Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория вопроса





Диагностика психологического пола, выраженнось мужского и женского начала

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и феминности личности.
Опросник может применяться для экспертного опроса. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными экспертами – людьми хорошо его знающими. Попробуйте, чтобы вас протестировали ваши хорошие знакомые – это может быть интересно, вы узнаете, как вас воспринимают окружающие.

Теория вопроса

Психологический пол
Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и феминности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, феминность, андрогинность.

Маскулинность
К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.

Феминность
К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы феминнности меньше касаются половых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность
В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или феминности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и феминного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и феминных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Источник: Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003 - 544 с. (Сер. "Мастера психологии")

 


 

Феминность и маскулинность ТИМов

 

Mar. 21st, 2011 at 4:57 PM

Гендер – это социальный пол человека, т.е. образ мужчины или женщины в культуре, социуме, согласно которому к конкретным лицам мужского или женского пола предъявляются требования соответствовать ему внешне и внутренне, в чувствах, мыслях, поведении, образе жизни.

Маскулинность – мужественность.

Феминность – женственность.

Андрогинность – сочетание в одном индивиде маскулинности и феминности.

Индивид вынужден, живя в социуме, играть роль мужчины или женщины, соответствовать своему половому статусу, гендерной роли.

 

Для чего это все необходимо:

1. Гендерная характеристика ТИМов позволяет более дифференцированно подходить к вопросам социальной адаптации индивидуума в зависимости от соотношения гендерного характера его ТИМа и гендерного характера коллектива, с которым он взаимодействует.

 

Андрогиния – или близость к ней – обуславливает гораздо более гибкое и успешное поведение индивидуума на уровне социальных контактов независимо от того, какого он пола и в какой среде коммуницирует: преимущественно в мужской или преимущественно в женской {4}. Например, женщина ЭСЭ значительно легче приспособится к мужскому коллективу в силу своей высокосигнальной творческой сенсорики и контактной логики, чем женщина СЭИ или женщина ИЭИ, у которых логика – мобилизационная функция. А мужчине ЛИИ с его ролевой этической функцией легче приспособиться к женскому коллективу, нежели его маскулинному «зеркалу», мужчине ИЛЭ, у которого этическая функция – мобилизационная; но ЛИИ в этом смысле будет весьма уступать мужчине ЭИИ с его программной этической функцией.

Если представитель маскулинного ТИМа – женщина, то ей будет легче ужиться в мужском коллективе, чем в женском. Если же носитель маскулинного ТИМа – мужчина, то он не только вряд ли уживется в женском коллективе, но и никогда не станет в нем «хорошим» (вызывающим общие симпатии) начальником.

Наконец, носителям феминных ТИМов мужчинам в большинстве случаев уготована участь «белой вороны» в мужских коллективах. Хотя здесь нужно оговориться: за исключением инициальных подтипов {2}. Так, инициальные подтипы ЭСИ и ЭИИ благодаря инициированной (расторможенной) контактной логике приближаются к андрогинии. Инициальный подтип СЭИ более андрогинный, чем терминальный подтип за счет инициированной контактной высокосигнальной интуиции, а инициальный подтип ИЭИ – за счет инициированной контактной высокосигнальной сенсорики.

 

2. Гендерная характеристика ТИМов позволяет учитывать трудности в процессе дуализации, если пол индивидуума не совпадает с гендерной характеристикой его ТИМа

 

Что касается глубинного и весьма неоднозначного индивидуального опыта дуализации, которая, как отмечал В.В. Гуленко, протекает на близкой психологической дистанции и при глубокой коммуникации {2} – здесь можно строить лишь предположения. Вполне правомерно предположить, что большую сложность в дуализации будут испытывать женщины с маскулинным ТИМом и мужчины с феминным. Очевидно, это будет связано с тем, что по мобилизационной ПФ (комплексогенной, болезненно-претенциозной, по которой у человека обычно завышена самооценка) женщина с маскулинным ТИМом не настроена на принятие помощи со стороны творческой, сильной феминной ПФ мужчины, поскольку это расходится с ее гендерными установками. Соответственно в силу гендерных установок мужчина с феминным ТИМом не настроен на принятие помощи от женщины со стороны ее маскулинной творческой функции. Следовательно, взаимодействие дуалов по каналу 4-я ПФ–2-я ПФ* в случае, если женщина обладает маскулинным ТИМом, а мужчина феминным, не может не вызывать взаимную неудовлетворенность, что вряд ли способствует дуализации. Единственный выход здесь для индивидуума, стремящегося к дуализации, – это преодолеть свои гендерные установки и гендерные ожидания по отношению к партнеру, несовпадающие с гендерной характеристикой ТИМа партнера. Всегда следует помнить, что подобные ожидания в значительной степени навязаны нам социумом, а ТИМ есть первичное образование психической природы человека. Только познав и приняв свою психическую природу и психическую природу своего дуала, мы сможем с благодарностью принимать помощь со стороны его сильных ПФ и с готовностью оказывать ему аналогичную адекватную помощь.

 

3. Дифференциация ТИМов по гендерному показателю дает нам возможность понять одну из существенных причин явления маскировки при самоидентификации индивидуума и в процессе соционической диагностики.

 

Гендерная характеристика ТИМов позволяет нам нащупать одну из причин явления маскировки {3} при типировании, связанную с психологическим феноменом искаженной самооценки. Если женщина с маскулинным ТИМом в силу особенностей воспитания, настоящих социальных контактов, коммуникативной среды, в которую она погружена, идентифицирует себя как более женственную (что расходится с гендерной характеристикой ее природного ТИМа), то, очевиднее всего, она чаще будет использовать свой контактный блок (творческая-контактная функции), выдавая феминную контактную ПФ (ТИМы ЛИЭ и ЛСЭ) за основополагающую в доминантном блоке программную функцию. Одним словом, женщина ЛИЭ (Джек) в этом случае будет выдавать себя за андрогинного ЭИЭ (Гамлет), а женщина ЛСЭ (Штирлиц) – за андрогинного ЭСЭ (Гюго). Такого рода маскировка дает женщинам с маскулинными ТИМами определенные преимущества в социальной адаптации, если коллективы, в которых они постоянно коммуницируют, являются в основном женскими, в том числе и в гендернохарактерологическом отношении: в них всячески поощряется женский стиль поведения.

Аналогичный феномен маскировки мы можем наблюдать у мужчин с феминными ТИМами. Здесь зачастую ЭСИ (Драйзер) маскируется под ЛСИ (Макс), а ЭИИ (Дост) под ЛИИ (Роб). Соответственно у мужчин с данными феминными ТИМами благодаря такой маскировке адаптация в мужском коллективе, где поощряется мужской тип поведения, происходит успешнее.

 

Итак:

Каждый ТИМ может быть оценен с позиции культурного идеала феминности или маскулинности. Так, в нашей культуре логика, экстраверсия, волевая сенсорика считаются мужскими чертами, интуиция, этика, сенсорика ощущений – женскими. Соответственно, социотипы, включающие указанные признаки, считаются наиболее мужественными или наиболее женственными.

На первый взгляд кажется, что маскулинность и фемининность – свойства характера противоположные, если высока маскулинность – то низка фемининность и наоборот. Однако, опыт показывает, что это не всегда так. Новые, более совершенные тесты рассматривают М и Ф уже не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые измерения. Сравнение показателей одного и того же индивида по шкалам М и Ф позволяет вычислить степень его психологической андрогинии; андрогинными считаются индивиды, имеющие высокие показатели и по Ф и по М, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и т.д.

Понятие психологической андрогинии касается только поведения и установок; речь идёт о независимости, заботливости и способности выполнять специфические мужские, специфические женские и не дифференцируемые по полу функции.

 

Женские качества:

• интровертное

• иррациональное

• интуитивное

• этическое

Мужские качества:

• экстравертное

• рациональное

• сенсорное

• логическое

Выбрав интервал изменения признаков маскулинности/феминности плюс-минус 3, построим шкалу маскулинности/феминности для 16-ти ТИМ (таблица 12).

Таблица 12 – Е. Филатова. Шкала маскулинности/феминности для ТИМ (от -3 до 3 баллов)

 

ТИМ

Дон Кихот

Дюма

Робеспьер

Гюго

Жуков

Есенин

Максим Горький

Гамлет

Джек Лондон

Драйзер

Бальзак

Наполеон

Штирлиц

Достоевский

Гексли

Габен

 

М 1 – 1 2 1 3 – 3 3 – 2 3 2 0 2 3 – 2 – 2 3

Ф – 1 3 – 1 2 – 1 3 0 3 – 1 2 0 2 0 3 3 0

 

Из таблицы видно, что:

– наиболее маскулинными воспринимаются ТИМ: СЛЭ (Жуков), ЛИЭ (Джек), ЛСИ (Максим), ЛСЭ (Штирлиц), СЛИ (Габен);

– наиболее феминными воспринимаются ТИМ: ИЭИ (Есенин), ЭИЭ (Гамлет), ЭИИ (Достоевский), ИЭЭ (Гексли), СЭИ (Дюма).

Идеальной с точки зрения гендерных стереотипов получилась пара Лирик-Администратор (Есенин-Штирлиц), то есть пара конфликтеров.

 

ИЛЭ (Дон Кихот); М=1, Ф= – 1. Маскулинность ИЛЭ снижена по сравнению с максимумом (М=3), поскольку, для этого психотипа характерна некоторая разбросанность и импульсивность, которые могут производить впечатление ненадёжности. А надёжность характера – одно из самых ценимых женщинами качеств мужчины.

Фемининность ИЛЭ определена как Ф= – 1, поскольку женщины этого психотипа мало интересуются арсеналом всех женских стратегий, привлекаемых для того, чтобы увлечь представителя противоположного пола.

СЭИ (Дюма); М= -1, Ф =3. Маскулинность СЭИ мы определили минимальным отрицательным значением, поскольку мягкость в общении, повышенная эмоциональность, а также значительная непредсказуемость в поведении не соответствуют представлениям о «настоящем мужчине», в то время, как те же качества характерженщинах особенно высоко.

ЛИИ (Робеспьер); М = 2, Ф = – 1. ЛИИ, этот рыцарь истины и поборник справедливости, конечно же больше соответствует высокой маскулинности, чем фемининности. Правда, некоторая суровость, погруженность в работу и частая нерешительность в поведении с женщинами несколько снижает балл от максимального до М= 2.

Что же касается фемининности женщин ЛИИ, то она, как правило, не высока, поскольку, женщины, как и мужчины этого психотипа внутренне независимы, самостоятельны и логичны. Им претят чисто женские уловки, они не кокетливы, даже стесняются пользоваться косметикой для выявления своей привлекательности

ЭСЭ (Гюго), М= 1, Ф=2. Женщина ЭСЭ – воплощение солнечной радости, веселья и кокетливости, что так привлекает каждого мужчину. Конечно, в этом случае мы поставили максимальный балл Ф=2.

Что касается мужчин ЭСЭ, то в них, несмотря на их рыцарство, оптимизм, и прекрасное чувство юмора, – качества, так ценимые женщинами, ощущается повышенная эмоциональность и ранимость, что существенно снижает общую маскулинность представителей этого психотипа до М= 1.

 

СЛЭ (Жуков), М=3; Ф= – 1. Естественно, мужчина СЛЭ обладает максимальной маскулинностью, М=3. Именно среди мужчин СЛЭ мы встречаем наиболее одиозных представителей «мужского племени», физически сильных, обладающих несокрушимой волей, умеющих и постоять за себя и не прощающих оскорблений от других.

Женщины СЛЭ, при всех тех же чертах характера, тем не менее способны проявить наступательную женственность, которая, правда, не всеми воспринимается. Так или иначе, мы поставили минимально отрицательное значение женственности для СЛЭ, Ф= – 1.

ИЭИ (Есенин), М= – 3, Ф = 3. Перед нами, очевидно, самый женственный тип даже из всех гуманитариев, которому очевидно, соответствует максимальный балл Ф= 3. Нежные, и ранимые, они, как неземные создания, «струятся», а не ходят, как будто земное притяжение им мало мешает. Но эта нежная ранимость, постоянно меняющееся настроение, поэтичность… – никак не соответствуют социальному образу «настоящего мужчины» и мы поставили мужчинам ИЭИ максимальный отрицательный балл М = – 3.

ЛСИ (Максим), М=3; Ф= 0. Все практики, несомненно относятся к сильным маскулинным типам. В значительной степени это свойство характеризует мужчин ЛСИ, поскольку, мужчины ЛСИ надёжны, верны чувству долга, твёрды и бескомпромиссны. Поэтому их балл М=3.

Твердая и бескомпромиссная женщина ЛСИ меньше соответствует идеалу женщины в общественном сознании. Правда, сенсорные типы, если они даже и логики, умеют выглядеть элегантными и интригующими. Сопоставим для них Ф=0, то есть, нечто среднее.

ЭИЭ (Гамлет), М = – 2; Ф = 3. В отличие от практиков, все Гуманитарии наделены выраженным женским типом. Соответственно, женщине ЭИЭ, эмоциональной, восторженной, артистичной и ранимой, умеющей быть загадочной и непредсказуемой – соотнесем максимальный балл Ф=3.

Но для мужчины этого психотипа, перечисленные выше свойства характера, к которым мы, зачастую, можем ещё добавить и истероидность (это свойство характера часто встречается и у женщин), маскулинность следует приписать только со знаком минус, М= – 2.

ЛИЭ (Джек Лондон), М=3; Ф= – 1. ЛИЭ – один из самых «мужских» типов в общественном сознании. Романтик, землепроходец, настроенный на преодоление суровых жизненных испытаний, он, конечно, получает максимальным балл М=3.

Но вот те же качестве характера – мало соответствуют женскому стилю поведения. До преклонных лет женщины ЛИЭ любят походы, палатки, байдарки…, но как правило, их мало интересуют наряды, косметика, бижутерия, поэтому, их балл «женственности» Ф= – 1.

ЭСИ (Драйзер), М= 2, Ф = 2. Социалы – более женские типы, чем мужские, правда, женщины ЭСИ часто выглядят внешне строгими, холодными, недоступными, поэтому, мы несколько снизили балл женственности до Ф=2.

Однако, те же качества внешнего поведения помогают мужчинам-социалам ЭСИ выглядеть более мужественно, несмотря на эмоциональность этика, которая скрыта за интроверсией, так что для них мы выбрали все же положительный «мужской» балл М = 2. Таким образом, по нашим представлениям, тип ЭСИ – андрогинный, что и отразилось в одинаковых положительных баллах по этой шкале.

ИЛИ (Бальзак), М=0, Ф= 0. Маскулинность ИЛИ в выбранной шкале, в поведении с представительницами противоположного пола, по мнению автора, мало проявляется. Философ, критик и скептик, ИЛИ не очень заботится о том, как он выглядит. Мужчина ИЛИ, скорее, рассчитывает на то, что поразит женщин своей интеллектуальностью и мягкостью в поведении.

Не все женщины ИЛИ стремятся к семейной жизни, они внутренне независимы и зачастую материально самостоятельны, и к тому же бывают критичны и безапелляционны. Любят продемонстрировать свою «железную» логику, что не всегда привлекательно для мужчин. Поэтому Ф= 0. А итоге – ещё один андрогинный тип, правда, заметим, что андрогиния предполагает, что МФ – качества одинаково сильны. Здесь – они просто проявляются не очень явно.

СЭЭ (Наполеон), М= 2, Ф = 2. Трудно устоять против очарования женщины СЭЭ, если мужчина привлек её внимание. Тут будут пущены в ход все возможные уловки из типично женского арсенала, как внешнего вида, так и манипулятивного поведения. Ф = 2.

Как известно, многие генералы, руководители фирм, (и вообще руководители разного рода) – представители СЭЭ. Однако, заметим, что у нас речь идёт о «среднем» представителе психотипа. Поэтому, мы не можем не учитывать сильную эмоциональность, частую разбросанность типа СЭЭ, что снижает балл мужественности, поэтому М=2. И для этого психотипа свойственна андрогиния.

ЛСЭ (Штирлиц), М=3, Ф=0. Практики, как мы уже говорили, типы с хорошо выраженными мужскими чертами характера. Для ЛСЭ характерно спокойствие, рассудительность, стремление к объективности, надёжность. М=3.

Те же качества характера не совсем вкладываются в понятие женственности, однако, сенсорность позволяет представительницам ЛСЭ выглядеть элегантными, проявлять незаурядный вкус и умение выглядеть привлекательно. С учетом сказанного выше, балл женственности ЛСЭ Ф = 0.

ЭИИ (Достоевский), М= – 2, Ф = 3. Как и другие Гуманитарии, ЭИИ – тип женский.. Глубина чувств, умение любить и хранить верность, стремление снять психологическое напряжение, поддержать эмоционально, – конечно, все эти качества характера позволяют присвоить максимальный балл женственности Ф=3.

Что же касается мужчин этого психотипа, то все то, что перечислено выше – мало соответствует принятому в обществе идеалу для мужчин. К тому же, склонность к депрессиям этого психотипа и неуверенность в себе вынуждают приписать ему отрицательный балл, М= – 2.

СЛИ (Габен), М=3, Ф=0. И снова перед нами представитель практиков. Спокойный немногословный и очень надёжный. Для многих женщин – именно он является воплощением настоящего мужчины, поэтому М = 3.

Женщинам СЛИ, так же как и женщинам ЛСЭ, мы присвоили балл Ф=0, поскольку, им присуща неброская элегантность, сдержанность и спокойствие. Интровертная женщина СЛИ выглядит не столько неприступной, сколько просто закрытой, и от того – для многих, является загадкой, которую хочется разгадать.

ИЭЭ (Гексли), М = -2, Ф = 3. Веселость, непредсказуемость, игривость женщин этого психотипа – черты чисто женские. Женщине ИЭЭ всегда присуща неординарность поведения и новизна, качества, которые так привлекают к ним мужчин. Конечно, здесь мы должны поставить самый высокий балл Ф=3.

Те же качества характера, которые так привлекательны в женщине, не могут считаться идеальными для мужчины. Непредсказуемость, новизна и игривость часто ассоциируются с ветреностью и неверностью, отсутствием надёжности, а последнее – едва ли не самое важное требование женщин по отношению к мужчинам. Поэтому М = – 2.

 

Зрелость:

Если молодая женщина – нежное и ранимое существо, то взрослая женщина – хозяйка в доме, мать и воспитательница детей, любящая и заботливая супруга для своего мужа, – таков, примерный социальный идеал «настоящей» женщины и таковы, соответственно, ожидания общества. Качества, которые присущи в значительной степени женщинам, носят название «фемининность».

От мужчины требуется спокойствие и сила (в том числе и физическая), выдержка, умение обеспечить свою семью материально, умение защитить слабых, быть для них опорой. Таковы социальные роли и, соответственно, требования общества к «настоящим» мужчинам, и соответствующие свойства характера, присущие в большей степени мужчинам, носят название «маскулинность».

А теперь посмотрим, какие соционические типы соответствуют больше всего этим социальным ожиданиям.

Вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что, в свете перечисленных выше социальных ожиданий, логика больше требуется от мужчин, а этика – от женщин, отсюда мы сразу же можем прогнозировать большее социальное соответствие женщин-этиков и мужчин-логиков своим социальным ролям. И действительно, сама Природа позаботилась о том, чтобы среди мужчин – больше встречалось логики, а среди женщин – этики.

Что же касается шкалы сенсорика-интуиция, то здесь такого прямого и очевидного соответствия нет. С одной стороны – сенсорики более практичны. Это качество полезно как мужчинам, которые призваны обеспечить надёжную опору своей семье, так и женщинам – хозяйкам в своем доме, которые должны поддерживать порядок и уют, правильно планировать бюджет семьи, уметь накормить, одеть и обуть не только своих детей, но не оставить своим вниманием в этом и мужа.

Но и интуиция – отнюдь не лишняя функция как для добывания «хлеба насущного», так и для воспитания детей, умение увидеть их склонности и таланты, чтобы не задавить ещё слабые ростки этих способностей, а наоборот, развивать их.

 

Интуитивная функциональная сфера.

ЧИ - высокоинтенсивная настройка возбудительного фильтра и низкоинтенсивная настройка тормозного фильтра.

Находчивость, смекалка, изобретательность всегда были прерогативой мужчин. Причем, как свидетельствуют многочисленные этологические исследования приматов, эти свойства мужчины унаследовали у своих далеких пращуров: поисковое поведение – отыскание существенно новых способов выживания, новых биологически целесообразных форм поведения – присуще, как правило, самцам.

 

БИ – низкоинтенсивная настройка возбудительного фильтра и высокоинтенсивная настройка тормозного фильтра.

Способность лучше ориентироваться в прошлом и будущем, предвидеть благоприятное и неблагоприятное течение событий, увидеть в обыденном необычное гораздо в большей степени присуща женщинам. К неблагоприятному ходу событий, сопровождающемуся нарастающим чувством тревоги, всегда более сенситивны (чувствительны) женщины. Легендарный собирательный образ Кассандры является именно женским архетипом, репрезентирующим эту особенность.

 

Сенсорная функциональная сфера

ЧС – высокоинтенсивная настройка возбудительного фильтра и низкоинтенсивная настройка тормозного фильтра. Очевидно, ни у кого не вызывает сомнения – и это опять-таки подтверждается исследованиями в области зоопсихологии, – что у высших животных агрессивное поведение, демонстрация своей силы с целью завоевать территорию, снискать расположение самки, занять высшую ступень в стадной иерархии характерно для самцов. И человек как венец земной эволюции не является в этом смысле исключением. Волевое, агрессивное поведение, свойственное мужчинам, само по себе может и не вести к разрушению. Агрессивно-деструктивному же поведению, в основе которого лежит внутреннее стремление к разрушению и хаосу, вряд ли правомерно давать гендерную оценку; это скорей асоциальное поведение, ведущее к десоциализации личности.

 

БС – низкоинтенсивная настройка возбудительного фильтра и высокоинтенсивная настройка тормозного фильтра

Один из афоризмов гласит: «Мужчина строит, а женщина обустраивает». И неспроста женщинам уготована эта участь, поскольку чувство комфорта и создание комфорта является женским преимуществом. Причем это касается не только внешнего комфорта, но и внутреннего: женщины лучше чувствуют свое тело, успешнее выхаживают больных. Кроме того, более дифференцированные, мелкие сенсорные навыки очевиднее всего также лучше развиты у женщин. Недаром занятия для души, не связанные непосредственно с зарабатыванием денег (то есть, в большей степени связанные с аспектом этическим, нежели логическим), требующие тонких сенсорных навыков, например, рукоделие, – удел женских рук.

 

Логическая функциональная сфера

ЧЛ – высокоинтенсивная настройка возбудительного фильтра и низкоинтенсивная настройка тормозного фильтра

Испокон веков все, что связано с добычей средств существования, производством и перемещением предметов потребления и орудий труда, одним словом, все, что требует громоздких (крупноблочных) алгоритмов и физически мощных действий, было привилегией мужчин: охота и рыболовство, земледелие и ремесла, массовое производство и предпринимательство (торговля). И вовсе не потому, что так сложилось исторически, а потому, что логический аспект лучше всего осваивается мужчинами. И причина тому не ход истории (он как раз – следствие), а генетическое распределение психических функций доминантного блока (сильных функций) с логическим аспектом по половой дихотомии: на долю мужчин приходится гораздо больше ТИМов с сильными логическими функциями, чем на долю женщин.

 

БЛ – низкоинтенсивная настройка возбудительного фильтра и высокоинтенсивная настройка тормозного фильтра

Стремление к упорядоченности и способность создавать детализированный порядок – иерархические структуры и системы, конкретные, такие как каталоги, коллекции, системы управления, и абстрактные, например, классификации, концепции, фигуры формальной логики и т.д. – специфическая особенность поведения мужчин. В мифологическом творчестве многих народов упорядоченность объективного мира ассоциируется с мужским началом. Например, Боги древней Греции, организующие различные аспекты земной жизни, идентифицировались как мужчины и носили мужские имена. Природная же хаотичность, неустойчивость определенных объектов внешнего мира, а также неуловимость, непознаваемость (а знание есть ничто иное, как структурированные факты или сведения) внутреннего, субъективного мира связывались с женским началом: ведь древнегреческое слово psyche (душа) – женского рода.

 

Этическая функциональная сфера

ЧЭ – высокоинтенсивная настройка возбудительного фильтра и низкоинтенсивная настройка тормозного фильтра

Практически во всех культурах женщины считаются гораздо более эмоциональными существами, чем мужчины. Способность легко и открыто выразить не только позитивное, но и негативное эмоциональное состояние и точнее уловить эмоциональное состояние другого – характерная черта женского поведения. Например, женщина может легко выразить горе или обиду плачем. Большинству мужчин это удается значительно труднее, и не только потому, что это не принято в культуре, но и потому, что для большинства ТИМов мужчин этическая функция не входит в состав доминантного блока. Считается, что излишняя эмоциональность женщины мешает здравому смыслу, то есть затрудняет логическое мышление. С точки зрения соционики это означает, что большинство женщин имеют ТИМы, где этика является сильной ПФ, а логика не является таковой.

 

БЭ – низкоинтенсивная настройка возбудительного фильтра и высокоинтенсивная настройка тормозного фильтра

Помимо эмоциональных состояний женщины в целом гораздо лучше мужчин оценивают эмоциональные отношения между людьми. Эта оценка требует большей сенситивности при восприятии нюансов проявления чувств друг к другу или отклонений от некой нормы проявления чувств, чем восприятие эмоциональных состояний. В этом случае этическая функция должна быть настроена по возбудительному входу на низкоинтенсивные сигналы. Женщины являются лучшими выразителями и хранителями отношений, закрепленных в этических нормах. Метафорический смысл понятия «хранительница очага» означает, что женщина – настоящая или будущая мать семейства – хранит семейные традиции и передает этические нормы подрастающему поколению. Отсюда социальную нишу, связанную с воспитанием и педагогикой, занимают преимущественно женщины.

 

Теперь дадим количественную гендерную характеристику ПФ в зависимости от их положения в модели Т и соотношения настроек их фильтров {6}. Прежде всего, следует отметить, что рациональные функции несут большую гендерную нагрузку, чем иррациональные: независимо от соотношения порогов, проявление логической функции характеризует маскулинный тип поведения, а проявление этической функции – феминный тип поведения. Иррациональные же функции проявляют себя двояко, как маскулинные или феминные, в зависимости от соотношения настроек их фильтров. Поскольку функций в модели четыре, присвоим наиболее гендерно нагруженным рациональным программным функциям наивысший бал маскулинности-феминности 4. Менее гендерно нагруженным иррациональным программным функциям дадим оценку 3.

Итак, по программным функциям имеем: вИн= 3М; нИв = 3Ф; вСн = 3М; нСв = 3Ф; вЛн = 4М; нЛв = 4М; вЭн = 4Ф; нЭв= 4Ф; где М обозначает маскулинность, а Ф – феминность.

Творческие функции, в силу их подчиненности программным функциям, а также по причине их уравновешенности, гибкости, имеют несколько меньшую гендерную нагруженность, чем программные. Присвоим рациональным творческим функциям гендерный бал 3, а иррациональным дадим оценку 2. По творческим функциям имеем: вИв = 2М; нИн = 2Ф; вСв = 2М; нСн = 2Ф; вЛв = 3М; нЛн = 3М; вЭв = 3Ф; нЭн = 3Ф.

Контактные функции в силу их неустойчивой работы несут еще меньшую гендерную нагрузку. Дадим рациональным контактным функциям гендерную оценку 2, а иррациональным – 1: вИв = 1М; нИн = 1Ф; вСв = 1М; нСн = 1Ф; вЛв = 2М; нЛн = 2М; вЭв = 2Ф; нЭн = 2Ф.

Наконец, мобилизационная функция, быстро перегружающаяся и настроенная лишь на непродолжительное время функционирования в нормальном режиме, имеет наименьшую гендерную нагруженность или не имеет ее вовсе. Соответственно рациональные мобилизационные функции имеют гендерную оценку 1, а иррациональные функции в силу их субдоминантной «задвинутости» в модели практически не несут гендерной нагрузки: вИн = 0; нИв = 0; вСн = 0; нСв = 0; вЛн = 1М; нЛв = 1М; вЭн = 1Ф; нЭв= 1Ф.

Суммируя гендерные балы всех ПФ конкретного ТИМа, мы можем определить гендерный

коэффициент (коэффициент маскулинности-феминности) данного ТИМа: Кг = ∑х / ∑у, где ∑х ≥∑у. Определим гендерные коэффициенты всех 16-ти ТИМов (шкала от 2 до 6 баллов):

 

Дон: ИЛЭ 3М+3М = 6М, 1Ф+1Ф = 2Ф, Кг = 6/2 = 3М

Дюма: СЭИ 3Ф+3Ф = 6Ф, 1М+1М = 2М, Кг = 6/2 = 3Ф

Гюго: ЭСЭ 4Ф+0 = 4Ф, 2М+2М = 4М, Кг = 4/4 = 1;

Роб: ЛИИ 4М +0 = 4М, 2Ф+2Ф = 4Ф, Кг = 4/4 = 1

Гам: ЭИЭ 4Ф+0 = 4Ф, 2М+2М = 4М, Кг = 4/4 = 1

Макс: ЛСИ 4М +0 = 4М, 2Ф+2Ф = 4Ф, Кг = 4/4 = 1

Жук: СЛЭ 3М+3М = 6М, 1Ф+1Ф = 2Ф, Кг = 6/2 = 3М

Есь: ИЭИ 3Ф+3Ф = 6Ф, 1М+1М = 2М, Кг = 6/2 = 3Ф

Нап: СЭЭ 3М+1М = 4М, 3Ф+1Ф = 4Ф, Кг = 4/4 = 1

Баль: ИЛИ 3Ф+1Ф = 4Ф, 3М+1М = 4М, Кг = 4/4 = 1

Джек: ЛИЭ 4М+2М = 6М, 2Ф+0 = 2Ф, Кг = 6/2 = 3М

Драй: ЭСИ 4Ф+2Ф = 6Ф, 2М+0 = 2М, Кг = 6/2 = 3Ф

Штир: ЛСЭ 4М+2М = 6М, 2Ф+0 = 2Ф, Кг = 6/2 = 3М

Дост: ЭИИ 4Ф+2Ф = 6Ф, 2М+0 = 2М, Кг = 6/2 = 3Ф

Гек: ИЭЭ 3М+1М = 4М, 3Ф+1Ф = 4Ф, Кг = 4/4 = 1

Габ: СЛИ 3Ф+1Ф = 4Ф, 3М+1М = 4М, Кг = 4/4 = 1

 

Таким образом, принимая во внимание коэффициент М-Ф, или, другими словами, гендерный коэффициент ТИМа, можно выделить три группы ТИМов.

 

1. Маскулинные ТИМы (максимальный коэффициент маскулинности):ИЛЭ (Дон), СЛЭ (Жуков), ЛИЭ (Джек), ЛСЭ (Штирлиц).

2. Феминные ТИМы (максимальный коэффициент феминности): СЭИ (Дюма), ИЭИ (Есенин), ЭСИ (Драйзер), ЭИИ (Достоевский).

3. Андрогинные ТИМы (равенство мужского и женского начала в стратегии поведения): ЭСЭ (Гюго), ЛИИ (Робеспьер), ЭИЭ (Гамлет), ЛСИ (Максим), СЭЭ (Наполеон), ИЛИ (Бальзак), ИЭЭ (Гексли), СЛИ (Габен).

 

 

Муж - "кормилец", жена - "хозяйка" (от 2 до 8 баллов)

 

ТИМ:

Дон Кихот

Дюма

Робеспьер

Гюго

Жуков

Есенин

Максим Горький

Гамлет

Джек Лондон

Драйзер

Бальзак

Наполеон

Штирлиц

Достоевский

Габен

Гексли

 

М 4 5 6 4 8 2 7 4 5 4 7 6 7 4 6 4

Ж 2 7 5 7 7 2 7 4 3 6 4 6 8 4 6 2

 

Эта шкала состоит только из положительных значений. Это обусловлено тем, что мы предполагаем, что каждый мужчина и каждая женщина хоть и в незначительной степени, но все же, обладают указанными свойствами характера. Знак минус означал бы то, что соответствующий психотип постоянно деструктивен, то есть, жена – разоряет свое хозяйство, а муж – живет на иждивении жены. Конечно, такие случаи тоже встречаются в жизни некоторых людей в сильно неблагоприятные периоды их жизни, но нас интересует ситуация нормальная, каждодневная, свободная от разрушительных периодов. Заметим, что, как и для предыдущей шкалы, мы ни в коей мере не считаем, что не может быть отклонений для конкретного человека каждого психотипа от выбранной величины численного значения. Представители каждого психотипа могут сильно варьировать свойства своего характера по шкале III (аналогично, и по шкале II), но для сравнительных оценок нам необходимо придерживаться какой-то системы. Поэтому, все оценки сделаны исключительно из учета функциональной характеристики каждого психотипа.

Более того, случается и так, что материально семью обеспечивает жена в большей степени, чем муж. Поскольку такие случаи носят, как правило, индивидуальный характер, то мы можем, в каждом конкретном случае по этой шкале (как, впрочем, и по всем другим) внести коррективы для каждой конкретной пары. Именно поэтому ниже будут приведены все расчеты по каждой шкале отдельно. Здесь же мы будем придерживаться традиционного положения вещей, когда всё-таки муж берёт на себя в большей степени материальную сторону обеспечения семьи, а жена – хозяйственные функции.

Минимальный балл способности обеспечить семью материально (2) мы поставили ИЭИ (Есь). Это, конечно не означает что он обречен никогда не зарабатывать приличных денег, однако, согласитесь, что рассчитывать на стабильный и высокий заработок мужчин ИЭИ не следует. Мечтательность, эмоциональность и низкая энергетика этого психотипа не способствует проявлению его высоких деловых качеств. То же можно сказать и о хозяйственных способностях женщин ИЭИ.

Тем же невысоким баллом мы оценили и женщин–хозяек ИЛЭ (Дон) и ИЭЭ (Гексли). Они слишком увлечены любыми новшествами в жизни и на работе, домашние дела исполняют только в силу насущной необходимости, не видя в этой рутинной работе ничего привлекательного.

Максимальные баллы по этой шкале мы поставили СЛЭ (Жук) – мужчинам, для которых действительно, дело чести, обеспечить материальное благополучие семьи и ЛСЭ (Штирлиц) – женщинам, которые способны наиболее рационально вести домашнее хозяйство.

Достаточно высокие баллы хозяйственности (7) у женщин социалов СЭИ (Дюма) и ЭСЭ (Гюго), а также практиков ЛСИ (Максим) и СЛЭ (Жуков).

Для мужчин-кормильцев тот же балл (7) поставили практикам ЛСЭ (Максим) и ЛСЭ (Штирлиц). Однако, в эту же группу мы поместили и мужчин ИЛИ, поскольку, обладая высоким (хотя и не всегда демонстрируемым) тщеславием, мужчины ИЛИ также считают для себя это делом чести.

Несколько ниже, 6 баллов в таблице имеют как мужчины, так и женщины двух психотипов: СЭЭ (Наполеон) и СЛИ (Габен), а также мужчины ЛИИ (Робеспьер).

Остальные, промежуточные баллы читатель также найдёт в таблице.

 

Гендерные различия социотипов:

Соционика рассматривает ИНФОРМАЦИОННЫЙ метаболизм. Модель А построена на дихотомиях аспектов переработки информации, в которую не входит дихотомия "МЖ". И согласно модели А, алгоритм обработки у людей одного социотипа,но разного пола, соц-положения, итд(гендера) ОДИНАКОВ! И также работают приоритеты по функциям.(Сенсорик-он и в Африке сенсорик.) Ведь мозги сделаны у всех из одного вещества.

 

Что касается ПОВЕДЕНИЯ, в зависимости от гендера, то оно МОЖЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ. Это тоже объсняет модель А! Есть Эго, но есть и детский блок СУПЕРИД, в котором есть функция оценки(рефер) и функция ВНУШЕНИЯ (суггест)! Ессно весь детский блок легко наполняется со стороны. Так вот, ВНУШИТЬ на 5-ю(мож и 6ю) можно что угодно, в зависимости от гендера. (также возможны наработки по 3й "ролевой") И ПАТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ могут РАЗЛИЧАТЬСЯ. (для любого фактора"М"и"Ж", возраст,статус,место и тд.) Также и система ценностей строится на ЭГО и СуперИД. И в зависимости от ВНУШЕНИЯ на С-ИД, комплекс ценностей может варьироваться.


 

Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus — мужской и femininus — женский) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей. В дифференциальной психологии маскулинность и фемининность — это специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые маскулинности и фемининности, являются транскультурными (например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности с мягкостью и нежностью). Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При изучении этих образов необходимо учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точку зрения (мужскую или женскую) выражает данный стереотип. Ценный вклад в разработку этой проблематики внесли представители феминистского движения.аскулинность и фемининность

 

В дифференциальной психологии маскулинность и фемининность — это специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые маскулинности и фемининности, являются транскультурными (например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности с мягкостью и нежностью). Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При изучении этих образов необходимо учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точку зрения (мужскую или женскую) выражает данный конкретный стереотип. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а фемининность — с пассивно-репродуктивным, природным началом. Современная наука доказала условность такой категоризации, демонстрируя многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.

 

Ценный вклад в разработку этой проблематики внесли представители феминистского движения. В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от «норматива» воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе которой были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и т.д. Все они предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининность и обратно, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин - фемининность. В дальнейшем, однако, выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на «мужские» и «женские» и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и т. д.) не всегда совпадают друг с другом. Усложнились и представления о том, какие именно качества наиболее благоприятствуют психическому здоровью и социальной адаптации.

 

 

Новые, более совершенные тесты (С. Бем, Д. Спенс и Р. Хельмрайха) рассматривают маскулинность и фемининность не как полюсы одного и того же континуума, а как независимые друг от друга параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют психологически недифференцированные (низкие показатели как по маскулинности, так и по фемининности) и андрогинные, сочетающие высокую маскулинность с высокой фемининностью индивиды.

 

Попытки объективно определить типичные мужские и женские свойства и то, как создаются эти различия, предпринимают разные науки. Особенно важна в этом плане эволюционная биология. Согласно теории В.А.Геодакяна, процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает две противоположные тенденции: наследственность – консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы – оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты.

 

Таким образом, в филогенезе мужской пол играет главную роль в изменении, а женский – в сохранении популяции. В онтогенезе, наоборот, самцы более ригидны и независимы от среды, тогда как самки более изменчивы, пластичны и лучше поддаются обучению. Норма реакции женских особей, их адаптивность (пластичность) в онтогенезе по всем признакам несколько шире, чем мужских. Один и тот же вредный фактор среды модифицирует фенотип самок, не затрагивая их генотипа, тогда как у самцов он разрушает не только фенотип, но и генотип. Например, при наступлении ледникового периода широкая норма реакции самок у далеких наших предков позволяла им «делать» гуще шерсть или толще подкожный жир и выжить. Узкая норма реакции самцов этого не позволяла, поэтому из них выживали и передавали свои гены потомкам только самые генотипически «лохматые» и «жирные». С появлением культуры (огня, шубы, жилища) наряду с ними выживали и добивались успеха у самок еще и «изобретатели» этой культуры. То есть культура (шуба) выполняет роль фенотипа (шерсти).

 

АНДРОГИНИЯ - Понятие для обозначения людей, успешно сочетающих в себе и традиционно мужские, и традиционно женские психологические качества. Многочисленные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются скорее от особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также от социального воздействия, нежели от биологических различий между полами. Представление о мужских и женских чертах долго базировалось на модели одного континуума, на одном конце коего располагаются мужские качества, а на другом - женские: чем больше мужского, тем меньше женского, и наоборот. Позже было установлено, что мужские (маскулинные) и женские (фемининные) качества независимы и могут располагаться лишь на двух отдельных, непересекающихся континуумах. На этом принципе основано большинство тестов, измеряющих фемининность, маскулинность и андрогинию. На основании этих тестов каждый человек относится к одной из четырех групп:

 

1) к маскулинным индивидам - с выраженными традиционно мужскими качествами, как честолюбие, решительность и пр.;

 

2) к фемининным индивидам - с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как эффективность, мягкость и пр.;

 

3) к андрогинам, сочетающим в себе как традиционно женские, так и мужские черты;

 

4) к людям неопределенной психологической половой идентичности, кто не обладает выраженными маскулинными либо фемининными чертами. Исследования показывают, что андрогиния - важная психологическая характеристика человека, определяющая способность менять свое поведение в зависимости от ситуации. Она способствует формированию устойчивости к стрессам, в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности. Развитие исследований по проблематике пола психологического, разработка таких понятий, как схема пола, значимость идентичности половой для индивида и прочих, направлены на поиск возможных путей формирования не только маскулинности и фемининности, но и андрогинии (-> дифференциация половая; сексология).

 

Исследования показывают, что андрогиния — важная психологическая характеристика человека, определяющая способность менять свое поведение в зависимости от ситуации. Она способствует формированию устойчивости к стрессам, в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности. Развитие исследований по проблематике пола психологического, разработка таких понятий, как схема пола, значимость идентичности половой для индивида и прочих, направлены на поиск возможных путей формирования не только маскулинности и фемининности, но и андрогинии


 

Презентация на тему: "Пол и гендер Ряд определений. Пол и гендер Пол связан с биологическими различиями: определение, на биологической основе, пола при рождении, как мужской." — Транслит:

 

Слайд 1

Пол и гендер Ряд определений

Слайд 2

Пол и гендер Пол связан с биологическими различиями: определение, на биологической основе, пола при рождении, как мужской или женский; Гендер связан с ролями, отношением и поведением, социально присущими людям, во всех сферах их деятельности, в связи с их половой принадлежностью; Термин гендер связан с социально построенными, широко разделяемыми ожиданиями и нормами общества об уместных признаках мужественности и женственности, поведения и ролей. Данные нормы влияют на взаимодействие в обществе и структуру социальных и межличностных отношений между мужчинами и женщинами.

Слайд 3

Гендерное неравенство Связано с тем, что в обществе у мужчин и женщин есть разные возможности (доступ к ресурсам, ограничения для деятельности) и полномочий (инициативы) на основе гендера. Гендерное равенство связано с правовыми рамками, стратегиями и механизмами, которые формально создают в обществе равные возможности для мужчин и женщин для реализации своего потенциала и получения, в равной степени, преимуществ от возможностей и полномочий в принятии решений.

Слайд 4

Гендер не является категорией, это отношение Концепция гендера выражает социальное различие (степень престижности/значимости, полномочия, права и обязанности) между полами, которое постоянно строится и перестраивается в процессе социального взаимодействия. Так, если мужчины знают меньше о рисках, связанных с ВИЧ, однако заявляют, что знают в этой сфере больше женщин, это обычное выражение мужественности (компетентности).

Слайд 5

Гендерное равноправие Независимо от принципа равенства у мужчин и женщин имеются биологические различия. Например, у них разная степень уязвимости к инфекциям, передаваемым половым путем и ВИЧ/СПИД. Секс во все времена подвергался контролю со стороны общества. Различные системы прав и обязанностей, связанных с полом, формируют основу того, что мы называем гендером. Гендерное равноправие подразумевает социальную природу различий между мужчинами и женщинами и учитывает конкретные потребности каждого пола.

Слайд 6

Гендер: система представлений Каждая система представлений создается как система парной оппозиции: сильный и слабый, активный и пассивный, властный и подчиняющийся…мужественный и женственный… Эти противопоставления формируют системы представлений, которые направляют наши действия в соответствии с полом. История свидетельствует, что эти представления помещают мужчин выше женщин…

Слайд 7

Стратегия достижения гендерного равноправия Это другой аспект современной реконструкции гендерных отношений Согласно положениям международных конвенций стратегия достижения гендерного равноправия представляет собой процесс оценки воздействия на женщин и мужчин любых запланированных мер, в том числе законодательства, политики и программ, во всех сферах и на всех уровнях, а также в качестве стратегии для того, чтобы потребности и опыт женщин и мужчин стали неотъемлемым измерением при разработке, реализации, мониторинге и оценке политики и программ во всех сферах политической, экономической и социальной жизни, чтобы женщины и мужчины в равной степени использовали преимущества, а неравенство не сохранялось навсегда. Конечной целью является достижение гендерного равенства. (ECOSOC 1997/2)

Слайд 8

Принципы гендерного анализа В сфере профилактики ВИЧ гендерный анализ должен основываться, по меньшей мере, на четырех принципах: (1) Гендерное равенство может быть достигнуто только путем признания различного воздействия норм или мер на женщин и мужчин, в зависимости от различных жизненных ситуаций. (2) Анализ на гендерной основе является неотъемлемой частью независимого аналитического процесса и должен применяться на каждом этапе данного процесса. (3) Анализ на гендерной основе фокусируется не только на результатах, но и на концепциях, аргументах и языке, используемых в процессе работы. (4) Анализ на гендерной основе должен приводить к ликвидации неравенства.

Слайд 9

Структурные неравенства могут быть вызваны стратегиями, и совсем не обязательно дискриминацией Данные принципы подразумевают, что прежде всего, гендерное неравенство должно признаваться на политическом уровне как возможность для более серьезного изучения. Данные принципы также требуют не только рассмотрения при разработке политики и принятии решений, но и адекватной организации профессиональных сетей, вовлекаемых в гендерный анализ профилактики и лечения ВИЧ /СПИД.


 

Презентация на тему: "Формирование гендерной идентификации дошкольников." — Транслит:

 

Слайд 1

Формирование гендерной идентификации дошкольников

Слайд 2

План 1. Значение гендерного подхода в воспитании дошкольников 2. Этапы формирования гендерной идентификации детей 3. Особенности воспитания девочек и мальчиков

Слайд 3

Гендер (англ. gender – род, пол) «социальный пол», т.е социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие от социальной организации общества

Слайд 4

Гендерная идентификация осознание индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей мужественности / женственности и готовность выполнять определенную половую роль

Слайд 5

Дошкольное детство самый ответственный период формирования гендерной устойчивости

Слайд 6

Этапы формирования гендерной идентификации От рождения до 3-х лет 3-4 года 4-6-7 лет

Слайд 7

Особенности этапа от рождения до 3-х лет Особенности Первичная гендерная идентификация Сравнение себя с другими людьми Возможно игры с половыми органами Вопросы о различиях между полами Нередко мнение, что пол можно изменить Действия взрослых Отношения между родителями на основе взаимного уважения мужского и женского начала Внимание к физическим и эмоциональным потребностям детей Подчёркивание принадлежности к определённому полу

Слайд 8

Особенности этапа 3-4 года Особенности Различение пола окружающих Ассоциации со случайными признаками пола Попытки разделять роли в играх в соответствии с полом Проявления интересов, характерных для мальчиков и девочек Первые представления о социальных ролях папы и мамы Интерес в своему телу Действия взрослых Развитие положительного отношения к имени ребёнка Поощрение поведения детей, соответствующего гендерной идентификации Образец правильного гендерного поведения Доступная форма знаний об общем и различном у мужчин и женщин

Слайд 9

Особенности этапа от 4-х до 6-7 лет Особенности Формирование отношений между мальчиками и девочками Распределение ролей в играх по половому принципу Имитация в игре женских и мужских качеств Интерес к устройству организма Осознание неизменности половой принадлежности Возможны увлечения, пылкая влюблённость Разделение детей в общении Действия взрослых Формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками на личном примере Создание игровых ситуаций, необходимых для закрепления гендерного поведения Беседы об отличиях мальчиков и девочек Поощрение черт, соответствующих полу Беседы об устройстве организма Ответы на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребёнка

Слайд 10

Признаки несформированности гендерной идентификации Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола Стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению Активно выраженное желание изменить пол и имя Рассказы ребёнка о снах, в которых он выступает как представитель противоположного пола Стремление одеваться и вести себя по признаку противоположного пола

Слайд 11

Факторы, влияющие на гендерную идентификацию ребёнка Родительское отношение к полу ребенка Стереотипы поведения родителей Подкрепление модели поведения Изучение и осознание особенностей своего тела Детские игры

Слайд 12

Представления о мальчиках и девочках Девочки более послушны, чем мальчики. В раннем детстве девочки действительно более послушны. Девочки более чувствительны к среде, тяжелее переносят боль, страдания. Мальчики и девочки одинаково чувствительны к обстановке. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, так как их учат, что мужчина не должен плакать. Мальчики лучше ориентируются в пространстве Действительно так, но только после наступления половой зрелости.

Слайд 13

Представления о мальчиках и девочках Мальчики агрессивные. Мальчики становятся агрессивными в раннем возрасте, в два-три года. В дальнейшем проявления агрессивности зависит от уровня воспитанности. Девочки менее активны. Не установлена разница в активности. Мальчики лишь проявляют её более шумно и очевидно. Девочки больше нуждаются в ласке. Мальчики, так же как и девочки испытывают потребность в ласке. Мальчики более смелые Девочки чаще подают «сигналы» о помощи. В действительности могут быть решительнее мальчиков.

Слайд 14

Девочки и мальчики – два разных мира Критерии различийДевочкиМальчики Зрелость в период рождения Более зрелые на 3-4 недели Менее зрелые Сроки начала ходьбы, речи Раньше начинают ходить, говорить Позже на 2-3 месяца ходить, говорить на 4- 6 месяцев ТрудновоспитуемостьРеже встречается. Меньше ругают, больше берут на руки Чаще трудновоспитуемые Острота слухаНижеВыше

Слайд 15

Критерии различийДевочкиМальчики Чувствительность к шуму ВышеНиже Опора на зрение при игре При игре опираются на ближнее зрение При игре опираются на дальнее зрение Беглость речиВышеНиже Возбудимость, раздражительность, беспокойность НижеВыше Мелкая моторикаЛучше развитаМенее развита

Слайд 16

Различия в умственной деятельности мальчиков и девочек Девочки Быстрее схватывают новый материал Легче усваиваю алгоритмы и правила Любят задания на повторение Лучше обучаются последовательно - «от простого к сложному» Новую информацию анализируют с помощью левого полушария Мальчики Труднее выполняют многоэтапные поручения взрослых Важно понять смысл задания, труднее воспринимают объяснения «от простого к сложному» Лучше выполняют задания на сообразительность Любят разнообразие Новую информацию анализируют с помощью правого полушария

Слайд 17

Что изображено на рисунке? Варианты ответов 1. Замкнутые фигуры на листе бумаги 2. Тоннель 3. Маленький, средний и большой квадраты 4. Три четырёхугольника 5.Комбинация квадратов, лежащих один на другом

Слайд 18

Способы мышления Топологический Проективный Порядковый Метрический Композиционный

Слайд 19

Топологический способ мышления Такие люди не любят торопиться. Все делают последовательно, стараясь ничего не пропустить. В речи часто пользуются словами: постоянно; плавно; свободно; вокруг; ограниченно; внутри; рядом; около; вместе и др. Этот способ мышления и поведения характерен для девочек.

Слайд 20

Проективный способ мышления Любимое занятие для этих людей найти для предмета, попавшего им на глаза, практическое применение в жизни. Этот способ мышления преобладает у сильной половины человечества.

Слайд 21

Порядковый способ мышления Жизнь таких людей состоит из норм и правил. Они организованные, аккуратные, исполнительные. Действуют логично, последовательно, любое задание выполняют по алгоритму. Развит больше у девочек

Слайд 22

Метрический способ мышления Акцентируют свое внимание на количестве. Очень любят считать. Эта подструктура у мальчиков и девочек развита одинаково.

Слайд 23

Композиционный способ мышления Любят комбинировать, совершать прямые и обратные операции. Это торопыги, которые не хотят подробно прослеживать все шаги и решения или обосновывать действия, поэтому иногда ошибаются. Преобладает у мальчиков.

Слайд 24

Памятка для родителей Сравнивать девочек и мальчиков бессмысленно. Девочки обычно старше мальчиков-ровесников. Важно учитывать, что при обучении девочки нуждаются в стимулах, основанных прежде всего на слуховом восприятии Для мальчиков предпочтительнее использовать средства на основе зрительного восприятия Важно помнить, что кисть руки мальчика отстаёт в развитии от кисти руки девочки на 1,5 года У девочек и мальчиков необходимо формировать «общие» нравственные качества Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. С девочками, если им трудно, разберите принцип выполнения задания. Мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность мальчиков.

Слайд 25

Памятка для родителей При проступке девочки, сначала разберите его, не высказывая своего отношения При недовольстве поведением мальчика изложите кратко и чётко чем вы недовольны Для полноценного психического и физического развития мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам. Запретами нельзя лишить детей радости от шумных, подвижных игр, следует направлять их подвижность в нужное русло. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, её публичности Для мальчиков наиболее значимым является указание результата Важно не только сформировать представление какими должны быть мужчины и женщины, но и помочь реализовать их Именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности уделяем особое внимание

Слайд 26

Спасибо за внимание!


 

 

Date: 2015-07-27; view: 487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию