Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экспрессионизм
Экспрессионизм как художественное направление в литературе (а также в живописи, в скульптуре, графике) - сложился в середине 900-х годов XX столетия. Философско-эстетические воззрения экспрессионистов обусловлены влиянием теории познания Э. Гуссерля об «идеальных сущностях, интуитивизмом А.Бергсона, его концепций «жизненного» порыва, преодолевающего косность материи в вечном потоке становления. Этим объясняется восприятие экспрессионистами реального мира как «объективной видимости1» , стремление прорваться сквозь косную материю в мир «идеальных сущностей» - в подлинную реальность. Вновь, как и в символизме, звучит противопоставление Духа материи. Но в отличие от символистов, экспрессионисты, ориентирующиеся на интуитивизм А. Бергсона, сосредотачивают свои поиски в иррациональной сфере Духа. Интуиция, жизненный порыв, провозглашаются основными средствами в приближении к высшей духовной реальности. Мир внешний, мир материи растворяется в бесконечном потоке субъективных экзстаотических состояний, приближающих поэта к разгадке «тайны» бытия. Поэту отводится "орфическая" функция, функция мага, прорывающегося сквозь сопротивление косной материи к духовной сущности явления. Иными словами, поэта интересует не само явление, а его изначальная сущность. Превосходство поэта - в неучастии «в делах толпы», в отсутствии прагматизма и конформизма. Только поэту, считают экспрессионисты, открывается космическая вибрация «идеальных сущностей». Возводя в культ творческий акт, экспрессионисты считают его единственным способом подчинить мир материи и изменить его. Истина для экспрессионистов выше красоты. Тайное знание о мироздании принимает вид образов, которым присуща взрывная эмоциональность, создаваемая как бы «пьяным», «галлюцинирующим» сознанием. Творчество, в восприятии экспрессионистов, выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных экстатических состояниях, импровизации и смутных настроениях художника. Вместо наблюдения выступает неуемная сила воображения; вместо созерцания - видения, экстаз. Теоретик экспрессионизма Казимир Эдшмид писал: «Он (художник) не отражает - он изображает. И вот нет больше цепи фактов: фабрик, домов, болезней, проституток, крика и голода. Есть только видение этого, ландшафт искусства, проникновение в глубину, первозданность и духовную красоту…». Все становится связанным с вечностью» («Экспрессионизм в поэзии»). Произведения в экспрессионизме - не предмет эстетического созерцания, а след душевного порыва. Этим обусловлено отсутствие заботы об изысканности формы. Доминантой художественного языка становится деформация, в частности гротеск, возникающий в результате общего гиперболизма, волевого натиска, борьбы с преодолением сопротивления материи. Деформация не только искажала внешние очертания мира, но и вызывала эпатирующее воздействие гротесковостью и гиперболичностью образов, совместимостью несовместимого. Это вызывающее «шок» искажение было подчинено внеэстетической задаче - прорыву к «полному человеку» в единстве его сознания и бессознательного. Экспрессионизм ставил целью реконструкцию человеческой общности, достижение единства вселенной через символическое раскрытие архетипов. «Не индивидуальное, а свойственное всем людям, не разделяющее, а объединяющее, не действительность, но дух» (Курт Пинтус, Предисловие к антологии «Сумерки человечества»). Экспрессионизм отличает претензия на универсальное пророчество, что требовало особого стиля - призыва, поучения, декларативности. Изгнав прагматичную мораль, разрушив стереотип, экспрессионисты надеялись освободить в человеке фантазию, обострить его восприимчивость, усилить тягу к поиску тайны. Формирование экспрессионизма началось с объединения художников. Датой возникновения экспрессионизма принято считать 1905 год. Именно в этом году, в Дрездене, возникла группа «Мост», объединившая таких художников как Эрнет Кирхнер, Эрих Хекель, Эмиль Нольде, Отто Мюллер, и др. В 1911 году, в Мюнхене, возникает знаменитая группа «Голубой всадник», в которую вошли художники, чье творчество оказало огромное влияние на живопись XX столетия: Василий Кандинский, Пауль Клее, Франц Марк, Август Маке, и др. Важным литературным органом этой группы стал альманах «Голубой всадник» (1912), в котором художники-экспрессионисты заявили о своем новом творческом эксперименте. Август Маке в статье «Маски» сформулировал цели и задачи новой школы: «искусство превращает в понятное и постижимое сокровенную сущность жизни». Живописцы-экспрессионисты продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матисс, Дерен, Вламинк). Цвет для них, как и для фовистов, становится основой организации художественного пространства. В формировании экспрессионизма в литературе значительную роль сыграл журнал «Акцион» («Действие»), основанный в Берлине в 1911 году. Вокруг этого журнала сплотились поэты и драматурги, в ком наиболее сильно проявился бунтарский дух направления: И. Бехер, Э. Толлер, Р. Леонгард и др. Журнал «Штурм», начавший выходить в Берлине с 1910 года, был сосредоточен на эстетических задачах направления. Крупнейшими поэтами нового направления являются Георг Трагль, Э. Штадлер и Г. Гейм, поэзия которых усвоила и творчески переработала опыт французского символизма - синэстезию, утверждения превосходства Духа над материей, стремление выразить «невыразимое», приблизиться к «тайне» мироздания. 60, Традиции и новаторство (лат tradition - передача) - это передача художественного опыта от одного поколения художников к другому Продолжать традиции - значит творчески усваивать опыт предшественников и и идти дальше Каждый новый шаг в искусстве всегда опирается на приобретенный эстетический опыт, даже когда его не воспринимают, что свойственно авангардистам \"Чистого новаторства, как и чистой традиции, - отмечает Ю Кузнецов, - не существует, однако абсолютизация первого из них может привести к игре ради игры вроде литературных практик постмодернизма или к пасеизму, характерного для литературной деятельности МУРа, с отдельная для его концепции \"Большой литературы\" С другой стороны, абсолютизация традиционализма, ориентация только на канон может повредить развитию литературы, породив эпигонство Традиционными в литератур и есть темы, мотивы, образы, жанровые, композиционные особенности Новаторство заключается в открытии новых тем, жанровых форм, типов, средств отображения художественной действительности Писатель-новатор опирается на с Витово и национальный опыт устного и письменного творчества, используя вечные сюжеты, образы, аллюзию, реминисценсию, перепев, перевод, монтаж, коллаж тощклад, монтаж, колаж тощо. Традиции и новаторство не следует воспринимать как бинарную оппозицию, это два взаимосвязанных аспекта развития художественной литературы Ф Ницшее в поэме \"Так говорил Заратустра\" призвал \"разбить скрижали\", покинуть ты \"страну отцов\" (отойти от традиций) Такое отрицание традиций таит опасность забвения писателей-предшественников, оно не оправдано и вредноів, воно не виправдане і шкідливе. Первой моделью соотношения традиции и новаторства является фольклор и художественная литература На художественном творчестве письменного характера в первые века влияние фольклора был значительным, особенно заметным У древних литературах (Египет, Месопотамия) доминировала традиция Новаторские элементы были неосознанными, эстетически незначительными Заметными они в классическом искусстве Древней Греции, когда утверждаются новые же Анри (трагедия, комедия, лирическая поэзия, научные и философские трактатыати). Период средневековья характеризуется преобладанием традиции, которая базировалась на христианских ценностях В эпоху средневековья появляются новые жанры (героический эпос, куртуазная лирика, рыцарский роман) Сложным синтезом традиции и новаторства была литература Возрождения и классицизма XVII-XVIII вв Это период эстетически осознанного возвращения к традициям античного искусства Писатели, художники, рез зьбяри используют античные и средневековые сюжеты и образы К образу Андромахи обращается Ж Расин и Л Катенин, к истории Дон Жуана Тирсо де Молина и ЖБ Мольер, Фауста - К Марло и ЙВ Гет Й.В. Ґете. Новаторство начинает преобладать в литературе второй половины XVIII в, когда утверждается сентиментализм Сентименталисты сосредоточены на частной жизни человека, а романтики начала XIX СТОЛИТ ття объявляют важной особенностью литературы оригинальность Своего апогея новаторство достигает в литературе модернизма Стремление вернуться к традициям заметно в произведениях неоромантиков, неокласицистив и постмодернистстів. Сложный взаимосвязь традиции и новаторства проявляется в развитии литературных направлений и стилей В каждом новом направлении отрицается предыдущий и используются элементы более раннего Так, мы истецтво Возрождения и классицизма обратилось к античному; барокко определенной степени возвращается к средневековому спиритуализма; сентименталисты отвергают рационализм и нормативность классицизма и возвращается аються к литературе средних веков; реализм XIX века использует отдельные положения поэтики романтизма и рационалистические конструкции просветителей; модернисты отвергают жизнеподобие ренесанской ого искусства и обращаются к условности средневекового искусства Футуристы, отвергая нормативы реализма, модифицировали наследство барококо. Традиции могут воплощаться в форме иллюзий, перевода, реминисценсии, переработки, адаптации, подражания, влияния, стилизации, коллажа, эпигонства, монтажу и т.п. В развитии литературы важную функцию выполняют стилевые традиции: нормативность классицистического стиля, яркость романтического, утонченность и изысканность стиля барокко, изящество и фрагментарность ь импрессионистического, контрастность и резкость экспрессионистических стил. В литературе постоянно чередуются традиции и новаторство Когда проходят существенные сдвиги в художественных системах, которые сопровождаются дискуссиями в период перехода от одного литературного периода к другому о, взаимосвязь между традициями и новаторством становится напряженным Это свойственно раннем модернизма, когда происходила переориентация с аристотелевского мимезис на платоновский На этом этапе развития ли тературы представители авангардистских течений резко выступают против классической литературы Полемика между традицийникамы и новаторами продолжается постоянно В начале XX века она разгорелась между модерниста мы (М Вороной, Леся Украинской, О Кобылянская, и Франко, М Евшан) и народниками (и Нечуй-Левицкий, С Ефремов) В 90-х годах XX века велась дискуссия между писателями старшего поколения и участниками литературных группировок \"Бу-Ба-Бу\", \"Новая литература\", \"Новая дегенерация\", \"Творческая ассоциация 500\", свидетельством этого являются статьи Ю Му шкетика \"Колесо\" (\"Литературная Украина\" - 1994 - М 45), кого наехало \"Колесо\" (\"Литературная Украина\" - 1995 - Ч 35), В. П'янова "На кого наїхало "Колесо" ("Літературна Україна". — 1995. — Ч. 3). В \"Лексиконе общего и сравнительного литературоведения\" отмечается, что традиции имеют \"коллективно-групповой характер и четко выраженную национальную своеобразие\", новаторство - категория сверхнации онального, космополитическая и воплощается на личном уровне Во-вторых, важную роль в инновационных процессах в искусстве и литературе конца XIX-XX вв играет общий цивилизационный прогресс, лавиноподиб но растущий поток информации, достижения в философии, науке, технике (в частности, изобретение фотографии способствовал трансформации изобразительного искусства), новые средства транспорта и связи вдохновили футуристов в, кинематографические средства повлияли на литературу \"1 Соответственно в литературе XX века быстро сменяли друг друга разные направления и течения: футуризм, экспрессионизм, сюрреализм, драма абсурда, постмоде рнизм Появились полифункциональные жанры (интеллектуальная драма, лирическая проза, философская лирика), приобрели популярность подвижные жанры (роман, новелла, рассказ) В поэтике утвердились новые художественные засо бы: поток сознания, монтаж, коллаж, подтекст, виртуальность, логика абсурд віртуальність, логіка абсурду. Все же большая часть художественных открытий базируется на персусвидомленни традиций, гармония традиций и новаторство является залогом успешного развития литературы 59, Имя В.Т.Шаламова занимает в этом перечне особое место. Впервые арестованный в 1929 году по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания В.И.Ленина (это было знаменитое письмо XII съезду партии), молодой писатель провёл в лагерях Западного Урала около трёх лет. В 1937 году его арестовали вновь и отправили на Колыму. На его судьбу выпало почти 20 лет тюрьмы, лагерей, ссылки, одиночество и забытость в последние годы жизни, проведённые в доме для престарелых и психиатрической больнице. Трагедия Варлама Шаламова отнюдь не была уникальной. Такова реальность страны с тоталитарным режимом: через лагеря в нашей стране прошли миллионы безвинных. Известно, что труд заключённых в 30-е гг. интенсивно использовался для освоения дальневосточных и северных окраин СССР. Малонаселённость и суровая природа этих мест создавали идеальные условия для изоляции больших масс людей. В энциклопедии «История России и её ближайших соседей», изданной в 2000 году, зафиксировано: «Самыми страшными лагерями были колымские. В лагерях люди умирали, прежде всего, от голода и связанных с ним болезней. На Колыме ещё в 1928 году нашли месторождение золота, а позднее и других полезных ископаемых. Осваивать ледяную пустыню заключённым приходилось буквально с нуля, оплачивая тысячами и тысячами жизней строительство городов и посёлков в вечной мерзлоте». Шаламов, предвидя, что его проза вызовет много вопросов, что она будет сложна для восприятия, написал ряд теоретических работ («О прозе», 1965; «Новая проза», 1971), в которых объяснял, в чём состоит её своеобразие, его размышления о том, как надо писать о лагере. Date: 2015-07-27; view: 569; Нарушение авторских прав |