Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие ловкости у юных баскетболистов 10-12 лет

Исполнитель: Арефьев А.А.

Студент 3 курса НУОР

Руководитель работы: Стовба О.А.

 

 

Новомосковск - 2015 г.

Глава I. Литературный обзор

1.1. Краткая характеристика баскетбола.

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Баскетбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, Баскетболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.

Баскетбол – игра, способствующая всестороннему развитию. Она развивает ловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений. Во время игры интенсивность нагрузки меняется от малой до максимальной и протекает в различных зонах энергообеспечения организма (аэробной, аэробно-анаэробной и анаэробной), что способствует повышению уровня функциональных возможностей занимающегося. Разнообразная двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых в спортивной и повседневной жизни.

Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. Это одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

В основе игры в баскетбол лежит борьба двух коллективов, игроки которых объединены общей целью – победа над соперником. Стремление к достижению победы приучает баскетболистов к коллективным действиям, взаимовыручке, воспитывает чувство дружбы и партнерства. Во время игры любой игрок может проявить себя, но вместе с тем он должен уметь подчинить свои интересы интересам команды, партнерам.

Благотворные эмоциональные особенности позволяют использовать как саму игру, так и отдельные элементы игры с мячом в качестве средства активного отдыха и укрепления своего здоровья.

Баскетбол – игра коллективная. Она является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, он включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Баскетбол, как спортивная игра, характеризуется очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Психологические особенности деятельности баскетболистов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого

подъема. Достижения современной теории и методики спортивной тренировки, результаты научных исследований, обобщение передового опыта педагогов, тренеров и спортсменов создали условия для разработки современной системы подготовки баскетболистов. Пути развития баскетбола в нашей стране направлены на увеличение массовости. На дальнейший рост спортивного мастерства баскетболистов.Как известно, формировать способности – это значит придавать им определенную форму; порождать их новую, более совершенную форму. Занятия физической культурой и спортом как раз являются той школой, где прирожденные механизмы психомоторики становятся реальными способностями, причем не только в спортивной, но в других видах деятельности.Ловкость имеет значение во всех видах спорта, но особую важность приобретает в тех, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями. Таким видом спорта является баскетбол.Данная работа имеет своей целью определить набор форм, методов и приемов, способствующих развитию ловкости баскетболистов 10-12 лет.

 

 

1.2. Развитие ловкости баскетболистов – одно из направлений тренировочного процесса.

 

Слово «Ловкость» - есть производная от слова «лов» - ловить. Первоначальное значение слова относится к охоте промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. С течением времени значение слова расширилось и перенесено было на человека, но смысл его мало изменился с тех пор. Ловкость по прежнему определяется как способность нашего тела к проворству, ухватке, подвижности, гибкости.

Определение ловкости как физического качества представляет для педагогов значительные трудности. Это связано с тем, что не совсем ясен вопрос, чем может быть измерена ловкость. Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность выполнения и время выполнения. Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость. Притягательное свойство ловкости, ее доступности т. е. особенность ее, которая дает шанс человеку с самыми средними телесными данными одержать верх в самым сложных ситуациях, ловкость не какое - то неизменяемое прирожденное свойство, она поддается упражнению, ее можно выработать в себе, добиться сильного повышения ее уровня. Двигательная ловкость это свое рода двигательная находчивость.Ловкие движения – это движения, очень тонкие по своей пространственной точности, по своей пространственной координированности и, наряду с этим, точно укладывающиеся в определенные, часто очень сжатые, временные рамки. При этом пространственная и временная точность и сочетаемость движений проявляются не только в строго стандартных, но и в переменчивых условиях.В видах спорта, для которых характерна быстрая смена условий деятельности и большая изменчивость действий, важно сократить время между сигналом к выполнению и началом выполнения движения. В быстро изменяющейся обстановке необходима большая ловкость для того, чтобы реагировать быстро, целесообразно и последовательно. Здесь мерой оценки ловкости может служить способность к быстрой адаптации (находчивость).Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать.Ловкость - важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются высокие требования к координации движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и сознательном выборе движений.Ловкость определяется как способность овладевать новыми движениями и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки. Ловкость - это способность спортсмена быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В данном случае объектом познания выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных, временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Ловкость - специфическое качество, по-разному проявляющееся в разных видах спорта. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.Следуя общепринятому мнению, ловкость - это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.Ловкость — это комплексная способность спортсме­на к проявлению высокого уровня силы и быстроты в органическом сочетании с координированностью движений и их точностью. Харак­теризуется способностью хорошо осваивать сложные по координа­ции действия, быстро и правильно оценивать складывающуюся си­туацию, успешно решать сложные двигательные задачи или опера­тивно перестраивать свою деятельность в соответствии с мгновенно меняющимися условиями. Для баскетболиста чрезвычайно важны координированные действия в безопорном положении, различные действия с мячом в быстро изменяющихся ситуациях, отлично раз­витое чувство равновесия (вестибулярная чувствительность) и ори­ентировки.Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись и т.п.). Ловкость в баскетболе условно делится на акробатическую (двигательные действия в нападении, при блокировании броска в защите, при передачах в прыжке) и игровую (умение предвидеть продолжение действия).Для того что бы провести подразделений видов ловкости, установим прежде всего основное и самое характерное свойство ловких движений в том, что касается их физиологического построения. Каждое движение или действие, которое мы признаем выполненным ловко, построено непременно не менее чем на двух уровнях. При этом ведущий уровень этого ловко выполненного движения обнаруживает яркие качества переключается, находчивости, маневренности, а подслаивающие эти движения в фоновый уровень - столь же яркие качества слаженности, послушности и точности работы.Проявления ловкости начинаются у человека с уровня пространства. Опираясь на только что указанные общие свойства общих двигательных актов, мы можем выделить два вида ловкости. Первый из них относится к движениям ведущимся на уровне пространства и подкрепленным фонами из другого уровня. Этот вид мы называем телесной «ловкостью»Второй вид ловкости проявляется в действиях со столь же обязательными фонами из обоих подуровней пространства. Этот вид мы обозначаем названиями «ручная или предметная ловкость».Третья группа объединяет действия, ведущие звенья которых в наибольшей степени зависят от нижнего подуровня пространства. Главное качество, присущие движением в этой группе плавное, чуткая точность, (спортивно - игровая область). Ловкость может проявляться только в комплексе с другими физическими качествами. В этом заключается одна из основных предпосылок развития ловкости - физические способности человека.Оценка ловкости спортсменов осуществляется главным образом педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения. Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать ловкость.Можно выделить следующие условия проявление ловкости:1) стандартные (привычные условия)2) непривычные, но заранее установленные условия (характерные для формирования новых двигательных навыков и совершенствования психомоторных умений на базе имеющихся навыков и знаний);3) вероятностные условия (связанные с наличием альтернативной или временной неопределённости в ситуациях, а также с ограничением времени принятия решения и его осуществления);4) неожиданные ситуации (экстремальные или аварийные).Различают три степени ловкости. Первая степень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений. Первая степень ловкости – точность. Вторая степень – пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки. Вторая степень ловкости – точность в быстроте. Третья степень проявляется в точности и координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях. Измерителем этого проявления ловкости будет то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. Третья степень ловкости – точность в быстроте при переменных условиях. Для успешной игровой деятельности баскетболистам необходимы все три степени ловкости. При этом важную роль играет высшая степень. Как бы виртуозно и точно не использовались приемы в стандартных, неизменяющихся условиях, они будут малоэффективны при внезапных непрерывно меняющихся игровых ситуациях.Главным направлением в развитии ловкости считается овладение новыми разнообразными навыками и умениями. Необходимо повышать координационные трудности, с которыми должны справляться баскетболисты исходя из точности движений, взаимной согласованности и внезапности изменений игровой обстановки на площадке.Для развития ловкости как умения овладевать новыми движениями можно применять любые упражнения, включающие элементы новизны. А для развития ловкости как умения рационально перестраивать двигательную деятельность в сжатые временные сроки используются упражнения, требующие мгновенного реагирования на внезапно изменяющиеся ситуации.

Чтобы добиться наилучших результатов в мгновенно складывающихся и изменяющихся игровых положениях, баскетболист должен владеть всем богатством разнообразных технических приемов и способов, уметь выбрать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно их выполнить. Одним из критериев высшего технического мастерства является умение управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника.

 

 

1.3. Особенности работы с подростками

Лет.

 

Спортивная тренировка как педагогическое явление – это специальный процесс физического воспитания, непосредственно направленный на достижение высоких спортивных результатов. Особенностью этого процесса является тесное переплетение обучения, воспитания спортсменов и развития у них функциональных возможностей организма.

В процессе подготовки баскетболистов формируются и совершенствуются навыки, умения и знания, необходимые для ведения игры на современном уровне спортивных достижений. Обучение, воспитание и развитие функциональных возможностей человека в процессе спортивной тренировки охватывает как общую, так и специальную подготовку.

Физическое усовершенствование возможно только при условии учета анатомо-физиологических особенностей детского организма и построенной на этой основе системы использования способов, форм и методов физического воспитания. В тренировочном процессе баскетболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходимо совершенствование точности движений, обусловливающих ловкость. Она зависит от деятельности анализаторов (прежде всего двигательного), пластичности, саморегуляции. Ловкость рассматривается как вторичное качество, зависящее, в основном, от комплексного развития силы, быстроты и выносливости и одновременно состояния ЦНС. В результате тренировок увеличивается подвижность нервных процессов, повышается координация деятельности различных отделов ЦНС, сокращение и расслабление мышц-антогонистов.

Интенсивный рост подростков приводит к некоторой диспропорции не только в строении тела, но и управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений подростка может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в более старшем возрасте. Отсюда громадная роль направленного и индивидуального психомоторного развития в этом возрасте. Подростки, как правило, переоценивают свои силовые и скоростные возможности. У школьников 11-15 лет существенно возрастает быстрота и темп движений, быстрота и точность запоминания движений. Если в этот период не работать над точностью движений, ловкостью и координацией движений, то у подростков могут очень быстро закрепиться неправильные навыки и двигательные стереотипы, которые будет очень трудно преодолеть в юношеском и взрослом возрастах. Именно в подростковом возрасте создаются благоприятные психологические, физиологические и морфологические предпосылки для специализированных занятий и первых успехов в большинстве олимпийских видов спорта.

По данным науки заниматься баскетболом можно начинать с 7-8 лет. Группы начальной подготовки объединяют детей в возрасте 10-13 лет. Основными принципами организации работы в группах начальной подготовки являются универсальность и разносторонность.

Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений), а к 12 годам - уже 90% движений взросл человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности.

В подготовке юных баскетболистов надо исходить, прежде всего, из физических особенностей растущего организма и соответствия задач подготовки этим особенностям. Правильно и своевременно заложенные основы физической и функциональной подготовки, в сочетании с формированием основных навыков и умений, позволяет в последующем проводить работу, которая способствует достижению высоких спортивных результатов.

Для детей 10-12 лет ха­рактерны сравнительная равномерность в развитии органов и сис­тем. Благодаря пластичности центральной нервной системы, способ­ности сердечно-сосудистой системы к перенесению кратковремен­ных, непродолжительных скоростных нагрузок, нужному уровню развития физических качеств имеются благоприятные условия для формирования нужных навыков.Следует помнить, что кости скелета в этом возрасте еще недо­статочно прочны, связки эластичны и растяжимы. Мышцы разви­ты относительно слабо: лучше — крупные мышцы и хуже — мелкие. Это обстоятельство предрасполагает (при неправильной организа­ции занятий и подборе упражнений) к деформации грудной клетки и позвоночника, к нарушениям осанки.Равномерность темпов развития создает благоприятные взаимо­отношения между сердечно-сосудистой системой и массой тела. Об­менные процессы протекают активнее, чем у взрослых.Функциональная способность дыхательного аппарата ограничена недостаточным развитием легких. При нагрузках пульс и дыхание значительно учащаются и восстанавливаются замедленно. Функцио­нальные возможности детей этого возраста невысоки.Наиболее яркое подтверждение сказанному можно найти в работе с детскими, юношескими и молодежными командами. То есть именно в тот период подготовки баскетболистов, когда имеются наилучшие возможности для развития у них физических качеств, и в первую очередь ловкости и быстроты.

Необходимо учитывать следующие моменты:

1. С возрастом организм ребенка меняется. Изменения носят не только количественный (рост, вес), но и качественный характер. Поэтому нельзя предъявлять к детям те же требования, что и к взрослым, механически уменьшив их пропорционально возрасту ребенка.

2. Развитие организма ребенка идет непрерывно, но неравномерно. В определенные периоды происходят существенные изменения.

3. Темпы развития физических качеств и других способностей детей соответствуют определенным периодам. В результате создаются более благоприятные предпосылки для развития определенных физических качеств и других способностей.

В различных видах движений показатели у девочек и мальчиков в

зависимости от возрастных групп неодинаково. Поэтому необходимо

учитывать предпосылки, создаваемые возрастным развитием. Учет возрастно-половых особенностей позволяет выбирать средства и методы работы.

4. Важно помнить, что каждый организм развивается индивидуально. Помимо календарного, паспортного возраста рекомендуют учитывать биологический возраст, который характеризуется уровнем физического развития. Календарный возраст может не совпадать с биологическим.

Интенсификация игровой деятельности обусловлена многими факторами: возрастанием скорости атак, увеличением удельного веса быстрого прорыва и прессинга, улучшением технических возможностей игроков при максимальной быстроте действий, психологической настроенностью на ведение игры в высоком темпе и т.п.Все это базируется на фундаменте специальной физической подготовленности игроков, характеризующейся высоким уровнем развития определенных физических качеств. Этот уровень должен быть настолько высок, чтобы он мог обеспечить максимальное проявление всех сторон быстроты баскетболиста на протяжении длительного времени.Необходимо серьезно работать над специальным развитием физических качеств у баскетболистов. Особое внимание нужно уделять интенсивности передвижений в игре и скоростной выносливости баскетболистов, быстроте выполнения отдельных приемов и смене их, результативности технических приемов на максимальной скорости движения и при максимальной быстроте тактических действий, объему и эффективности быстрого прорыва и прессинга.Учитывая это определяем следующие направления работы для повышения скоростных возможностей игроков: улучшение скоростно-силовой подготовки, работы ног, быстроты выполнения приемов; более эффективное применение приемов при максимальной скорости передвижения; овладение умением рационально управлять мышечным напряжением и расслаблением, как главных факторов технического совершенства.Основное внимание в занятиях должно уделяться всесторонней физической подготовке. С этой целью используются самые разнооб­разные средства, и чем шире их арсенал, тем успешнее будет решать­ся поставленная задача. Большой выбор разнообразных навыков, различных по сложности, облегчает формирование новых навыков.Следует избегать одностороннего воздействия упражнений, так как костно-связочный аппарат детей чрезвычайно податлив. Упраж­нения должны способствовать развитию всех мышечных групп. Осо­бое внимание нужно уделять мышцам живота, туловища, задней по­верхности бедра и верхних конечностей. В занятия включаются и корригирующие упражнения, предупреждающие патологические из­менения.Наиболее благоприятные условия, создаваемые возрастным раз­витием, имеются для работы над гибкостью и ловкостью. Поэтому необходимо отводить больше места акробатическим упражнениям, сочетая их с метаниями, а также с передачами мяча в различных на­правлениях.При изучении техники основная задача заключается в освоении правильной структуры приемов. Детали и тонкости приемов в этом возрасте еще недоступны.Овладение самой совершенной техникой возможно лишь при хо­рошем усвоении ее основ в виде всех главных двигательных струк­тур на начальных этапах изучения игры. Однако это не означает, что не следует требовать точного выполнения изучаемых движений. Обучение должно быть основано на требованиях к хорошему каче­ству, так как высокая культура основных движений способствует созданию прочной базы для изучения других движений. Это стано­вится возможным, если наряду с методическими требованиями бу­дут строго выполняться требования по обеспечению детских групп специальным инвентарем (в соответствии с правилами мини-баскет­бола).Каждый прием сначала изучается отдельно, в специально соз­данных условиях. Упражнения должны носить конкретный харак­тер. Большое место отводится подводящим упражнениям. Один и тот же прием выполняется при различном построении партнеров. Упражнения широко дополняются различными перемещениями, тре­бующими внимания, зрительной памяти и ориентировки. Обычно они заполняют паузы между основными упражнениями в приемах. Изученные приемы нужно объединять в сочетания. Значительное место при изучении техники должны занимать специальные упраж­нения, способствующие совершенствованию навыков меткости. Это упражнения в метаниях различных предметов и мячей. Характер их должен быть таким, чтобы они помогали овладению точным направ­лением выпуска снаряда.Формирование тактических навыков должно быть направлено на развитие способностей, лежащих в основе тактических действий и тактического мышления, а также на изучение индивидуальных так­тических действий в объеме изученной техники.Чтобы ученик был способен решать самую простую тактическую задачу, он должен уметь наблюдать, зрительно запоминать обста­новку и ориентироваться в ней. Эти способности воспитываются па­раллельно с физической и технической подготовкой. Здесь могут развиваться способности и умения улавливать изменения в располо­жении партнеров, направлении движения, перемещении в пределах установленных границ и т. п. Существенное значение при воспита­нии таких навыков имеет использование зрительной сигнализации как метода организации упражнений.Ранняя специализация игроков по местам и функциям нецелесо­образна. Главное условие обучения в этот период — универсаль­ность. Юный баскетболист должен в равной мере уметь применять в игре все изученные приемы и их сочетания, владеть мячом и стреми­тельно атаковать, опекать противника и цепко защищаться. Только после овладения комплексом навыков и умений определяются инди­видуальные возможности и склонности баскетболиста. 1.4. Обоснование предлагаемых тренировочных форм, методов и приемов для развития ловкости у баскетболистов

