Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охрана окружающей среды в городах. Режим использования и охраны окружающей среды на территории города. Функциональные зоны населенных пунктов





Экологическое состояние земель населенных пунктов можно охарактеризовать скорее как неблагополучное. Наиболее острыми проблемами, особенно крупных городов, является загрязнение земель токсическими выбросами загрязняющих веществ транспорта, захламление территорий, образование неконтролируемых свалок коммунальных и промышленных отходов.

На территориях поселений размещаются огромные массивы производст­венных и иных предприятий, которые буквально обрушивают на проживаю­щих в данных населенных пунктах граждан производ- ственный шум, поэто­му в законодательстве имеются нормы, посвя- щенные предупреждению и устранению шума, а также специальное постановление, регламентирующее систему мероприятий в этом направлении, где установлены обязанности и для лиц, ответственных за эксплуатацию автотранспорта, за содержание ав­томобилей, у которых уровень шума превышает установленные нормативы (ст. 81, 82 КоАП РСФСР).

Деятельность промышленных и транспортных предприятий неизбежно сопряжена с выбросами вредных веществ в окружающую атмосферу. Даже при экологически чистом транспорте и прочных асфальтобетонных дорогах неизбежно запыление близлежащих территорий. Фактически же автотранс­порт является основным загрязнителем окружающей среды, на его долю приходится около половины всего объема загрязнений. Поэтому на террито­рии населенных пунктов предусмотрена целая система мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения,выражающаяся в следующем:

а) деятельность государственных предприятий и кооперативов, грубо на­рушающих режим экологопользования и наносящих вред окружающей при­родной среде, может быть приостановлена,

б) хозяйственная деятельность может считаться правомерной лишь тогда, когда она не наносит вреда окружающей природной среде и людям, т. е. яв­ляется экологически и социально безопасной;

в) если предприятиям и иным объектам свойственна экологически опас­ная производственно-хозяйственная деятельность, то они должны быть за­крыты или их профиль подлежит изменению (ст. 33, 39 Закона РСФСР об охране атмосферного воздуха);

г) в силу того, что в ходе производственно-хозяйственной деятельности у производителей может возникнуть стремление достичь производственных результатов любым путем, в том числе и за счет экономии на очистных со­оружениях, природоохранном оборудовании и иных охранительных элемен­тах, необходим постоянный контроль со стороны государства.

Он осуществ­ляется как через общую систему экологического наблюдения и контроля, в ходе которого обеспечивается общее экологическое благополучие в той или иной местности, так и путем

 

специального контроля, цель которого состав­ляет эпидемиологическое благополучие населения.

 

  1. Требования к учету экологических факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

 

Основным элементом правового режима земель поселений является принцип планирования использования земель этой категории. Планирование использования земель осуществляется в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений и правилами землепользования и застройки.

Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса генеральный план представляет собой градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Федерации.

Это основной документ, определяющий в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование тер­риторий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных тер­риторий, экологическому и санитарному благополучию.

Экологические требования, предъявляемые к плани­рованию территории городов и других населенных пунктов, касаются их раз­мещения таким образом, чтобы исключалось неблагоприятное воздействие негативных факторов на здоровье населения и санитарно-бытовые условия. Необходимо обеспечение надлежащего устройства водоснабжения и канали­зации, рационального сооружения основных магистралей, проведения озе­ленения, санитарной очистки территории и других видов благоустройства.

При планировке городов и других поселений проводится зонирование территории по видам ее использования. Выделяются следующие функцио­нальные зоны: промышленная, жилая, коммунально-складская, внешнего транспорта, пригородная.

Стремительный рост городов приводит к тому, что земельные ресурсы, пригодные к застройке, быстро истощаются. Происходит постепенное от­чуждение новых участков и ликвидация ранее освоенных сельскохозяйст­венных угодий. Возникает опасность частичного, а в некоторых случаях и полного, уничтожения естественного ландшафта, резкого ухудшения санитарно-гигиенического состояния городов из-за недостаточного озеленения, увеличения количества транспортных средств и потоков. Чтобы ослабить ос­троту этих проблем, для размещения различных объектов используется под­земное пространство.

 

  1. Санитарно-эпидемиологические требования к градостроительной деятельности.

 

Правовое обеспечение санитарного режима в поселениях включает ком­плекс мер: по предотвращению загрязнения внешней среды вредными веще­ствами при проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий и других объектов, вводе новых и реконструированных предприятий и объек­тов, при установлении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и их выбросов стационарным источником и предотвраще­нию вредных физических воздействий от шума, вибрации, влияния магнит­ных полей; по захоронению и утилизации производственных коммунально-бытовых отходов.

Зеленая растительность поселений выполняет различные функции: санитарно-гигиенические, структурно-планировочные, декоративно-художест­венные, культурно-оздоровительные и поэтому играет огромную роль в обес­печении благоприятной для человека среды. Обязательные требования к системе озеленения - равномерность и непрерывность.

Основные элементы этой системы - парки, сады, озелененные территории жилых и промышлен­ных районов, набережные, бульвары, скверы, защитные зоны, зеленые на­саждения отдельных граждан. Наибольшую часть озеленительной системы составляют городские леса, которые относятся к категории особо охраняемых лесов первой группы.

На территориях, прилегающих к крупным городам, со­здаются зеленые зоны, которые по своему целевому назначению подразделя­ются на лесопарковые, леса, загородные парки, сады, питомники, эстетичес­ки ценные ландшафты и лесохозяйственные зоны.

Мероприятия по обеспечению «щадящих» условий существования пере­груженных экосистем поселений и проживающих там людей заложены в правовом режиме земель населенных пунктов.

Правовой режим поселений имеет следующие специфические особенности:

1. Включение земельного участка в черту города (поселка) не влечет пре­кращения права собственности на землю, землевладения и землепользования на этом участке. Поэтому стержневым положением режима земель городов и других населенных пунктов является обеспечение гармонии интересов конкретных собственников, землевладельцев и землепользователей и города с приоритетом интересов городского хозяйства и населения.

2. Поскольку города и другие поселения представляют собой целостные организмы, в которых каждое отклонение может привести к значительным неблагоприятным последствиям, необходим целостный подход к планирова­нию и увязке целей землепользователей, являющихся представителями мно­гочисленных разнородных ведомств. Во избежание диктата одного из них создается и утверждается генеральный план застройки и развития города и иного поселения. Генеральный план позволяет обеспечить и отстоять стра­тегию развития населенного пункта, составными частями которой являются и проводимые мероприятия по созданию благоприятного режима экосисте­мам и населению, проживающему на территории города, поселка, сельского поселения.

3. Поскольку города и иные поселения представляют собой «мозаичное» собрание земель различных режимов и категорий, особое значение приобре­тает регулирование отношений соседства различных объектов. Например, между производственными объектами (заводами, фабриками) и жилыми массивами целесообразно возводить сооружения, «нейтральные» по воздей­ствию на людей и окружающую среду (складские помещения, учреждения, не связанные с работой в них значительного числа людей, и т. п.); централь­ные магистрали, связывающие различные населенные пункты, целесообразно прокладывать за пределами населенных пунктов, с тем чтобы разгрузить их от потока автомашин.

Оптимальному отношению соседства различных объектов способствует градация земель на категории и виды, которая сопровождается приданием каждой из них различного правового статуса. Так, все земли подразделены на категории; введены определенные правила хозяйственной деятель­ности на каждой из них: целевое использование по определенному назначе­нию, запрещение деятельности, противоречащей целевому назначению зе­мель, нормирование размеров отводимых участков и порядков отвода под соответствующие объекты и т. п.

Наряду с общей для всех земель градацией на территории поселений при­меняется особая градация, согласно которой их земли подразделяются на земли городской застройки, земли общего пользования, земли сельскохозяй­ственного использования и другие угодья, земли природоохранного, оздоро­вительного, рекреационного и историко-культурного назначения, земли, за­нятые городскими лесами, земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

4. Градация земель поселений на общепринятую в земельном законода­тельстве и специфическую для городов, обретение землями городов дифференцированного правового режи­ма из-за «пересечения» этих режимов на каждом земельном участке сопровождается введением экологических правил, суть которых можно све­сти к следующему:

а) экологически обоснованное размещение объектов, благодаря которому устраняются проблемы, возникающие из-за свойств этих объектов, особен­ностей природной среды, уязвимости мест человеческого обитания и т. п. Например, вынос источников шума за пределы поселения;

б) применение технических средств, материалов и оборудования, нейтра­лизующих экологически вредные объекты. Так, внедрение безотходных тех­нологических процессов позволяет обеспечить чистоту окружающей среды; внедрение бесшумных процессов и покрытий дорог, снижающих шум, - за­щитить данную местность от повышенного шумового фона;

в) озеленение территорий предприятий и поселений решает одновремен­но несколько задач: очистительную (растения поглощают большое количест­во углекислого газа и пыли), восстановительную (деревья вырабатывают кислород, обогащая окружающую среду) и защитную (зеленая раститель­ность, помимо перечисленных полезных функций, является шумопоглотительным объектом).

Одновременно с этим все зеленые насаждения как городского, так и внутриквартального значения образуют неприкосновенный городской зеленый фонд. Зеленым насаждениям в городах придан особый правовой статус, по­скольку всякое их повреждение, самовольная, без разрешения органа мест­ного самоуправления, вырубка или перенесение в другие места влечет за со­бой наложение штрафа на граждан и должностных лиц.

Наконец, «щадящий» режим для граждан, проживающих в поселениях, городах и городских агломерациях, выражается в обеспечении населенных пунктов рекреационными зонами. Эти зоны служат для кратковременного или длительного отдыха людей, снятия усталости от индустриального прессинга, утомления от городского шума и других отрицательных воздействий.

Date: 2015-07-27; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию