Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. 1. Система методов прогнозирования и планирования

Тема 3.

1. Система методов прогнозирования и планирования

2. Сущность методов экспертных оценок. Содержание методов индивидуальных экспертных оценок

3. Общая характеристика метода коллективных ЭО

4. Суть метода коллективной генерации идей и этапы его реализации

5. Метод 635, метод Дельфи, метод комиссий

6. Метод экономического анализа

7. Балансовый метод

8. Нормативный метод

9. Программно-целевой метод и этапы разработки целевых комплексных программ

10. Классификация и содержание целевых комплексных программ

 

Тема 4.

1. Становление прогнозирования и планирования в зарубежных странах

2. Особенности прогнозирования и планирования США

3. Прогнозирование планирование в Японии

4. Общегосударственное планирование в Южной Корее

5. Развитие планирование во Франции

6. ПиП в странах с моделью переходной экономики.

 

Тема 5.

1. Сущность и понятие земельных ресурсов

2. Общая характеристика связи системы УЗР с прогнозированием

3. Характеристика принципов анализа объекта прогнозирования.

4. Характеристика методов прогнозирования использования земельных ресурсов

5. Сущность предмета и метода прогнозирования

6. Задачи, требующие решения в процессе научно-методических исследований развития земельных отношений. Задачи прогнозирования.

7. Содержание системы прогнозирования, планирования и проектирования использования земель в народном хозяйстве.

8. Сущность экономического анализа использования земель в отраслях народного хозяйства.

9. Порядок определения потребности в землях для не с/х нужд

10. Прогнозирование отводов для селитебной застройки в поселении.

 

ПиПиП – прогнозы планы и программы

ЭО – экспертные оценки

 

3.1.ПиП эк-ки предст.собой сложный многоступенчатый императивный процесс в ходе которого должен реш. обширный круг соц.-эк-их и научно-тех-их проблем, для чего необходимо исп-ать самые разнообр.методы. В теории и пр-ке плановой деят-ти за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых насчитывается свыше 150 различных методов прогноз-ия, на практике же в качестве основных исп-ся метод ЭО, исторических аналогий, метод прогнозной экстраполяции, мет. моделирования, ЭММ, мет. экономич. анализа. От степени формализации мет. эк-го прогноз-ия подразделяют на: интуит-ые и формализ-ые. Интуитивные базируются на интуитивном логическом мышлении. Они исп-ся в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значит. сложности объекта прогнозирования. Такие методы целесообразно исп-ать в сочетании с формализ-ыми методами для повышения точности прогнозов. Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы ЭО. Они исп-ся как в нашей стране, так и за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, НТП, эфф-ти исп-ия ресурсов.
3.2. Основная идея прогн-ия на основе ЭО заключ. в построении рациональной процедуры интуитивно-логич. мышления человека в сочетании с кол-ыми методами оценки и обработки получаемых результатов. Сущность методов ЭО заключ. в том, что в основу прогноза закладывается мнение спец-та или коллектива спец-ов, основанное на проф-ом, научном и практич. опыте. Различают индивидуальные и коллективные ЭО. ИндивидуальныеЭО основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля. Среди индивидуальных ЭО наиболее широкое распростр-ие получили методы: интервью, аналитич-ий, написание сценария. Метод интервью - беседа прогнозиста с экспертом по схеме: вопрос-ответ. Успех такой оценки зависит от способности эксперта экспромтом давать заключения по самым различным вопросам. Аналитический метод предусм. самост-ую работу эксперта над анализом тенденций оценкой состояния и путей развития прогноз-го объекта. Преимущество этого мет. – это возможность max исп-ия индивид-ых способностей эксперта. Написание сценария можно отнести как к индивид-ым так и к коллект-ым ЭО. Основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Предполагает уст-ие последовательности события, развивающегося при переходе от существ-ей ситуации к будущему состоянию объекта.
3.3. Наиболее достов-ми явл. коллективные ЭО. Методы коллект. ЭО предполаг.определение степени согласов-ти мнений экспертов о перспект-ом направлении развития об-ов прогноз-ия сформулир-ми отдельными спец-ми. В соврем.усл.исп-ся матем.-статист-ий инструментарий для обработки результатов опроса экспертов. Для организации проведения ЭО создаются рабочие группы в функции, которых входят проведения опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной ЭО. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на вопросы, касающиеся перспектив развития данного объекта. Кол-во экспертов может колебаться от 10 до 150 человек в зависимости от сложности объекта. Определяется цель прогноза, разрабатываются вопросы для экспертов. При проведении опроса необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов и независимость суждений экспертов. После опроса осуществляется обработка материалов полученных в результате коллективной экспертной оценки.
3.4. В мировой практике широкое применение нашли такие методы коллективных ЭО как: 1.метод коллективной генерации идей; 2.метод 635; 3.метод Дельфи; 4.метод комиссий; 5.метод написания сценария. Суть метода коллек.генер.идей состоит в исп-ии творческого потенциала спец-ов при мозговой атаке проблемной ситуации. Мет. коллект. генер. идей предполагает реализацию сл.этапов: 1 этап связан с формирование группы участников мозговой атаки по решению определенной проблемы. Численность группы наход.эмпирич.путем. Наиболее продуктивные группы сост. из 10-15 человек. 2 группа анализа составляет проблемную записку в которой формулируется проблемная ситуация и содержится описание метода и проблемные ситуации. 3 этап генерации идей. Каждый участник имеет право выступать много раз. Продолжительность мозговой атаки не менее 20 мин и не более часа. 4 метод связан с систематизацией идей высказанных на этапе генерации. Формируется перечень идей, выделяются признаки. Идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам. На 5 осуществляется разрушение систематиз-ых идей. Каждая идея подвергает критике со стороны группы высококвалиф-ых спец-ов. Группа состоит из 20-25 человек. На 6 дается оценка критических замечаний и сост-ся список практически реализуемых идей. Этот метод позволяет качественно и быстро проводить оценку вариантов развития объекта прогн-ия.
3.5.Метод 635 одна из разновидностей мозговой атаки. Цифры 6 3 5 означают 6 участников, каждый из которых должен записать 3 идеи в течение 5 минут. Лист ходит по кругу, т.о., за пол часа каждый запишет в свой актив 18 идей, а все вместе 108. Этот метод широко используется в заруб. станах особенно в Японии. Метод Дельфиодна из первых попыток разработать более обоснованную и строгую процедуры при экспертном прогн-ии. Цель метода – разработка программы последовательных много туровых индивид-ых опросов. Индивид-ый опрос экспертов проводится в форме анкет вопросников. Затем осуществляется их обработка и формируется мнение группы. В рез-те вырабатывается согласованное суждение относительно перспектив развития. Особенности метода Дельфи: 1.анонимность экспертов, 2.Возможность использования результатов предыдущего тура опросов. 3.Статист-ая характеристика группового мнения. Метод комиссий основан на работе спец.комиссий. Группы экспертов за круглым столом обсуждают проблему с целью выработки единого мнения. Недостат.мет.в том, что группа экспертов своих суждениях руководствуется логикой компромиссов.
    3.6. Эк-ий анализ явл.одним из основных элементов логики ПиП. Он должен осуществляться на макро, мезо и микро уровнях. При проведении эк-го анализа используется системный подход. В качестве системы рассм-ся народное хоз-во в целом и его структурные части: Сферы, Регионы, Отрасли, Объединения, Предприятия. Сущность метода в том, что эк-ий процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения прогн-мом плановом периоде. Процесс эк-го анализа подразд-ся на ряд стадий: 1.постановка проблемы, определение целей и критериев оценки, 2.подготовка инф-ии для анализа, 3.изучение и аналитическая обработка инф-ии, 4.разработка рекомендаций и вариантов решения проблемы и достижения целей, 5.оформление результ. анализов. Эк-ий анализ на макроуровне предполагает комплексное изучение темпов развития эк-ки, сложившихся нар.-хоз. пропорций. На микроуровне акцент должен делать на снижение издержек производства, определение эффективности исп-ия произв-ых мощностей финанс.и труд. ресурсов. В процессе эк-го анализа применяется приемы:сравнения; группировки; индексный метод; проводится балансовые расчеты; исп-ся нормативный и ЭММ.
3.7.Реализуется принцип сбаланс-ти и пропорц-ти. Он применяется при разработке ПиПиП. Сущность его в увязке потребностей страны в различных видах продукции, матер-ых, трудовых и финн-ых ресурсов с возможностью производства продукции и источниками ресурсов. Балансовый предполагает разработку балансов представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой показывающей распределение по всем направления их расхода. В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов разраб-ых на макроуровне: 1)платежного баланса; 2)баланса доходов и расходов государства; 3)денежных доходов и расходов населения; 4)сводного баланса труд.рес.; 5)баланса спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, соц., финанс.-бюдж-ой и кредитно-ден-ой политики, пол-ки занятости и внешнеэк-ой деят-ти. В системе прогнозных и плановых балансов одно из центр-ых мест занимают матер-ые балансы. С их помощью увязыв-ся произв-во и потребление конкретных видов продукции, обосновывается произв-ая программа предприятий, они широко исп-ся для уст-ия межотраслевых пропорций.
  3.8. Сущность мет.в технико-эк-ом обосновании ПиПиП с исп-ем норм и нормативов. С помощью норм и нормат.обосновывается пропорция развития матер-го произв-ва и не произв-ой сферы, осущ-ся регулирование эк-ки. Нормативы характеризуют степень исп-ия ресурсов. В практике ПиП применяется система норм и нормат.вкл.: 1)Нормы расхода сырьевых и топливно-энерг-их ресурсов 2)нормозатрат труда 3)нормы и нормат. исп-ия осн-ых произв-ых фондов 4)нормат. капит.вложений и капит.строит-ва 5)нормы и нормат., характ-ие эфф-ть обществ-ого произв-ва 6)финансовые 7)соц-ые 8) экол-ие. Все нормы и нормат.подразд.на текущие и перспект-ые. Первые примен.при разработке планов-прогнозов на текущий период. Вторые на перспект. По характеру распростр-ия нормы подразд. на: Местные, Отраслевые, Межотраслевые. Нормы и нормат.опред-ся различными методами. Наиболее совершенным явл.расчетно-аналитический метод, предполаг. определение норм и нормат.на основе технико-эк-их расчетов. Для этого исп-ся технич.док-ия с учетом новейших достижений науки и техники. Нормы, рассчитанные этим методом, назыв.технически обоснованными. В тех случаях, когда нет возможности применения расчетно-аналитического метода, нормы и нормат.опред-ся на основе отчетно-статист-их данных за прошлый период или опытным путем на основе опытов или экспериментальных данных с учетом достигнутого передового опыта и выявленных в результате анализа резервов производства.
3.9. Сущность заключ.в отборе осн.целей соц., эк-го и научно-тех-го развития разраб. взаимоувязанных мероприятий по достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эфф-ого их исп-ия. ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, предст-их собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исслед-их, произв-ых, организ.-хоз-ых, соц.и др.мероприятий. Разработка целевых комплексных программ осуществляется поэтапно: 1.формируется перечень проблем. 2.Выдается задание на разработку программы для решения проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. 3.Разраб-ся задания и мероприятия необходимые для успешной реализации программы. Состав основных заданий уст-ся исходя из построенной иерархии целей. 4.Предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечении программы. Определяются затраты матер., труд., финн.ресурсов, необходимых для её реализации. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. Производится расчет эфф-ти реализации программ. 5.Заключительный. Формир-ие прогр-мы док-ов, соглас-ие и утвержд.прогр.
  3.10. По содерж.целевые комплексные программы делятся на: 1.соц.-эк-ие, 2.научно-тех-ие, 3.произв-но-эк-ие, 4.территориальные, 5. организационно-хоз-ые, 6.Экол-ие. Соц.-эк-ие предусм.решение проблем соц-го характера и повышение материально уровня жизни народа. Научно-тех-ие направлены на решении научных и тех.проблем. Перечень научно-тех. программ формируется исходя из определенных приоритетов развития эк-ки. Производственно-эк-ие предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в обл.производства способствующих повышение его эфф-ти и развитию новых производств. Террит-ые программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач. Экол-ие – комплекс меропр. природоохр. и природопреобразующего хар-ра. Организац.-хоз-ые направлены на совершенствование организации управления эк-ой. Целевые комплексные программы могут разрабатывать на долго и краткосрочный периоды. Программы должны быть увязаны по ресурсам, исполнителям и по времени. Реализация программ обеспечивается через эк-ую программу правительства «планы прогнозы на год».
4.1. Разработки в обл.эк-го прогн-ия в заруб.странах возникли в последней четверти 19в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов на основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статистических данных. Гл.методами прогн-ия тогда были ЭО и простая экстраполяция. Мощным толчком в развитии ПиП за рубежном явился кризис 1929-1933гг. В 30-е годы впервые возникает планир-ие на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регул.эк-ки. Прогнозы составлялись с помощью моделей затрат и выпуска линейного программ-ия, моделей системного анализа и на основе ЭО. Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национ-ых бюджетов. Они отличались от гос.бюджетов тем, что учитывали доходы гос-ва и в целом по стране. В 50-е годы во многих странах произошел отход от составления национальных планов в форме бюджетов, сформир-ись 2 новых направления. Первое связано с усложнением админ-го аппарата, исп-ого для разработки планов, второе – с расширение сферы планир-ия. Если на 1 этапе национальные эк-ие планы составляли в мин-ве финансов, то в начале 60-х создаются спец.плановые органы: Франция – генер.комиссариат по планир-ию. Япония – эк-ий консультативный совет и управление эк-го планир-ия. Нидерланды – центральное плановое бюро. Необходимость макроэкономического планир-ия было обусловлено макроэк-ой неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики. До 70-х гг страны осущ-ли прогноз по средствам национ-ых моделей прогн-ия. В середине 70-х годов начинают созд-ся макроэк-ие модели. Каждая сторона с учетом специфики национ-ой эк-ки исп-ет опред-ые подходы к ПиП эк-их и соц.процессов.
  4.2. На современном этапе большое внимание удаляется обеспечению надежного прогн-ия позволяющего лучше увидеть завтрашний день и принимать обоснованное решение. Поэтому США для прогн-ия ассимилировало последние достижения эк-ой теории, матем.методов и ЭВМ. Большинства макроэк-их прогнозов разрабатывается с помощью 5 методов: 1.методы ЭО. 2.методы эк-их индикаторов. 3.модель динамических рядов. 4.эк-ое моделирование. 5.модель затраты-выпуск. В США выделятся 3 уровня организации прогнозных исследований 1) прогн-ие в системе гос.регул-ия. 2) регул-ие на предприятии. 3) коммерческое прогн-ие. На уровне гос.регул-ия выделяют 2 основных вида гос.подразделений: фед.и штатов и местные органы власти. Главные прогнозные разработки гос.на макроуровне сосредоточены в 3 организациях: 1) в совете эк-их консультантов 2) в совете управляющих фед.резервной системы 3) в адм-но-бюдж-ом управлении. Для выработки эк-ой политики был создан спец.орган – совет эк-их консультантов. Ф-ии совета: 1.помощь и консультации президенту при составлении эк-го отчета. 2.сбор и анализ инф-ии об эк-их процессах с точки зрения задач правит-ва. 3.оценка развития эк-их программ и выработка рекомендаций. 4.проведение спец.исследований по заказу президента. Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной эк-ки. В рамках стратегич.планир-ия опред.пути, по которым предстоит идти обществу. Стратег-ое планир-ие охватывает разработку стратег-их планов на федер.уровне, уровне штатов и организаций. Разработчики стратег-го плана контролируют внешние факторы, которые могут оказать отриц.влияние. К таким факторам относятся: 1)технические 2)эк-ие 3)международные 4)рыночные 5)политические 6)соц.
4.3. Особенность общегос-го ПиП в Японии заключ.в исп-ии системы соц.эк-их прогнозов, планов и научно-тех-их программ как инструмента правит-го регул-ия рыночной эк-ки. Вопр-ми ПиП соц.-эк-их процессов заним.эк-ий совет, образ-ый при правит-ве, управление эк-го планир-ия, мин-во внешней торговли пром-ти, управление по науке и технологии. В Японии разраб-ся пятилетние планы программы. Они разраб-ся по заданию правит-ва, в котором сформ-ны важн-ие стратег-ие цели. Планы предст.собой совок-ть гос.программ, ориент-их и мобилизующих звенья эк-ки на достижение общенац-ых целей. Планы-программы дают представление о наиболее вероятных путях развития нац.эк-ки, показывают проблемы с которыми могут столкнутся правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Для разработки планов изучаются статист-ие данные конкурентоспос-ть продукции, спрос и предложение, на основание этих данных делается научный анализ и прогноз по каждой отрасли и эк-ке страны в целом. Опираясь на реком-ии, каждая корпорации вырабатывает свою стратегию. Правит-во и предприниматели учитывают многие рекомендации плановых программ. Среди средств и путей достижения поставленных целей планов-программ, применяемых в Японии, представляет интерес сл.эк-ие рычаги и стимулы: 1.льготное кредитование. 2.льготное налогообл-ие. 3.ускоренная амортизация. 4.бюдж-ое субсидирование. 5.поддержка рискованных инновационных проектов. 6.госзаказ. Льготное кредитование – основной источник финн-ых средств для технологического обновления в Японии. В последние годы повысилась роль налоговых льгот по предприятиям, выпускающим новую продукцию. Они могут колебаться от 25 до 50%. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний применяющих энергосбер-ее оборудование или содействующие эфф-ому исп-ию ресурсов, иссл-ий и разработок, проводимых гос.институтами, а так же иссл-ими центрами совместно с частными компаниями. Одним из путей рискованных инновационных проектов явл. избирательное предост-ие правит-ых гарантий по долгоср-ым банковским займам. Гл.стимул для выполнений госзаказа – заинтерес-ть и своеврем-ть оплаты за выполненную работу.
    4.4. Гос.планир.началось с плана Натана, разраб-ого в 1954 году с привлечением экспертов ООН. В нач.60-х годов экспертами америк-ого агентства международного развития было разработано долгосрочная, на 20 лет, программа развития эк-ки Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации МВФ. Концепция планов-программ ориент-ась на индустр-ое развития, укрепление связей с рынками ведущих пром.развитых стран, включение экспортного сектора эк-ки в систему международного разд-ия труда. Приорит-ое инвестир-ие конкур.спос-ых отраслей эк-ки, поддержание, внутреннего потребления на min уровне, контроль гос-ва над производством. Программой предусм-ось последовательно выполнить 4 пятилетних плана. Каждый план был нацелен на реализацию определенных приоритетов. Пятилетнее планир-ие примен-сь также в 80-е и 90-е годы. В южной корее широкое распространение прогн-ия получили ЭО. Эк-ой реалией Южной Кореи явл. централизованное планирование с исп-ие средне и долгосрочных планов и целевых программ с уст-ем парой детализ-ых произв-ых заданий и сроков их выполнения со строгой системой мониторинга хоз-ой деят-ти. Основная ставка делается на всемерное поощрение экспорта путём предост.льгот и субсид-ия национ-ых экспортеров. Если в течение строго огранич-го времени экспортеру не удалость занять рын-ую нишу он автоматически теряет льготы и субсидии. Под конт-ем гос. Наход.внутрифирменные издержки и качество продукции, иностранный капитал.
4.5. Франц.система планир.прошла через 3 крупных этапа планир-ия: Первый этап – послевоенный период (1945-1960). Исп-ся директивное планирование. Первый план определял объем производства сталелитейной продукции, электроэнергии в киловаттах, устанавливал обменный курс франка и т.п. В конце 60-х годов был осуществлен перевод к индикативному планир-ию. В начале 90-х годов стало развиваться стратегич.планир-ие в связи со сближение рынка Франции с национ-ми рынками западных стран. Идея стратег-го планир-ия получила свое воплощение в десятилетнем плане. Формир-ем стратег-их планов и разработкой прогнозов занимается генер.комиссариат по планам, который подчиняется премьер министру. Направления стратег-го развития разраб-ся в виде целевых гос-ых программ и сопровождаются комплексом различных финансовых льгот стимул-их их реализацию. Среди важнейших средств достижения намечаемых целей следует выделить поощрение развитие конкуренции. Конкур-ия оказывает влияние на качество продукции, удовлет-ие потребностей население в товарах и услугах, издержки производства и цены. Для развития конкуренции гос-во поощряет создании малых предприятий, индивид-ых, семейных, групповых. Эти предприятия обеспечивают при относительно небольших инвестициях решение таких острых проблем как занятость, повышение эфф-ти произв-ва, ускоренное освоение технич.нововведений. Им оказывается содействие в получении долго и краткосрочных кредитов, повышению квалификации управленческого персонала. Предоставляются налог-ые льготы, коммерч-ая инф-ия, созд.законодат-ые гарантии по предотвращ.банкротства. Возд-ие гос-го произв-ва осущ-ся через систему госзаказа в гос.и рын-ом секторе. Система госзаказа именуется сист.гос-ых рынков. Контракт госзаказа заключ.через торги или переговоры.
    4.6. С началом «постперестройки» планирование было практически отвергнуто, но в последнее время уже осознана необходимость ПиП и ведутся работы по возобновлению и развитию действующих ранее методов, получивших широкое распр-ие в заруб.странах. Этими вопр. занимаются: Центр макроэк-го анализа, Инст. эк-ки Рос-ой Аккад.наук, Центр.банк, Мин-во эк-го развития торговли, Мин-во финансов. Разраб-ые прогнозы развития эк-ки России учитывают тенденции, опред-ие функцион-ие эк-ки в прош.годы. Проводятся прогнозные расчеты макроэк-их показ-ей, легкой пром-ти, аграрного сектора, инвест-ой сферы, транспорта, жилищного строит-ва, соц.сферы, инфляции, денежных доходов населения и др. Предвар-ый вариант плана направляется в Центр, где вся инф-ия обраб-ся и осущ-ся распределение ресурсов с учетом приоритетов. Из федер. бюдж. предусм-ся выделять средства в первую очередь на соц.нужды и развитие приоритетных отраслей эк-ки. По мнению заруб.экспертов единственно возможным путем исп-ия Россией заруб.опыта в области управления эк-ой явл.ориентация на общемировые стандарты, схемы и сочетания в исп-ии методов гос-го регулирования, эк-ого прогн-ия и индикативного планирования.
5.1.Гл.видами прир.рес.явл.энергия солнца, космическая энергия, зем.и мин.ресурсы. Все прир.рес.подразд.на: Исчерпаемые и Неисчерпаемые. Невозобновимые исчерп.рес.это залежи пол.ископ.(мин.рес.и в-ва). Возобновимые – это почвы, вода, атмосферный воздух, различные виды растит-ти и животного мира. Только зем.рес.относятся к частично возобновляемым прир.рес. Современное определение зем.рес. – это земли, которые исп-ся или могут быть исп-ны в различных отраслях народного комплекса страны. Общее определение зем.рес.вкл.сл.: 1.обособленная террит.суши, подгот-ая и исп-ая человеком для производства продукции и выполняющая роль пространственно историч.базиса народно-хоз-ого комплекса страны; 2.гл.вид прир.рес., который исп-ся как средство произв-ва в лесном и с/х для целей получения продукции – это часть террит., которая предост-ся в соб-ть, ар., польз-ие юр. и физ. лицам, местной админ-ии в чьём ведении находится данный уч-ок земли. В общем виде можно опред., что зем.рес., как часть прир.рес.в мировой системе природоп-ия явл.объектом изучения и выступают в произв-ом отношении м/у обществом и природой.
    5.2.УЗР – комплекс правовых, эк., технич., организ.-хоз.меропрм.по регул.зем.отнош.в усл.реорг-ии эк. страны. Гос.орг.управл.зем.рес.выступ.в роли управл-ей системы, а объектом управл.явл.зем.фонд страны, землевлад., землеп., зем.угодия. Ф-ии управл.подразд.по 2 признакам: 1.по назнач.и содерж; 2.по конкретным формам возд-ия на управленч.объект. Анализ данных ф-ий позволяет опред.ф-ии УЗР: 1.ведение ГКН, 2.анализ исп-ия земель, 3.прогн.исп.зем., 4.планир.и проектир. зем., 5.гос.контроль за исп.зем. ГКН – систем-ый свод свед.об учтённом недв.имущ., а также свед.о прохождении Гос.границы РФ, о границах м/у суб-ми РФ, границах МО, границах НП, о террит-ых зонах и зонах с особыми усл-ми исп-ия территорий, иных предусм.ФЗ «О ГКН» сведений. Анализ исп-ия зем.направлен на осмысление диалектики развития управляемого объекта. Прогн. – высшая форма анализа, осн.задачей которой явл.выявление тенденций и законом-ей в исп-ии зем.и обоснов.процессов, кот.могут возникнуть в будущем. Гос.контр.за исп.и охр.зем.предназн.д/обеспеч.соблюд.всеми юр.и.ф.л.зем.зак-ва в целях эф-ого исп-ия и охр.зем.
5.3. Основная функция прогнозир-я использвоания ЗР состоит в определиении стратегического направления будущ-го развития зем-х отношений. Проведеение анализа об-та пронозир-я должно проводится на основании след-х принц-ов: 1. принцип системности анализа. Он предп-ет рассматривать об-т прогн-я как комплексную систему в совокупности разл-х хар-ик объекта. 2. пр-п природной специфики. Он предполагает обязательно учитывать прир-о –географ-ое местопол-е объекта прогнз-я. 3. пр-п оптимизации описания объекта прогнозирования. Он треьует такого описания объекта, чот бы было возможно обеспечить заданную достоверность и точность при мин-х затратах на его разработку. 4. пр-п аналогичности. Он требует при анализе объекта проводить сопоставление свойств описанного объекта со св-ми уже описанных об-ов. В свою очередь объекты прогн-я класс-ся по таким критериям: 1. Природе. 2. Масштабности. 3. Сложности. По природе подр-ся на: научно – тех-ие, тех.-эк-ие, соц- демограф, военно-полит, естественно- прир.
5.4. Метод прогноз-я- это научный способ иссл-я об-та для целей разраб-ки прогноза. По формализ-ым хар-ам методы подр-ся на: интуитивные и формализованные. Применение интуит-х методов распр-ся на те об-ты, при прогнозировании кот-х будет дост-о сложно учит-ть множество внеш-х и внутр-х факторов. К формализ-ым методам отн-ы методы с научными подходами иссл-я экстрополяции и модели-я. Это подр-ет методы прогн-я на: объективные, субъект-е и системные. К объект-ым отн-ся те, кот базируются на научном способе иссл-я буд-го сост-я об-та. К субъект-ым отн-ят интуитивный метод примен-ый экспертами на основе жизненно и проф-го опыта. К системным отн-ят методы кот производят иссл-е развития об-та. Методы проогн-я исп-я ЗР подр-ся на: 1.методы эксп-х оценок 2.методы логического модел-я 3.математ-е 4.нормативные
  5.5. Прогн-ие это узкоспец-ое и целенаправленное научное исследование будущего развития опред-го явления или события выраженного через разраб-ку прогнозов. Предметом в прогностике исп-ия зем.рес.будет научное предвидение исследуемых изменений в развитии землевладения и землеп-ия с целью выработки возможного решения по достижению оптимальных результатов в УЗР. Выработка благоприятного решения приходит на основе 2 подходов: Первый подход основан на анализе существующих ситуаций и выявления важнейших тенденций и закономерностей. Второй подход основан на том, что целенаправленного воздействия на уже сложившиеся тенденции развития определенного события или явления позволяет устранить будущие тенденции и закономерности по неблагоприятному развитию. В качестве объекта исследования прогн-ия исп-ия зем.рес.выступает зем.фонд. Согласно сущест-ему положению зем.фонд выступает как нар.-хоз.комплекс по специализированным признакам, объедин.землеп.и землевл.
5.6. Прогн-ие исп-ия зем.рес.это наука эк-ая и проводит исследования действий эк-их законов в области зем.отношений и соц.-политической ситуации в стране. Она позволяет выработать стратегию ведения зем.политики в усл. реформ-ия эк-ки страны. Современная эк-ка и развитие зем. отношений требует дальнейшего развития научно методических исследований направленных на решение следующих задач: 1.совершенствование теоретических положений в обл.эк-их прогнозов, 2.совершенствование методов и моделей прогн-ия исп-ия зем.рес., 3.совершенствование структуры прогнозных кад.док-ов, 4.выработку метода по оценке и проверке точности и достоверности прогностических решений, 5.разработку прогнозов для совершенствования научно-обоснованного перераспределения и рацион-го УЗР. Соврем-ое прогн-ие исп-ия зем.рес.базируется на тесном конгломерате эк-ки зем.-кад., землеуст-ых и архит-но-градостр-ых наук. Задачами прогноз. явл. оптимизация размеров землеп-ия землевладения, разрешение противоречия м/у расширением в сфере научной деят-ти по рационализации землевладения и землеп-ия, устранение противоречий м/у предполагаемым и достигнутым уровнем развития объекта или явления.
    5.7. Прогн-ие, планир.и проектирование являются такими категориями, по средствам которых осущ-ся организация рац-ого исп-ия земли. Гл.фактором, обеспеч.единство ПиПиП рац.исп-ия зем.рес.явл.гос-ая соб-ть на землю до разграничения гос-ой соб-ти на землю. Др.важным фактором явл.методологическая общность рассм-ых категорий. Данное обоснование перспектив комплексного исп-ия зем.фонда РФ дано в ген.схемах исп-ия зем.рес.страны в объектах федераций на долгосрочную перспективу. Возможны сл.этапы прогн-ия: 1.сост-ие научно-тех.концепции организ-ии исп-ия и охраны земель, 2.разработка осн-ых напр-ий исп-ия зем.рес.на перспективу, 3.разработка ген.схемы исп-ия зем.рес.страны области на долгосрочную перспект. 4.Прогн-ие исп-ия зем.рес.в схемах земл-ва области района. На 1 этапе формируется и соглас-ся научное задание на прогн-ие объекта. Концепция предст-ет собой научный замысел решение соц., эк-их и научно-тех-их проблем рац-ого исп-ия и охраны земель. Здесь обосновываются долговрем-ые цели, масштабы, гл.направления, принципы и важнейшие показатели единого гос-го зем.фонда РФ и составляющих его категорий земель. 2 этап работы закл.в глубоком изучении современного исп-ия земель, выявления тенденций и региональных конкретных возможностей, вовлечение в народно-хоз-ый оборот новых земель, совершенствование системы охраны земель и защита почв от эрозии, рекультивация нарушенных земель. Генер.схема (3 этап) детализирует комплексную прогр. исп-ия зем.рес.страны. На 4 этапе осущ-ся региональное прогн-ие в рамках адм-ых областей и районов.
5.8. Разработка прогноза исп-ия зем.рес.на перспективу схем землеустройства возможна после глубокого изучения современного уровня исп-ия земель региона их устройство и инженерного оборудования. Анализ современного уровня исп-ия земель производится с целью выявления их наличия состава и состояния, установления соответствия фактического исп-ия земель их целевому назначению. При этом эк-ий анализ должен производится не только по категориям земель и группам землеп-ей, но и в разрезе природно-с/х зон. При анализе современного исп-ия и устройства земель с/х предприятий изучается в динамике: 1.размер землепользования, 2.состав и соотношение угодий, 3.структура посевных площадей, 4.уровень продуктивности угодий и урожайности с/х культур, 5.эфф-ть осущ-ых меропр.по земл-ву, защите почв от эрозии, заболачивания и засоления. По результатам анализа уровень исп-ия с/х угодий делаются выводы и предложения о целесообразном исп-ии и перспективе.
  5.9. Прогн-ия исп-ия земель для не с/х нужд осущ-ся по методике определения потребностей в землях для развития основных не с/х отраслей народного хозяйства. В основу расчета потребностей в землях для не с/х нужд на перспективу принимаются данные о размерах капитальных вложений предусматриваемых на развитие не с/х отраслей. Для расчета в потребностях зем.рес.исп-ся представленные в методике укрупненные показатели землеёмкости капит.вложений. Порядок опред-ия потребности в землях для не с/х:1.опред-ся общая s которая необходима для развития всех отраслей народного хозяйства, расположенных как в черте городов и поселков так и вне их. 2.Рассчитывается потребность в доп.террит.необходимых для городов и поселков с учетом предполагаемого роста населения пром-го производства и других видов строит-ва, размещаемых в пределах городской черты. 3. s доп-ых террит., который потребуются за пределами НП определится как разность м/у общей потребностю в террит.и s земель изымаемых для нужд городского строит-ва

 


<== предыдущая | следующая ==>
Задание для самостоятельной работы № 4.10 | 

Date: 2015-07-27; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию