Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание воли





 

Центральным моментом в развитии воли является воспитание направленности. Направленность — центр. На что будут направленны волевые усилия: на добро или на зло (злонамеренность). Связь воли с доминирующей направленностью личности задаёт волевому поведению положительную мотивацию, соединяют волевые усилия с радостью, чувством удовлетворения выполненного долга. Иначе воля не соединённая с высшими мотивами, наполняется совсем другой (соответственно низшей) побудительной силой. Например, преодоление трудностей может иметь под собой не совершенную мотивацию (мотивы тщеславия, гордости и др.) либо при асоциальных установках злонамеренную волю. Поскольку воспитание это взращивание личности через создание такой иерархии мотивов, где высший мотив — мотив долга и любви, то развитие воли должно служить этой цели.

Создание верной мотивации при постепенном приучении к преодолению трудностей — самый важный момент воспитания воли. «Воспитание воли и воспитание нравственности — две стороны одного и того же процесса».

Социальный мотив — ведущий мотив волевого поведения - опыт В.А. Сухомлинского — пример этому.

Труд для благо другого, для помощи одиноким, больным, оставленным. Труд для создания Красоты, для радости других людей. Такая мотивация превращает иногда нелёгкий труд в радость. При таком подходе к воспитанию, где труд соединен с радостью, нет места невротическим расстройствам, скуки, лени, тяги к развлечениям, эгоцентризму. Невротизация, стресс, фрустрация, алкоголизация, наркотизация современного человека имеет много причин. Однако выход из этого состояния, как показывают многие исследования, заключается в налаживании различных форм служения, включённости в общественно-полезную деятельность. Б.С. Братусь описывает практику Гаванской психиатрической клиники, где через постепенное приобщение к труду с опорой на интересы, потребности и возможности психиатрических больных удаётся исцелить их и включить в систему отношений с людьми. «Родителям и воспитателям следует знать, что заложенные в раннем детстве просоциалные установки (умение не только брать, но и щедро отдавать, не только потреблять, но творить) не просто обеспечивают необходимые основы для будущей жизни, но и создают главную опору, на которую можно будет опереться в случае, если придёт тяжкое испытание судьбы — болезнь».

Поэтому важным моментом в развитии воли является успешное соединение нравственного и волевого воспитания, при условии наличия идеала, нравственных привычек, имеющих собственную побудительную силу.

О связи волевых и целенаправленных действий с тягой к добру говорит К.Д Ушинский: «Принуждать себя вечно никто не в состоянии и если человек не разовьёт интерес к добру, то он недолго пройдёт по хорошей дороге».

Второй немаловажный момент в развитии воли приобретает формирование полезных привычек. «Чем больше есть у ребёнка удачных и ценных привычек, тем легче и экономнее, тем быстрее идёт его психическое развитие. Положительно неоценима эта благотворная роль хороших привычек в развитии ребёнка!».

«Добрая привычка есть нравственный капитал» - говорит К.Д. Ушинский, объясняя это тем, что привычка, превратившись в бессознательную потребность сохраняет силу и время, человек не будет ежеминутно призывать на помощь своё сознание и свою волю, а употребит их на что-нибудь важное.

Воспользуемся полезными советами К.Д. Ушинского, описывающего условия выработки привычек. Вот эти условия:

1. Периодичность действий есть одно из существенных условий установления привычки.

2. Для укоренения её требуется время.

3. При укоренении привычки издерживается сила и если мы будем укоренять много привычек разом, то можем сами мешать своему делу.

4. Об искоренении вредных привычек: если мы, искореняя привычку не дадим в тоже время другой деятельности ребёнку, то он поневоле будет действовать по-старому. Где царствует беспрестанная правильная деятельность детей множество дурных привычек глохнут и уничтожаются сами собой.

Постепенное приобщение к труду, упорядоченная и организованная жизнь семьи, целесообразный режим — виды деятельности в которых воспитывается воля. В «Лекциях для родителей» А.С. Макаренко [50] перечисляет некоторые виды детской работы по дому. (Поливать цветы, вытирать пыль на подоконниках, накрывать стол перед обедом, кормить животных, уборка комнаты или квартиры, пришивать пуговицы, помогать по кухне и т. п.).

Труд является той формой организации жизни, в которой формируется воля. О роли труда, и непросто труда, а труда во благо, свободного, душевного, творящего много говорит К.Д. Ушинский. Приведём некоторые цитаты из его работ. «Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости её для достижения истинно-человеческой цели в жизни. Дать человеку деятельность, которая наполняла бы его душу и могла бы наполнять её вечно … дать по возможности полную, широкую, поглощающую её деятельность. Самоё счастье нашей жизни измеряется делом, которое мы делаем, что вне труда нет счастья и что единственное здоровое наслаждение человека состоит в отдыхе после труда... труд без трудностей невозможен, ибо трудность составляет всю сущность труда».


Волевое действие связано с инициативностью и самостоятельностью, целеполаганием, решительностью, предполагающая мобилизацию духовных сил, необходимых на этапе борьбы мотивов и принятия решения. В этом отношении важно что «...мотивы долга, необходимости становятся не только осознано более значимыми, но и более привлекательными эмоционально». Важным моментом на этапе принятия решения является способность предвосхитить последствия того или иного выбора: «...в победе поведения, соответствующего сознательно выбранному, более ценному мотиву, решающую роль играет не просто рассуждения и взвешивания, а умение человека предвидеть последствия своих поступков, представить себе с достаточной яркостью ту ситуацию, в которую он попадёт, если поступит иначе. Непосредственные влечения сильны тем, что их «поддерживают» эмоции; значит надо противопоставить эмоции другого рода».

В.В. Зеньковский выделяет важность сознания того, что человек обладает волей. Осознание того, что у нас есть воля делает возможным работу воли, наполняет человека сознанием своей мощи, что «включает» активность.

Итак, основное, что нужно учесть в воспитании воли это формирование волевых качеств на основе нравственных убеждений, создание положительных привычек, поддержка инициативы, самостоятельности, целенаправленности, развитие умения предвосхищать свой выбор в плане осознания его последствий и соответственно ответственности за них, а так же создание условий для труда, упорядоченной и организованной жизни.

В волевом воспитании уместно выдерживать некоторые моменты, которые позволят предотвратить хаотичность в исполнении самых благих волевых действий. Поэтому в последующих лекциях мы рассмотрим особенности психологии воспитания воли, приёмы, помогающие развитию волевых качеств на разных возрастных этапах.

 







Date: 2015-07-27; view: 1379; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию