Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подтекст





Подтекст – это неявный смысл речевого сообщения, осознаваемый лишь в контексте общения. Подтекст может передаваться как языковыми, так и неязыковыми средствами, поэтому понятие подтекста шире понятия о несловесном сообщении, передаваемом в противовес или помимо словесного.

Признаки подтекста могут скрываться:

ü в содержании речи;

ü в характеристиках ее звучания (тон, сила голоса, паузы, смешки и т. п.);

ü в неречевых характеристиках поведения (позы, размещение и перемещение собеседников в пространстве, жесты, мимика, взгляд).

Несмотря на то, что на подтексте, как явлении, лежит печать таинственности, он – наша повседневная реальность. С одной стороны, каждый в меру сил и способностей не раз разгадывал подтекст поведения или речи партнера по общению, а с другой стороны, каждому приходилось выступать в роли автора подтекста. Верно и то, что полноценное общение редко протекает без той или иной формы подтекстного взаимодействия.

Все возможные случаи подтекста описываются следующей формулой: та или иная информация может быть воспринята как скрытый смысл тогда, когда между элементами, составляющими ее основу, есть смысловое противоречие или несоответствие.

Обратимся к конкретной ситуации: начальник отдела обращается к молодому сотруднику отдела со словами: «Сергей Павлович, я попрошу тебя зайти ко мне для небольшого разговора». В чем здесь может быть скрытый смысл? Мы, как наблюдатели, не зная взаимоотношений начальника и подчиненного, особенностей характера начальника, ситуации, в которой прозвучала анализируемая фраза, вряд ли сумеем ответить на этот вопрос. Что же касается присутствующих (допустим, что такие были), а тем более Сергея Павловича, то их возможности несравненно больше.

Прежде чем ответить на вопрос: «В чем скрытый смысл?», - нужно ответить на вопрос: «Чем и как мог быть задан скрытый смысл в данной ситуации?».

Во-первых, посредством слова. Начальник отдела обращается к подчиненным по имени и отчеству, как правило, только перед официальным разговором. Само по себе обращение по имени и отчеству может служить сигналом к предстоящей «проработке».

Во-вторых, скрытый смысл мог быть задан интонационно, изменением тембра голоса, паузой и т. п., то есть характеристиками звучащей речи, которые нас сейчас интересуют больше всего.

В-третьих, источником скрытого смысла могло быть изменение жестикуляции начальника отдела. Например, при обращении к сотруднику характерный начальственный жест – постукивание по стене. Это могло означать для сотрудника то же самое, что обращение по имени и отчеству.

Ситуация сама по себе может служить источником скрытого смысла. Например, и начальник отдела, и сотрудник хорошо понимают, что начальник не случайно обращается к подчиненному от двери, делая это громко, а значит публично. При этом скрытый смысл может быть закреплен резким жестом. Подтекст может быть и полностью ситуационным: одно то, что начальник в это время пришел в отдел к своему подчиненному, может иметь для последнего скрытый смысл, причем весьма конкретный: если он пришел, а обычно он этого не делает, значит, что-то случилось – вероятно, предстоит неприятный разговор.

Таким образом, для того чтобы обнаружить намек на подтекст, воспринимающему необходимо опереться на свой опыт знакомства с подобной ситуацией и «автором подтекста» для соотнесения своего знания об обычных (типичных) условиях, обычном поведении, речи и т. п. с тем, что он наблюдал в данном взаимодействии.

В приведенном примере смысловыми несоответствиями или противоречиями могут выступить, например, обычное обращение «Сергей!» и редкое (не типичное) «Сергей Павлович…»; обычный способ вызова к начальнику для разговора и его неожиданный приход с той же целью в отдел и т. п.

По характеру передачи и приема информации можно выделить три вида подтекста.

1. Действительный подтекст – скрытый смысл имеет место и воспринят.

2. Скрытого смысла в общении не было, но он был приписан – мнимый подтекст.

3. Скрытый смысл был, но остался незамеченным – пропущенный подтекст.

Подтекст, как правило, является не просто дополнительной информацией к тексту, сообщению или поведению, но основным содержанием, ключом ко всему тексту, и поэтому, если вы пропустите намек на подтекст и не сумеете раскрыть его содержание, то рискуете не понять собеседника. Более того, из-за этого может пострадать оценка вас, как личности, в глазах других людей, так как в подтекст люди склонны вкладывать важное, ценное для себя. Кстати, некоторые формы юмора, иронии или сарказма, являясь по своей природе подтекстными, выступают как своеобразный способ проверки собеседника:

ü на живость ума;

ü на то, из «нашего лагеря» он или нет;

ü на «адекватность».

Человек, искренне смеющийся над вашей любимой шуткой, - это уже «немного свой».

Необходимо помнить, что обнаруженный намек на подтекст не является гарантией понимания самого подтекста. Торопливость в оценке содержания скрытого смысла приводит к игнорированию собеседника, что само по себе разрушительно действует на процесс общения и его результаты.

Доказано, что все непонятное, оригинальное и неожиданное для других - подтекстогенно.

Замечая что-либо странное в вашей речи и неречевом поведение, присутствующие склонны искать этому причину. Они могут почувствовать, что от них что-то скрывают или что их попросту дурачат, а это почти каждому человеку крайне неприятно. Самый верный способ избежать этого – не допускать «подтекстного» общения в присутствии непосвященных.

С понятием подтекста соприкасается понятие редуцированного диалога. Редуцированный диалог – это обмен «свернутыми», краткими, как бы пунктирными репликами, например:

Работник. Подпишите табель.

Начальник. Какой?

Работник. Школьники.

Начальник. У меня претензии…

Работник. Тогда же и решили.

Начальник. Хорошо (подписывает).

Смысл таких пунктирных диалогов понятен только в контексте общей ситуации. Тем, кто хорошо знает предмет обсуждения и понимает друг друга с полуслова, объяснений не требуется. И это очень экономит время. В исследовании М. И. Тимофеева показано, что оперативное управление производственным процессом осуществляется главным образом именно в форме редуцированных диалогов между руководителем и подчиненными. Цель таких диалогов – быстрая нейтрализация возникающих в производственном процессе отклонений и обеспечение соответствия между фактическими результатами и запланированными показателями работы.

Редуцированные оперативные диалоги, однако, - это лишь один класс деловых бесед руководителя. Беседы, относящиеся ко второму классу, являются более развернутыми и зачастую довольно продолжительными. Они имеют своей целью согласование позиций, выработку общей точки зрения, принятие решения, разрешение конфликтной ситуации. Хотя такие беседы занимают меньший объем в деятельности руководителя, они имеют исключительно важное значение для формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Если редуцированные диалоги не возможны без хорошего знания дела, то развернутые диалоги не возможны без хорошего знания людей. Общим для этих диалогов является то, что они требуют хорошей ориентации в «околоречевых» характеристиках высказываний партнера. И действительно, суть высказывания зависит не только от его содержания, но и от того, как оно произнесено: с какой интонацией, громкостью, отчетливостью, звонко или «сквозь зубы», уверенно или с нервным смешком и т. п. Все эти звуковые явления изучает паралингвистика. Иногда, правда, в область паралингвистики включают все виды несловесного общения: жесты, мимику, взгляд, но мы сейчас будем рассматривать только звуковые явления, которые производятся голосовым аппаратом человека в процессе общения и сопровождают речь. Эти явления ближе к речи, чем все остальные несловесные средства общения, и поэтому они называются околоречевыми или паралингвистическими.

По классификации Дж. Трейгера, все паралингвистические явления разделяются на две группы: речевые и неречевые проявления голоса. При этом, ко второй, неречевой, группе относятся как отдельные звуки (стон, хихиканье, хмыканье и т. п.), так и параметры звуков, которые могут быть измерены в физических единицах: интенсивность звука, его высота и продолжительность. Поскольку звуковые параметры относятся и к речевым, и к неречевым звукам, на нижеприведенной схеме они выделены в особую, третью, группу паралингвистических явлений.

Рассмотрим последовательно те паралингвистические явления, которые являются наиболее значимыми для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего. Из звуковых параметров это интенсивность и высота тона, из звуков-разделителей – назализации («хм…», «э… э…») и паузы; из качеств голоса – темп и ритм речи. Остальные характеристики звуков для более глубокого анализа требуют звуковых иллюстраций – реальных или записанных на магнитофон, и поэтому мы вынуждены их опустить.

Громкость и высота звука. Если встречаются малознакомые люди, то лидеров первоначально выбирают из тех, кто громче и больше говорит. Окружающим кажется, что, если человек громко говорит – значит, он уверен в себе, в своей позиции.

 

Date: 2015-08-15; view: 2426; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию