Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рабочий цикл ДВС.Рабочий ход ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Четвертый такт — выпуск отработавших газов совершается при движении поршня от н.м.т. к в.м.т. Под действием расширяющихся отработавших газов, а затем и перемещения поршня осуществляется сначала свободное, а потом и принудительное вытеснение из цилиндра двигателя отработавших газов. При этом в начале процесса расширения, при движении поршня от н.м.т., выпускной клапан уже открыт, а при подходе поршня к в.м.т. открывается и впускной клапан. Таким образом завершение процесса выпуска происходит при двух открытых клапанах — выпускном и впускном, что обеспечивает начало нового рабочего цикла в конце такта впуска, создавая необходимые условия для непрерывной работы двигателя внутреннего сгорания.
15. Общие принципы построения циклов тепловых двигателей и некоторые общие закономерности для этих циклов были сфор-мулированы в гл. 3. Располагая закономерностями различных термодинамических процессов, мы можем приступить к подробному рассмотрению циклов и принципиальных схем реальных тепловых установок. Условимся в дальнейшем тепловые установки, в которых осуществляется прямой цикл (т. е. цикл, в котором.производится работа, отдаваемая внешнему потребителю), называть теплосиловыми установками, а установки, работающие по обратному циклу (т. е. циклу, для осуществления которого затрачивается работа, подводимая извне),— холодильными установками. Циклы теплосиловых установок обычно подразделяют на три основные группы: газовые; паровые; прямого преобразования теплоты в электроэнергию. Эти группы циклов подробно рассмотрены в гл. 10—12. Такая классификация циклов определяется следующими причинами. Общим для всех теплосиловых газовых циклов является то, что в течение всего цикла рабочее тело находится в одном и том же агрегатном состоянии — в виде газа. При этом рабочее тело находится в состоянии, далеком от линии насыщения, и благодаря сравнительно невысоким давлениям в сочетании с весьма высокими (по сравнению с критической) температурами его можно с точностью, вполне достаточной для качественного анализа, рассматривать как идеальный газ. Отличительной чертой второй большой группы циклов теплосиловых установок (паровых циклов) является использование таких рабочих тел, агрегатное состояние которых в цикле меняется: в одной части цикла рабочее тело находится в жидком состоянии, в другой части — в виде двухфазной смеси (влажного пара), в третьей — в виде перегретого пара. Обычно перегретый пар находится в состояниях, настолько близких к области насыщения, что к нему не применимы законы идеального газа. Третья группа объединяет стоящие несколько особняком от первых двух групп циклы теплосиловых установок, в которых осуществляется так называемое прямое преобразование теплоты в электроэнергию. Методы оценки эффективности циклов холодильных установок в принципе те же, что и теплосиловых установок. В этой главе рассматриваются методы анализа циклов теплосиловых установок; особенности оценки эффективности циклов холодильных установок анализируются в гл. 12.Для оценки эффективности теплосиловой установки следует ответить на две основные группы вопросов: 1) Насколько велик КПД обратимого цикла теплосиловой установ-ки, от каких факторов он зависит и что следует предпринять для его увеличения? 2) Насколько велики необратимые потери в реальном цикле установки, как распределяются эти потери по отдельным элементам цикла и, следовательно, на усовершенствование какой части цикла теплосиловой установки надо обратить внимание с целью уменьшения степени необратимости цикла (и, следовательно, увеличения КПД цикла)?
Показатели эффективности циклов двигателей В обратимом термодинамическом цикле, в отличие от действительного, принимают все процессы обратимыми. Обратимые процессы осуществить практически невозможно. Циклом теплового двигателя называют круговой термодинамический процесс, в котором теплота превращается в работу. Все термодинамические процессы действительного цикла, осуществляемого в реальном двигателе, в той или иной степени необратимы. Необратимость процессов в цилиндре поршневых и комбинированных двигателей внутреннего сгорания вызывается, например, отдачей теплоты от рабочего тела в стенки, ограничивающие пространство цилиндра. Необратимость процессов газообмена связана с наличием трения в потоке газа, на преодоление которого затрачивается работа. Потерями на трение сопровождаются действительный процесс расширения в турбине и процесс сжатия в компрессоре комбинированного двигателя, которые также необратимы. Необратимость процессов снижает эффективность преобразования теплоты в работу. В анализе эффективности циклов двигателей решают две задачи:
определяют, от каких факторов зависит КПД обратимого термодинамического цикла и какими должны быть процессы цикла, чтобы его КПД имел наибольшее значение при заданных конкретных ограничительных условиях; находят степень необратимости процессов действительного цикла и устанавливают, какие процессы целесообразно совершенствовать с целью уменьшения необратимых потерь и повышения КПД цикла. Основным показателем, достаточным для суждения о термодинамической эффективности обратимого цикла, служит термический КПД цикла Цикл с подводом теплоты при постоянном объеме. Для цикла с подводом теплоты при постоянном объеме термический КПД и удельная работа (среднее давление цикла) соответственно определяются по формулам (2.3)
(2.4) Термический КПД г\, зависит только от степени сжатия е и показателя адиабат сжатия и расширения к (рис. 2.3). Анализ формулы (2.3) рис. 2.3 показывает, что термический КПД постоянно растет при увеличении степени сжатия и показателя адиабаты. Однако возрастание заметно уменьшается при высоких степенях сжатия, начиная примерно с 6=12 —13. Изменение показателя адиабаты зависит от природы рабочего тела. Для расчета у, приняты три значения к, которые приближенно соответствуют рабочему телу, состоящему: 1) из двухатомных газов (воздух, к= 1,4); 2) из смеси двух- и трехатомных газов (продукты сгорания, к— 1,3); 3) из смеси возДуха и продуктов сгорания (к— 1,35). Величина среднего давления цикла дополнительно зависит от начального давления ра и степени повышения давления L Для двигателей, работающих без наддува, верхним предельным значе нием начального давления является атмосферное давление. Поэтому во всех расчетах теоретических циклов давление ра принято равным атмосферному, т. е. ра— 0,1 МПа. Изменение степени повышения давления обусловлено в первую очередь изменением количества подведенной к циклу теплоты Qt:
где Л=8315 Дж/(кмоль • град) — универсальная газовая постоянная; Та — начальная температура цикла, К. На рис. 2.4 показана зависимость р, от степени повышения давления X при различных степенях сжатия е и двух значениях показателя адиабаты. Такая зависимость р, при постоянных начальных условиях (ра=0,1 МПа; Г„=350 К и Fa=const) получается при увеличении количества подведенной к циклу теплоты от Qi=0 при).= 1 до Q\ = 120,6 МДж/кмоль при Х=6 и е=20. Учитывая, что теплота сгорания бензовоздушных смесей при а=1 не превышает 84 МДж/кмоль, максимально возможное среднее давление теоретического цикла с подводом теплоты (6i=84 МДж/кмоль) при постоянном объеме не может быть выше 2,1 МПа при е=20 и 1=4,5, а при е=8 и Я=6 pt не превысит 1,85 МПа (см. рис. 2.4 кривая Q i = = 84 МДж/кмоль, пересекающая лини и р,). Для получения более высоких значений Хпр, необходимо подводить большее количество теплоты, т. е. иметь топливо с более высокой теплотой сгорания. На рис. 2.5 представлены результаты расчета г/„ р, и X в зависимости от изменения степени сжатия при трех значениях количества %
--- £=1,4;---- *=1, подведенной теплоты (gi =
Из приведенных данных видно, что среднее давление цикла возрастает прямо пропорционально росту количества теплоты, подведенной за цикл, но возрастание pt с увеличением £ при одинаковом количестве подводимой теплоты протекает менее интенсивно, чем рост термического КПД. Так, при изменении 6 от 4 до 20 щг возрастает на 69%, a pt — только на 33%. Интенсивность возрастания рг при увеличении е не зависит ОТ КОЛИЧеСТВа ПОДВеден- Индексы: 1 — при 6i=80 МДж/кмоль; 2 — при НОИ За ЦИКЛ ТеПЛОТЫ, Т. е. 6i=60 МДж/кмоль; 3 — при 01=40 МДж/кмоль при любом значении Qx (80, 60 или 40. МДж/кмоль) при изменении б от 4 до 20 среднее давление цикла увеличивается на 33%. Уменьшение степени повышения давления с ростом степени сжатия при постоянном количестве подводимой теплоты соответствует обратно пропорциональной зависимости Л от г~х [см. формулу (2.5)]. Из проведенного анализа термического КПД и среднего давления замкнутого теоретического цикла с подводом теплоты при постоянном объеме можно сделать следующие выводы. 1. Минимальные потери теплоты в данном цикле получаются в случае использования в качестве рабочего тела воздуха и составляют не ниже 37% при е= 12 и не ниже 30,5% при е=20 (см. рис. 2.3). Потери теплоты при использовании в качестве рабочего тела тошшвовоздушных смесей повышаются. 2. Максимальное значение среднего давления цикла при подведении теплоты 6i=84 МДж/кмоль, приблизительно равной теплоте сгорания бензовоздушной смеси, составляет не более 2,0 МПа при 8=12 и не более 2,1 МПа при е=20 (см. рис. 2.4). 3. По данному циклу целесообразно осуществлять рабочий процесс реального двигателя со степенями сжатия, не превышающими е= 11ч-12. Дальнейшее повышение степени сжатия дает увеличение удельной работы и КПД цикла, но
|