Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итак, что же мы можем сказать об образовании Древнерусского государства по ПВЛ





В IX веке северные племена, жившие на севере Восточной Европы (словене, кривичи, чудь, меря) платили дань варягам. Видимо, варяги позволили себе какую-то несправедливость и были изгнаны за Балтийское море, в Скандинавию.

Далее, как сообщает ПВЛ, между племенами начались усобицы. Историки считают, что такое вполне могло быть, ведь на севере Восточной Европы к тому времени жило не мало племён и было достаточно тесно. Последними (на рубеже VIII и IX веков) сюда пришли словене, что ещё более усилило тесноту и напряжённость между племенами. Это могло стать причиной приглашения князя со стороны, который бы решал спорные конфликты и поддерживал мир между племенами.

Другой причиной призвания князя, не упомянутой летописцем, могла стать внешняя угроза со стороны варягов. Ведь вряд ли можно предположить, что изгнанные варяги, или какие-либо другие, не захотели бы восстановить контроль над такими выгодными торговыми путями и данниками. Славяне и финно-угры понимали, что их ожидают жестокие набеги и грабежи. Конфликт с варягами не завершился их изгнанием и нуждался в урегулировании.

В этих условиях племена обращаются к одному из конунгов — Рорику (или к трём конунгам-братьям) с предложением: конунг со своей дружиной будет обеспечивать их безопасность от других варягов, а они будут давать ему дань, как своеобразную плату за услуги по охране.

Таким образом, между Рориком и племенами был заключён договор — «ряд». Он был выгоден обеим сторонам. Рорик получал данников, которых не надо было заставлять платить дань, которые давали дань добровольно. Славяне и финно-угры получали защитника, который брал с них дань по оговоренной мере.

Прецеденты: Ролло.

Подобный взаимовыгодный союз и можно назвать государством. Рюрик и его дружина были группой людей, осуществлявших власть, защищавших население, а в замен получавших налоги (дань)[2].

ПВЛ сообщает, что после смерти своих братьев Рюрик рассадил по их городам, а также по другим городам (т. е. небольшим крепостям, возведённым специально в землях славянских и финно-угорских племён) своих наместников, которые правили от его имени и собирали для него дань.

Рюрик, согласно ПВЛ, умер в 879 году.

Его сменил Олег — второй князь Древней Руси. Но перед тем, как рассмотреть правление Олега, мы должны обратить внимание на другие важные события, связанные с именами Аскольда и Дира.

Киевское княжество Аскольда и Дира

(годы правления:?—882)

В летописи есть ещё одно сообщение, относящееся ко времени Рюрика, о котором мы не упомянули. ПВЛ сообщает, что двое «бояр» (дружинники, особо приближённые к князю) Рюрика — Аскольд и Дир, набрав дружину, отправились походом на Константинополь. Рюрик дал согласие на этот поход, рассчитывая, видимо, на богатую добычу, не малая часть которой досталась бы и ему. Но случилось всё иначе: Аскольд и Дир решили не возвращаться к Рюрику. Плывя по Днепру, они увидели на холме небольшое укреплённое поселение полян — Киев — и решили в нём обосноваться и править Полянской землёй.

В 860 г. корабли Аскольда и Дира появились у Константинополя. Округа столицы была разграблена, после чего пришельцы беспрепятственно ушли восвояси.

«Повесть временных лет» датирует этот поход 866 годом. В ней сказано, что Аскольд и Дир на 200 судах подошли к Константинополю и разорили его окрестности. В этот момент император с войском были в военном походе. Узнав о беде, император спешно вернулся и тайком пробрался в город. Вместе с патриархом они, помолившись, вынесли из церкви священную для христиан реликвию — ризу Богородицы и окунули её полу в море. (Византийцы верили, что Богородица была небесной защитницей Константинополя.) Тут же поднялся шторм и погубил флот руссов-язычников, мало кто из них спасся и вернулся в Киев. Так написано в ПВЛ. Но, как доказали историки, в этом рассказе реальные события представлены в сильно искажённом виде.

Поход состоялся 860 г. Была вторая половина июня (возможно, 18 число). На исходе дня к Константинополю подошли порядка 200 кораблей, а то и больше. Они стремительно вошли в бухту Золотой Рог[3], после чего высадившиеся из них пришельцы начали разорение предместий столицы… Свирепые незнакомцы грабили дома, храмы, купеческие склады, убивали всех, кто не успел бежать, не щадили никого.

Жители предместий, кто успел, ушли в город, под защиту неприступных стен. Самим предместьям власти столицы ничем не могли помочь, ибо ещё в начале июня император Михаил III, взяв большое войско и даже часть столичного гарнизона, ушёл в Малую Азию воевать с арабами. Византийский флот также был задействован в боевых операциях против арабов и норманнов в Эгейском и Средиземном морях.

В Константинополе находился глава церкви — патриарх Фотий, который в своих проповедях убеждал сограждан, что свирепый «народ с севера» — кара Божья за грехи. Жителям Константинополя, а также тем, кто успел укрыться за его стенами, оставалось лишь молиться и просить Бога о милосердии.

Вскоре византийцам показалось, что Бог откликнулся на их мольбы: чужеземцы, забрав добычу, отплыли. Видно в их планы не входила осада хорошо укреплённого города и встреча с войском императора, которое могло вернуться.

Как мы видим, русы ушли из под Константинополя непобеждёнными, без потерь и с богатой добычей.

 

Олег

(годы правления: 879—912)

У Рюрика был сын Игорь, но он был «ещё очень мал». Поэтому Рюрик передал княжение своему родственнику Олегу, а также обязал Олега заботиться о сыне — будущем князе. Имя Олега — также скандинавское (Хельг, Helg), что означает «предвидящий», «вещий».

Олег захватывает Киев и делает его столицей (882 год)

Летопись сообщает, что в 882 году Олег захватил Киев. В поход выступила не только княжеская дружина, но и отряды варягов-наёмников, а также отряды, состоявшие из подчинённых Олегу племён (чудь, словене, меря, весь, кривичи).

Подойдя к Киеву, он хитростью заманил Аскольда и Дира в ловушку, а затем приказал убить, и овладел городом.

В ПВЛ есть небольшой рассказ о том, как Олег применил хитрость для завладения Киевом. Подплывая к городу, «спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…».

Олег не стал возвращаться на север и обосновался в Киеве, собирая теперь дань ещё и с полян. Вскоре он совершил походы в земли древлян, северян и радимичей, также заставив их платить себе дань. Северяне и радимичи издавна платили дань хазарам. Олег запретил им впредь делать это, став для них новым каганом — именно этим титулом Олег и последующие киевские князья именовали себя.

Нельзя сказать, что господство Олега было тяжело для славян. Древляне платили «по черной кунице» с семьи. Радимичи и, возможно, северяне, платили «по щелягу, как и хазарам давали» («щеляг» — это, скорее всего, дирхем, т. е. серебряная арабская монета).

Таким образом, Древнерусское государство, раскинулось от Ладоги на севере до среднего течения Днепра на юге. Местопребыванием князя и дружины стал Киев.

 

Киев был выбран не случайно. Он стоял на военно-торговом пути, который связывал Русь с владениями Византии. Города Византийской империи, её столица Константинополь рассматривались русами двояко: как торговые партнёры и как объекты нападений, грабежей.

Каждый год в Киев со всех подчинённых земель свозились в виде дани огромные богатства: пушнина, мёд, воск. Лишь очень малая часть всего этого могла быть потреблена князем и дружиной. Всё остальное — горы мехов, мёда и прочего — было бесполезным, если это нельзя было продать и обратить в деньги и товары.

Киевскому князю и дружине требовался широкий торговый канал, по которому можно было бы ежегодно сбывать огромные объёмы товара. Такой канал мог быть налажен только с крупнейшим мировым торговым центром — Константинополем. (Напомним, что Хазарский каганат, с которым ранее Русь активно торговала, стал врагом Киева).

Однако в Константинополе русских купцов ждал не слишком любезный приём. И это не удивительно. В русах видели «варваров», язычников. Вероятно, не редки были вооружённые стычки между купцами из Руси и византийцами. К тому же, в Византии действовали жёсткие торговые правила, которые могли быть невыгоднымию и даже унизительными.

Все, кто торговал, должны были платить пошлины в пользу империи. К тому же купцы, приехавшие в Константинополь (неважно — из провинции империи или из другой страны) не имели права постоянно жить в столице, а их временное пребывание было жёстко ограниченно. Мы не знаем, какое время торговцы из Руси могли пребывать в Константинополе и его предместьях, но известно, что, «купцы из провинции могли оставаться в Константинополе лишь в течение месяца. Если они не успевали продать товар и закупить необходимое, эпарх менял цены, ускорял распродажу и предлагал иногородним тотчас покинуть столицу. Ослушников ждали конфискация, избиение, позорящая стрижка волос и изгнание. Иноземные же, сирийские, купцы могли торговать в Константинополе три месяца».

 

Думается, что русы — эти купцы-войны, которые в 860 году навели ужас на столицу империи не желали мириться с подобными условиями и отношением со стороны ромеев. Как бы то ни было, в 907 году состоялось ещё большее, чем 860, нашествие во главе с самим киевским князем Олегом. Причём, как показывает анализ ПВЛ, целью Олега был не только грабёж и взимание дани с Византии, но и установление максимально благоприятных и выгодных для Руси условий торговли и проживания купцов.

Поход Олега на Константинополь (907 год)

В ПВЛ сообщается, что вместе с княжеской дружиной в походе 907 года принимали участие варяги-наёмники, а представители племён словен, кривичей, чуди, мери, древлян, радимичей, полян, северян — и даже от вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, которые не были подчинены Киеву, но, видимо, выступили в поход как добровольные союзники. Часть воинов этого огромного войска плыла в ладьях, а часть шла по берегу.

Когда корабли приблизились к Константинополю, его жители перекрыли вход в залив Золотой Рог железной цепью. Тогда воины Олега высадились на берег и начали опустошать окрестности города, не щадя ни людей, ни домов, ни церквей.

В летописи есть рассказ о военно-технической хитрости Олега: «И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». Историки сомневаются в достоверности этого рассказа, в возможности такого предприятия, в его целесообразности и устрашающей силе. Олег, возможно, приказал своим воинам волоком перетащить суда по суше (подкладывая катки — отсюда «колёса»), чтобы миновать оборонительную цепь. Это, наверняка, произвело впечатление на греков. Однако мир был предложен греками не по этому, а потому, что у них не было в данный момент сил, чтобы прогнать Олега из под стен города и остановить разорение округи.

 

Византийцы запросили мира и предложили дань. Однако Олегу была нужна не только дань. Он был хозяином ситуации и воспользовался этим, чтобы максимально улучшить положение русских купцов, ежегодно приплывающих в Константинополь. Его послы заключили с императорами письменный договор, который дошёл до нас в составе ПВЛ.

Договор 911 года

В договоре значилось, что русские купцы могут торговать на рынке Константинополя «не уплачивая никаких сборов».

Более того, купцы из Руси получили невиданные привилегии:

- могли торговать в Константинополе и жить в его предместье до 6 месяцев в году;

- византийские власти обязывались каждый месяц выдавать русским купцам «хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды», устраивать баню;

- византийские власти обязаны были давать купцам-русам на обратную дорогу «еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно».

Византийцы же в свою очередь также настояли на своих условиях, которые Олег посчитал приемлемыми: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное,— сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек…». Требования византийцев были разумными. Видимо, между русскими и жителями империи часто происходили вооружённые стычки, в которых гибли люди и крепла взаимная вражда, осложнявшая торговлю.

Олег с победой вернулся в Киев.

Сведения о походе Олега на Константинополь в 907 году до нашего времени сохранились только в ПВЛ. Некоторые историки, на этом основании, ставили под сомнение сам факт похода или его успешность. Однако основным доказательством того, что поход был и завершился победой Руси является договор Руси с греками. Подобный договор, по справедливому замечанию Г. Г. Литаврина, «без военного давления со стороны Руси был абсолютно невозможен».

После смерти Олега в киеве начал княжить сын Рюрика — Игорь.

 

Игорь

(годы правления: 912—945)

 

Походы на Константинополь (по стопам Олега).

В 941 году он предпринял поход на Константинополь. Возможно причиной послужило нарушение прежнего договора Олега. Поход оказался неудачным. Греки сожгли множество кораблей при помощи «греческого огня».

Через 3 года Игорь собрал новое войско, а также заключил союз с печенегами, причерноморскими кочевниками. Вскоре они станут опасными врагами Руси, но пока союзники. В 944 году руссы появились на границе Империи, в устье Дуная. Византийский император через послов предложил мир и дань. Игорь советовался с дружиной и та согласилась на предложение Византии. Был заключен мирный договор, который закреплял положения договора Олега. Но не только. По договору Русь и Византия становились военными союзниками против враждебных государств и племен.

Гибель Игоря.

Игорь погиб в 945 году во время сбора дани в земле древлян. Согласно летописи, он, по настоянию дружины, два раза брал дань, нарушив обычай, и пошел в третий раз. Тогда древлянские старейшины и князь Мал, посоветовавшись, решили убить Игоря и избавиться от власти Киева. Когда это произошло, сын Игоря Святослав был еще очень мал, но считался уже князем. Его регентшей и фактической правительницей стала мать, жена Игоря – Ольга.

Ольга

(годы правления: 945 – 964)

Она жестоко отомстила древлянам за убийство мужа и привела древлян в повиновение.

Первая налоговая реформа.

После этого, как считают большинство исследователей, Ольга впервые установила фиксированный размер дани («И шла Ольга по Древлянской земле с сыном своим и с дружиною, устанавливая уставы и уроки»).

Крещение Ольги.

Ольга знаменита и тем, что первая из правителей Руси приняла христианство в самом Константинополе. Крестил её сам патриарх, а роль крёстного отца исполнил сам император Константин VII Багрянородный. При крещении Ольга была наречена вторым именем — Елена.

Что же стоит за этой поездкой и крещением?

Для летописца подобного вопроса возникнуть не могло, поскольку и так было всё очевидно: «мудрая» Ольга узрела истинность и спасительность христианской религии — потому и стала христианкой. Однако историкам такого объяснения не достаточно. Если Ольга была искренне верующей христианкой (а наверное так и было), то для того, чтобы стать таковой, искренне уверовать, необходимо было заинтересоваться новой верой, затем хорошо ознакомится с ней, проникнуться её духом. Для чего нужно было Ольге проявлять интерес к вере византийцев, ехать в далёкую страну и креститься?

Византийская империя была основным торговым партнёром Руси. От торговли с ней завесило богатство Руси и её военное могущество. Следовательно, Киев был заинтересован в максимально благоприятных условиях торговли с Византией. Когда это было не так, Олег и Игорь предпочитали добиваться своего силой (походы 907, 941, 944 годов). Ольга, возможно, решила действовать другим путём — она полагала, что устранение религиозного барьера между Русью и Византией существенно облегчит достижение торговых выгод для Руси.

 

 

Святослав — князь-воитель

(годы правления: 964—972)

 

Детство и возмужание Святослава

Вероятно, Святослав родился в 942 году. Впервые его имя упоминается в договоре Игоря, его отца, с греками (944 год).

Почему имя двухлетнего мальчика упоминалось в договоре? Дело в том, что договор был заключался не только от имени киевского князя Игоря, но и от имени княгини Ольги, его жены, а также от лица других членов семьи и князей-наместников, подчинённых Игорю. Святослав фигурирует в договоре как малолетний князь и сын князя Киевского.

Видимо, Святослав уже имел и собственное княжение. По свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, который беседовал с выходцем из Руси, маленький Святослав сидел в «Немограде», т. е. в Новгороде. Конечно, не сам Святослав правил в Новгороде, а кто-то из бояр Игоря.

В ноябре 945 Игорь погиб. Согласно ПВЛ, в этот момент Святослав был в Киеве с Ольгой и воспитателем — боярином Асмудом. Но возможно и другое: Святослав в момент убийства Игоря пребывал, как и положено, в Новгороде, а в Киев был доставлен сразу после убийства отца, чтобы занять по праву его место.

Та или иначе, но маленький Святослав стал после смерти отца киевским князем. Уже в 946 году (в возрасте 4 лет!) он был взят Ольгой в поход против древлян. Как мы помним, именно Святослав, на правах князя, начал битву с древлянами, кинув детской ручонкой в их сторону копьё.

 

В последующие годы Святослав жил в Киеве, но воспитывался, вероятно, не столько матерью, сколько, как и прежде, дружиной — наверняка ходил в полюдье и военные походы.

Дружина для Святослава стала подлинной семьёй, а Святослав для дружины стал любимым детищем, которое к радости «родителей» показывало необычайную отвагу и выносливость, быстрое усвоение воинских навыков. Наверняка в «программу подготовки» князя-воина входили и многодневные пешие, конные, ладейные походы, в которых приходилось терпеть холод и голод, спать под открытым небом; и охота на дикого зверя; и овладение навыками боя, разведки, устройства засад; и искусство владения мечом…

Возможно, дружинники связывали с подрастающим Святославом надежды на возвращение славных времён победоносного князя Олега. В будущем Святослав оправдает их ожидания, а пока он подрастал, и постепенно из любимого дитяти дружины превращался в её вожака.

 

Из ПВЛ известно, что Ольга, приняв крещение, убеждала креститься и Святослава. Но слова матери не проникали в душу юному князю, которому было на момент крещения Ольги 13 — 15 лет, а лишь раздражали его. Святослав был частью своей «второй семьи» — дружины, мнение которой ему было по настоящему важно (как бы сказали психологи, дружина была для него «референтной группой»). Для большинства дружинников христианство было религией византийцев — данников и врагов Руси. Религией славных предков — Олега и Игоря — бившихся с византийцами была язычество с культом воинственного Перуна.

«Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться» — говорил Святослав. «Если ты крестишься, то и все сделают то же», — отвечала Ольга. Но Святослава эти доводы не убеждали. И он, скорее, был прав: зачем им было принимать веру тех, с кем воевали предки Святослава и с кем, возможно, будет воевать он сам? На каком основании должны отказываться они от своего бога Перуна, который покровительствовал им и их предкам — Олегу и Игорю, наводившим страх на Византию?

Святослав не запрещал никому креститься, но сам категорически отказался, а также насмехался над теми, кто это делал. Ольге пришлось смириться и молиться, чтобы её сын узрел истину. Но Святослав её так и не узрел.

В начале 960-х годов он становится полновластным правителем Руси. Начинается его фактическое правление. Под 964 годом в летописи сообщается, что Святослав «вырос и возмужал» и начал череду своих походов, в которых и окончит свою жизнь.

Походы Святослава

В летописи даётся любопытный портрет князя: «быстрым был, словно барс, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину [4], или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая попону с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины …». Перед нами выпускник-«золотой медалист» дружинной школы!

Первый большой поход Святослава.

В 964—965 годах Святослав совершил дальний поход: его войско сокрушило Волжскую Болгарию, Хазарский каганат, а затем подчинило Киеву славянское племя вятичей.

Выйдя из Киева, он пошёл через земли вятичей, живших по Оке. Этот славянский племенной союз всё ещё находился под игом хазар и платил им дань. «Кому дань даете?» — спросил Святослав у вятичей. Они ответили: «хазарам». Тогда Святослав отправился далее по Оке, а затем по Волге. В 965 году он обрушился на волжских болгар и разорил их город Булгар. Затем, спустившись по Волге, вторгся в Хазарию, захватив ряд городов (в том числе столицу Итиль) и разбив войско кагана.

Оттуда Святослав пошёл на запад, подчинил племена косогов и ясов, захватив хазарскую крепость Саркел (с тех пор она стала крепостью русов и называлась Белая Вежа). С победой Святослав вернулся в Киев. В 966 году он вновь пришёл к вятичам и на этот раз они подчинились и согласились платить дань Киеву.

 

Важнейшим итогом этого похода стало исчезновение Хазарии с политической карты Европы как крупного государства. Возможно, небольшое хазарское государство ещё около столетия существовало на Нижней Волге, но уже не представляло никакой угрозы для соседей.

 

Поход на Дунай.

Был август 968 года. Корабли Святослава вошли в устье Дуная, где начиналась Болгария. У Святослава, как писал византийский историк Лев Диакон, было 60 тыс. воинов. Хотя, возможно, это преувеличение.

Чем был вызван этот поход?

В тот момент, когда Империя вела тяжёлую войну с арабами, стала назревать война с болгарами. Император Никифор Фока, понимая, что война с болгарами будет тяжёлой, решил прибегнуть к помощи Святослава. Он направил к нему посольство с дарами. Святослав дал согласие.

Первое сражение с болгарами состоялось прямо на берегу Дуная. Именно там их встретило войско болгарского царя. Войны Святослава выскочили на берег и построились рядами. На них лил дождь из стрел и дротиков, но они знали что делать, закрывшись длинными щитами. Затем началась рукопашная схватка — болгары не выдержали и побежали.

После этого Святослав без труда овладел восточной частью Болгарии, захватив многочисленные города по Дунаю. Сам он обосновался в городе Переяславец (в устье Дуная).

Болгары были побеждены, и Византии это было на руку. Но Святослав остался в Болгарии и был опасным соседом, не менее опасным, чем сами болгары.

Византийцы нашли выход. Их послы отправились к печенегам — соседям Руси с заманчивым предложением и, наверняка, с богатыми дарами.

Печенеги под Киевом. Перерыв в войне на Дунае.

В конце весны 969 года печенеги неожиданно подошли к Киеву и осадили город. В городе находилась семья Святослава: Ольга и сыновья — Ярополк, Олег и Владимир.

Велика ли была угроза Киеву? В IX — Х вв. Киев был небольшим «градком» на высоком холме. Он был защищён валом и рвом (вряд ли на вершине вала была стена). Тем не менее, печенеги не владели навыками штурма даже таких укреплёний. Они надеялись взять город измором, встав вокруг Киева, так, что киевляне даже к ближайшей реке не могли выйти, чтобы напиться. Эта тактика была эффективной, ведь никто не ожидал осады и не готовился к ней. Не было запасов ни пищи, ни воды. Киевляне начали думать о сдаче города; с тем, что семья Святослава попадёт в руки печенегам приходилось смириться.

Тем временем, к противоположному берегу Днепра подошёл воевода Святослава по имени Претич (из Чернигова?). Но его дружина была очень мала, чтобы прогнать печенегов. И главное, киевляне не могли сообщить ему, что вот-вот сдадутся.

Киевлян спас некий «отрок» (мальчик, юноша), который сумел добраться до Претича и рассказал ему о бедственном положении киевлян.

 

В ПВЛ говориться: «И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: „Не видел ли кто-нибудь коня?“. Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать, На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам».

 

Выслушав мальчика, Претич сказал своим войнам: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». На следующий день, перед рассветом, войны Претича неожиданно подошли на ладьях к Киеву, подняв большой шум. Жители Киева также закричали. Печенеги, подумав, что вернулся сам Святослав, бросились в рассыпную. Вскоре вернулся и Святослав, прогнав печенегов в степи.

Многое выслушал Святослав от Матери своей и Киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих.

Впрочем, Святослав не желал оставаться дома. Через какое-то время он заявил матери и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Вскоре умерла Ольга, завещав похоронить себя по христианскому обряду, без тризны. Святослав рассадил трёх своих сыновей по городам, дав старшему Ярополку Киев, и вновь пошёл на Балканы.

 

Дунайский поход (продолжение).

 

Осенью 969 года Святослав был уже в Болгарии. За время его отсутствия болгары заключили мир с императором и выбили русов из нескольких крепостей, в том числе и из Переяславца.

Святослав вновь овладел городами и жестоко расправился с их жителями. Болгары, как писал Лев Диакон, «умоляли императора защитить их», но помощи не получили.

Между тем в результате заговора был убит император Никифор. Его сменил Иоанн Цимисхий. Он был по происхождению армянином, а его прозвище «Цимисхий» в переводе с армянского означало «туфелька», т. к. он был очень маленького роста. Вместе с тем он обладал необычайной физической силой и ловкостью, отвагой и талантами полководца и политика. Иоанн предложил Святославу взять дань и уйти из Болгарии. Однако Святослав гордо отказался и пообещл «разбить свои шатры» у Константинополя.

После этого Святослав, объединившись с печенегами и венграми, начал войну с Империей.

Сначала всё шло удачно. Святослав продвигался к Константинополю. Но в битве под Аркадиополем (140 км от византийской столицы) его войско было разбито и отступило в Болгарию. Святослав с большей частью войска сел в гроде Доростоле.

Весной 971 года войска Цимисхия скрытно прошли через горные ущелья (Святослав оставил их незащищёнными, что было ошибкой) и неожиданно вторглись в Болгарию и блокировали Святослава в Доростоле.

У стен крепости происходили кровопролитные сражения. Решающая битва началась 21 июля 971 года на заходе солнца. Уже ночью воины Святослава, понеся значительные потери, отступили в город. Сам Святослав был изранен стрелами и потерял много крови. Последняя отчаянная попытка изменить ход войны Святославу не удалась, а его войско было измотано и понесло огромные потери.

Утром послы Святослава предложили Цимисхию мир. Это обрадовало императора, ведь и его войска понесли ощутимые потери.

После трёх месяцев противостояния стороны пошли на заключение мира. Войску Святослава было позволено уйти из Доростола с добычей на Русь. На дорогу русам византийцы дали провиант — 20 кг хлеба на каждого воина. Согласно Льву Диакону, Святослав потребовал хлеба на 22 тыс. воинов (возможно, он завысил их численность). В Болгарию Святослав привёл 60 тыс. воинов. Значит потери Святослава (по самым приблизительным расчётам) составили 38 тысяч!

Мирный договор с Византией.

Гибель Святослава

Между империей и Русью был заключён письменный мирный договор, сохранившийся в ПВЛ. Русь клялась своими богами (Перуном и Волосом), что не будет нападать на византийские владения, но, напротив, будет оказывать империи военную помощь.

После заключения договора Святослав пожелал встретиться с императором лично. Встреча произошла на Дунае. Лев Диакон так описал её[5]: император «не уклонился и, покрытый вызолоченными доспехами, — подъехал верхом к берегу Истра [6], ведя за собою многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав [7], приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды, его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев [8] со скифами [9]».

 

Устраивал ли подобный исход войны Святослава? Видимо, нет. Согласно ПВЛ, Святослав не собирался соблюдать договор и рассуждал так: «Пойду на Русь, приведу ещё больше дружины». Святослав был таким человеком, что мог остановиться, либо достигнув цели, завоевав Болгарию, либо погибнув. Гибель Святослава предотвратила новые бедствия для Византии. Святославу было не суждено вернуться в Киев.

В 972 году Святослав с дружиной возвращался на Русь по Днепру. В районе днепровских их поджидали печенеги, предупреждённые болгарами. Руссам не удалось прорваться в Киев. Большая часть дружины погибла. Погиб и Святослав. Ему было 30 лет.

 

 

Владимир — креститель Руси

(годы правления: 978—1015)

Отправляясь в последний раз на Дунай в 969 году, Святослав рассадил своих сыновей по городам: на киевский стол посадил старшего сына Ярополка, в землю древлян — Олега, в Новгород — Владимира. После гибели Святослава (972 год) между сыновьями началась война. Ярополк и Олег погибли, а Владимир стал киевским князем (978—1015).

Происхождение Владимира.

Владимир родился где-то в самом начале 960-х годов. Он был сыном Святослава и Малуши.

Малуша была дочерью некоего Малко Любечанина (т. е. жителя города Любеч на Днепре). Малуша не приходилась женой Святославу, она была рабыней Ольги, её «ключницей», т. е. заведовала домашним хозяйством княгини. В доме своей матери Святослав и встретил Малушу.

Недоброжелатели Владимира презрительно называли его «робичич» (т. е. сын рабыни). Но, несмотря на это, Владимир считался на Руси законным наследником Святослава (наравне с братьями Ярополком и Олегом). Об этом говорит и его имя. Святослав нарёк своего сына особым именем — княжеским, ведь Владимир по-славянски означает «славный могуществом».

 

Воспитателем Владимира стал родной брат Малуши (т. е. его дядя) — Добрыня. Когда Святослав посадил Владимира на новгородский стол, ему было около 8 лет, и с ним в Новгород отправился Добрыня.

В 17 лет (11 июня 978 года) Владимир стал киевским князем.

«Город Владимира»

Первым делом надо было укрепить Киев. Старые укрепления защищали лишь небольшую площадь, а жилища уже давно строились за городским валом. По приказу Владимира были построена новая линия городских укреплений, она окружила территорию в 11 га. и состояла из рва и земляного вала высотой в 6 м. По вершине вала шла стена из дубовых брёвен. Главные ворота города были кирпичными.

Владимир построил эти укрепления (их принято называть «городом Владимира»), поскольку у Руси в то время был опасный враг — кочевники печенеги. Племена печенегов стали врагами киевских князей ещё при Святославе (они осаждали Киев в 968 году, они подстерегли и убили самого Святослава на днепровских порогах), а при Владимире стали постоянной угрозой. Их конные отряды внезапно вторгались в русские земли, грабили города и сёла.

Чтобы защитить Русь от набегов, Владимир в течении многих лет создавал грандиозную оборонительную линию. По притокам Днепра (рекам Стугне, Десне, Суле, Трубежу, Остру и др.) были возведены «грады» (небольшие крепости) с валами и деревянными стенами, в которых были поселены люди со всех концов Руси — из словен, кривичей, чуди, вятичей. Крепости соединялись сплошными земляными валами, по вершине которых проходи деревянный тын. После этого печенеги уже не могли нападать столь внезапно и беспрепятственно.

Укрепление единства Руси

Единству государства способствовало и то, что Владимир посадил в самые крупные города Руси своих сыновей в качестве наместников (Святополка, Изяслава, Ярослава, Мстислава и др.). Они управляли территориями от имени киевского князя, собирали дань (2/3 дани направляли отцу в Киев, 1/3 – оставляли себе и своей дружине).

Походы

ПВЛ и другие источники сообщают о многочисленных военных походах Владимира. Почти каждый год из Киева в далёкие земли отправлялась дружина, которую часто вёл сам Владимир. Что же не давало покоя князю?

Как сообщает ПВЛ, в начале своего правления Владимир два раза ходил на вятичей (981—982 годы), которые отказывались платить дань Киеву. Затем на радимичей (984 год) по той же причине.

Впереди своего войска Владимир отправил отряд воеводы по прозвищу Волчий Хвост. На реке Пищане Волчий Хвост встретил радимичских воинов и обратил их в бегство. После этого радимичи покорились и вновь начали давать дань киевскому князю. Летописец сообщает, что после победы у Пищаны воины Владимира сложили поговорку-насмешку: «Пищанцы от волчьего хвоста бегают».

 

Другие походы имели целью обрести новых данников. Владимир покорил дулебов и хорватов — восточнославянские племена (981, 992 годы). Тем самым он поставил в зависимость от Киева самые западные племена восточных славян (в Западной Европе долго называли эти земли «Лодомерия» —искажённое «Володимерия», т. е. «Земля Владимира»). Владимир совершает дальний поход на литовское племя ятвягов (983 год), а затем на волжских болгар (985).

Но не походами вошёл Владимир в историю!

Крещение Руси

В 988 году Владимир и его дружина приняли крещение по византийскому обряду, после чего началось обращение в новую веру остального населения Киевской Руси.

Обстоятельства крещения князя и дружины. В 987 византийский император Василий II оказался в сложном положении: с севера угрожали болгары, с которыми он воевал; а на востоке Империи (в Малой Азии) поднял мятеж полководец Варда Фока, который объявил себя императором и двинулся на Константинополь.

Василий воспользовался русско-византийским договором, заключенным при Святославе, и попросил помощь у Владимира. Владимир согласился помочь, но с условием, что женится на сестре императора Анне. При этом он был согласен принять крещение (христианка не могла выйти замуж за язычника), о чём уже подумывал несколько лет.

С помощью шеститысячного русского корпуса Варда Фока был разбит, но Василий не торопился отдать свою сестру за «варвара». Тогда Владимир решил напомнить императору о его обещании. После долгой осады он захватил византийский город Херсонес (на Руси его называли Корсунь) в Крыму.

Херсонес (Корсунь) стоял на берегу Чёрного моря и был защищён каменными стенами высотой до 15 м, а толщиной от 3 до 10 м, имел запасы продовольствия, по тайным подземным глиняным трубам в город поступала вода и накапливалась в специальной цистерне. У Владимира не было осадной техники, способной разбить такие стены, поэтому князю пришлось брать город измором. Его воины также начали сооружать огромную земляную насыпь, которая должна была примыкать к стене города. По этой насыпи они надеялись ворваться на стену и в город. Но херсониты сделали подкоп под стеной и оттаскивали по нему землю в город. Насыпь постоянно проседала.

Согласно ПВЛ, Владимиру помог херсонит по имени Анастас (возможно, священник), который пустил стрелу в стан руссов с запиской о том, в каком месте в город проходит подземный водопровод. После этого Владимир приказал раскопать трубы и уничтожить их. После этого воды в городской цистерне осталось лишь на несколько дней. Вскоре Херсонес сдался (весна 989). Император Василий понял, что ему придётся выполнить обещание. Он прислал в Херсонес Анну, где и произошло её бракосочетание с Владимиром.

 

После такого «напоминания» Анна была прислана, а вместе с ней и священники, крестившие Владимира и дружину. После этого Владимир вернулся в Киев и крестил киевлян, а затем приказал крестить новгородцев.

Крещение киевлян. Вернувшись в Киев, Владимир приказал повалить идолов. Одних после этого иссекли, других сожгли. Идол Перуна, по приказу Владимира, привязали к хвосту коня и поволокли с горы в Ручей, причём 12 воинов непрестанно били его палками. После этого Перуна сплавили по Ручью до Днепра. Летописец сообщает: «Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения».

Владимир приказал своим людям сопровождать Перуна, плывущего по течению Днепра, не допускать того, чтобы он прибивался к берегу и проследить, чтобы он уплыл за пороги.

 

Уничтожение статуй богов было острой психологической травмой для киевлян-язычников. Для людей того времени не было разницы между статуей бога и самим божеством. (Ведь статуя была не изображением божества, как могли бы подумать мы, современные люди, а им самим. Для людей того времени не было ничего невозможного в том, чтобы идол может двигаться и разговаривать, как живой.) Столетия люди поклонялись языческим богам, которые внушали им и их предкам чувство защищённости и от природных бедствий, и от врагов. Теперь этих богов уничтожали. Мы вряд ли способны представить тот страх, ту тревогу и отчаянье, которые испытывали киевляне, видя уничтожение своих древних покровителей. Уничтожение идолов намеренно носило характер публичного унижения: крестители хотели показать киевлянам, что боги, которым они поклонялись — жалки и беззащитны, не идут ни в какое сравнение с могущественным Богом, которого им предлагают принять. Сами крестители, конечно, не верили, что уничтожают и унижают богов. С точки зрения христианства, языческие идолы были деревянными или каменными столбами, в которых поселились бесы, обманывая людей и не позволяя им принять истинную веру. Именно этих бесов публично унижали и выгоняли палками.

 

Затем Владимир послал своих людей по городу с требованием прийти завтра на крещение к Днепру: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом».

Летописец пишет: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». Возможно, что некоторые киевляне подбадривали себя подобным образом, но не следует доверять словам летописца, что язычники пошли креститься «с радостью» и «ликуя». Вооружённого сопротивления в Киеве, конечно, не было (хотя не исключено, что часть язычников могла бежать из города). Но большая часть киевлян крестилась, не желая стать «врагом» князю. Это подтверждает и митрополит Илларион в своём «Слове о Законе и Благодати»: «И не было ни одного противящегося благочестивому его [Владимира] повелению, а если кто и не с любовью, но со страхом принужден креститься, потому что благоверие его [Владимира] с властью сопряжено».

На следующий день состоялось массовое крещение киевлян. Владимир со священниками, вышел на берег Днепра, где уже столпились киевляне. После этого жители Киева — от младенцев, которых держали на руках родители, до стариков — входили в воду и священники над ними совершали обряд крещения.

После этого Владимир повелел ставить деревянные церкви на тех местах, где прежде стояли языческие идолы, и крестить местных жителей.

Крещение новгородцев. Вероятно, Владимир предполагал, что новгородцы не согласятся креститься без сопротивления, как киевляне. Поэтому в Новгород он послал священников и Добрыню с большим отрядом воинов. Новгородцы, узнав о приближении миссионеров, собрались на вече и поклялись оборонять город и защитить идолы.

Новгород стоял по обеим сторонам реки Волхов и делился на две части, которые были соединены деревянным «великим мостом». Видимо, отряд Добрыни со священниками беспрепятственно вошёл на сторону города, где находился торг. Однако, как свидетельствует летопись, жители другой стороны приготовились к сопротивлению: вооружившись и выйдя на берег, они «разметали» мост и «поставили на мосту» камнемётные машины («два самострела большие со множеством камней»). На первый взгляд, это сообщение выглядит несуразным: мост разрушили, а затем поставили на уже несуществующий мост камнемёты. Но, скорее всего, эта несуразность кажущаяся.

Целью жителей противоположного берега было не пустить пришельцев на свою сторону. Для этого не надо было разрушать весь мост, что было к тому же трудоёмкой задачей. Достаточно было разобрать пролёты моста, прилегающие к торговой стороне, а на оставшиеся пролёты моста — поближе к противнику — выдвинуть камнемёты. Гораздо труднее объяснить, откуда в Новгороде взялись камнемёты, ведь это были орудия, предназначенные для разрушения крепостей и делались они прямо у стен осаждаемой крепости, а не дома.

Добрыня попытался уговорить жителей противоположной стороны подчиниться, но ни ласковые слова, ни угрозы не помогли.

Тем временем на торговой стороне, контролируемой Добрыней, священники ходили «по торжищам и улицам» и уговаривали людей креститься. Дело, видимо, продвигалось с трудом, уговоры не помогали. За два дня удалось крестить несколько сот человек.

На противоположной стороне города новгородский тысяцкий (т. е. предводитель городского ополчения) по имени Угоняй, «ездя повсюду, кричал: «Лучше нам умереть, чем богов наших отдать на поругание». Ненависть жителей обратилась на семью и родню Добрыни, которые проживали на их стороне. Они напали на дом Добрыни, имущество разграбили, а жену и некоторых родственников «избиша» (убили?).

Вскоре Добрыня и бывший с ним киевский тысяцкий Путята решились на дерзкую военную акцию. Ночью Путята с тремя сотнями ростовчан скрытно переправился в ладьях на противоположный берег и, пользуясь тем, что воинов его новгородцы принимали за своих, прошёл ко двору Угоняя и окружил его. Угоняй, его семья и приближённые оказались в роли заложников. После этого Путята направил весть Добрыне, который должен был выступить со своими воинами.

Тем временем отряд Путяты был окружён новгородцами и завязался бой.

А на рассвете на мятежную сторону города высадился Добрыня со своими воинами. Он приказал поджечь ряд домов у берега. Пожар для города, состоявшего из близко расположенных деревянных домов, был страшным бедствием. Мятежные новгородцы прекратили сопротивление и поспешили тушить пылающие дома.

Вскоре к Добрыне явились переговорщики просить мира.

 

Добрыня немедленно собрал своих воинов и запретил им грабить новгородцев. После этого он приказал сломать статуи языческих богов: деревянные — сжечь, каменные — разбить и бросить в Волхов.

По свидетельству летописи новгородцы с криками и плачем умоляли пощадить идолов, но Добрыня был неумолим, говоря им: «Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя защитить не могут, какую помощь вы от них ждать можете».

Добрыня повелел ходить по городу и созывать людей на крещение. Как написано в летописи: «Пришли многие, а не хотевших креститься приволакивали воины, и крестили — мужчин выше моста, женщин — ниже моста». Автор летописи сообщает любопытную деталь: многие некрещёные стали выдавать себя за уже крестившихся. Тогда миссионеры объявили, чтобы все, кто крестился, одели кресты. Если человек не богат, и не может себе позволить крест серебряный, то может одеть «каперов» (оловянный?) или деревянный. Те, кто из новгородцев объявляли себя крещёными, но не носили на шее креста, считались обманщиками, тайными язычниками. Их уверениям, что они христиане, не верили и крестили.

После этого Добрыня, видимо, остался в Новгороде как наместник киевского князя, а Путята пошёл в Киев, крестив, видимо, по пути ещё какое-то население.

Автор летописи сообщает, что до сего дня новгородцев попрекают такими словами: «Путята крестил мечём, а Добрыня огнём».

Сообщение Иоакимовской летописи о «крещении огнём» подтверждается археологическими данными: при раскопках в Новгороде экспедиция под руководством В. Л. Янина обнаружила следы большого пожара в прибрежных кварталах в слое, датируемом временем крещения. Также под полами сгоревших домов были обнаружены крупные клады. Хозяева не вернулись на пепелища, чтобы забрать сокровища. Вероятно, это говорит о том, что они погибли в вооружённом конфликте.

 

Причины крещения Руси.

Для чего же Владимир затеял такое грандиозное мероприятие, которое обещало быть очень трудным? Конечно, причина крещения — не любовь к Анне.

1. Европа в конце X века была почти вся христианской (государства приняли христианство либо из Рима, где сидел Папа, либо из Константинополя, где сидел Патриарх). Христианами были правители соседних с Русью государств — Болгарии, Венгрии, Чехии, Польши. В этих условиях Русь оказалась изолированной. Русские князья не могли заключать междинастические браки, которые были в те времена средством скрепить дружбу и союзнические отношения между государствами.

2. Язычество мешало Руси наладить отношения с Византией. Русские купцы в Константинополе были презренными язычниками. С принятием христианства положение русских купцов улучшилось, они получили право постоянно находиться на территории империи (а не 6 месяцев в году, как было раньше).

4. Наконец, принятие христианства укрепляло власть киевского князя на Руси. Христианская церковь имела большое влияние в народе. Священники учили людей повиновению власти князя, ибо он поставлен на княжение самим Богом, он — наместник божий на земле.

После смерти Владимира (1015) между сыновьями возникла новая смута и началась война за Киев. В 1019 году киевским князем стал Ярослав (Мудрый). Правда ему подчинялась не вся Русь, а 2/3 Руси. Другая часть Руси – по левую сторону Днепра – оказалась в руках его брата Мстислава, сидевшего в Чернигове. Повоевав, братья решили жить мирно. После смерти Мстислава в 1036 году вся Русь оказалась под властью Ярослава.

Ярослав. Расцвет руси

(годы правления: 1036—1054)

 

При Ярославе Русь достигает своего расцвета.

Укрепление единства Руси.

Став единственным хозяином Руси, Ярослав, по примеру своего отца Владимира, рассадил по крупнейшим городам своих сыновей. Они были его наместниками и беспрекословно подчинялись.

Обеспечение внешней безопасности Руси: победа над печенегами

Был побежден старый враг Руси — печенеги. После поражения под Киевом в 1036 году они прекратили свои набеги.

В 1036 году печенеги подошли к Киеву и взяли город в осаду. Время нападения было выбрано ими не случайно, они наверняка имели данные о том, что Ярослава в это время не было в Киеве, он уехал на север — в Новгород.

Туда к Ярославу пришли киевские гонцы и рассказали о случившемся. Вскоре Ярослав вместе с большой дружиной (наёмные варяги и новгородцы) был в Киеве. Было решено дать бой печенегам на «поле вне града».

Войско Ярослава вышло из-за стен и построилось в боевой порядок: посредине стояли варяги, на правом фланге — киевляне, на левом фланге — новгородцы. Битва шла весь день, но воины Ярослава всё же одолели печенегов.

 

Походы, расширение границ Руси, основание городов.

Ярослав, как и его предки, ходил в завоевательные походы: на ятвягов (1038), на финское племя ямь (1042) и др. Границы Руси максимально расширились.

Ярослав основал ряд городов: Юрьев (при крещении Ярослав принял второе имя — Юрий), Ярославль.

Киев — второй Константинополь.

Став единственным правителем на Руси, Ярослав начал грандиозные строительные работы в Киеве. Он не только укрепил город, расширил его площадь, но и придал ему вид столицы могущественного христианского государства. Он построил огромный собор — главный храм Киева и Руси, названный Софийским собором (так же назывался и главный храм Константинополя!). Он построил грандиозный главный въезд в город, назвав его Золотые ворота (так же назывались главные ворота Константинополя).

Всем этим Ярослав желал подчеркнуть, что Киев — второй Константинополь, что он не уступает столице Византии.

Новые оборонительные сооружения. Новые валы были огромны и достигали в высоту 12—16 м. Внутри валов был каркас из дубовых срубов, который не позволял огромной земляной насыпи «расползаться». Прямоугольные в плане срубы были поставлены плотно друг к другу, а внутрь и снаружи насыпалась и утрамбовывалась земля.

Поверх вала проходила срубная дубовая стена. Эта стена была непосредственным продолжением срубного каркаса вала. Поэтому можно сказать, что Киев был окружён стеной из дубовых срубов, которая на 2/3 была засыпана землёй. Перед валом и стеной был глубокий ров. Таким образом, врагу, решившемуся штурмовать город, предстояло под градом камней и стрел преодолеть ров, во многих местах заполненный водой, затем взобраться по лестницам на крутой вал и отвесную стену, с которой на них лился ещё и кипяток.

Новая линия укреплений протянулась на 3,5 км, охватив территорию в 100 га (!). То самое «поле вне града», где недавно были разбиты печенеги, стало теперь городской территорией. На нём в 1037 году был заложен огромный собор Святой Софии — главный храм Киева и всей Руси.

Каких затрат труда стоило это строительство? Учёные посчитали, что на постройке таких оборонительных сооружений в течение примерно пяти лет должны были непрерывно работать около тысячи человек. Кто были эти люди? Население Киева, конечно, не смогло бы справиться даже с частью такой задачи. По приказу князя в строительстве участвовали многие сотни, а может и тысячи крестьян, которыми руководили так называемые «городники» — люди князя, специалисты по строительству крепостей.

Сквозь валы вели трое городских ворот. Главные ворота Киева назывались Золотыми. Они представляли собой кирпичную башню с проездом, который был 7 м в ширину и 12 м в высоту. Этот грандиозный проезд был закрыт мощными воротами, окованными позолоченной медью. На вершине башни была небольшая надвратная церковь Благовещения с одним куполом. Церковь над городскими воротами — это не случайно. Богородица, которой была посвящена церковь, защищала вход в город.

Лишь через 200 лет Киев всё же будет взят. В 1240 г. к городу подступили воины монгольского хана Батыя, им удалось разрушить южный участок стены с помощью «пороков» (машин, метавших тяжёлые камни) и ворваться в город. Все киевляне были преданы мечу.

 

Валы Ярослава дошли до нас на нескольких участках, за века их высота уменьшилась вдвое. В современном Киеве, вы также можете пройтись по улице Ярославов Вал, напоминающей об укреплениях, построенных в XI веке.

От Золотых ворот в Киеве сохранились лишь небольшие участки двух параллельных стенок проезда. Археологические исследования и рисунки XVII в. позволяют в общих чертах графически реконструировать их облик. В 1982 году над подлинными руинами ворот была возведена их «реконструкция». Выглядит она величественно и эффектно, но имеет мало общего с подлинными Золотыми воротами князя Ярослава.

София Киевская. В 1037 г. в центре «города Ярослава» было начато строительство огромного Софийского собора. Оно длилось около 5 лет. Техника постройки и архитектура собора говорят о том, что он был создан мастерами из Константинополя, которым, несомненно, помогали и русские мастера.

Собор Святой Софии и поныне стоит в Киеве. Он сохранился целиком, хотя его внешний вид сильно изменился, а вот внутри храм изменился меньше. Исследования, проведённые в соборе, позволяют реконструировать его первоначальный облик, увидеть его таким, каким он представал перед Ярославом Мудрым и его современниками.

