Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России, системный подход
1.1. Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков
Партнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия. Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500. Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Доминируя в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики, промышленные гиганты и их объединения обеспечивают технологический прогресс и экономический рост в развитых странах. Несомненно, крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических преимуществ. К их числу можно отнести возможность осуществлять крупномасштабное финансирование НИОКР, наличие эффективных механизмов использования человеческого капитала, способность обеспечить экономию на трансакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках. Кроме того, крупный бизнес может позволить себе существенную технологическую экономию и на масштабе производства, и на росте или масштабе сферы деятельности. К тому же, крупные предприятия играют существенную роль в реализации государственных социальных программ в части медицинского обеспечения, профессионального образования и охраны материнства и детства. Но с изменением объективных условий хозяйствования, эволюции конкурентных отношений, неопределенностью и неустойчивостью рыночной среды актуализируются такие качества хозяйствующего субъекта, как гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий. Вышеуказанные факторы объясняют переход промышленного производства к использованию гибких производственных линий, на которых продукция изготавливается более мелкими партиями, но зато с применением всевозможных модификаций. Это обусловливает возрастающую привлекательность малого бизнеса для крупных хозяйственных структур. В современных экономических условиях небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения НИОКР, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления. Эффективность их работы достигается также за счет снижения степени бюрократизации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой и создает дополнительное конкурентное преимущество перед крупными предприятиями. Малое предпринимательство – это наиболее мобильная и динамичная часть российской экономики, способная быстро адаптироваться к внешним условиям. Малый бизнес сегодня обеспечивает значительную долю занятости, способствует усилению конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу. В Российской Федерации по состоянию на 1.01.2005 г. число зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей составило 656,6 ед. и увеличилось по сравнению с 1.01.2003 г. на 48,8 ед. 2. Понятие системы. Предпринимательство как элемент экономической системы Теоретические исследования по данной проблеме и современная практика свидетельствуют о том, что многие аспекты управления взаимодействием субъектов малого и крупного бизнеса требуют системного подхода и анализа. Так, по мнению профессора А.Г. Грязновой, системный анализ является метаметодологией в том смысле, что он используется для анализа любых систем, независимо от их характера и содержания, от того, относятся ли они к природе, обществу или искусственным техническим конструкциям
Таблица 1.1 Сравнительная характеристика недостатков фирмы в крупном и малом бизнесе
Недостатки крупной фирмы(ограничение эффективности)
| Недостатки малой фирмы(ограничение эффективности)
| Сравнительная жесткость организационных структур.
| Отсутствие развитой производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
| Недостаточная гибкость производственной программы.
| Техническая отсталость (по фондово-руженности и фондонасыщенности малых предприятий по сравнению с промышленностью в целом)
| Слабая зависимость от потребителя.
| |
Таблица 1.2 Сравнительная характеристика преимуществ фирм в крупном и малом бизнесе
Преимущества крупной фирмы
| Преимущества малой фирмы
| Экономия на масштабе благодаря расширению объемов производства на одних и тех же мощностях.
| Способность оперативно реагировать (потребительский и производственный), в котором потребности имеют приоритет над производством.
| Экономия на разнообразие в результате широкого ассортимента товаров из одного сырья.
| Высока рентабельность в производстве тех товаров, которые не выгодны для крупных предприятий.
| Экономия на транзакционных издержках, связанных с передачей товаров и услуг от одной производственной единице другой.
| Обогащение ассортимента потребительских товаров и услуг
| Реализация стратегий «первопроходца».
| Создание благоприятных условий для более рациональной хозяйственной кооперации с крупным бизнесом.
| Развитие новых производств с учетом накопленного технологического, производственно-сбытового, управленческого опыта.
| Широкое использование всех видом ресурсов (включая вторичные).
| | Мелкая капиталоемкость, быстрая перестройка производства.
Высока восприимчивость к нововведениям, короткие сроки освоения новшеств.
|
|