Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органов местного самоуправления, организаций 8 page





- заявление об оспаривании нормативных правовых актов подается в суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт (см. ч. 4 ст. 251 ГПК).

В ч. 4 ст. 251 ГПК допущена редакционная неточность: из ее буквального толкования вытекает, что правило об исключительной подсудности распространяется только на районные суды. Полагаем, что более правильным в данном случае будет расширительное толкование, в соответствии с которым исключительная подсудность вышеуказанных дел распространяется как на районные, так и на верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа;

- отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения (абз. 2 ч. 2 ст. 254 ГПК);

- заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества (ст. 266 ГПК);

- заявление об усыновлении или удочерении подается гражданами РФ, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 1 ст. 269 ГПК).

Схожая норма содержится и в ч. 2 ст. 269 ГПК: граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подают заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

О причинах, по которым указанные нормы следует толковать как устанавливающие исключительную подсудность, было изложено выше;

- заявление об ограничении гражданина в дееспособности, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если гражданин помещен в психиатрическое или психоневрологическое учреждение - по месту нахождения этого учреждения (ч. 4 ст. 281 ГПК);

- заявление несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, об объявлении его полностью дееспособным подается в суд по месту его жительства (см. ч. 1 ст. 287 ГПК);

- заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя (абз. 1 ч. 1 ст. 290 ГПК).

Несмотря на видимую альтернативу в данной норме речь идет об исключительной подсудности, поскольку по месту жительства заявление должен подавать гражданин, а по месту нахождения - организация;

- заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения вещи (абз. 2 ч. 1 ст. 290 ГПК);

- заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом (абз. 1 ч. 2 ст. 290 ГПК);

- заявление о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним подается в суд по месту нахождения лица, выдавшего документ, по которому должно быть произведено исполнение (ч. 3 ст. 294 ГПК);

- заявление представителя психиатрического стационара о принудительной госпитализации или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, подается в суд по месту нахождения психиатрического стационара, в который помещен гражданин (ч. 1 ст. 302 ГПК);

- заявление врача-психиатра о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина подается в суд по месту жительства гражданина (ст. 306 ГПК);

- заявление о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния подается в суд по месту жительства заявителя (ч. 2 ст. 307 ГПК);


- заявление заинтересованного лица, считающего неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, подается в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий (абз. 1 ч. 1 ст. 310 ГПК).

Об исключительной подсудности дел по жалобам на нотариальные действия (или отказ в их совершении) иных лиц, организаций и учреждений см. абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 310 ГПК;

- заявление о восстановлении утраченного судебного производства подается в суд, принявший решение по существу спора или вынесший определение о прекращении судебного производства по делу (ч. 1 ст. 314 ГПК);

- жалоба на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель (ч. 1 ст. 441 ГПК).

В случаях, когда территориальная юрисдикция суда и судебного пристава-исполнителя не совпадают (например, если судебный пристав исполнитель состоит в штате межрайонной или специализированной службы), полагаем, что жалоба должна подаваться в суд, в районе деятельности которого фактически находится соответствующая служба судебных приставов-исполнителей.

Специфическим случаем исключительной подсудности следует также считать изменение территориальной подсудности Верховным Судом РФ в порядке ч. 3 ст. 35 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" (имеется в виду случай, когда указанный судебный орган императивно предписывает конкретному суду рассматривать дела, подсудные судам, юрисдикция которых распространяется на территорию, на которой введено чрезвычайное положение);

4) подсудность по связи дел - подсудность, определяемая местом рассмотрения другого дела.

Действующий ГПК предусматривает следующие случаи подсудности по связи дел:

- иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца (ч. 1 ст. 31 ГПК);

- встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 2 ст. 31 ГПК);

- иски третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, предъявляются в суд, рассматривающий первоначальный иск (это правило вытекает из смысла самого института третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора).