Известно, что спортивная специализация – односторонняя только по цели; путь к ней ведет через большое количество разнообразных упражнений, развивающих силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, применительно к требованиям избранного вида спорта.

Чем целенаправленнее тренировка, тем фундаментальнее база – физическое развитие и здоровье, они требуют предварительного укрепления нервно-мышечного аппарата, внутренних органов и систем.

В развитии ловкости у юных баскетболистов особенное значение придают психологической подготовке.

Начинается такая подготовка с ее планирования, когда тренер, зная индивидуальные особенности каждого игрока и «характер» своей команды, а также состояние в настоящее время, заранее подбирает средство повышения или понижения психического напряжения последних тренировок при общей тенденции к снижению напряжения в последние дни перед соревнованием.

Особую роль в специальной психологической подготовке играет формирование в тренировочном процессе моральных качеств баскетболистов, находящихся в тесной связи со спецификой баскетбола – коллективным характером игры. Тренер подбирает способы психической изоляции «нытиков» и стремится повысить активность «оптимистов», создает в команде обстановку спокойной, деловой уверенности, особое внимание уделяет психическому состоянию лидеров. Высокая подвижность нервных процессов при проявлении ловкости дает возможность баскетболисту ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.

Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита у спортсмена способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.

Во всех случаях, применяя упражнения для развития ловкости, нужно постепенно переходить от простых к более сложным. Дозируя эти упражнения, необходимо помнить, что они требуют не только физических усилий, но и значительных нервных напряжений. Поэтому не следует давать в одном занятии много таких упражнений.

Процесс физической подготовки должен сформировать направленную адаптацию организма спортсмена к воздействию больших физических нагрузок, специфических для баскетбольной игры. Основными средствами функциональной и атлетической подготовки являются физические упражнения, которые по преимущественной направленности делятся на следующие группы:

1. Упражнения на повышение функциональных возможностей внутренних систем организма (на работоспособность).

2. Упражнения для развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

3. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

1) выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);

2) создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств;

3) усложнение условий выполнения обычных упражнений;

4) изменение скорости и темпа движений;

5) изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

Сама игра в баскетбол является эффективным средством развития ловкости. Но при высоком уровне развития ловкости и высоком спортивном мастерстве особое значение имеет направленное развитие данного качества. При этом упражнения по своему содержанию и характеру должны все больше приближаться к двигательной деятельности в конкретном виде спорта, так как проявление ловкости в разных видах спорта имеет свою специфику.

Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры.

По формам организации тренировочные занятия подразделяются на индивидуальные, групповые и командные.

Индивидуальная форма тренировка предназначена для воспитания индивидуального спортивного мастерства и используется в физической, технической, индивидуально-тактической и тренировочной подготовке. Эта форма тренировки хороша тем, что предоставляет возможность индивидуализировать тренировочные нагрузки, средства и методы подготовки, воспитывает у спортсменов самостоятельности и чувство ответственности.Групповая форма применяется в процессе всего тренировочного занятия или на определенных его отрезках. Групповая форма тренировки предоставляет возможность распределить всех занимающихся по ряду признаков в разные группы и каждой дать самостоятельное задание. Формирование групп производится по общности решения задач, направленных на развитие тех или иных качеств. Во время командной тренировки игроки решают общие и частные задачи, подчиненные коллективным действиям.Упражнения рекомендуется применять близкие к соревновательным с различными изменениями и дополнениями, вносимыми как в технику выполнения приемов и содержание упражнений, так и в условия и обстановку выполнения их. Занятия в этот период проводятся групповым методом. Состав учебных групп — 20—25 человек. Длительность занятий — от 60 до 90 мин. Для занятий используется инвентарь, соответствующий воз­расту: облегченные мячи уменьшенного объема, щиты с корзинами на высоте 270 см. Основной метод обучения — показ. Он должен быть ярким, впечатляющим, опирающимся на впечатления и ощу­щения детей. Внимание их при показе фиксируется только на глав­ном, а не на его деталях.Наряду с дозированными упражнениями для воспитания навы­ков применяются подвижные игры. Учебные игры должны быть не­продолжительными, с короткими паузами по ходу игры.Подвижные игры - виды игр, требующие от участников повышенной двигательной активности. Они широко используются как средство совершенствования движений, воспитания физических качеств, активного отдыха, оздоровления детей и молодежи, а также в подготовке юных спортсменов. Важнейший результат подвижных игр - радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому свойству они больше, чем другие формы физической культуры, отвечают потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости, развитию чувства коллективизма и других важных качеств. При проведении игр невозможно достичь достаточно избирательного воздействия на мышцы, суставы и внутренние органы занимающихся. В связи с этим подвижные игры необходимо применять в сочетании с другими методами физического воспитания, где имеются наибольшие возможности для относительно точной физической нагрузки и желаемых локальных воздействий на организм. Подвижные игры как бы аккумулируют многие двигательные действия. Применение технических средств обучения и подвижных игр в комплексе имеет большую ценность для развития физических качеств, в частности ловкости, помогает быстрее осваивать новые элементы, овладевать сложными техническими приемами, способствует повышению сознательности обучения и тренировки, создает условия для повышения моторной плотности тренировочных занятий.Большое внимание нужно уделить следующим методам: применению необычных, затрудненных положений. Изменению скорости или темпа движений, усложнению упражнений дополнительными движениями, изменению противодействий при парных и групповых упражнениях. Это могут быть однонаправленные специализированные упражнения для совершенствования быстроты передвижений и ловкости баскетболистов, упражнения и игры комплексного воздействия с характерными для баскетбола сочетаниями: быстрота реакции – стартовое ускорение – дистанционная скорость, завершающиеся выполнением приемов с мячом; быстрота реакции – дистанционная скорость с одновременным выполнением приемов и решением возникающих тактических задач.Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была деятельность двигательного аппарата, тем больше у спортсмена запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков он владеет, легче усваивая новые формы движений, лучше приспосабливаясь к существующим и изменяющимся условиям деятельности, - тем больше его ловкость.Хорошо применять упражнения типа полосы препятствий, исполь­зуя различные комбинации снарядов. Благодаря таким упражне­ниям улучшается координация движений, повышается умение уп­равлять своим телом в сложных условиях (в опорном и безопорном положениях).Упражнения, направленные на общую физическую подготовку, выполняются с широким использованием различных предметов. Осо­бое место необходимо отводить упражнениям с мячами различного веса и объема. При этом задача должна сводиться к тому, чтобы ученики познали свойства, мяча и умели им управлять. Этой цели служат разнообразные упражнения типа жонглирования и специ­альные упражнения в перемещениях и перебрасываниях мяча.Способность к быстрому перемещению в пространстве в этот период еще развита плохо. Для совершенствования ее следует при­менять упражнения со специальными заданиями, а также подвиж­ные игры, где развивается реакция на внезапные сигналы-раздра­жители.Развитию ловкости также способствует выполнение привычных упражнений, но в непривычных условиях (другие снаряды и грунт, иное расположение препятствий, сложные метеорологические усло­вия и т. п.).Для развития скорости целесообразно использовать упражнения в рывках и пробегании коротких отрезков.Силовые показатели в возрасте 11—12 лет очень низкие. Поэто­му с самого начала следует включать в занятия упражнения скоростно-силового характера, прыжки (вначале на месте, затем в дви­жении без предметов, со скакалками, через одиночные препятст­вия). Учитывая, что такие упражнения утомительны, их дают в малых дозах, чередуя с активным отдыхом.В упражнениях учитываются наиболее распространенные в игровой деятельности чередования способов передвижения и характер ускорений, разные условия старта для партнеров по упражнению и разные задачи. Различные условия старта и решаемых при передвижении задач – одна из особенностей действий баскетболистов.Использование мяча и более быстрых партнеров в роли лидеров помимо создания специфических условий для проявления быстроты может принести пользу и в плане преодоления так называемого «скоростного барьера.Кроме того, упражнения, где положительный результат зависит от проявления максимальной скорости в борьбе с соперником и при наличии сбивающихся факторов, способствуют воспитанию волевых усилий к работе с высокой скоростью. Это очень важно, так как уровень быстроты, в конечном счете, зависит от способности к максимальным волевым усилиям, направленным на выполнение упражнений с максимальной скоростью движений. Выполнение приемов с мячом и одно­временное реагирование на изменяющуюся обстановку с решением тактических задач облегчают овладение осно­вами тактики быстрого прорыва.К средствам для развития ловкости относятся различные соче­тания акробатических, гимнастических и легкоатлетических упраж­нений с элементами техники передач, ловли и бросков мяча (например, акробатический кувырок вперед с ловлей мяча, легкоатлетический прыжок в длину или высоту с мячом в руках после разбега с ведением мяча).Чтобы игроки могли управлять своим телом в воздухе, в упраж­нениях нужно продлевать время безопорной фазы (время «полета»). Для этого используются различные пружинные мостики и батут.Неплохие результаты дают упражнения в раскачивании на кана­те, шесте или кольцах с последующими разнообразными соскоками на точность приземления, а также упражнения в прыжках с вытал­киванием в воздухе или вырыванием мяча (два игрока одновремен­но прыгают вверх и выталкивают друг друга плечом или стараются вырвать друг у друга мяч), в прыжках «в окно» (между двух пла­нок, установленных на стойках) на точность приземления и в прыж­ках через ряд разновысоких препятствий, расставленных на неоди­наковом расстоянии с четким ограничением и определением места толчка и приземления.Процесс совершенствования координации движений с использо­ванием мячей разного веса и объема должен как бы опережать про­цесс совершенствования в технике игры, идти впереди него, предъ­являя к игроку повышенные требования в отношении качества вла­дения мячом. В этом плане можно использовать следующие примерные упражнения:1) прыжки через гимнастическую скамейку с подбрасыванием и ловлей мяча, с ведением мяча правой и левой рукой;2) броски мяча: подбросить вверх, сесть на площадку, встать и поймать мяч; то же, но повернуться на 180—360° и поймать мяч; то же, но сесть и поймать мяч сидя, из седа опять подбросить его вверх и поймать уже стоя;3) пробегание под подброшенным невысоко вверх мячом и ловля с поворотом к мячу;4) ловля или «увертывание» от мячей при передвижении;5) прыжки через вертящуюся скакалку с ловлей и передачей мяча партнеру;6) прыжки вверх за мячом и «увертывание» или отбивание второ­го мяча при приземлении;7) из положения лежа на спине, мяч за головой подбросить мяч вверх перед собой и поймать сидя;8) одну ногу поднять вперед, бросить мяч под эту ногу с наруж­ной стороны вверх и поймать;9) держа мяч в одной руке, обводить им вокруг туловища, пере­кладывая с одной руки на другую и не касаясь туловища; то же, но в наклоне вперед обводить мяч между ног; то же, но в стойке ноги врозь обводить мяч восьмеркой между ног;10) из стойки ног врозь наклон вперед, бросить мяч назад-вверх, повернуться кругом, выпрямиться и поймать мяч;11) из положения лежа на животе, мяч на площадке около головы бросить мяч партнеру в сторону-назад;12) жонглирование двумя мячами.Для развития ловкости в быстро меняющихся игровых ситуацияхрекомендуются упражнения типа «полосы препятствий», выполняе­мые в быстром темпе одно вслед за другим, например:1) акробатический прыжок — кувырок через препятствие, затем
после короткого разбега прыжок «в окно», далее, отталкиваясь от
пружинного мостика, вспрыгнуть на канат, влезть по нему до оп­ределенной отметки, после чего соскочить на точность приземления.
Упражнение заканчивается рывком к финишной черте;2) старт лежа на спине с набивным мячом в руках — пробе­
жать 4—5 м и перепрыгнуть через барьер, после чего перелезть че­рез гимнастическое бревно, затем выполнить рывок на 6—8 м и
вспрыгнуть с ходу на гимнастическую стенку, влезть по ней, кос­нуться рукой стены над верхним брусом. Упражнение заканчивается
спрыгиванием вниз и заключительным рывком к финишной черте.Подобные «полосы препятствий» преодолеваются, как правило, в состязании двух команд с фиксированием времени, затраченного командами и каждым участником. При определении доз упражне­ний на ловкость необходимо учитывать, что они требуют не только физических усилий, но и значительных нервных напряжений. По­этому нецелесообразно в одно занятие включать много таких уп­ражнений. Если они специально вводятся в тренировочное занятие, их следует выполнять в начале основной части урока.Основные методы использования этих упражнений — повторно-переменный, игровой и соревновательный. В индивидуальной рабо­те с высокорослыми игроками на ловкость наряду с разобранными выше необходимо в увеличенном объеме применять упражнения в технике игры, связанные с ловлей и передачей мяча, а также борь­бой за отскок в усложненных исходных положениях.Наиболее часто применяемые упражнения для развития ловкости:

1. Упражнения с баскетбольным мячом.

2. Упражнения с использованием гимнастической скамейки.

3. Упражнения со скакалкой.

4. Упражнения с выполнением кувырков.

5. Упражнение с использованием гимнастического коня.

6. Упражнения с использованием гимнастического мостика или акробатического трамплина

7. Комбинированные упражнения.

8. Ускорения в сочетании с действиями с баскетбольным мячом и т.п.

1.5. Материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса.

В повышении эффективности и качества учебно-тренировочного процесса большую роль играет материально-техническое обеспечение. В тренировочный процесс все шире и шире проникают различные технические средства в виде специального оборудования, тренажеров, регистрационной аппаратуры и демонстрационных аппаратов.

Технические средства обучения и контроля в спорте - это совокупность различных технических средств, способствующих формированию двигательных навыков, развитию физических качеств, контролю за их совершенствованием, а также технические средства обратной связи и другие вспомогательные средства механизации тренировочного процесса.

Хорошая материально-техническая база дает возможности тренеру индивидуализировать тренировочный процесс, повышать его интенсивность, ускорять развитие различных качеств игроков и с помощью специального оборудования объективно оценивать уровень их подготовки.

Для полного материально-технического обеспечения тренировочного процесса прежде всего необходимо определить, какие имеются оборудование и инвентарь, а также что следует дополнить, приобрести или изготовить.

Вместе с тем современное оборудование и инвентарь еще не гарантируют эффективности тренировочного процесса. Она находится в прямой зависимости от творческого использования материально-технических средств в тренировочном процессе. При подборе упражнений для решения той или иной задачи занятия, необходимо продумать, какие технические средства могли бы содействовать успешному решению этой задачи.

Список литературы

1. Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра семь, 1997.

2. Баскетбол: Учебник для ин-тов физ.культ./ Под ред. Ю.М. Портнова. – Изд. 3-е перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

3. Баскетбло. Учебник для физ.ин-тов. Изд.2-е, перераб. Под ред. Н.В. Семашко, «Физкультура и спорт», 1976.

4. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД., 2004.

5. Кожевникова З. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста. Специальные упражнения. Изд. «Физкультура и спорт», Москва 1971.

6. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.

7. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2006.

8. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр «Академия».2008.

9. Никитин А., Параносич В. Отбор в баскетболе. Москва. «Физкультура и спорт», 1984.

10. Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-со­ревновательным процессом в спортивных играх. - М., 1996.

11. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009.

12. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.

13. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. С-П. 2000.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Глава 7.2. Порядок розгляду звернень та скарг студентів відносно діяльності органів студентського самоврядування | Б. Постмодернизм в современном литературоведении

Date: 2015-07-27; view: 5003; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию