Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы современной психологии
Все многообразие исследовательских методов можно разделить на 4 основные группы. Методы - пути, приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. Первая группа методов - организационные: сравнительный метод - сопоставление групп по возрастам, деятельности; лонгитюдный - многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени; комплексный - участвуют представители разных наук. Вторая группа методов - эмпирические: наблюдение - древнейший метод познания (объективный метод). эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Психодиагностические методы: тесты. В XIX веке тесты для проверки умственных способностей были составлены Ф. Гальтоном. Виды тестов - индивидуальные, групповые, вербальные, действенные, тест-опросник, тест-задание, проективный тест; опрос - устный, письменный, свободный, стандартизованный; беседа - прямая, косвенная, устная (интервью), письменная (анкетирование), умение уточнять; социометрия - выявляет взаимоотношения в коллективе; метод обобщения независимых характеристик; анализ продуктов деятельности; биографические методы; близнецовый метод - помогает выявить роль наследственности, среды воспитания в психическом развитии личности. Третья группа методов - методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ). Четвертая группа методов - интерпретационные: генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности). Методы психологии классифицируют на три группы: методы объяснительной (естественнонаучной, академической) психологии, Основными исследовательскими методами в психологии - как и в естествознании в целом - являются наблюдение и эксперимент. В психологии каждый из этих общих методов выступает в различных формах; существуют разные виды наблюдения и эксперимента. К специфическим научно-исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистический анализ и др. Метод наблюдения - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Метод эксперимента является основным методом объяснительной психологии. Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий (психолого-педагогический). Формирующий эксперимент - это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. К объективным методам психологии относится также тестирование, используемое для целей психологической диагностики, для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т.д. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Опрос – вербально-коммуникативный метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них. Данный метод считается одним из самых распространённых в психологии. Вопросы в нём зависят от того, какие сведения требуется получить в ходе исследования. Как правило, опрос – это массовый метод, потому что применяется он для получения сведений о группе людей, а не об одном человеке. Опросы разделяют на: Стандартизированные – строгие и дающие общее представление о проблеме; Нестандартизированные – менее строгие и позволяют изучать нюансы проблемы. В процессе создания опросов первым делом формулируются программные вопросы, доступные для понимания только специалистам. После этого они переводятся в более понятные обычному обывателю анкетные вопросы. Виды опросов: Письменный - позволяет получить поверхностные знания о проблеме; Устный – позволяет проникнуть в психологии человека более глубже, чем письменный; Анкетирование – предварительные ответы на вопросы перед основной беседой; Личностные тесты – для определения психических особенностей личности; методы описательной (гуманитарной, понимающей) психологии, Описательная психология традиционно использует следующие методы: интроспекцию, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификацию, беседу как диалог, биографический метод, интуицию, интерпретацию внутреннего мира другого человека, герменевтику. Интроспекция, или самонаблюдение, - это всматривание во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. Правильно применяя этот метод, анализируя его результаты, можно получить ценную психологическую информацию, вскрывающую внутренние причины психологических проблем. Однако при работе методом самонаблюдения необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности наблюдателя, которые нередко затрудняют или даже делают невозможным обобщение получаемых результатов. Метод самоотчета - словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком своих поступков, переживаний. Самоотчеты часто выступают в виде писем, автобиографий, исповедей, дневников. Самоотчету бывают свойственны ошибки, одна из которых - склонность автора представлять себя перед другими в возможно более выгодном свете. Включенное наблюдение - это наблюдение изнутри, при котором наблюдатель реально участвует в эксперименте, групповой дискуссии и т.п. Эмпатическое слушание основано на способности человека понять собеседника и сопереживать ему. Исследователь переживает те же эмоциональные состояния, которые испытывает собеседник, через отождествление себя с ним. Идентификаци я - способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другого человека. В отличие от эмпатии идентификация использует интеллектуальные, логические операции. Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его познание рассматривается только через понимание. В беседе как диалоге исследовательская задача не является главной, а выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями. Биографический метод основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. Описать способы и пути интуитивного постижения другого человека не представляется возможным в силу самой природы интуиции. Интерпретация внутреннего мира человека основана на механизме аналогии, где используются многообразные сведения о внешнем поведении наблюдаемого: поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и т.п. Герменевтика - метод, общий наукам об обществе, культуре, человеке, - представляет собой искусство и теорию истолкования различного рода текстов - литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов. методы практической психологии, или психотерапевтической практики. Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги. Методы практической психологии включают в себя методы тех отраслей и разделов, которые ее образуют: педагогики, консультирования, психотерапии. Это методы подкрепления, внушения, метод использования образца и другие, используемые в педагогике и обучающей практической психологии. Методы консультативной и психотерапевтической работы. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Пользование этими методами предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их использования. Date: 2015-07-27; view: 1107; Нарушение авторских прав |