В ч. 3 ст. 31 ГПК, которая, собственно, и регламентирует подсудность по связи дел, содержится также следующая норма: гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был предъявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности, установленным данным Кодексом. Очевидно, что данное правило не имеет никакого отношения к рассматриваемому в рамках гражданского процесса институту подсудности по связи дел. Подсудность по связи дел применительно к положениям ч. 3 ст. 31 ГПК можно рассматривать лишь в межотраслевом аспекте: в процедуре уголовного судопроизводства предъявленный гражданский иск рассматривается судом, рассматривающим уголовное дело (см. ст. ст. 44, 250 УПК);


5) договорная подсудность - подсудность, определяемая по соглашению сторон.

Субъективное право сторон самостоятельно определять подсудность носит ограниченный характер.

Во-первых, не допускается изменение родовой и исключительной территориальной подсудности (см. ст. 32 ГПК).

Во-вторых, хронологически реализация данного полномочия ограничена пределами рассмотрения дела в суде первой инстанции. Правило ст. 32 ГПК сформулировано еще более категорично: стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Однако вытекающая из буквального толкования ст. 32 ГПК недопустимость изменения территориальной подсудности после принятия дела к производству суда опровергается правомочием, установленным в п. 2 ч. 2 ст. 33 ГПК. Указанная норма допускает передачу дела на рассмотрение другого суда в случае, когда обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств.

Соглашения о подсудности должны заключаться исключительно в письменной форме (с соблюдением правил, установленных для письменной формы сделок в гражданском законодательстве, - см. ст. 160, п. п. 2 и 3 ст. 434 ГК). Соглашение о подсудности может быть как составлено в виде отдельного документа, так и включено в виде соответствующего условия в иной договор (контракт, соглашение и т.п.). При этом конкретный суд, уполномоченный рассматривать возникшие (либо могущие возникнуть) между сторонами споры, должен указываться в полном соответствии с его официальным наименованием. Соглашение о подсудности носит обязательный характер как для суда, так и для сторон.

Особые правила подсудности дел с участием иностранных лиц регламентируются гл. 44 ГПК.

 

§ 3. Споры о подсудности. Передача дела в другой суд

 

По вопросу о том, какой суд должен рассматривать конкретное дело между субъектами гражданского процесса (включая суд), могут возникнуть определенные расхождения.

Спор о подсудности - объективированное в процессуальных действиях заинтересованных лиц и суда (судов) расхождение во мнениях относительно подсудности конкретного дела.

По субъектному составу участников споры о подсудности можно разделить на:

1) споры, возникающие между заинтересованными лицами и судом.

Данная категория споров (как и любые другие споры между заинтересованными лицами и судом) разрешается, как правило, судом вышестоящим. Возможность обжалования судебного акта, которым разрешен вопрос о подсудности, определяется правилами обжалования, действующими в конкретной судебной инстанции. Например, вынесенное районным судом определение о возвращении искового заявления по мотиву его неподсудности (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК) может быть объектом самостоятельного обжалования в кассационную инстанцию (ч. 3 ст. 135 ГПК). Напротив, определение, которым исковое заявление принято к производству суда, отдельно не обжалуется, однако возражения относительно такого определения могут быть включены в кассационную жалобу на решение;


2) споры, возникающие между судами.

В процессуальной науке <*> в рамках данного вида споров выделяют:

а) положительное пререкание - спор, характеризующийся тем, что каждый из судов считает, что дело подсудно именно ему.

--------------------------------

<*> Данная классификация приводится, в частности, А.Х. Гольмстеном (см.: Гольмстен А.Х. Учебник русского гражданского судопроизводства. СПб., 1913. С. 92).

 

Процессуальное законодательство исключает положительное пререкание, императивно устанавливая обязанность суда возвратить исковое заявление (если о факте принятия к производству другого суда тождественного иска суду стало известно при возбуждении дела - п. 5 ч. 1 ст. 135 ГПК) либо оставить его без рассмотрения (если о факте принятия к производству другого суда тождественного иска суду стало известно после возбуждении дела - абз. 5 ст. 222 ГПК).

Таким образом, при положительном пререкании приоритет отдается тому суду, который раньше возбудил дело. Даже если в дальнейшем выяснится, что суд, первым возбудивший дело, нарушил правила подсудности, то и в этом случае второй суд не вправе самостоятельно принять к производству тождественное дело (первоначально возбужденное дело передается в рамках процедуры ст. 33 ГПК).

Закон, однако, не регламентирует ситуацию, при которой оба дела были приняты к производству одновременно. Полагаем, что в этой ситуации сначала суд, возбудивший дело с нарушением правил подсудности, должен передать его по подсудности, а затем уже суд, в который такое дело поступит, должен разрешить вопрос о наличии оснований для оставления заявления без рассмотрения;

б) отрицательное пререкание - спор, характеризующийся тем, что каждый из судов считает, что дело ему неподсудно.

В случае если отрицательное пререкание возникает на стадии принятия дела к производству, то единственно возможным вариантом процессуальных действий для заинтересованного лица является обжалование соответствующих определений в вышестоящие судебные инстанции.

Напротив, отрицательное пререкание, которое возникает в результате передачи дела после его принятия к производству одним из судов, процессуальный закон прямо исключает. В частности, ч. 4 ст. 33 ГПК императивно устанавливает, что дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.

Изменение подсудности уже после принятия дела к производству не является основанием для передачи дела суду, которому оно стало подсудно (ч. 1 ст. 33 ГПК).

Перечень оснований для передачи дела в другой суд исчерпывающим образом определен в ч. 2 ст. 33 ГПК <*>:

--------------------------------

<*> По вопросам оснований передачи дела, а также проблемам обеспечения надлежащего процессуального механизма см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан".

 

- ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявил ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения (п. 1 ч. 2 ст. 33 ГПК).

Процессуальный закон не устанавливает хронологические границы, когда ответчик вправе заявить подобное ходатайство. Полагаем, что для исключения злоупотреблений со стороны ответчика суду надлежит в подготовительной части судебного заседания разъяснить ответчику такое право и поставить перед ним вопрос о необходимости передачи дела в суд по месту жительства (месту его нахождения). Если же указанные действия судом совершены не будут, то следует исходить из того, что право ответчика заявить ходатайство о передаче дела сохраняется до вынесения судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в первой инстанции (фактически - до удаления суда в совещательную комнату).

Положения п. 1 ч. 2 ст. 33 ГПК применяются лишь в случае, когда подсудность дела определяется по правилам общей (обычной) территориальной подсудности, определяемым ст. 28 ГПК;

- обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств (п. 2 ч. 2 ст. 33 ГПК).

Данное основание исходит из диспозитивных начал гражданского судопроизводства, являясь частным случаем договорной подсудности.

Ходатайства сторон о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств могут быть заявлены как одновременно, так и с определенным временным разрывом. Однако в любом случае оба ходатайства должны быть доведены до суда не позднее вынесения судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в первой инстанции (фактически - до удаления суда в совещательную комнату).

Из буквального толкования п. 2 ч. 2 ст. 33 ГПК следует, что вопрос о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств зависит исключительно от воли сторон. Полагаем, что это не совсем верно. В случае, когда в деле участвует третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, вопрос о передаче не может быть разрешен положительно без его соответствующего волеизъявления. Иной подход противоречил бы смыслу самого института третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора;

- при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности (п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК).

Под нарушением правил подсудности в данной норме следует понимать несоблюдение судом правил как родовой, так и территориальной подсудности;

- после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными (п. 4 ч. 2 ст. 33 ГПК).

Процессуально-правовые последствия удовлетворения заявления об отводе регламентированы в специальной норме - ст. 21 ГПК. В этом смысле п. 4 ч. 2 ст. 33 ГПК является своеобразным связующим звеном между институтом отвода и институтом передачи дела в другой суд.

В качестве примера "других причин", которые, равно как и отвод, влекут невозможность рассмотрения дела в суде, следует назвать смерть, длительную болезнь, прекращение или приостановление полномочий мирового судьи либо единственного судьи районного суда и т.п.

Сформулированный в ГПК исчерпывающий перечень оснований для передачи дела в другой суд следует подвергнуть критике.

Во-первых, правило об изменении территориальной подсудности содержится в нормативном акте, имеющем большую юридическую силу. Так, ч. 3 ст. 35 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" устанавливает, что в случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Во-вторых, в ГПК в качестве основания для передачи дела в другой суд не указан случай, когда одной из сторон в споре является тот же суд. Полагаем, что применение по аналогии п. 4 ч. 2 ст. 39 АПК в данной ситуации было бы вполне оправданно.

О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. Передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы - после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения (ч. 3 ст. 33 ГПК).

 

Глава XII. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ И СУДЕБНЫЕ ШТРАФЫ <*>

 

--------------------------------

<*> Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2003. С. 192 - 211; Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. М.А. Викут. М., 2003. С. 189 - 219; Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 180 - 196.

 

§ 1. Судебные расходы

 

1. Понятие судебных расходов

 

Осуществление правосудия - это деятельность, которая требует значительного государственного финансирования. Для возмещения государству расходов, понесенных на содержание судебной системы и обеспечение ее деятельности законом, определенные расходы возлагаются на тех, кто обращается в суд за защитой. При этом финансирование судов не находится в зависимости от уплаченной государственной пошлины.

ГПК не дает определения судебных расходов, указывая лишь, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Судебные расходы можно определить как денежную сумму, выплачиваемую указанными в законе лицами в связи с производством по гражданскому делу в суде.

Введение судебных расходов не случайно и преследует несколько целей. Об одной из целей было уже сказано. Получаемые средства от государственной пошлины в очень незначительной степени, но все-таки способствуют покрытию тех расходов, которые сопровождают судебную деятельность. Иными словами, это компенсационная цель введения государственной пошлины.

Одновременно наличие государственной пошлины призвано дисциплинировать граждан, юридических лиц, предотвращая необоснованное заявление требований. Сравнительно высокие ставки государственной пошлины должны стимулировать добровольное исполнение обязанностей (под страхом уплаты судебных расходов). Можно сказать, что это превентивная цель введения государственной пошлины. Однако государственная пошлина, ее размер должны позволять каждому гражданину обратиться к суду за защитой. По этой причине гражданский процессуальный механизм обладает специальными институтами, гарантирующими защищенность граждан (отсрочка уплаты государственной пошлины и проч.), в противном случае нарушался бы принцип доступности судебной защиты.

Введение судебных издержек как составляющего элемента судебных расходов призвано обеспечить нормальное осуществление правосудия, позволяющее вызывать свидетелей, проводить экспертизу, объявлять розыск ответчика и т.д. Такую цель введения судебных издержек можно назвать обеспечительной.

Итак, судебные расходы слагаются из:

1) государственной пошлины;

2) издержек, связанных с рассмотрением дела.

 

2. Государственная пошлина

 

Понятие государственной пошлины вытекает из ст. 1 Закона РФ "О государственной пошлине".

Государственная пошлина - это установленный государством обязательный и действующий на всей территории РФ денежный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц, в чьих интересах уполномоченные органы или должностные лица совершают юридически значимые действия и выдают документы.

Закон приводит общее понятие государственной пошлины, уплачиваемой не только при отправлении правосудия, но и при совершении действий нотариальными органами, органами загса и т.д.

Нормативное регулирование вопросов оплаты и размера государственной пошлины содержится в Законе РФ "О государственной пошлине" в редакции 1995 г. с последующими дополнениями и изменениями, а также в Инструкции Государственной налоговой службы РФ N 42 от 15 мая 1996 г. "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" <*>.

--------------------------------

<*> См.: Закон РФ "О государственной пошлине" в редакции Федеральных законов от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ, от 20 августа 1996 г. N 118-ФЗ, от 19 июля 1997 г. N 105-ФЗ, от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ, от 13 апреля 1999 г. N 76-ФЗ. Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 15 мая 1996 г. N 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" с изменениями и дополнениями Госналогслужбы РФ от 7 октября 1996 г. N 1, от 6 июля 1998 г. N 2, от 19 февраля 1999 г. N 3, от 16 ноября 1999 г. N 4.

