Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типологии социальных технологий
warning: Parameter 1 to node_images_edit_access() expected to be a reference, value given in /opt/lampp/htdocs/site6.my/www/includes/menu.inc on line 452.
1. Сущность социальных технологий
Возникновение ряда глобальных проблем современного общества потребовало разработки новых технологий их решения. Это вовлекает в их решение все более многочисленные группы специалистов, в целом населения земного шара. И сегодня мировой опыт свидетельствует, что с помощью социальных технологий (информационных, обучающих, внедренческих, политических, управленческих и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать оптимальные управленческие решения, выполнять их и другие. Формирование социальной политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации с ее максимально эффективным и целесообразным использованием ресурсов и средств. Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления. На этот вызов времени откликнулась достаточно большая группа ученых. При этом обнаружили себя разные подходы к определению сущности данного социального феномена. Например, Н. Стефанов определяет ее как "деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности"'. В. Афанасьев характеризует социальные технологии как "элемент механизма управления" и "средство перевода абстрактного языка науки... на конкретный язык... достижения поставленных целей''. М. Марковым социальные технологии характеризуются как "способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно..". А. Зайцев определяет их как "совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели ''. В. Иванов представляет сущность социальных технологий как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т.п.). Социальная технология - важнейший элемент механизма управления». В Большой советской энциклопедии понятие "технология" определяется так: (от греч. tekhne - искусство, мастерство, умение) совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки Описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики. Что касается понятия "социальное", по анализу которого существует огромная по объему литература, то данное понятие, с одной стороны, имеет массовое употребление в значении «общественного», отличающегося, противостоящего природному. С другой стороны, используются различные контексты "узкого" понимания социального (социально-бытового, микросоциального, то есть того, что окружает индивида, обеспечивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей и др.). Все это, разумеется, специфически окрашивает, определяет содержание и объем понятия "социальные технологии", которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы. В этой связи можно говорить о различных основаниях дифференциации, группировки социальных технологий. Во-первых, констатируем сферный подход к дифференциации различных социальных технологий. По этому основанию дифференцируются, характеризуются как специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений. В статистике обычно выделяются отрасли (сферы) народного хозяйства - транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др. Это также дифференцирует социальные технологии, прежде всего, конечно, технологии управления, контроля, регулирования хозяйственно-экономических отношений. За рубежом, а в последние годы и в России, широко распространяется и такой вариант сферного деления социальных технологий на различные виды: характеризуется специфика социальных технологий, используемых преимущественно в таких сферах, как бизнес, государственное управление и "третий сектор", то есть область деятельности некоммерческих неправительственных организаций. Достаточно широко распространяется трактовка разнообразия социальных технологий, дифференцирующихся по предмету и объекту, результату, получаемому с помощью тех или иных социальных технологий. Например, технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др. Социальные технологии различаются и по характеру их новизны или традиционности. В этой связи обычно выделяют инновационные и традиционные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества. Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по важнейшим задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом дифференцируется вся практика социальной помощи по особым моделям социальной работы, объединяющим различные способы оказания помощи нуждающимся. Наконец, можно говорить о дифференциации социальных технологий, формирующихся под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого- и социолого-ориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа. Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов повелительно требует технологического подхода к управлению социальной деятельностью, ибо масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств. Содержание технологизации социальных процессов включает в себя: 1) разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции, 2) поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата, 3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций. Технологизация как разработка и использование определенной совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, социальная технологизация на социальных технологиях. Социальные технологии обычно понимаются в двух аспектах. Во-первых, их можно трактовать как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело, прежде всего с решением практических задач, связанных с функционированием и совершенствованием социальных объектов, понимая в данном случае под социальными объектами не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы. Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают также совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем. Это - более конкретная характеристика социальных технологий, связанная, естественно, с обозначенным выше первым аспектом. Представляется плодотворной попытка тех авторов, которые в социальных технологиях выделяют две формы: 1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности), 2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами. Н.С.Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей и прежде всего, социально уязвимых групп населения. Сам термин "социальные технологии" является в отечественном обществоведении сравнительно новым. Однако это не означает, что социальными технологиями вообще в стране не занимались. Имели место и способы применения технологических выводов общественных наук в решении широкого круга социальных проблем, применялись и сейчас применяются апробированные приемы, методы и воздействия для достижения целей социального развития общества. То есть в данном случае имеем дело с тем же феноменом, что и в социальной работе: социальной работой как профессиональной, так и непрофессиональной занимались, но она обозначалась другими терминами. Для доказательства данного тезиса (о практической реализации социальных технологий без употребления этого термина) целесообразно, в частности, сослаться на тесную взаимосвязь между социальными технологиями и социальным управлением, особенно с некоторыми его компонентами, техникой и технологией управления Сравним для этого стадии социальных технологий и социального управления. В первом случае (социальные технологии) можно выделить такие компоненты: 1) теоретическое обоснование; 2) технологические процедуры; 3) технологический инструментарий, 4) критерии и методы; 5) замеры результатов; 6) гуманитарно-экономическое обеспечение 7) этапы внедрения. Во втором случае (социальное управление) выделяют такие стадии: 1. Постановка управленческой проблемы; 2. Сбор необходимой информации; 3. Выработка решения; 4. Принятие решения; 5. Организация исполнения принятого решения (т.е. конкретные действия по его выполнению); 6. контроль (обратная связь). Необходимо обратить также внимание на особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, разработки программ социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть - это не что иное как совокупность, во-первых, приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые бы способствовали решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения.
2. Классификация социальных технологий.
Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями. Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, на который производится воздействие, можно выделить технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям. Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач выделяют технологии универсальные и частные. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций. Выделяют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д. Короче говоря, классификация социальных технологий базируется как на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, так и на дифференциации объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них возможно применение определенных способов воздействия с целью их оптимального функционирования, развития и совершенствования. Естественно, что социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий, что поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе. С точки зрения масштабности выделяются гло6альные социальные технологии, связанные с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких задачах, методах, способах, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. А следовательно, их внедрение, прямо или косвенно, связано с жизнедеятельностью людей, их социальной защищенностью. Одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования, (исследования и решения вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.), Региональные социальные технологии имеют своим предметом изучение и реализацию закономерностей территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений. Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, на реализацию таких новшеств, которые оказывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. В отличие от инновационных рутинные социальные технологии (технологии, основанные на прошлом опыте) характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые отличаются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям. Информационные социальные технологии имеют своим содержанием (способы, приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии имеют своим содержанием изучение и выработку способов механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д. Социальные технологии согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, из взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности, социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, выступающих своеобразными способами снятия напряженности, решения проблем. Сюда может входить: 1. позиционное противостояние, контрпретензии для взаимных уступок, при сохранении статус-кво, 2. демаркация границ в связи с изменениями административного статуса; 3. компромисс, взаимные уступки; 4. односторонние уступки, удовлетворение всех (финансовая, экономическая и др.); 5. 5. уничтожение объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях. Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности. С полным на то основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, в духовной и экономической области. В структуре управленческих технологий особую важность имеют административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) самым прямым образом связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиях можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, качества, явления, отношения, как метолы воздействия на установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.
3. Специфика и классификация технологий в социальной работе
При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во- вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, в связи с этим, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе. Они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения. Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др. Классификация технологий в социальной работе может быть, самой разнообразной. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему как упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системе необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является, прежде всего, разновидностью социальной системы как имеющая дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями. Социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку она включает в себя три компонента: а) социальную работу как науку, б) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин), в) социальную работу как вид деятельности. Выделяя технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле - социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки является анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения. Характеризуя технологии социальной работы как науку, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т.д.). В этом случае социальные технологии выступают как способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть такую особенность социальной работы как науки, которая состоит в органическом единстве знаний и умений. Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), то сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, ее методах и организации. То есть эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер. В этой связи важно видеть общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получения среднего специального и высшего образования (с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры), аспирантуры и докторантуры, системы повышения квалификации и самообразования. В самом учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественнонаучных, профессиональных, специальных). в том числе обязательных, по выбору, факультативных, формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная), занятиями аудиторными, самостоятельными (с преподавателем и без него) и т.д. В качестве технологий выступают н формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т. д.). Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно т.н. "слабых" слоев и групп населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности. Такой общий подход позволяет, на наш взгляд, сделать следующий шаг на пути конкретизации технологий, применяемых в социальной работе (имеются в виду фактически все три отмеченных выше аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение). знаний, умений, опыта, практики (деятельность). С учетом сказанного, классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям. И это вполне объяснимо, ибо социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую в себя такие компоненты ('элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. В соответствии с выделенными элементами и может быть осуществлена классификация технологий. Главным здесь является учет специфики объектов и видов социальной работы, интеграция первого и второго основания. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это - старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и т.д. Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными и другими группами населения. Это - социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию. Несмотря на общность этих технологий в работе с дифференцированными группами населения, они серьезно различаются, если учесть специфику объектов социальной работы. Возьмем хаты бы пример реализации социального надзора над детьми с девиантным поведением и преступниками-рецидивистами, попечительство над несовершеннолетними детьми и одинокими престарелыми и т.д. Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение. Эти виды работ (технологий) весьма и весьма разнообразны. Вот один из многих примеров: социальное обслуживание на дому пенсионеров. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся: - организация питания и доставка продуктов на дом, - помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; - содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения; - помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; - организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебные участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.); - помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения; - содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших. Технологии можно делить в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со "слабыми" слоями населения, то в первом о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые бы способствовали уменьшению численности и доли населения., не нуждающегося в помощи и поддержке, о создании таких условий, которые помогали населению самому решать свои проблемы, а в итоге способствовали уменьшению численности и доли слабо защищенных слоев. Иначе говоря, технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. То есть задача таких технологий (в деятельности государства, социальных институтов) состоит в том, чтобы не только способствовать лечению "социальных болезней", но и способствовать их предотвращению. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать, в частности, к примеру, помощь безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, ее уменьшения, обучения людей, развития производства, создания новых рабских мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Это возможно сделать также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих сам процесс функционирования и развития общества. Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии. Различаются технологии в социальной работе также по своему уровню: - простые (доступные неспециалистам); - сложные, требующие квалификации одного специалиста, -комплексные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Учитывая сложность субъекта социальной работы, в частности, социальные службы различных уровней и направлений, можно различать социальные технологии и по этому показателю. Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить социальные технологии "внешние" по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы он (они) сам (сами) (решали) свои проблемы. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От них отличаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, создание собственного "дела", откладывание определенной доли дохода для социального страхования и др. К числу этого типа технологий можно отнести те действия, приемы, способы, которыми пользуются социальные работники в решении проблем своих клиентов. Возможно выделение технологий в социальной работе с населением, проживающими на территории страны и группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычным населением, русскими в государствах СНГ). Необходимо выделение социальных технологий, применяемых в России и за рубежом, что определяется разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями. Изучая зарубежный опыт, важно выяснить: 1) какие социальные технологии в России уже применяются; 2) какие еще можно применить (когда, в каких условиях); 3) что вызывает сомнение в применении тех или иных способов, методов, приемов решения социальных проблем, 4) что вообще неприменимо в нашей стране. Представляется, что эти критерии применимы и в одной стране с учетом особенностей ее отдельных регионов. Наконец, важен, на наш взгляд, учет технологий, которые имели место в социальной работе (в ее непрофессиональной и профессиональной форме) на разных этапах функционирования и развития российского общества. Это может значительно обогатить возможности в решении социальных проблем, позволит взять все лучшее, что имело место в социальной работе с разными группами населения в истории нашей страны. В социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором методов и средств уже устаревших, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высоким профессионализмом и наукоемкостью. Их применение связано обычно с оказанием элементарной помощи нуждающимся людям, не требующей специальной подготовки. Примером первых (инновационных) технологий могут служить, в частности, инновационные социальные технологии системы профессионального обучения безработных, основу которой составляет активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.
Литература
1. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. - М., 1977.-C.235 2. Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработкд технологий социального управления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. - М.'. 1994. 3. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. - Москва-Белгород, 1993. 4. Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления а Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. - М., 1989.-0.95. 5. Иванов В. А. Социальные технологии в современном мире. -М.- Н. Новгород, 1996, С.4. 6. Иванов В.Н., Лесников Г.П., Зайчонка В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. -М.: 1994. 7. Марков М. Технология и эффективность социального управления. -М., 1983.-C.48 8. Российская энциклопедия социальной работы. /Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. - М.* 1997. 9. Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрения. - Белгород, 1991, ч.1-4. 10. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара. /Редактор-составитель Шеляг Т.В.- М.: Институт социальной работы, 1995. 11. Стефанов И. Общественные науки и социальная технология. -М., 1976.-C.182 (Пер, с болг.) 12. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах). Отв.ред. А.М.Панов, Е.И.Холостова. - М.: 1997. 13. Толковый словарь по социальным технологиям. /Под ред. В.А.Иванова, Г.Д.Никредина, В.И.Патрушева, И.М.Слепенкова.-М.: 1995. 14. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). - М.: 1992.
Date: 2015-08-15; view: 1263; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|