Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды памяти. Память – самая сложная из всех психических функций человека, она имеет различные формы и различные виды ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Память – самая сложная из всех психических функций человека, она имеет различные формы и различные виды. У живых организмов (кроме человека) есть только два вида памяти: генетическая, механическая. Генетическая память передается на генном уровне из поколения в поколение, а механическая память приобретается в результате жизненного опыта. Со смертью индивидуума, умирает и его механическая память, накопленная в течение жизни. Прежде всего надо выделить два вида памяти: наследственную (генетическую) и прижизненную. Первая практически не зависит от условий жизнедеятельности человека – она включает в себя основные инстинкты. Генетическая память заложена в нас от рождения, хранится в генотипе и передается по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем повлиять, не можем его совершенствовать. Тысячелетиями и столетиями по наследству передаются необходимые поведенческие свойства, биологические и психологические. Прижизненная память – это память, которую информации, которую мы получаем от рождения до смерти. В свою очередь прижизненную память можно разделить на два подвида: непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память – это автоматическое запоминание и воспроизведение информации без каких – либо усилий со стороны человека. Произвольная память – это память, требующая специальной установки на запоминание и требующая приложения определенных волевых усилий. Память человека достигает наиболее высокого уровня, такими способностями к запоминанию не обладает ни одно другое существо в мире. В зависимости от получения им информации, память делится на четыре вида: 1. Двигательная. 2. Аффективная. 3. Образная. 4. Логическая. Профессор П.П.Блонский доказал, что в процессе эволюции человечества, виды памяти появлялись один за другим. Память лежит в основе психической и механической деятельности человека. Она служит связующим звеном между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим. Наша память помогает нам в обучении и развитии. По степени осмысленности память бывает механическая и смысловая. Механическая – это чисто автоматическое повторение материала, без его осмысливания, без ассоциаций, без любого другого метода. В этом случае все (слова, события, движения, предметы) запоминается в таком порядке, в каком они и воспринимались. Механическая память – это способность человека к обучению и приобретению жизненного опыта и запоминание просто так, без осмысления, без ассоциаций. Как пример, приведем теорему Пифагора. Если вы несколько раз прочитали ее, без осмысления и запомнили, то это будет пример механической памяти. Механическая память имеет один недостаток: неосмысленная информация легко удаляется из нашей головы. В ряде случаев нам механическая память нужна – для изучения иностранных языков, для запоминания различных терминов. Поэтому механическую память надо тренировать. Прочитайте какой‑нибудь отрывок текста и попробуйте самостоятельно, без подглядок и перечитывания повторить его. Если сразу не получилось, то прочитайте и снова попробуйте повторить или хотя бы пересказать. Со временем все станет получаться лучше и лучше. Затем усложните себе задание и попробуйте повторить не один отрывок, а целых два. И так далее, постепенно тренируйте память. Начинайте лучше с маленьких отрывков, а затем переходите на более длинные. Начинать следует с малого, иначе можно разочароваться, если не получиться. Смысловая память – это запоминание материала, основанное на логическом осмыслении процессов и связей между его частями. Такая память более действенная, так как требует от человека гораздо меньше времени и усилий. Образная память человека в свою очередь подразделяется на: вкусовую, тактильную, слуховую, зрительную и т. д. Тактильная память – это память, связанная с ощущениями человека, которые остались у него при непосредственном контакте с каким – либо предметом. Например, когда‑либо давным‑давно вам пришлось погладить ежика. И вы до сих пор помните какие у него необычные были иголки, и теперь, каждый раз, видя на картинке или по телевизору ежа, вы вспоминаете их прикосновение к вашей коже. Тактильная память связана с органами осязания. Тактильная память нужна, когда вы находитесь в кромешной темноте и органы зрения не могут вам помочь и приходится ориентироваться с помощью органов чувств. Тактильная память помогает людям, освоивших слепой метод печатания. Хороший способ развития тактильной памяти угадывать лица друзей аккуратно прикасаясь к их лицам руками, при этом глаза должны быть закрыты или завязаны. Логическая память, подразделяется на: цифровую, словесную, комбинационную (шахматная память). Это деление носит весьма условный характер, оно не окончательное и далеко не полное. Без памяти невозможно понять основное поведения нашего мышления, подсознания и сознания. К показателям эффективности памяти можно отнести: длительность; объем; готовность; точность; быстроту. Память – это сложный многоступенчатый процесс, в создании которого присутствуют люди с различными взглядами, с запасами знаний, со своими эмоциями. Человек сначала запоминает и усваивает информацию, а затем, при необходимости, извлекает ее из глубин своей памяти. Человек и информация постоянно взаимодействуют. Словесно – логическая память – это когда человек точно и быстро запоминает логику какого‑то доказательства, смысл прочитанного текста, смысл случившегося и так далее. Он может передать характер и точный смысл произошедшего своими словами и не помня при этом детали. Такой тип памяти преобладает у преподавателей учебных заведений и научных работников. Эмоциональная память – это память на случившиеся переживания. Особенно она проявляется в отношениях между людьми. Такая память присутствует в работе всех видов памяти. На такой памяти основана способность запоминания материала, то, что способно вызвать сильные эмоции, запоминается человеком прочнее и надолго. Информация, к которой вы относитесь равнодушно, не сможет отложиться в вашей памяти, даже если вы несколько раз ее прочитаете, увидите, услышите. Поэтому, чтобы запомнить, надо вложить свои чувства в процесс запоминания. Читая какой‑нибудь материал, попробуйте отнестись с эмоциями, к явной нелепости, написанной в книге: «Это же надо! Как можно такое написать. И это пишет историк с высшим образованием! Неужели он на самом деле считает, что город Киев, находится в России?» Поверьте, что много‑много лет спустя, вы будете помнить этот случай, когда вы прочитали, что город – столица Украины, находится в России. Любая информация запомнится легко и надолго, лишь бы вы не были к ней равнодушны – будь это услышанное на улице или прочитанная в книге. Установлено, что память можно классифицировать по времени сохранения материала, она бывает: кратковременной, долговременной, а иногда присутствует и промежуточный вариант – оперативная память. Как пример кратковременной памяти: при сотрясении мозга, человек, обычно, забывает, что с ним было за 0.5–3 часа до травмы (ретроградная амнезия). К таким же последствиям приводит и склероз сосудов головного мозга. Пожилые люди часто помнят события, произошедшие с ними в детстве и не помнят события случившиеся с ними в недалеком прошлом. Кратковременная память хранит информацию всего лишь небольшой период времени – около 20 секунд. Такая память хранит не полностью всю информацию, а только существенные элементы из обобщенного образа воспринятого. Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека. Для сохранения информации в кратковременной памяти, всегда требуется непрерывное поддержания внимания к материалу, который хочется удержать в памяти. Но именно благодаря кратковременной памяти человек способен перерабатывать большие объемы информации, отсеивая ненужную информацию. Информация из кратковременной памяти может либо забываться, либо переходить в долговременную.
Упражнение «Объем кратковременной памяти»
1. Вы видите перед собой ряды цифр. 1) 6 4 8 2 2) 5 3 9 7 1 3) 2 5 0 4 6 3 4) 1 3 8 5 2 0 7 5) 2 8 3 7 5 0 6 4 6) 7 5 1 6 0 4 2 3 8 7) 1 6 3 8 7 5 9 2 0 4 2. Попросите вашего друга прочесть вам эти цифры. 3. После прочтения последнего ряда цифр, напишите ряды на бумаге. 4. Объем вашей кратковременной памяти будет равен числу цифр в одном ряду, в котором вы не сделали ошибки. Оперативная память может хранить информацию определенное, рассчитанное количество времени, от нескольких секунд, до нескольких дней. Срок хранения информации в этой памяти зависит от задачи, поставленной перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Она рассчитана на то, чтобы в данное время вспомнить то, что нужно вспомнить. Оперативная память занимает промежуточное значение между кратковременной и долговременной памятью. Долговременная память – это память, которая способна хранить информацию в течение неограниченного времени. Систематическое обращение человека к этой памяти и воспроизведение информации из нее, упрочивает ее следы в долговременной памяти. В долговременную память поступает вся информация, которая имеет первоочередное значение в жизни человека и, как правило, предполагает способность человека в нужный момент вспомнить то, что он когда‑то запомнил. При обращении к долговременной памяти, для припоминания нередко приходится приложить определенные волевые усилия, поэтому ее работоспособность связано с волей человека.
Date: 2015-08-15; view: 292; Нарушение авторских прав |