 

Согласно указанным выше нормативным актам государственная пошлина в суде общей юрисдикции взимается со следующих документов:

1) с исковых заявлений, под которыми понимаются:

- первоначальный и встречный иск;

- исковые заявления третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора;

- исковое заявление правопреемника, который платит государственную пошлину, если она не была уплачена;

- иски с последующим выделением одного или нескольких исков из соединенных требований в отдельное производство (государственная пошлина не пересчитывается, не возвращается);

- повторно поданный иск, который ранее был оставлен без рассмотрения;

- иск об изменении размеров и сроков платежей, предъявленный после вступления решения в законную силу;

2) с жалоб на неправомерные действия должностных лиц, ущемляющие права гражданина;

3) с заявлений по делам особого производства;

4) с кассационных и апелляционных жалоб;

5) с документов и копий (дубликатов), выданных судом.

 

3. Виды государственной пошлины

 

Законодательно установлен размер уплачиваемой государственной пошлины в зависимости от категорий дел. Государственная пошлина может быть подразделена на виды, исходя из порядка ее расчета.

Простая государственная пошлина - размер государственной пошлины установлен в твердой денежной форме. Например, однократный размер минимального размера оплаты труда установлен в качестве государственной пошлины с исковых заявлений о расторжении брака; десятикратный размер оплаты труда установлен как размер государственной пошлины для юридических лиц с их исковых заявлений неимущественного характера, а также с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке.

Пропорциональная государственная пошлина - размер государственной пошлины исчисляется в процентном отношении от какой-то суммы. Приведем несколько примеров:

- с исковых заявлений имущественного характера при цене иска свыше 500000 руб. взыскивается государственная пошлина в размере 1,5% от цены иска;

- исковые заявления о расторжении брака с лицом, признанным в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособным, либо с лицом, осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет, оплачиваются государственной пошлиной в размере 20% от однократного размера минимального размера оплаты труда;

- с исковых заявлений граждан неимущественного характера, а также с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, - 10% от минимального размера оплаты труда;

- с жалоб на решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций, должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, - 15% от минимального размера оплаты труда;

- с заявлений, жалоб по делам особого производства - 10% от минимального размера оплаты труда;

- с кассационных жалоб на решения суда - 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле, и т.д.

Как видно из сказанного, в большинстве случаев процентная государственная пошлина определяется исходя из минимального размера оплаты труда. При этом учитывается минимальный размер оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.

Смешанная (комбинированная) государственная пошлина - сочетание в размере государственной пошлины твердой денежной суммы и процентов от какой-то суммы. Например, с исковых заявлений имущественного характера при цене иска:

- свыше 1000 руб. до 10000 руб. размер государственной пошлины составляет 50 руб. + 4% от суммы свыше 1000 руб.;

- свыше 10000 руб. до 50000 руб. - 410 руб. + 3% от суммы свыше 10000 руб.;

- свыше 50000 руб. до 100000 руб. - 1610 руб. + 2% от суммы свыше 50000 руб.;

- свыше 100000 руб. до 500000 руб. - 2610 руб. + 1% от суммы свыше 100000 руб.

Для определения размера уплаты государственной пошлины важно правильно определить цену иска.

 

4. Цена иска

 

Цена иска - это денежное выражение стоимости спорного имущества.

Исходя из цены иска определяется размер государственной пошлины. Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

Цена иска исчисляется следующим образом:

1) по искам о взыскании денежных средств - исходя из взыскиваемой денежной суммы;

2) по искам об истребовании имущества - исходя из стоимости истребуемого имущества;

3) по искам о взыскании алиментов - исходя из совокупности платежей за год;

4) по искам о срочных платежах и выдачах - исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;

5) по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах - исходя из совокупности платежей и выдач за три года;

6) по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач - исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;

7) по искам о прекращении платежей и выдач - исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;

8) по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма - исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;

9) по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, - исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее - не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, - не ниже балансовой оценки объекта;

10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, - исходя из каждого требования в отдельности (ст. 91 ГПК).

С исковых заявлений о праве собственности на имущество, о признании права на долю в имуществе, о выдаче доли из общего имущества, если спор о признании права собственности на это имущество не решался судом, государственная пошлина взимается как с заявлений имущественного характера, подлежащих оценке. С исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен, государственная пошлина взимается как с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке (п. 24 Инструкции).







Date: 2015-08-15; view: 296; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.052 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию