Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы и средства обучения
Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам). Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система: 1. Традиционная классификация (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний. Выделяют: § практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.; § наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.; § словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.; § работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование; § видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль. 2. Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.): § объяснительно-иллюстративные методы; § репродуктивные; § методы проблемного изложения; § частично поисковые методы; § исследовательские. 3. Бинарные классификации. Методы преподавания: § информационный; § объяснительный; § объяснительно-побуждающий; § побуждающий. Им соответствуют методы учения: § исполнительный; § репродуктивный; § частично-поисковый; § поисковый. 4. По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.): § методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг); § методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения). Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими. Методы в процессе обучения выполняют следующие функции: 1. Обучающую. 2. Развивающую. 3. Воспитывающую. 4. Мотивационную. 5. Контрольно-коррекционную. У каждого метода свое распределение функций (например, у лекции мало выражена контрольная функция, зато сильно - развивающая, обучающая). Интенсивность одних методов ослабевает, а других возрастает при переходе от младших к старшим классам. В настоящее время получили широкое распространение активные методы обучения (учебные игры, методы инсценизации, генерации и др.), методы программированного обучения, обучающего контроля. Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы: 1. Цели и задачи обучения. 2. Содержание и методы определенной науки и темы. 3. Принципы обучения и позиция педагога. 4. Учебные возможности учеников. 5. Время. 6. Внешние условия. 7. Возможности учителей. Вывод: таким образом, ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. Задача оптимизации формулируется однозначно: в имеющихся условиях из методов выбрать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения. Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: словесные методы (источник — устное или печатное слово); наглядные методы (источник — наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы. Был период, когда словесные методы являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги (Я. Коменский, К. Ушинский и др.) выступали против абсолютизации их значения, доказывая необходимость их дополнения другими методами. Сейчас нередко словесные методы называют устаревшими, "неактивными". К их оценке следует подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память и чувства. К словесным методам относят лекцию, рассказ, беседу, дискуссию, работу с книгой. В вузе работа с книгой и учебником — важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Среди таких можно назвать конспектирование — краткое изложение прочитанного; составление плана текста; тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного; цитирование — дословная выдержка из текста; аннотирование — краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла; рецензирование — формулирование краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному; составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного; составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме; составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов и явлений в трудах разных авторов. Во взаимосвязи со словесными активно используются наглядные методы, подразделяющиеся на методы иллюстраций (показ иллюстративных пособий) и методы демонстраций (приборов, опытов, технических установок, кинофильмов). Внедрение новых технических средств (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов. По степени самостоятельности выделяют следующие упражнения: а) воспроизводящие (с целью закрепления известного); б) тренировочные (с целью применения знаний в новых условиях). Основное назначение данной группы методов — получение информации на основании практических действий. Некоторые ученые относят к этой группе методов дидактические игры. Их основными структурными элементами являются: моделируемый объект учебной деятельности; совместная деятельность участников игры; правила игры; принятие решения в изменяющихся условиях; эффективность применяемого решения. Технология игры — это технология проблемного обучения. В ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, так как информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом' самой деятельности. Полученная информация порождает новую, и так продолжается до тех пор, пока не будет получен конечный результат обучения. Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов: · 1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.); · 2) репродуктивный метод; · 3) метод проблемного изложения; · 4) частично-поисковый (или эвристический) метод; · 5) исследовательский метод. Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (4 и 5 методы), отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Однако обычно педагоги с известными оговорками причисляют проблемное изложение к продуктивным методам. Не будем нарушать этой традиции и рассмотрим обе группы методов. Репродуктивные методы обучения Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, доказательство теоремы, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех уровней, на всех ступенях обучения. Этот метод вбирает в себя в качестве средств и форм проведения такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической н географической площадках и т.д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность обучаемых остается той же - восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного их целенаправленного действия. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум его знаний о целях, порядке и объекте действия. Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Обучение грамотности и четкому письму требует нескольких лет, чтение - гораздо меньше времени. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода. Педагог пользуется устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец. Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами. Продуктивные методы обучения Важнейшее требование к школе всех уровней и непременное условие научно-технического и социального прогресса - формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем. Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. Слово "проблема" мы употребляем, как минимум, в трех смыслах. Житейская проблема - это бытовое затруднение, преодоление которого очень актуально для человека, но которое нельзя решить с ходу с помощью тех возможностей, которыми человек располагает в настоящее время (предстоящее свидание породило проблему костюма). Научная проблема - это актуальная научная задача. И, наконец, учебная проблема - это, как правило, проблема, уже разрешенная наукой, но для обучаемого она выступает как новая, неизвестная. Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены. В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии): · 1) создание проблемной ситуации; · 2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач; · 3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки; · 4) проверка решения проблемы. Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий. Для создания проблемной ситуации необходимо выполнение целого ряда условий (требований): · 1) наличие проблемы; · 2) оптимальная трудность проблемы; · 3) значимость для учащихся результата разрешения проблемы; · 4) наличие у учащихся познавательной потребности и познавательной активности. Проблемные ситуации классифицируют по самым разным основаниям. Например, по направленности на поиск недостающего компонента (новых знаний, новых способов действия, новой области применения и т.д.); по области, из которой взята проблема (физические, химические, исторические и т.д.); по уровню проблемности (противоречия выражены слабо, остро, очень остро). Однако наиболее употребительной в педагогической практике считается классификация по характеру и содержанию противоречия в учебной проблеме: · 1) несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новой информацией; · 2) многообразие выбора единственно правильного или оптимального варианта решения; · 3) новые практические условия использования учащимися уже имеющихся у него знаний; · 4) противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью или целесообразностью; · 5) отсутствие теоретического обоснования практически достигнутого результата. Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности учащегося. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить". Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез. Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого. Роль педагога и учащихся на четырех рассмотренных стадиях (этапах) решения учебной проблемы может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод. Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели? Выбор методов жестоко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы. На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания. Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены следующие: Цели и задачи воспитания: цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения. Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе.
Date: 2015-07-27; view: 1808; Нарушение авторских прав |