Мастерам из Константинополя была поставлена непростая задача — создать грандиозный храм, подчёркивающий величие киевского князя, Киева и Руси. И византийские зодчие справились с ней. Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» назвал собор «церковью дивной и славной всем окружным странам». Святая София действительно поражала взор. Храм имел 13 куполов, центральный купол был в диаметре 7,6 м. Длинна храма равнялась 41,7 м, ширина — 54,6 м. В храме имелись большие по площади хоры — залы для торжественных церемоний княжеского и епископского дворов. Внутри храм был украшен фресками и мозаикой. Рядом с Софией была построена усадьба митрополита. Собор и усадьба были окружены кирпичной оградой.

После возведения Софийского собора в Киеве византийские мастера были направлены в Новгород и Полоцк, где воздвигли ещё два Софийских собора, но более скромных по размерам и убранству. После этого артель вернулась в Киев и воздвигла ещё три небольшие церкви.

 

Первый письменный свод законов.

При Ярославе был создан первый письменный свод законов – «Русская Правда», уголовный кодекс Киевской Руси, в котором были прописаны наказания за различные преступления.

Начало летописания, открытие школ, первые библиотеки

Летопись — это погодная запись важнейших событий. Учёные считают, что первая русская летопись была составлена при Ярославе. Она до нас не дошла, но на неё опирался при составлении «Повести временных лет» (ПВЛ) монах Нестор в начале XII века. ПВЛ — древнейшая из дошедших до нас летописей.

При Ярославе активно переводились на русский язык богослужебные греческие книги, привозимые из Византии. Они хранились в монастырях и Софийском Соборе. Так появились первые библиотеки.

Русь и другие страны.

В 1043 году состоялся последний поход на Византию под руководством сына Ярослава — Владимира, сидевшего в Новгороде. Поводом послужило убийство знатного русского (по-видимому, связанного с Владимиром) на рынке Константинополя. В целом поход был неудачен: б о льшая часть флота была потоплена штормом и сожжена «греческим огнем», сухопутная армия попала в окружение. Тем не менее, Византия не хотела повторения похода и поспешила «подсластить горькую пилюлю»: в 1046 на Русь была прислана дочь императора Константина Мономаха Ирина, вышедшая замуж за сына Ярослава Всеволода. От их брака родился будущий великий киевский князь Владимир Мономах.

Вообще при Ярославе активно заключались междинастические браки, которые повышали престиж Киева и укрепляли союзы с другими государствами.

Сыновья Ярослава женились на иностранных принцессах, а дочери — на иностранных принцах и королях.

Так Анна в 1051 г. была выдана замуж за французского короля Генриха I Капета.

Генрих I стремился поднять свой престиж за счёт брака с принцессой могущественного государства.

Впервые сваты от французского короля прибыли в Киев в 1044 г., но отправились домой ни с чем, ведь Ярослав желал более выгодного брака и предложил руку Анны германскому королю Генриху. Однако получил отказ. В 1048 г. Ярослав принял предложение французского короля.

Весной 1051 г. Анна Ярославна прибыла в Париж и обвенчалась с Генрихом I. В 1502 г. у них родился сын Филипп, будущий король Франции.

Париж неприятно поразил Анну. По сравнению с Киевом он выглядел мрачным и варварским. В своём письме отцу Анна сетовала: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Исследователи полагают, что Анна привезла из Киева свою библиотеку, от которой осталась лишь часть одной книги (Евангелия). По мнению языковедов, эта рукописная книга на славянском языке была написана в Киеве в первой половине XI века.

 


[1] Учёные давно пытаются найти скандинавского правителя по имени Рорик, который бы мог быть нашим Рюриком.

Самым вероятным кандидатом является конунг (князь) Рорик Фрисландский (его ещё называют Ютландский). Об этом конунге известно из западноевропейских хроник (летописей). Он родился в 810-е годы, а умер, вероятно, между 873 и 882 годами.

Предки Рорика утратили свои владения в Дании, поэтому Рорик часто менял место властвования. Он пытался закрепиться (либо силой, либо по договорённости с другими правителями) на какой-нибудь территории в Германии или Дании. Он владел сначала Фризией, с согласия немецкого императора, но был лишён её, затем владел землями в Ютландии, с согласия датского конунга, затем вернул владения во Фризии.

В источниках нет ни одного указания, что Рорик был на Руси и правил там. Но «молчание» источников — ещё ни о чём не говорит. В жизни Рорика есть большие «белые пятна». Ничего не известно о шести годах его жизни (857—863), а также о его судьбе после 873 года.

Таким образом, у Рорика была временная возможность закрепиться и властвовать (иногда отлучаясь) на Руси. В пользу Рорика Ютландского свидетельствуют данные археологии: раскопки показали связь северной Руси не только со Швецией, но и с Фризией и Данией. Как заметил Е. В. Пчёлов, — «В любом случае, у нас нет достаточных оснований для того, чтобы отвергнуть версию о тождестве Рорика и Рюрика, как не имеющую под собой никакой почвы. Отождествление Рюриков возможно, т.к. не противоречит ни историческим, ни археологическим, ни лингвистическим (ономастика) данным». См.: Пчёлов Е. В. Происхождение династии Рюриковичей // Труды Историко-архивного института. Т. 34. М., 2000. С. 139—183.

 

[2] В своей преподавательской практике, я не раз встречался с недоумением студенческой аудитории. Неужели, славяне (вопрошали студенты) — те самые, что держали в страхе византийцев весь IV век — не могли противостоять варяжским шайкам? Ведь хватило же у славян сил изгнать зарвавшихся варягов за море! Зачем же было приглашать одних варягов для защиты от других варягов?

Славяне, не имели государства, а следовательно, и постоянной, мощной армии, какая, например была в Византии. Славяне могли противопоставить варягам только спешно собираемое ополчение из простых общинников, которые были вынуждены отвлекаться от мирного труда.

Шайки варягов могли стремительно нападать на славянские селения, уничтожая или захватывая в плен всех, кто не успел укрыться за защитными валами, а также губя посевы — основу существования славян.

В этих условиях разумным, единственно правильным выходом была уплата дани для предотвращения набегов или призвание князя с дружиной для защиты.

А если кто-то желает обвинить славян в малодушии, трусости, то пусть подумает, что этим правом он пользуется благодаря тем самым славянам, которы выжили и сохранили себя как народ.

[3] Как пишет Г. Г. Литаврин, — «Золотой Рог в Константинополе являлся сплошной пристанью: суда там стояли почти вплотную, носами к берегу. Поблизости располагались кварталы моряков, грузчиков, корабельных плотников, иноземных купцов, а также склады, верфи, доки».

[4] Т. е. мясо диких животных, добытое на охоте.

[5] Он не присутствовал на ней лично, но опирался на свидетельства человека бывшего на этой встрече и хорошо разглядевшего Святослава.

[6] Так византийцы называли Дунай.

[7] Так византийцы называли Святослава.

[8] Ромеи, т. е. римляне — так византийцы называли себя (это мы их называем византийцами), считая себя наследниками Римской империи, а Константинополь — наследником Рима, вторым Римом. Так называли византийцы русов и другие

[9] Так называли византийцы русов.

Date: 2015-08-15; view: 698; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию