Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процесс управления рисками
Несмотря на наличие большого числа методов воздействия на риски и инструментов, которые при этом можно использовать, принципиально можно выделить четыре основных решения в этой области. В рамках этих решений возможны вариации по выбору инструментов, степени воздействия и пр., но принципиально при анализе рисков менеджер должен осуществить первоначальный выбор именно из этих позиций. 1. Избежание риска – отказ от совершения тех или иных действий, принятия решений, характеризующихся высоким риском. 2. Контроль и предупреждение риска – собственное удержание риска при активном воздействии на него со стороны компании, направленном на снижение вероятности наступления рискового события или снижения потенциального ущерба от наступления рискового события. 3. Сохранение риска – применяется в случаях, когда уровень риска находится на приемлемом для компании уровне, а воздействие на этот риск невозможно или экономически не эффективно. 4. Передача риска – передача риска третьим лицам в случаях, когда воздействие на него со стороны компании невозможно или экономически не оправдано, а уровень риска превышает допустимый для компании. Передача риска осуществляется при помощи страхования, а также финансовых рынков, в случаях хеджирования или путем контрактных оговорок. В дополнение к методам воздействия на риск в работе анализируются возможные инструменты воздействия на риски, среди которых выделяют: 1) административные решения – подразумевают воздействие компании на риск за счет регулирования бизнес-процессов внутри компании и принятия управленческих решений, которые бы минимизировали риск. Административные решения иначе называют «внутренним контролем»; 2) финансовые решения – решения по передаче риска и финансированию рисков, к которым относятся хеджирование с помощью деривативов, страхование и самострахование. Со стороны тактического управления успех зависит от инструментария, которым располагает менеджер в конкретной экономической, юридической и организационной среде. Арсенал менеджера может быть представлен следующим перечнем: 1) предотвращение риска; 2) уклонение от риска; 3) воздействие на источник риска; 4) сокращение времени нахождения в опасных зонах; 5) сознательное и неосознанное принятие риска; 6) дублирование операции, объектов или ресурсов; 7) сокращение опасного поведения; 8) сокращение величины потенциальных потерь; 9) технический мониторинг ситуации; 10) сокращение величины фактических потерь; 11) поглощение возможных убытков доходами; 12) распределение риска по разным участникам; 13) разукрупнение риска; 14) распределение рисков во времени; 15) изоляция опасных взаимоусиливающих факторов друг от друга; 16) страховой перенос (трансферт) риска; 17) нестраховой перенос риска; 18) сокращение длительности неопределенности; 19) сокращение вероятности нежелательных событий; 20) финансовые инструменты хеджирования рисков; 21) финансовая инженерия; 22) инновации; 23) упреждающие методы. К упреждающим методам, в свою очередь, относятся: – ценовое регулирование; – управление величиной финансового левериджа; – ограничение уровня риска; – оптимизация налогообложения; – управление величиной операционного левериджа; – обеспечение возможности получения с контракта по инвестиционной операции дополнительного уровня премии за риск; – сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами; – обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет включаемой в контракты системы штрафных санкций; – совершенствование управления оборотными средствами субъекта экономики; – информационно-прогнозное обеспечение инвестиционного управления (менеджмента); – регулирование учетной и дивидендной политики; – планирование оптимально эффективной инвестиционной стратегии и политики экономической системы; – контроль над степенью риска и коррекция решений по управлению рискам (мониторинг риска). Арсенал менеджера следует дополнить комплексным использованием или частичным сочетанием методов, механизмов и инструментов управления рисками инвестиционной деятельности. Взаимозависимость экономической системы позволяет вовлечь других агентов в процесс управления риском, в частности, передавая им риск еще до наступления события. Передача риска является самым надежным способом управления риском с точки зрения как субъекта экономики, так и всей экономики в целом и представляет собой метод нейтрализации потерь активов через передачу риска партнерам по отдельным хозяйственным операциям путем заключения контрактов. Предотвращение рисков состоит в заблаговременном изучении каждого конкретного вида риска и принятии мер к тому, чтобы не допустить развития событий, ведущих к реализации угрозы и возникновению потерь. Особую важность имеет предотвращение рисков в процессе выдачи кредитов, и оно выражается в предварительной экспертизе документов, представленных предприятиями для получения кредитов. Уклонение от риска состоит в том, чтобы не «посещать» зоны или не заниматься деятельностью, где данный вид риска действует в таких масштабах, с которыми данный субъект инвестиционной деятельности не способен эффективно справиться. Данный метод является наиболее простым и радикальным. Он заключается в разработке мероприятий, полностью исключающих конкретный вид риска. Уклонение рассчитано на отказ от определенных ожиданий, рискованных процессов и перекладывание риска на других лиц. На практике оно чаще всего реализуется в форме отказа субъекта экономики от реализации инновационного (венчурного) проекта, совершения инвестиционных операций, связанных с высоким риском, предпочтения в пользу менее рискованных или почти безрисковых проектов или минимизации рисков (консервативное управление актива ми и пассивами). Сюда относятся: – отказ от осуществления инвестиционных операций, уровень риска по которым чрезмерно высок. Несмотря на высокую эффективность этой меры, ее использование носит ограниченный характер; – отказ от использования в высоких объемах заемного капитала. Снижение доли заемных финансовых средств в хозяйственном обороте позволяет избежать одного из наиболее существенных рисков – потери финансовой устойчивости субъектом экономики. Вместе с тем такое избежание риска влечет за собой снижение эффекта финансового левериджа, т.е. возможности получения дополнительной суммы прибыли на вложенный капитал; – отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах (например, товарно-материальных запасах). Повышение уровня ликвидности таких активов позволяет избежать риска неплатежеспособности субъекта экономики в будущем периоде. Однако подобное избежание риска лишает субъекта экономики дополнительных доходов от расширения объемов продажи новых продукции и услуг в кредит и частично порождает новые риски, связанные с нарушением ритмичности операционного процесса из-за снижения размера страховых запасов сырья, материалов, готовой продукции; – отказ от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложениях. Эта мера позволяет избежать депозитного и процентного риска, однако порождает потери от инфляционного риска, а также риска упущенной выгоды; – отказ от ненадежных партнеров. Воздействие на источник риска заключается в попытках изменить поведение источника риска так, чтобы уменьшить угрозу, исходящую от него. Сокращение времени нахождения в опасных зонах может достигаться, например, установлением ограничений, контролем доступа, ускорением инвестиционных сделок. Принятие риска – это понимание и оценка риска с вытекающими последствиями в случае непринятия мер по защите от него с одновременным отказом от управления риском. Многие регулярные мелкие риски организации сознательно принимают на себя, периодически списывая потери. Такая политика возможна только в отношении рисков, защита от которых стоит дороже предсказуемых потерь. Под такие риски в бюджеты закладываются нормальные резервы на потери. Дублирование операции, объектов или ресурсов повышает их надежность. Сокращение опасного поведения как инструмент управления рисками заключается в ограждении опасных зон, установлении взаимного контроля за поведением сотрудников, дополнительном обучении и инструктировании персонала, установлении штрафов и повышенных ставок страхования для лиц и подразделений, повторно допускающих перерасходы и прочие потери. Сокращение величины потенциальных потерь состоит в том, чтобы устанавливать абсолютные лимиты на инвестиционные ресурсы, находящиеся в зонах повышенного риска (например, ограничение на вложение капитала в определенных отраслях или регионах), стремясь постепенно сокращать эти лимиты до минимально достаточных для бесперебойной эффективной работы инвестора. Система согласований и разрешений в процессе принятия решений, в частности, направлена на то, чтобы каждый профессионал оценил риск со своей точки зрения и сообразно с лимитами финансовой ответственности. В общем случае лимиты устанавливаются исходя из того уровня потерь, который согласен понести инвестор в связи с реализацией рисков, и рассчитываются как отношение объема допустимых потерь и вероятности реализации риска. Технический мониторинг ситуации способствует оценке и быстрому реагированию на такие технические риски, как изменение технологии, ухудшение качества и производительности производства, связанного с проектом, специфические риски технологии, закладываемой в инвестиционный проект, ошибки в проектно-сметной документации. Воздействовать на риск инвестиционной деятельности возможно путем сокращения величины фактических потерь, т.е. подготовки к деятельности в случаях, когда опасность уже материализовалась. Обычно потери происходят не одномоментно, а нарастают в течение некоторого периода времени. Если коммерческая организация правильно реагирует на первые симптомы развития нежелательного процесса, влекущего за собой потери, то эти потери будут меньше, чем в случае задержек или неправильных действий. Идеология ситуационного управления, штатных и нештатных схем управления вполне пригодна для разработки правил поведения в неблагоприятных ситуациях. Принцип снижения рисков инвестиционной деятельности посредством поглощения возможных убытков доходами инвесторы применяют в условиях высоких рисков. Он заключается в том, что каждому проекту в одной сфере или отрасли обязательно должен сопутствовать другой проект в другой отрасли или сфере. При этом рост и спад этих отраслей и сфер должны совпадать во времени. Это не значит, что спады всегда будут погашать доходы, средняя доходность в развивающейся экономике будет расти. Но защищенность инвестора при этом значительно возрастает[47]. Другой метод заключается в распределении рисков между несколькими участниками, переходе к совместному финансированию проектов. Этот подход получил большое развитие за рубежом в последние годы, когда было создано много компаний и альянсов инвесторов, принесших им в сфере рискованных инвестиций крупные доходы. Действия инвесторов в условиях риска будут более эффективны и принесут им успех, если это действия крупных альянсов инвесторов. Распределение риска по разным агентам выражается в процедурном разбиении опасной работы по разным исполнителям, каждый из которых имеет свои рисковые характеристики. В результате некоторые из этих агентов смогут уклониться от своей доли риска, а потери сократятся. Снижение степени риска путем его распределения между участниками (партнерами) или передачи части риска (по отдельным финансовым и иным операциям) участникам (партнерам) инновационного (венчурного) проекта может быть достигнуто посредством заключения многостороннего договора или множества двухсторонних контрактов, регламентирующих ответственность в случае неудачи проекта (индексирование стоимости продукции и услуг; различные формы страхования; залог имущества; система взаимных штрафных санкций; предоставление собственных и получение от контрагентов определенных гарантий, связанных с нейтрализацией негативных финансовых последствий при наступлении рискового события). Например, путем распределения риска между участниками инновационного (венчурного) проекта субъект экономики может осуществить трансферт подрядчикам части рисков, связанных с невыполнением календарного плана строительно-монтажных работ, низким качеством работ, хищением переданных им строительных материалов и некоторых других. Для субъекта экономики, осуществляющего трансферт таких рисков, их управление заключается в переделке работ за счет подрядчика, выплате им сумм неустоек и штрафов и в других формах возмещения понесенных потерь. В современной практике риск-менеджмента получили широкое распространение следующие основные направления распределения рисков (трансферта части рисков партнерам). 1. Распределение между предприятием и поставщиками сырья, материалов и комплектующих риска (прежде всего, финансового), связанного с потерей (порчей) имущества (активов) в процессе их транспортирования и осуществления погрузо-разгрузочных работ. Формы такого распределения рисков регулируются соответствующими международными правилами «ИНКОТЕРМС-90». 2. Распределение риска между участниками лизинговой операции. Так, при оперативном лизинге субъект экономики передаст арендодателю риск морального устаревания используемого (лизингуемого) актива, риск потери им технической производительности (при соблюдении установленных правил эксплуатации) и ряд других видов рисков, предусматриваемых соответствующими специальными оговорками в заключаемом контракте. 3. Распределение риска (прежде всего, кредитного) между участниками факторинговой (форфейтинговой) операции, который передастся соответствующему финансовому институту – коммерческому банку или факторинговой компании. Эта форма распределения риска носит для субъекта экономики платный характер, однако позволяет в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия. 4. Качественное распределение (передача части) риска. Подразумевает принятие решения участниками инновационного (венчурного) проекта с учетом организационно-технического потенциала субъекта экономической (предпринимательской) деятельности и форм его присутствия на рынке по расширению (сужению) числа потенциальных инвесторов (участников инновационного проекта). Объединяя усилия в решении проблемы снижения рисков, несколько субъектов экономики могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки. Как правило, поиски партнеров проводятся среди тех субъектов экономики, которые располагают дополнительными финансовыми ресурсами, а также информацией о состоянии и особенностях рынка. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы. Степень распределения рисков, а следовательно, и уровень снижения их негативных финансовых последствий для субъекта экономики является предметом контрактных переговоров с партнерами, отражаемых согласованными с ними условиями соответствующих контрактов. Разукрупнение риска снижает однократную величину риска и достигается, например, выдачей револьверных кредитов. Распределение рисков во времени связано с тем, что не следует проводить несколько опасных мероприятий в одно и то же время, иначе совокупность нескольких несокрушительных опасностей может превысить финансовую критическую массу допустимых потерь и уничтожить субъект инвестиционной деятельности. Изоляция опасных взаимоусиливающих факторов друг от друга является продолжением двух предыдущих способов. Дело в том, что некоторые события, происходящие одновременно, имеют свойство усиливать друг друга. Например, снижение репутации инвестора-реципиента может привести к снижению доходов и ухудшению сервиса, что, в свою очередь, еще больше ухудшит репутацию инвестора-реципиента. Возможность таких «порочных» кругов следует считать особо опасным фактором. При разработке программ управления рисками необходимо закладывать возможности разрыва таких кругов в случае непредвиденных обстоятельств и изоляции взаимоинициирующих и взаимоусиливающих нежелательных процессов как в пространстве, так и во времени, а также и по другим существенным организационным параметрам. Страховой трансферт риска состоит в том, что риск-возмещение переносится на профессионального контрагента-страховщика, с которым заключается договор страхования. Нестраховой трансферт риска отличается от страхового тем, что риски по сделке принимает на себя не профессиональный страховщик, а один из партнеров. Условия переноса риска определяются оговорками к договору. Сокращение вероятности наступления нежелательных событий уменьшает не величину возможных потерь, а их среднее значение на период времени, потому что сокращается их частота. Это важно, так как позволяет организации сократить соответствующие резервы и перевести средства в более прибыльные активы. Сокращение длительности неопределенности предполагает сокращение времени и нахождения в зоне действия риска, и актуальности риска. Иначе говоря, это уменьшение времени взаимодействия с риском[48]. Покупка финансовых инструментов хеджирования рисков предусматривает операции с ценными бумагами, которые растут или падают в цене в противоположных направлениях. Это отдельный и весьма специфический вопрос, хотя значение и возможности его возрастают по мере развития фондового рынка. В странах с развитой рыночной экономикой и соответственно развитым рынком ценных бумаг многообразные способы хеджирования имеют чрезвычайно большое значение. В завершение анализа методов воздействия на риски приведем таблицу типовых решений по воздействию на отдельные группы рисков (табл. 8.1). Завершающим этапом процесса управления рисками является построение системы мониторинга эффективности управления и корректировка политики и процедур по результатам мониторинга.
Таблица 8.1 Типовые решения по воздействию на различные категории рисков
Целями мониторинга являются: – контроль за исполнением принятого решения о воздействии на риск; – контроль за изменением оценки риска и корректировка методов воздействия на риск; – контроль за изменением внешней среды; – контроль за эффективностью процесса воздействия на риск (оценка снижения риска и эффективности его финансирования) и корректировка применяемых процедур и инструментов; – выявление новых рисков. Немаловажным фактором эффективности деятельности риск-менеджера является уверенность в том, что получаемые аналитические результаты являются максимально точными. Правильность любого расчета риска зависит от принятых в модели предположений и допущений. Возможность системы риск-менеджмента определять отличные от нормальных модели поведения факторов риска и приводить их в соответствие с имеющимися историческими данными позволяет значительно повысить уверенность в точности аналитических результатов. Лучшим вариантом будет система, которая сама подберет и оптимизирует наиболее адекватную модель для конкретного временного ряда. Таким образом, можно сделать следующие выводы и рекомендации: 1) службу риск-менеджмента желательно создавать в таком составе: информационно-аналитический отдел, включающий в себя подотдел оценки риска, подотдел перспективного развития; отдел планирования и управления рисками с подотделами превентивных мероприятий, самострахования, страхования; отдел контроля и мониторинга с подотделами контроля и мониторинга интегрального и остаточного рисков организации; 2) службу риск-менеджмента необходимо подчинять непосредственно первому руководителю организации; 3) служба управления рисками (служба риск-менеджмента) должна дополняться при дивизиональной и адаптивных организационных структурах группами риск-менеджеров – кураторов подразделений и группами методического обеспечения, которые производят необходимые расчеты или детальные исследования. Такая структура становится эффективнее потому, что внешние связи (служба управления рисками – подразделение организации) заменяются на фактически внутренние (непосредственное общение работников организации).
Литература 1. Бариленко, В. И. Анализ финансовой отчетности / В. И. Бариленко и др.; под ред. В. И. Бариленко. – Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2002. 2. Беренс, В. Руководство по оценке эффективности инвестиций / В. Беренс, П. Хавранек. – М.: Инфра-М, 1999. 3. Бочаров, В. В. Финансовый анализ / В. В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2001. 4. Вакуленко, Т. Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Т. Г. Вакуленко, Л. Ф. Фомина. – М.; СПб.: Герда, 2001. 5. Грачев, А. В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: учебно-практич. пособие / А. В. Грачев. – М.: Финпресс, 2002. 6. Ермасова, Н. Б. Финансовый менеджмент / Н. Б. Ермасова. – М.: Высшее образование, 2008. 7. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. – М.: Инфра-М, 1999. 8. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев, Р. С. Сайфулин; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. 9. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2003. 10. Шуляк, П. Н. Финансы предприятий / П. Н. Шуляк. – М.: Дашков и К, 2002.
Date: 2015-08-15; view: 555; Нарушение авторских прав |