Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дисциплина





ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Квалификация выпускника БАКАЛАВР

 

Утверждено на заседании кафедры психологии Протокол № ____ от ______ 20__ г. Зав. кафедрой __________________ Климлв В.Ю..   Утверждено на заседании Учебно-методического совета Протокол № ___ от _______ 20__ г. Председатель Совета ____________________.Загашев И.О.

 

 

Санкт-Петербург

2014.. г.

ДИСЦИПЛИНА

«ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА »

Место дисциплины в структуре ООП:

профессиональный цикл, базовая часть

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

Дисциплина (учебные курсы) / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Виэуальная культура             - зачет

Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями:

- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- обладать способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования, владеть методами обработки анализа и синтеза информации (ПК-2).

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

· общие понятия, определения и терминологию дисциплины «Визуальная культура»;

· основы зарубежных и российских исследовательских методологий визуальной культуры;

· современные тенденции изучения визуальных культурных практик;

· методологию изучения визуальной культуры изучаемого региона (Японии);

· существенные характеристики основных этапов развития визуальной культуры изучаемого региона (Японии);

· терминологию для понимания текстов по истории и теории визуальной культуры изучаемого региона (Японии);

 

Умели:

· оперировать понятийно-категориальным аппаратом курса;

· соотносить ментальные характеристики конкретной культуры (японской) и превалирующие тенденции современных визуальных культурных

презентаций;

· определить и раскрыть стилистику и семантический ряд в визуальном культурном продукте страны изучаемой культуры (Японии0;

· выявлять и интерпретировать проявление базовых ценностей традиционной культуры в современных японских визуальных

культурных практиках;

· самостоятельно провести анализ феноменов современной японской визуальной культуры, выявляя их эстетические и аксеологические основания;

· использовать междисциплинарный подход при исследовании проблем визуальной культуры.

 

Владели:

· навыками работы с визуальными источниками;

· навыками работы с источниковой и историографической базой курса;

· навыками проведения теоретических и прикладных исследований визуальных культурных феноменов страны изучаемой культуры (Японии).

 

Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

Дисциплина:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
  Тема 1. Введение в курс «Визуальная культура».Зарубежные и российские методологии исследования визуальной культуры     -    
1.1 Предмет и задачи дисциплины «Визуальная культура». Теоретические основы визуальных исследований.   - -    
1.2 Теории визуального образа: основные подходы. Формы визуального контента (классификация М.Ирвина). Теории визуальности (Т.Митчел, Дж.Элкинс, Н.Мирзоефф)     -    
  Тема 2 История становления и основные закономерности развития японской визуальной культуры     -    
2.1 Визуальная культура древней Японии. Раннее синтоистское искусство (до 6 в.н.э.). Храмы периода Асука-Нара (552-794): ранняя буддийская архитектура и скульптура.   - -    
2.2 Визуальная культура эпохи Хэйан (794-1185). Хэйанский двор и его идеалы красоты. Искусство классической древности и живопись на ручных свитках. Формирование национальной художественной традиции.     -    
2.3 Визуальная культура средневековой Японии периодов Камакура – Момояма (1185-1615). Дзэнское искусство. Живопись, архитектура, театр, садово-парковое искусство. Визуальная культура чайного действа (тяною), икэбана. -   -    
2.4 Визуальная культура эпохи Эдо (1615-1868). Гравюры на дереве, живопись, театр Кабуки. Проявление национальной художественной традиции в декоративном искусстве: керамике, изделиях из бумаги, тканях и т.д. -        
2.5 Визуальная культура периода Мэйдзи –ранний Сёва (1868-1945). Вестернизация. Культурная семантика и художественно-изобразительные особенности произведений искусства данного периода. Япония в культурном диалоге с Западом. -   -    
  Тема 3 Современная визуальная культура Японии     -    
3.1 Современные визуальные презентации японской культуры. Манга в контексте национальной культуры.   - -    
3.2 «Визуальная антропология». Особенности японского киноискусства. -   -    
3.3 Феномены современной японской визуальной культуры и их интерпретация с точки зрения базовых ценностей традиционной культуры.   - -    
             
             
Всего часов:     -    

Интерактивные формы в период проведения лекционных и практических занятий:

№ темы Формы
  Презентация с использование видеофрагментов, слайдов, компьютерных технологий. Использование сети Интернет.
  Работа в группах, проведение пресс-конференции по теме.
  Проведение круглого стола, работа в группах.
  Кейс-метод. Просмотр и обсуждение видеосюжетов. Презентация с использованием слайдов
  Дискуссия.
  Работа в группах, презентация по заранее заявленной теме.
  Работа в группах, проведение круглого стола
  Презентация с использование видеофрагментов, слайдов, компьютерных технологий.
  Проведение пресс-конференции по вопросам темы.

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
  Тема 1. Введение в курс «Визуальная культура».Зарубежные и российские методологии исследования визуальной культуры 1. Составление электронного терминологического словаря по теме. 2. Составление аннотированного каталога. 3. Обзор Интернет-ресурсов.    
  Тема 2 История становления и основные закономерности развития японской визуальной культуры 1. Подготовка статьи по заранее определенной теме. 2. Обзор Интернет-ресурсов. 3. Подбор литературы по теме      
    Тема 3 Современная визуальная культура Японии 1. Составление терминологического словаря по теме. 2. Обзор Интернет-ресурсов. 3. Составление компендиума. 4. Подготовка статьи по заранее определенной теме. 5. Подбор тематических статей по заявленной теме. 6. Подготовка дискуссии (круглого стола)      
Всего часов:  

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
  Тема 1. Введение в курс «Визуальная культура».Зарубежные и российские методологии исследования визуальной культуры 1. Подготовка коллажа по заявленной теме. 2. Подготовка презентации. 3. Составление аннотированного каталога.        
  Тема 2 История становления и основные закономерности развития японской визуальной культуры 1. Подготовка презентации. 2. Подготовка компендиума. 3. Подготовка мини-статьи 4.Творческая работа    
    Тема 3 Современная визуальная культура Японии   1. Подготовка презентации. 2..Подготовка коллажа по заявленной теме. 3. Творческая работа 4.Подготовка дискуссии (круглого стола)  
Итого:  

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля / дисциплины:

а) основная литература:

1. Кармин А.С. Культурология. Учебник. – СПб: Питер, 2006.

2. Культурология.20 век. Т.1, А-Л: Энциклопедия /; Редкол.:Ж. М. Арутюнова и др.;Гл.ред.и

сост.С. Я. Левит.-- Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998

3. Культурология.20 век. Т.2, М-Я: Энциклопедия /; Редкол.:Ж. М. Арутюнова и др.;Отв.ред.

Л. Т. Мильская.-- Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998.

4. Горегляд В.Н. Классическая культура Японии: очерки духовной жизни--.СПб.,2006.

5 Грегори Р.Л. Разумный глаз.Как мы узнаём то, что нам не дано в ощущениях, М.:URSS, 2003. — 375 с.

6.Григорьева Т.П. Движение красоты --- М.: Восточная литература, 2005.--- 440с.

7. Мкртчян С.С. Визуальное измерение государственной идентичности: теория,

методология и практика / С. С. Мкртчян, О. А. Полюшкевич, А. Г. Санина.-- Санкт-Петербург:

Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена,2012.--157 с.

8. Стэнли-Бейкер Дж. Искусство Японии. М., 2002.—240 с.

 

б) дополнительная литература:

 

1 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие — М.: Архитектура, 2007. — 276 с

2. Андроникова М И. Портрет: от наскальных рисунков до звукового фильма ─ М.: Искусство, 1980.

3. Барт Р Camera lucida:Комментарии к фотографиям ─ М.: AdMarginem, 1997.

4. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусств─ М.: Прогресс-Традиция, 2002.

5. Беньямин, Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости:

Избр.эссе / В.Беньямин; Нем.культур.центр им.Гете;Предисл.,сост.,пер.и

примеч.С.А.Ромашко.-- М.: Медиум, 1996..

6. Буддизм в Японии.-- М.,1993.1

7. Виноградова Н.А.Скульптура Японии III-XIV вв--.М., 1981

8. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный.-- М., 1993.

9. Гришелева Л.Д. Современный японский театр.-- М., 1977

10. Гундзи М. Японский театр Кабуки.-- М., 1969.

11 Гуревич А. Л. Типология виртуальной культуры / А. Л. Гуревич // Актуальные проблемы

современной науки.-- 2004..N 1. с. 133-134..

12. Даниэль, Сергей Михайлович. Искусство видеть: О творч. способностях восприятия, о яз.

линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниэль.-- Л.: Искусство,

1990..

13. Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей--. М., 1995.

14. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории.- М., 1988.

15. Иофан Н.А. Протояпонская и древнеяпонская культура: (К проблеме формирования стиля)//Япония. Идеология, культура, литература.-- М., 1989.

16. Иофан Н.А. Культура Древней Японии.-- М., 1974.

17 История современной японской литературы. /Перевод с яп. яз. Р.Г.Карлиной и В.Н.Марковой. Редакция, предисл. и коммент. Н.И.Конрада.-- М., 1961.

18. Иэнага Сабуро. История японской культуры.-- М., 1972.

19. Кирквуд К. Ренессанс в Японии: Культурный обзор семнадцатого столетия.- М., 1988.

20 Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980.

21. Накорчевский А.А. Синто. Мир Востока. - СПб., 2003.

22 Николаева Н.С.Искусство Японии с древности до начала XIX века. М., 2000.

23 Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. М., 1986.

24. Николаева Н.С. Японские сады. М., 1975.

25 Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А.

Можейко.-- Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001.

26. Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса //

ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ: Научно-теоретический журнал / РАН,Институт философии

РАН.--М. 2002.--N8,с..24-41.

27. Розин В. М. Философия техники: От египетских пирамид до виртуальных

реальностей: Учеб. пособие для вузов / В.М.Розин.-- М.: NOTA BENE, 2001.

28. Светлов Г.Е. Колыбель японской цивилизации.- М., 1994.

29. Светлов Г.Е. Путь богов. Синто в истории Японии.- М., 1985.

30. Сэнсом Дж. Япония. Краткая история культуры.-- СПб., 1999.

31. Человек в японской культуре. Сб. статей.- М., 1985.

 

 

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

 

1. http://www.ricur.org/ru/- сайт Российского института культурологии РАН

2. http://www.spbric.org/ сайт Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии

3. http://theoryandpractice.ru- Теории и практики

4. www.gumer.info электронная библиотека по гуманитарным дисциплинам

в) электронно-библиотечные системы (ЭБС):

№ п/п Дисциплина Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
1.   http://ibooks.ru/   Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань» Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
     

__

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

 

  1. Лекционные занятия.

Освоение дисциплины "Визуальная культура" предполагает использование мультимедийной аудитории

состоит из интегрированных инженерных систем с единой системой управления, оснащенная

современными средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио

информации, получения и передачи электронных документов.

Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным

доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее

лицензионное программное обеспечение.

  1. Практические занятия проводятся в компьютерных классах, оснащённых презентационной техникой (проектор,

экран,компьюбер / ноутбук и тп)

 

Краткое содержание итоговой аттестации по модулю / дисциплине:

Примерные темы рефератов (небольшой статьи):

1. Концепция культуры информационного общества (Э. Тоффлер, Д. Белл, Ж. Эллюль) и перспективы визуальной культуры

2. Проблема взаимодействия культур и современные визуальные практики

3. Роль кино в презентации историко-культуреых и социо-культурных ситуаций

4. Общество и визуальная культура: социальные детерминанты культурного прогресса

5.Визуальная культура и религия: визуализация сакрального

6. Особенности развития визуальной культуры на Западе и на Востоке

7. Визуальная культура древней Японии и западноевропейская архаика

8.Визуальная культура и национальная самоидентификаця

9. Визуальная культура Японии эпохи Хэйан: формирование национальной художественной традиции

10.Новые визуальные практики в современной японской культуре

11.Манга в японской культуре: истоки, история становления и развития

12.Фильмы А.Курасава как феномен презентации национальной художественной традиции

13.Роль телеиндустрии в конструировании повседневности

14.Современные технологии визуальности

 

Критерии оценки:

Критерии Минимум баллов Максимум баллов Набранные баллы
- логичность стуктурирования (наличие содержания и соответствие ему);      
- полнота отражения изучаемого материала;      
- оформление материала (аккуратность, тщательность выполнения);      
- актуальность, наличие выводов, рефлексии;      
- материалы отражают уровень владений современными технологиями и ресурсами.      
Итого:      

 

Примерные вопросы к зачёту:

1. Этимология категории "визуальный". Формы визуального контента (классификация М.Ирвина). Особенности восприятия визуальных образов а Японии.

2. Зрительный ряд и зрительная информация; их роль в восприятии внешнего мира. Особенности восприятия визуальных образов а Японии.

3. Формы и принципы представления информации человеком: визуальный ряд, визуальный

контраст, визуальная иерархия, визуальный вес..

7. Проблемы термина: "Визуальная культура", "визуальный поворот", "визуальные

исследования". Методологические особенности исследования визуальной кудьтуры стран АТР

9. Теории визуальности: Т.Митчелл

10. Теории визуальности: Дж.Элкинс

11. Теории визуальности: Н.Мирзоефф

12 Визуальная культура древней Японии. Раннее синтоистское искусство (до 6 в.н.э.). Храмы периода Асука-Нара (552-794): ранняя буддийская архитектура и скульптура.

13. Визуальная культура эпохи Хэйан (794-1185). Хэйанский двор и его идеалы красоты. Искусство классической древности и живопись на ручных свитках. Формирование национальной художественной традиции

14. Визуальная культура средневековой Японии периодов Камакура – Момояма (1185-1615). Дзэнское искусство. Живопись, архитектура, театр, садово-парковое искусство. Визуальная культура чайного действа (тяною), икэбана.

15. Визуальная культура эпохи Эдо (1615-1868). Гравюры на дереве, живопись, театр Кабуки. Проявление национальной художественной традиции в декоративном искусстве: керамике, изделиях из бумаги, тканях и т.д.

16. Визуальная культура периода Мэйдзи –ранний Сёва (1868-1945). Вестернизация. Культурная семантика и художественно-изобразительные особенности произведений искусства данного периода. Япония в культурном диалоге с Западом.

17. Феномены современной японской визуальной культуры и их интерпретация с точки зрения базовых ценностей традиционной культуры.

18. Феномен «экранной культуры». "Визуальная антропология": специфика японского кино.

19. Соотношение понятий "экранная культура" и "мультимедийная культура". Анимэ в современной японской культуре

20. "Визуальная антропология": специфика японского кино.

21. Японская телеиндустрия и её влияние на визуальную культуру повседневности.

22. Образ "обычного человека" в японском медиапространстве.

23. Современные визуальные презентации японской художественной культуры.

24. Современные визуальные презентации мировой художественной культуры:К.Мокси и проблема

невоплощенных образов ("disembodied images").

25. Феномен "Манга". Структура комикса. История жанра. Основные визуальные образы.

 

 

Итоговая аттестация:

Осуществляется в форме зачета, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине.

Оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине:

Компетенция Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции
ОК-1 Тема 1, задания 1-2 Тема 2, задания 2-3 Тема 3, задание 1,3
ОК-2 Тема 2 залания 1,2 Тема 3, задания 3-4
ПК-2 Тема 2, задание 1-2 Тема 3 залания 2-6  

Процедура проведения итоговой аттестации:

Процедура итоговой аттестации по дисциплине «Визуальная культура» включает представление выполненных заданий инвариантной и вариативной СРС, представление и «защиту» реферата / статьи и ответа на вопросы к зачёту.

 

Критерии оценки:

Критерии Минимум баллов Максимум баллов Набранные баллы
- выполнение всех видов заданий инвариантной СРС      
- выполнение всех видов заданий вариативной СРС        
- написание студентом реферата (небольшой статьи) на предложенные темы, логичность стуктурирования (наличие содержания и соответствие ему);      
- ответ на вопросы к зачёту;      
- уровень владения современными технологиями и ресурсами.      
Итого:      

 

 

Шкала перевода баллов, набранных студентом в традиционную оценку:

Баллов 110 - 95 94 - 90 89 - 85 84 - 80 79 - 75 74 - 70 69 - 65 64 - 60 59 - 55 54 и менее
Традиционная оценка        

 

110-54 баллов - зачёт

 

 

Разработчики:

             
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)

 

Date: 2015-07-27; view: 592; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию