Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая характеристика творчества и теории креативности личности
Понятие творческой деятельности Сущность творческого процесса состоит: - «в реорганизации имеющегося опыта по формированию на его основе новых комбинаций» (А. Матейко); - как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта (Бехтерев В. М., 1924); - как «создание с помощью действия нового продукта» (К. Роджерс); - как «деятельность человека по преобразованию действительности (как природной, так и социальной); - деятельность завершающаяся созданием нового оригинального продукта; - процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых»; Отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью человека сейчас общепризнанно. Авторы многих исследований, проведенных в последние десятилетия в США, склонны разделять точку зрения Гизелина, согласно которой определение разницы между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным. Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Продукт творчества: В искусстве продуктом является внешний образ, который создают артисты, режиссеры, художники, композиторы. У ученых это чаще всего новая идея, мысль, новый закон; у конструкторов - новая машина, механизм; у модельера – новый фасон одежды и т. д. Понятие «креативность» впервые использовал Д. Симпсон в 1922г. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Е.П. Ильин подчеркивает, что авторы, говоря об одном и том же феномене, добавляют в определение креативности все новые и новые нюансы, систематизацию которых попыталась дать О. В. Буторина (2003) [14]. Вот как понимается креативность разными авторами: - способность к творчеству; - интеллектуальное творчество; - нечто новое, оригинальное; - отдаленные ассоциации; - реструктурирование целостной системы; - необычное кодирование информации; - дивергентное мышление; - результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов; - выход за переделы уже имеющихся знаний; - нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию, и т. д. Виды творчества: Научное творчество связано с открытием 8 явлений и общих закономерностей развития реального мира. Среди особенностей научного творчества назовем следующие: - опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решении научно-исследовательской задачи; - продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей; - научное творчество чаще всего бывает коллективным, так как даже выдвигаемые отдельными учеными гипотезы, теории, выявляемые факты подвергаются обсуждению, рецензированию, критике со стороны коллег; Техническое творчество связано с практическим (технологическим) преобразованием действительности. - Оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления. - Процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструировании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам практики. Отсюда его рациональность и утилитарность. - То, что изобретается, не существует до его создания, хотя и опирается на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса. Художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Его особенности: - опора в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление. - главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение; - художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д. Сотворчество. В сфере искусства выделяют особый вид творчества людей, воспринимающих произведения искусства, называемый сотворчеством. Это уровень восприятия, позволяющий зрителю или слушателю открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое. Педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Уровни (типы) творчества Творчество может быть различного уровня. Гизелин пишет о двух уровнях – низшем и высшем. Первый состоит в расширении области применения уже имеющихся знаний. Творчество высшего уровня связано с созданием совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку. Л. А. Китаев-Смык (2007) пишет о трех уровнях творчества: компилятивном, проективном и инсайтно-креативном. Компилятивный уровень связан с собиранием, классификацией, рубрикацией, ранжированием уже известных разрозненных знаний и фактов. Проективный уровень имеет место, когда создаются обобщенные новые суждения на основании собранных знаний. Инсайтно-креативный уровень связан с озарением, когда творец неожиданно постигает что-то новое, неожиданное для него («побочный продукт» интеллектуального напряжения по Я. А. Пономареву). Этапы (стадии) творческого процесса Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес (Wallas, 1926 ) описал четыре последовательных этапа творческого процесса: Date: 2015-07-27; view: 1630; Нарушение авторских прав |