Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общий методический принцип физиологии
Физиология ВНД решает задачи как строгая наука, строя на научной методологии, принципах и фактах, обнаруживаемых исследования и фиксируемых с помощью созданных ею точных методов Методология исследования, т.е. построение теорий и решения прикладных проблем в физиологии ВНД, базируется на прогрессивных основах отечественной и мировой науки. Методология – это учение о принципах построения, формах и способах познания. Самые грубые ошибки возникают у человека из-за неосмысленности или ошибочности методологических позиций, занятых им при познании интересующего его объекта или явления. Опора на методологию определяет стратегию познания нового, неизвестного. Она очень важна при познании чрезвычайно сложных объектов, в частности, таких, как мозг, центральная нервная система, процессы в них, а особенно из-за высокой ответственности перед людьми за выводы и рекомендации. Важнейшие методологические положения выражены в принципах научного исследования. Принципы (от греч. principum – начало, основа) – разносторонне и научно-методологически обоснованные, практически многократно выверенные рекомендательные положения. Они природосообразны, т.е. отражают сущность, главное в объективно существующей природе познаваемых реальностей мира. Есть принципы общенаучные, отражающие в сконцентрированном виде исторический опыт познания человечеством различных явлений окружающего мира всеми науками, а поэтому и обязательные для всех исследований, и принципы конкретной науки. Любая наука обязана базироваться на общенаучных принципах и конкретизировать, дополнять их с учетом своих объектов и предмета исследований, особенностей изучаемой данной наукой действительности и процесса ее познания. Русский физиолог И.П. Павлов, например, строил свои исследования высшей нервной деятельности на трех сформулированных им принципах: • детерминизма – обязательного выявления причины при объяснении возникновения и протекания исследуемых явлений и процессов; • анализа и синтеза (Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. Синтез (от греч. synthesis – соединение) – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему). Синтез неразрывно связан с анализом. ) – охвата всей совокупности процессов высшей нервной деятельности, вызванных внешними воздействиями, выявления их взаимосвязей и взаимовлияний, образования временных нервных связей и их объединения в рефлекторные структуры (в этом заключено одно из важнейших отличий павловской рефлекторной теории от концепций, напрямую связывающих стимул и реакцию, как это было у Декарта); принцип анализа и синтеза отвергает механистическое понимание рефлекса как однозначной связи между раздражителем и ответной реакцией, раскрывает активную и решающую роль внутренних условий, всей нервной деятельности; • приурочения динамики к структуре – изучения процессов высшей нервной деятельности в единстве, неразрывной связи со строением мозга и функционированием его структур. К важнейшим ныне относятся такие принципы, как объективность, причинность, диалектичность, доказательность (Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.Л., Кропотов Ю.Д., Медведев СВ. Нейрофизиологические механизма мышления. Л., 1985. С. 4.), системность. Принцип объективности как общенаучный обязывает строить систему физиологического научного знания строго в соответствии с реалиями мозга, центральной нервной системы, динамики происходящих в них процессов, связей с окружающей действительностью и констатировать только то, что действительно существует. Необходимо принимать все меры для исключения влияния на утверждения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и низкой подготовленности того (или тех), кто проводит исследования. Научность есть только там и тогда, где и когда имеются объективно зафиксированные факты, статистика, подтверждающая доверие к ним, эксперимент, доступный для повторения другими, многократная перепроверка, а выводы об объективных закономерностях не выходят за пределы того, о чем действительно свидетельствует собранный фактический материал. Так поступает и современная физиология ВНД, строящая свои положения на фактах, полученных научными методами с бесстрастной фиксацией приборами. Признавая только их, И.П. Павлов уважительно говорил: “господин факт”. Принцип причинности (детерминизма, каузальности) как общенаучный отражает факт взаимосвязей, взаимодействий, взаимовлияний различных объектов и явлений реального мира, при которых действие одних выступают причиной возникновения или изменения других (следствий). Установление причинно-следственных отношений – исходное условие правильного понимания физиологии ВНД, протекающих в ней процессов, изменений и результатов. В ней причинность выступает, прежде всего, в бесспорном признании обусловленности их внутренними и внешними влияниями в филогенезе, онтогенезе и индивидуально в каждый момент. Связи между причиной и следствием в физиологии не прямолинейны, не однозначны, не механистичны, а многообусловлены включенностью в целостность деятельности мозга, а потому чаще всего вероятностны. Принцип диалектичности соответствует объективной диалектике мира, всего в нем в целом и реалий физиологии ВНД в частности. Он отражается в исследованиях и теоретических построениях физиологов: 1) установлением сущности любого физиологического явления, его особости, качественного своеобразия и принципиального отличия от других; 2) раскрытием взаимосвязей любого физиологического явления с другими, его влияния на них и их влияния на него; 3) рассмотрением явлений в движении, изменениях и развитии, поскольку ничто в физиологической действительности не является абсолютно неизменным и застывшим. Все, что фиксируется исследователем в какой-то момент, аналогично мгновенной фотографии бегуна, которой предшествовали другие движения и за которой будут последующие. Оно лишь фиксация существующего в данное время, срез на пути непрерывных изменений физиологической динамики с тенденциями, идущими из прошлого к будущему, в которых зачастую причина и следствие меняются местами. Важно понять, принять во внимание и найти при необходимости способы влияния на них. Это вносит вклад в повышение научного и практического оптимизма, веры в возможность содействия человеку в его саморазвитии, самореализации в жизни и сохранении здоровья. Принцип системности отражает реальность физиологической действительности и предписывает системно подходить к их исследованию. Проблемы познания ВНД потому и сложны, что они многозависимы от других ее элементов и целостности. Нет такого элемента, части ВНД, которые могут быть правильно поняты в отрыве от других, а поэтому атомизм – попытки изучение чего-то изолированного, вырванного из общего “клубка” процессов и взаимовлияний в ВНД, – научно некорректен. Центр речи, например, находящийся в мозгу, если он вырезан из него, – всего лишь кусочек мозгового вещества, и сколько бы его в таком виде не изучали, понять главное в его функционировании невозможно. Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) в общенаучном понимании – совокупность множества элементов, находящихся в тесных, разнообразных и устойчивых взаимоотношениях, функционирующая как единое целое. В мире есть системы неорганической природы и живые, технические и социальные, материальные и абстрактные (системы языка, знания т.п.). Всякая функционирующая система обладает особыми свойствами целостности – системными свойствами, возникающими как интегральный продукт взаимодействия всех элементов системы и происходящего внутри ее. Они не идентичны свойствам элементов, из которых система состоит. Более того, они выражают принципиально новое качество состояния системы, которое, возникнув, обратно влияет на ее элементы, меняя их функционирование и подчиняя поддержанию целостности. Приведем простейший пример. Вода, химическая формула которой Н2О, состоит из водорода и кислорода – оба газы, горючие, легкие и др., но в системной целостности они жидкость, не имеющая в своих проявлениях ничего общего с элементами, из взаимодействия которых она возникла. Другой пример: телевизор позволяет нам улавливать, видеть и слышать электронные сигналы, распространяемые с телебашен. Его конструкция состоит из деталей, грубо говоря, “железок”. Сколько бы мы не изучали их по отдельности, мы не сможем обнаружить в каждой детали и миллиардную долю того звука или изображения, которые выдает работающий телевизор. Они есть продукты работы системно собранной из отдельных деталей схемы, системные свойства телевизора. Важно подчеркнуть, что и “железки” в системе телевизора неожиданно начинают проявлять себя – в качестве проводника, сопротивления, фильтра, модулятора частоты и др., и мы никогда бы не узнали об этих их свойствах, если не изучали бы вне работы в качестве элементов системы. Мозг, высшая нервная деятельность – сложнейшая биологическая, анатомическая и функциональная система, и без системного подхода при изучении ее целостности и отдельных элементов можно наделать немало ошибок. Date: 2015-07-27; view: 1348; Нарушение авторских прав |