выступать формой проявления необходимости, потому что необходимость реализуется через массу случайностей. Например, вероятностно-статистические законы описывают такие закономерные связи, которые реализуются посредством огромного числа событий, каждое из которых в отдельности является случайностью. Важнейшей задачей человека является познание необходимости, только так можно открывать законы, ибо законы – это связи необходимые. Но в тоже время надо уметь предсказывать и случайности. Возможность и действительность. Возможность – это то, что при наличии соответствующих условий может стать действительностью. Действительность – это реализованная возможность. Возможность и действительность объективны. Т.е. независимо от наших знаний в данных условиях могут быть возможны несколько событий. Какое из них реализуется – будет зависеть от дополнительных условий. Возможность и действительность переходят друг в друга. Возможность становится действительностью, а новая действительность создаёт новые возможности. Количественной мерой возможности является вероятность. Вероятность характеризует пределы, в которых существует возможность, по шкале от «0» до «1». «0» – точка превращения возможности в невозможность, «1» – неизбежное превращение возможности в действительность. Вероятность – это мера необходимого в возможном. Виды возможностей: 1) Абстрактными называют возможности, для которых условия реализации могут сложиться в будущем. Конкретными называют возможности, для которых условия реализации уже сложились. 2) Реальными называют возможности с высокой вероятностью реализации. Формальными – возможности с низкой вероятностью. Чем больше возможностей открывает человек, тем больший выбор получает и становится более свободным. Человек должен учитывать и реализовывать прежде всего реальные, конкретные возможности. Но в тоже время не упускать и более отдалённые, абстрактные и формальные возможности. Содержание и форма. Каждый предмет имеет содержание и форму. Содержание – это совокупность всех элементов, процессов, признаков системы. А форма – это организация, упорядоченность содержания. Содержание не может существовать без какой-либо формы, как не может существовать и пустой формы без содержания. Форма подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Содержание книги – это мысли, которые в ней изложены, внутренняя форма – язык, стиль, сюжет, внешняя – это объём, структура, переплёт. Существует философский закон об определяющей роли содержания по отношению к форме и о соответствии формы содержанию. Содержание определяет форму - это значит, что главной причиной развития формы является развитие содержания. В тоже время форма оказывает обратное влияние на развитие содержания. Если форма соответствует содержанию, то объект успешно функционирует или развивается. Но содержание меняется постоянно, а форма более устойчива. Может наступить момент, когда устаревшая форма начинает тормозить развитие содержания. Например, юридические нормы регулируют общественные отношения, упорядочивают их, т.е. являются их формой. Любой закон, как форма, должен соответствовать реальным условиям общественной жизни, которые постоянно меняются. Поэтому законы необходимо время от времени менять, приводя их в соответствие с изменившимися общественными отношениями. Формалистами называют людей, которые жертвуют содержанием ради сохранения формы. Проблема соотношения формы и содержания остро стоит в искусстве. Эстетика – это прежде всего наука о красоте форм. Спор о жанрах и стилях в искусстве – это спор о наилучших формах для выражения определённого содержания. Например, одно и тоже литературное произведение в разных театрах может быть поставлено в совершенно разной форме. В кинематографе работа сценариста относится к определению содержания, а работа режиссёра, оператора, актёров – к выбору формы для данного содержания. Сущность и явление. Каждый предмет имеет сущность. Если содержание – это совокупность всех признаков предмета, то сущность – это главные, внутренние, устойчивые признаки, которые характеризуют природу предмета. Явление – это форма обнаружения сущности. Например, сущность болезни – это основной процесс, её вызывающий, а явления – многообразные симптомы. Сущность и явление взаимосвязаны. Любая сущность обнаруживает себя в каких-либо явлениях, а любое явление существенно, т.е. выступает проявлением какой-то сущности. В разных условиях, взаимодействуя с разными объектами, одна и та же сущность обнаруживается в разных явлениях. Например, электрический ток, сущностью которого является упорядоченное движение электрически заряженных частиц, в разных условиях обнаруживает себя в различных явлениях – в тепловых, магнитных, химических. Задача человека – познание сущности предметов, процессов и явлений. Познание сущности ведёт к познанию законов, т.к. закон – это связь существенная. Знать сущность необходимо, чтобы эффективно управлять объектами. Бесполезно лечить симптомы болезни, если неизвестна её сущность. Но сущность всегда скрыта, а явления могут вводить в заблуждение. Например, головная боль может быть проявлением разных болезней, и диагноз может оказаться неправильным. Сущность может иметь несколько уровней. Процесс познания идёт от описания поверхностных явлений к познанию всё более глубоких сущностей. Единичное и общее. Единичное – это отдельный объект, со всеми индивидуальными признаками, составляющими его качественную и количественную определённость, отличающими его от любых других объектов. Общее – это объективно существующая общность конкретных предметов и их признаков. Единичное является частным случаем, примером общего. Железо, медь – единичное, металл – общее. Понятия «единичное и общее» нельзя путать с понятиями «часть и целое». Например, электрон и атом – это часть и целое, а электрон и элементарная частица – это единичное и общее. Для связи единичного и общего используется категория особенное. Особенное для единичного выступает как общее, а для общего как единичное Например, если медь – единичное, а химический элемент – общее, то металл – особенное. Единичное, особенное, и общее существуют объективно, независимо от сознания людей. Каждый реальный предмет обладает единичными чертами, благодаря которым он становится неповторимым. Но, в тоже время, он обладает чертами, делающими его похожим на другие предметы. В некоторых предметах преобладает единичное, и они уникальны. В других предметах преобладает общее, и они являются типовыми, стандартными. Единичное и общее взаимосвязаны и переходят друг в друга. Единичные признаки у растений и животных в процессе эволюции могут стать особенными, а в дальнейшем – общими. Возможен и обратный процесс. Эту диалектику необходимо учитывать при рассмотрении общественного развития. Надо диалектически сочетать общие законы развития общества и индивидуальные особенности той или иной страны. Процесс познания может идти как от единичного к общему (абстрагирование), так и от общего к единичному (конкретизация). Важнейшей задачей науки является познание общего. Только так можно открыть законы природы и общества, потому что законы – это связи общие. Отличие философии от частных наук состоит в том, что она изучает наиболее общие принципы и законы, по которым устроен мир.
Date: 2015-07-27; view: 31131; Нарушение авторских прав |