Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные стандарты правотворчества





Организационные стандарты правотворчества призваны оправдать допустимость и необходимость господства позитивных законов как форм выражения общеобязательных нормативных требований гражданского общества, артикулированных органами государственной власти.

Особенно важна разработка таких стандартов для организации законодательных и представительных органов, осуществляющих правотворчество от имени народа страны, региона, если речь идет о законодательном органе субъекта федерации, или от имени населения муниципального образования.

Организационные принципы, обеспечивающие правовой характер нормативных правовых актов, издаваемых представительными органами, условно можно разделить на две самостоятельные группы: а) принципы их конституирования, коренящиеся в их политико-правовой природе (назначении) и б) принципы внутренней организации, обеспечивающие эффективную бездефектную деятельность.
Таким образом, организационные стандарты правотворчества являются необходимым элементом обеспечения надлежащего правотворчества в правовом государстве. Под организационными принципами стандартов следует понимать исходные начала, идеи, положенные в основу организации субъектов правотворчества и иных участников правотворческого процесса.

Стандарт законодательной процедуры включает ряд требований, обеспечивающих гарантии соблюдения критериев правового закона. Следует учитывать, что законодательный процесс – сложное по составляющим его действиям, стадиям и субъектному составу социально-правовое явление. Совокупность его образцовых свойств, качеств и признаков, удовлетворяющих стандарту, трансформируется из свойств и качеств: 1) участников законодательного процесса; 2) установленного порядка и последовательности действий, образующих отдельные стадии и весь процесс в целом; 3) порядка опубликования и вступления нормативно-правового акта в действие.

Стандарт научно-экспертного обеспечения законодательного процесса. Никто не может быть судьей в своем собственном деле. Поэтому законодатель, создавая закон, должен неоднократно подвергать его разнообразной проверке. Понятно, что начинаться такая проверка должна с выявления наличия или отсутствия социально-экономической потребности в правовом регулирования той или иной сферы общественных отношений23. Существенную помощь в этом вопросе ему могут и должны оказывать наука и общественные объединения. На актуальность решения этой задачи для совершенствования законодательства указывают предложения об упорядочении этой стороны деятельности парламента, сформулированные Е.М. Савельевым24. Правовое регулирование экспертного обеспечения законодательной деятельности – важная, но не исчерпывающая мера.

Стандарт научно-экспертного обеспечения законодательства должен обеспечивать независимую экспертизу закона с точки зрения специальных знаний, но ни в коем случае не подменять законодателя.

93 Законотворческий процесс: понятие и стадии

Законотворческим процессом называют упорядоченный процесс принятия законов, который состоит из ряда этапов.

Согласно статье 104 Конституции российской Федерации, право законодательной инициативы принадлежит как Президенту Российской Федерации, так и Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Российской Федерации.[1] Это право также может принадлежать судам Российской Федерации, а именно Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Основные стадий законотворческого процесса:

1. Законодательная инициатива. Заключается в внесении законопроекта на рассмотрение Государственной Думы. Право на совершение таких действий также может именоваться правом законодательной инициативы;

2. Предварительного рассмотрения законопроектов.
Законопроект, который подлежит рассмотрению Государственной Думой, направляется в соответствующий комитет палаты, которая назначается ответственным по законопроекту;

3. Рассмотрение, а впоследствии и принятие законопроектов в Государственной Думе.

Законопроект, подготавливающийся к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, материалы к нему направляются в Совет Государственной Думы в дальнейшем для внесения на рассмотрение Государственной Думы;

4. Подписание и обнародование закона. В соответствии со статьей 107 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации, которому направлен федеральный закон, подписывает и обнародует закон в течение 14 дней.

94 Подзаконное нормотворчество: виды и уровни

Подзаконное нормотворчество - принятие нормативных правовых актов в развитие федеральных законов Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций и др., т.е. органами исполнительной государственной власти. Предназначено для детализации законов и их конкретизации.

95 Систематизация законодательства: понятие, цели и виды

Систематизация законодательства - это деятельность по совершенствованию законодательства, приведению всех действующих нормативно-правовых актов данного государства в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную, непротиворечивую систему.

Цель внутренней систематизации - внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве.

Цель внешней систематизации - внешняя обработка нормативных актов, их классификация.

 

Виды систематизации законодательства:

· Инкорпорация — это такой вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке (алфавитном, хронологическом) в единых сборниках. Инкорпорация является низшей формой систематизации. Различают

Официальную, проводимую непосредственно правотворческими органами, Официозную (полуофициальную), выполняемую по поручению правотворческого органа,

Неофициальную инкорпорацию, проводимую учебными, научными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Официальная инкорпорация является официальным источником законодательства

· Кодификация — это деятельность, направленная на создание нового сводного нормативно-правового акта — кодекса, устава и пр. с целью обеспечения единого непротиворечивого регулирования определенной сферы общественных отношений. Кодификация является высшей формой систематизации, ее могут проводить только правотворческие органы. Различают

Всеобщую, предполагающую образование кодифицированных актов по основным отраслям законодательства,

Отраслевую, представляющую собой объединение нормативного материала по определенной отрасли или подотрасли, и Специальную кодификацию, объединяющую нормы правового института или нескольких правовых институтов

· Консолидация — это такой вид систематизации, при котором несколько родственных нормативно-правовых актов сводятся в один для устранения множественности нормативно-правовых актов. Консолидация является промежуточным видом систематизации между инкорпорацией и кодификацией

96 Правовые отношения: понятие и признаки

Правовые отношения – возникающие на основе норм права, волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Признаки правовых отношений:

· разновидность общественных отношений;

· носит волевой характер;

· как правило, возникают на основе норм права;

· характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей;

· осуществление субъективного права и исполнение юридической обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

97 Субъекты права: понятие и виды

Субъекты права – участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Виды субъектов:

· индивидуальные (физические лица) – граждане гос-ва, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

· Коллективные (юридические лица) – государственные и негосударственные организации, государство в целом: гос-ва, гос. органы и учреждения, фирмы, банки, предприятия и др. Юридическое лицо – организация, которая имеет в своей собственности имущество и отвечает по своим обязательствам своим имуществом.

Date: 2015-07-27; view: 1377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию