Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экскурсия по залу иконописи ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
История собрания иконописи музея начинается в последние десятилетия XIX века, когда Алексей Петрович Боголюбов принес в дар музею несколько икон и среди них образы Пресвятой Богородицы с младенцем и святителя Николая. В экспозиции из поступлений этого времени представлены икона "Зосима и Мария Египетская", дар А.П. Боголюбова, и икона "Трехчастная", дар И.А. Новикова, друга А.П. Боголюбова. Большая часть памятников русского средневековья пришла в музей в 1920-1960-е годы. Среди них древнейшая икона музейного собрания "Святитель Никола и избранные святые". Неизвестный мастер XV века, создавший образ святого, своим обращением к светлому внутреннему миру совершенного человека отвечал исканиям эпохи. Ясны и лаконичны композиционный и цветовой ритмы. Фигуры очерчены мягкой гибкой линией, создающей формы, уподобленные абрису одноглавого храма, или колокола, или глиняного сосуда. Светлый фон - обозначение вечности, в которой вне времени и пространства пребывают святые. Главным же средоточением мудроустроенного мира иконы является лик святителя, способного к деятельному добру и находящегося в состоянии самоуглубленного размышления. Основу экспозиции составляют иконы, датируемые XVI и XVII столетиями. В построении созданных в XVI веке "Царских врат", икон "Пресвятая Богородица Тихвинская" и "Собор архангела Михаила" сохраняется внутренняя одухотворенность, ясность и гармония образов предшествующего столетия. Иконография "Чуда Георгия о змие" (XVI век) сложилась на основе одного из эпизодов жития великомученика Георгия, который описывается так: "Святой осенил себя крестным знамением и бросился навстречу чудовищу, сказав: "Господь бог мой, погуби ужасного змия, чтобы уверовали эти неверные." Когда он сказал это, с божией помощью и по молитве мученика змий упал к ногам святого Георгия." Алый (пламенный) крест на конце копья - самая высокая точка композиции и смысловая доминанта изображения. Георгий - храбрый воин побеждает змия не физической силой, но словом истины, "мечом духовным". Можно предположить, что иконы "Святитель Никола" и "Чудо Георгия о Змие" происходят из Белозерской земли, а представленный в числе избранных святых Зосима - это основатель монастыря на острове Ворбозомского озера недалеко от Белозерска. Икона, посвященная пророку Илье, относится к числу любимых в XVI столетии житийных образов. В таких изображениях происходит соединение средневекового представления о вечности и, в последовательности сменяющих друг друга событий, о земном времени. Средник с изображением Ильи Пророка в пустыне обрамлен двенадцатью клеймами жития. В одном из них представлено явление пророку Бога в образе Исуса Христа. Древнерусская икона - "умозрение в красках" - радостный путь духовного восхождения, поиск истины, гармонии, совершенства. Этот поиск был деятельным, активным. Иконописные образы не оставались неизменными. Появлялись новые композиции. К примеру, изображение "Пресвятая Богородица Неопалимая купина". В основе иконографии лежат ветхозаветные пророчества о Боговоплощении и составленные по ним песнопения. В торжественном иконописном многоголосии звучит единая тема прославления Богородицы, через которую в мир пришел Сын Божий. Идея единства вселенской церкви и, одновременно, изложение Священной истории от сотворения мира с максимально возможной полнотой и наглядностью выражены в высоком русском иконостасе, сформировавшемся на рубеже XIV -XV столетий. Происходящие из древней муромской земли праотеческо-пророческий и Деисусный чины иконостаса XVII века - центральный образ музейной экспозиции. Здесь в картину мирового бытия включены реальные деятели русской истории XII - XVI веков, причисленные православной церковью к лику святых. Введенные в состав Деисусного чина, они вместе с Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей, архангелами, другими святыми предстоят Вседержителю, восседающему на Небесном престоле. Среди них Иона - митрополит Московский и Всея Руси, живший в XV веке. Он много сделал для защиты православия и независимости русской церкви.
Иконы "Илья Пророк" и "Благовещение" датируются уже XVIII столетием. В них древняя иконописная традиция сочетается с новыми приемами письма, пейзажными фонами и причудливыми архитектурными нагромождениями. Иконы "Рождество Христово" и "Пресвятая Богородица Толгская" имеют двойную датировку: на созданных соответственно в XVII и XVIII веках образах сохранены записи XVIII и XIX веков. Иконы послесредневекового периода, составляющие большую часть музейного собрания иконописи, в экспозиции немногочисленны. В некоторых из них отчетлив интерес к старине, в других ощутимо влияние западной традиции. В качестве примера последнего можно назвать иконы "Богоматерь Вспоможение при родах" и "Богоматерь Семистрельная". Обе иконы имеют серебряные оклады, по клеймам которых могут быть датированы 1783 и 1802 годами10. Новое прослеживается и в изображениях русских святых. В памятниках предшествующей поры святые представлены стоящими на поземе - условном изображении земли в иконе, на ровных светлых фонах, пребывающими вне пространства и времени (изображения князя Бориса, Александра Свирского, митрополитов и князей из Деисусного чина иконостаса). Теперь появляются конкретные или фантастические пейзажи и архитектурные сооружения (образы Александра Невского, Иакова Боровицкого, Трифона Печенгского). Отметим, что икона "Святой Блаженный Иаков Боровицкий" заключена в серебряный оклад, выполненный в Саратове в 1871 году. Среди памятников конца XIX века можно выделить сложную по иконографии и символике двухчастную композицию "София Премудрость Божия и Тайная вечеря" и путевой иконостас миниатюрного письма. Настоящая экспозиция открыта в июне 1997 года и представляет высокую художественную ценность и культурную значимость.
10) Описание коллекций музея// URL: http://ogis.sgu.ru/ogis/katalog/rus/frames2.htm Заключение Саратовский Радищевский музей является единственным в Саратове государственным музеем федерального значения. Он также является художественным музеем общего профиля и в его экспозиции представлены живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства XIII-XX столетий, как отечественные таки зарубежные. Музей имеет статус особо ценного объекта. В рамках музейной практики мы познакомились с организацией работы музея, правильным составлением экспозиции и основами работы с фондами музея. Теоретические и практические занятия проводились специалистами просветительских подразделений Русского музея и включали вопросы изучения музейных коллекций и истории их формирования, современного музейного менеджмента и маркетинга, методики подготовки и проведения музейных экскурсий, принципов учета и хранения музейных предметов, концепций постоянных и временных выставок музеев различного профиля. В рамках музейной практики выполнили учебное задание - проект методической разработки экскурсии. Прохождение производственной практики позволили мне составить собственное мнение о характере работы в музейной сфере. Я считаю это очень важным моментом для определения того вида деятельности, которым я хотела бы заниматься в будущем. Таким образом, я считаю, что прохождение практики позволило мне повысить уровень моей профессиональной подготовки в области истории искусств, применить знания, полученные на первом курсе, в практической деятельности, приобрести некоторые навыки в реализации музейных услыг, приобрести новые знания, необходимые для более успешного освоения предметов по специальности на последующих курсах.
Содержание
Введение Основные сведения о музее Экскурсия по залу иконописи Заключение Список использованной литературы
Список использованной литературы 1) Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 22. Ремень 2) Вардугин В. И. Хранители времени. Музеи Саратова и Саратовской области. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 2000 3) Газета «Саратовский листок» - 1882 - № 69// URL: http://saratov.rusarchives.ru/image/time/2013/jenuary/shtrom1/image.html 4) Описание коллекций музея// URL: http://ogis.sgu.ru/ogis/katalog/rus/frames2.htm 5) Официальный сайт музея // URL: http://radmuseumart.ru/museum/history/ 6) По залам Радищевского музея: Альбом. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1985
Date: 2015-08-15; view: 554; Нарушение авторских прав |