Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни, приемы и режимы правового регулирования





Уровни:

 

В правовом регулировании общественных отношений необходимо прежде всего выделять такие два уровня, как непосредственное регули­рование и государственное регулирование. Непосредственное регулиро­вание является результатом прямого действия права, независимо от то­го, признано оно государством или нет. Право как определенная мера свободы всегда оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения, даже если оно не признается государством. Государственное регулирование — это регулирование, осуществляемое нормами позитив­ного права. Такое регулирование может быть даже антиправовым, по­скольку право и закон не всегда совпадают.

Государственное регулирование обществешгых отношений тоже имеет два уровня: нормативный и индивидуальный. Их нередко называ­ют видами правового регулирования, хотя на самом деле — это его уров­ни, так как индивидуальное правовое регулирование всегда носит под- нормативный характер и является продолжением нормативного право­вого регулирования.

Нормативный уровень связан с действием, функционированием норм позитивного права. На этом уровне происходит упорядочение оп­ределенных видов общественных отношений, в результате которого складывается общий (формальный) правопорядок. Общественные от­ношения. будучи урегулированными нормами права, превращаются в правоотношения. Но это еще общие правоотношения, поскольку ни субъекты, ни содержание этих правоотношений не конкретизированы. Нормы права, регулируя общественные отношения, лишь определяют, кто может быть участником этих отношений как правоотношений, ка­кими юридическими правами и обязанностями эти участники буду!4 или могут обладать, при каких условиях у этих участников могут реально возникнуть соответствующие, но уже конкретные, правоотношения.

Правовое регулирование на индивидуальном уровне связано с упо­рядочением конкретных общественных отношений, которые возникают и складываются уже как правоотношения. На этом уровне происходит реализация юридических прав и обязанностей, ставших субъективными, и цели, заложенные в нормах права, достигают своих конкретных адре­сатов.

Уровни правового регулирования (государственного регулирова­ния) можно рассмотреть и в других плоскостях. Так, учитывая исполь­зование государством централизованного и децентрализованного мето­дов правового регулирования, можно говорить о соответствующих уровнях (централизованном и децентрализованном) правового регули­рования. Принимая во внимание федеративное устройство нашего госу­дарства можно соответственно выделять уровни правового регулирования.

 

Приёмы:

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

Дозволение — предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).

Позитивное обязывание — обязанность какого-либо лица совершить определённое действие, при этом он не имеет возможности уклониться от такого совершения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов, по исполнению договора; воинский долг).

Запрет (негативное обязывание) — обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права.

Императивный (субординации) — воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (координации) — при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон.


Поощрительный — субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).

Рекомендательный — субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.

 

Режимы:

Правовой режим — это особый порядок правового регули­рования, выражающийся в определенном сочетании юридиче­ских средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные при­знаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечива­ются государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во вре­менных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регули­рования, состоящий из юридических средств и характеризую­щийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо не­благоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъ­ектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать раз­личия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, времен­ные и пространственные факторы, включенные в сферу дейст­вия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основа­ниям. В зависимости от:

предмета правового регулирования выделяют конституци­онный, административный, земельный режимы и т. д.;

их юридической природы — материальные и процессуаль­ные;

содержания — валютный, таможенный, пошлинный режи­мы и т. п.;

субъектов, в отношении которых он устанавливается, — режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без граж­данства и т. д.;

функций права — режим особого регулирования и особой охраны;

формы выражения — законный и договорный;

уровня нормативных актов, в которых они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

сфер использования — внутригосударственные и межго­сударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и пр.).

 

 







Date: 2015-07-27; view: 3026; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию