Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого-педагогические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте
Место общения в системе отношений человека. Общение как ведущая деятельность подростков. Основные коммуникативные навыки и их развитие в подростковом возрасте. Социально-психологические механизмы общения: идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень. Основные направления развития коммуникативных навыков у подростков. Стадии процесса развития подростков (по Фельдштейну Д.И.): локально-капризная, правозначимая, утверждающе-действенная. Тренинг как средство развития коммуникативных навыков. Исследуя механизмы формирования и проявления способностей, психологи и педагоги приходят к проблеме развития личности. Общим для всех концепций развития личности (Л.И. Божович, Н.A. Менчинская, B.C. Мухина, А.В. Петровский и др.) является постепенный переход от внешней регуляции поведения, условий развития, элементов самосознания личности к произвольной психорегуляции личностью своей жизнедеятельности. Произвольность и сознательная саморегуляция - основа личностного развития ребёнка. Эта тенденция проявляется в умениях: управлять своим поведением, сознательно ставить цели, преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая при этом возникающие трудности и препятствия. В этом случае, на наш взгляд, в большей степени имеет смысл говорить о произвольной и творческой психорегуляции личностью своей деятельности и поведения. По мнению вышеупомянутых авторов «пик» развития личности, способной произвольно управлять своей деятельностью и поведением, приходится на переход между подростковым и юношеским возрастом. Ключевым в описании подросткового возраста является понятие «противоречивость». Сказанное относится ко всем аспектам подросткового возраста, в том числе, и к его границам. Как известно, не существует единого мнения по вопросу о точных границах подросткового возраста (например, Д.Б. Эльконин и Э. Эриксон). По данным разных исследователей они колеблются от 10 до 17 лет. Во всех подходах к исследованию подросткового возраста «во главу угла» ставится рассмотрение фундаментальных для молодых людей данного возраста характеристик, имеющих кардинальное значение для всего их последующего развития и становления как личности. Кризисными признаются также типичные характеристики поведения детей на протяжении подросткового возраста. Фельдштейн Д. И. разделяет подростковый период на три стадии: Первая стадия (младшие подростки 10-11 лет) - характеризуется отрицательным эмоциональным фоном, она определяется автором как «локально-капризная». Вторая стадия («правозначимая», 12-13 лет) - характеризуется переживанием недовольства собой, сопровождающимся актуализацией потребности в самоуважении, общим положительным отношением к себе, как к личности, зависимостью самооценки от оценок окружающих, особенно сверстников. В третьей стадии («утверждающе-действенной», 14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Она основана на сопоставлении своих личностных особенностей с собственным идеалом. Эмоциональный фон будет зависеть от cтeпени их сходства. Выявлено, что субъективно более сложным подростками воспринимается возраст 13-14 лет (A.M. Прихожан), на сложность которого влияет, в числе прочих факторов, темперамент. Л.С. Выготский трактует его как «кризис 13 лет». Уровни общения — согласно одному из подходов, выделяются: 1) макроуровень — выражается в том, что человек общается с другими людьми согласно сложившимсяобщественным отношениям, традициям и обычаям; 2) мезоуровень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое; 3) микроуровень — акт контакта, несущий элемент содержания и выражаемый в определенных внешнихпоказателях — простейшие элементы, лежащие в основе других уровней: вопрос — ответ, рукопожатие, актмимический и пантомимический, и пр. Date: 2015-07-27; view: 819; Нарушение авторских прав |