Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ученье – свет





Специалисты давно признали необходимым внесение в школьную программу и методику преподавания элементов занимательности. Но там они коснутся только детского образования как такового.

А России всё же необходимо не столько образование подрастающего поколения, сколько просвещение всего народа. Слишком уж много бед принесло в прошлом, приносит сегодня и ещё может принести массовое бескультурье.

Россия знает несколько просветительских волн, когда интеллигенция шла в народ. Это явление сопровождалось немалыми издержками. Вспомним хотя бы 1870‑е годы, когда взаимное непонимание администрации, народа и интеллигенции породило, помимо прочего, активное революционное движение – со всеми катастрофическими последствиями.

Тем не менее многократное повторение просветительских порывов в конце концов доказало: дело тут не в личной инициативе прекраснодушных одиночек, а в острейшей необходимости. Ещё лучшим доказательством этой необходимости послужили несомненные последствия всех этих начинаний – от земских школ на рубеже XIX–XX веков до всеобщей грамотности, достигнутой уже в советское время.

Сейчас необходим новый этап хождения в народ. Но к сожалению, новых разночинцев, готовых на многолетнее самопожертвование, сегодня несравненно меньше, чем в эпоху реформ Александра II. Да оно, пожалуй, и к лучшему: слишком уж легко разночинцы превращаются в народовольцев.

Прогресс замещает рутинные человеческие действия столь же рутинным применением техники. Сегодня к услугам просветителей – компьютерные программы. Но эти новейшие возможности надо направить на высокие цели, а не обслуживать электронных «игроманов».

В советский период разработки просветительского направления не могли опереться на столь мощную технологическую основу. И всё‑таки, всё‑таки... напомню кое‑что из этого опыта.

Яков Исидорович Перельман создал не только громадную серию занимательных книг о науке, переиздаваемых даже сегодня и воспитавших не одно поколение людей, искренне увлечённых научным творчеством и вносящих неоценимый вклад во всемирный научный и технический прогресс. Он ещё до войны основал в Ленинграде целый Дом занимательной науки, доселе служащий предметом подражания множества музеев и развлекательных парков всего мира.

Советское радио десятилетиями вело циклы познавательных передач для школьников: «Комитет охраны авторских прав природы (КОАПП)», «Клуб знаменитых капитанов», «В стране литературных героев», «Радионяня»...

На телевидении десятилетиями держались и имели высокий рейтинг «Клуб кинопутешествий» и «В мире животных».

Лучшие аниматоры уже в 1950–1960‑е годы создавали познавательные мультфильмы – например, «Полёт на Луну», «Стёпа‑моряк», «Остров ошибок», «Приключения Мурзилки», «В стране невыученных уроков»... Даже в 1980‑х годах – при уже явственных проблемах экономики – выходили прекрасные новинки этого направления вроде «Наш друг Пиши‑Читай».

Из детских художественных фильмов 1970‑х годов достаточно упомянуть «Весёлое сновидение, или Смех сквозь слёзы» по пьесе Сергея Владимировича Михалкова, где в ходе преодоления трудностей героям пришлось решать математические задачи, причём не только на прямые вычисления, но и на сообразительность. Как, например, с помощью двух коротких досок переправиться через широкий круглый ров? Отдельные же примеры смекалки и изобретательности встречались едва ли не в каждом фильме для детей той эпохи.

В советский период просветительское книгоиздание вообще было поставлено на широкую ногу. Многие знаменитые впоследствии учёные – причём не только математики – наших дней тоже начинали свою «жизнь в науке» с решения разных забавных задачек‑головоломок из книжек Ллойда, Перельмана, Кордемского, Ма‑ ковецкого, Гарднера и многих других. А сколько исследователей и путешественников выросло на рассказах Обручева и Ефремова, затем популярных энциклопедиях Верзилина и Сахарнова?..

А уж громадные тиражи просветительской периодики тогда не шли ни в какое сравнение с нынешним разумным минимумом для поддержки на плаву.

В середине 1970‑х годов тираж журнала «Техника – молодежи» составлял более полутора миллионов экземпляров, «Юного техника» – не менее восьмисот тысяч, «Науки и жизни» – порядка трёх миллионов и так далее. Ведь были ещё «Знание – Сила», «Квант», «Юный натуралист», «Химия и жизнь», «Вокруг Света», «Изобретатель и рационализатор»! Все их тиражи в советский период истории нашей страны росли год от года если не на порядки, так в разы. В 1975 году в Советском Союзе выходило более 200 естественнонаучных и математических журналов и более 250 – по технике, промышленности, транспорту и связи.

Скажите, сколько периодических изданий подобного рода издаётся ныне? По пальцам пересчитать!

Сегодня и этот потенциал практически не востребован. Основные информационные каналы – прежде всего телевизионные – забиты материалами, прямо разрушительными для общества и любого потенциально способного к творчеству человека.

Если бы только наши власти централизованно, по собственной инициативе, хотя бы подписали каждую школу и вуз на весь спектр научно‑технической и просветительской периодики!

Если бы только власть в целом и профильные ведомства проявляли волю и вместо безудержного культа эстрадных звёзд и гламура на федеральных телевизионных каналах начали формировать культуру мысли, культуру совести!

Вот тогда бы ещё можно было надеяться на рост нашего населения не только в количественном, но и качественном отношении.

А ведь это суть всех объединяющей и тщательно искомой национальной идеи!







Date: 2015-08-15; view: 290; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию