Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ограниченная вменяемость





Признаки субъекта преступления. Понятие и содержание вменяемости.

Уголовная ответственность наступает за преступления и представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом» (ст. 8 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. (далее – УК РФ)). Всего в составе преступления выделяются четыре элемента, каждый из которых образует группа признаков состава, характеризующих:

1) объект преступления,

2) объективную сторону преступления,

3) субъективную сторону преступления;

4) субъекта преступления. Субъектом преступления может быть не любое лицо, а только то, которое в соответствии с уголовным законом обладает определенными качествами. В УК РФ выделена глава 4 «Лица, подлежащие уголовной ответственности». К числу подлежащих уголовной ответственности отнесены лица:

Ø достигшие возраста наступления уголовной ответственности. Уголовная ответственность наступает в большинстве статей УК РФ с 16 лет, а в отдельных особых случаях - с 14. Причем возможно проведение медицинской экспертизы на предмет установления возраста обвиняемого в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют;

Ø вменяемые. Вменяемость – необходимое условие наступления уголовной ответственности, т.е. субъект преступления должен обладать признаком вменяемости. Вменяемость - обязательный признак субъекта преступления, призванный обеспечить уголовную ответственность только тех лиц, которые способны нести такую ответственность. Вменяемость является самостоятельной категорией уголовного права и имеет специфические черты. В отличие от невменяемости, формула которой достаточно полно обрисована в уголовном законе, о вменяемости в законодательстве (ст. 19 УК РФ, ст.ст. 196 и 433 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 г. (далее - УПК РФ)) упоминается лишь как о само собой разумеющемся требовании, которое должно соблюдаться при привлечении лица к ответственности в случае совершения им преступления. Заметим, что в действующем уголовном законе нет и формулировки о "полной способности" лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, которую можно было бы считать синонимом состояния вменяемости.

Вменяемость - прежде всего признак человека, обладающего психическим здоровьем. Однако подчас вменяемыми могут быть не только лица, не имеющие каких-либо недостатков психического характера, но и лица, страдающие психическими заболеваниями и недостатками умственного развития. К последним при выяснении влияния психического здоровья на вменяемость необходим дифференцированный подход. Вменяемость имеет социально-психологическую характеристику, которая выражается в уровне интеллектуального развития, в обладании лицом определенными волевыми качествами, в эмоциональных чертах характера.

Для вменяемости важен и определенный уровень социализации личности. Личность развивается и формируется постепенно. В сложном единстве и взаимодействии знания, приобретенные в процессе обучения, мысли, рассуждения, советы, указания воспитателей и других людей переплетаются с собственным жизненным опытом. Не сразу, а постепенно дети познают общественные требования. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что и называют социализацией. Поэтому вменяемость как определенный уровень социального развития приобретается по достижении определенного возраста.

Следует учитывать и соотношение биологического и социального в человеке. Биологическое, будучи первичным во времени, детерминирует социальное, становится предпосылкой его воспроизведения. Социальное приобретает относительную независимость от биологического и само становится необходимым условием своего дальнейшего существования. Появление социального - это не только утверждение генетической связи между биологическим и социальным, но и одновременно преобразование ее в связь подчинения биологического социальному.

Однако поведение человека формируется не только под влиянием условий жизни общества, но и при активном участии его (человека):

§ сознания. Сознание есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако «сознание человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов восприятия и мыслительной деятельности»[1]. Каждый отдельный человек становится субъектом сознания, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-исторической практики;

§ воли. Воля, эмоционально-волевая устойчивость личности являются составной частью характера человека. В повседневной жизни по тому, насколько у субъекта выражены волевые качества, о нем говорят как о человеке с «сильным» или, напротив, со «слабым» характером, хотя очевидно, что далеко не только воля свидетельствует о своеобразии характера. Поведение человека становится волевым благодаря мотиву, который определяет его направленность и активность. Кроме того, волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решения и его практической реализацией. Отсюда следует, что, если лицо при совершении преступления осознает фактическую сторону и общественную опасность деяния, оно обладает и вменяемостью.

Следует подчеркнуть, что вменяемость не относится к признакам состава преступления, а является лишь одним из условий наступления уголовной ответственности. Так, иногда утверждают, что «вменяемость это предпосылка вины» или «предпосылка вины и ответственности»[2]. С этим трудно согласиться. В действительности вменяемость - признак субъекта преступления. Вина же – признак субъективной стороны как элемента преступления.

Если говорить о критериях вменяемости, то этот вопрос в науке уголовного права решается неоднозначно. Большинство ученых-юристов[3] отдали предпочтение «смешанной» форме вменяемости, которая основана на сочетании двух критериев:

· медицинский (биологический) критерий. Характеризует психическое здоровье (состояние) лица в момент совершения преступного деяния;

· юридический (психологический) критерий. Характеризует вменяемость как способность лица сознавать совершаемое преступление и способность руководить своими действиями во время его совершения.

Итак, вменяемость - это психическое состояние лица, заключающееся в его способности по уровню социально-психологического развития и социализации, возрасту и состоянию психического здоровья отдавать себе отчет в своих действиях, бездействии (осознавать фактическую сторону и общественную опасность деяния), руководить ими в момент совершения преступления и нести в связи с этим за него уголовную ответственность и наказание;

Ø имеющие психические расстройства, не исключающие вменяемости. В ст. 22 УК РФ установлена уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, которых в литературе принято называть лицами с ограниченной вменяемостью. Следовательно, в российском уголовном праве признается наличие двух категорий лиц, обладающих признаком вменяемости: 1) лица, которые обладают вменяемостью полной; 2) лица, которые обладают вменяемостью ограниченной. УК РФ обоснованно называет и тех и других вменяемыми, т.е. ответственными за совершение преступления. Ограниченная вменяемость - тоже вменяемость, не исключающая уголовной ответственности. Подробнее ограниченная вменяемость будет рассмотрена ниже;

Ø совершившие преступление в состоянии опьянения. «Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности» (ст. 23 УК РФ). Следует отметить, что теперь снимаются вопросы об источнике (веществе) опьянения – в ст. 23 УК РФ имеется в виду любой вид опьянения.

Известно, что 90% случаев хулиганства, значительное число убийств, тяжких насильственных преступлений против личности, разбоев и грабежей совершается лицами, находящимися в нетрезвом состоянии. Поэтому состояние обычного алкогольного опьянения не только не устраняет уголовную ответственность, но и не может рассматриваться как смягчающее вину обстоятельство. Рассмотрим пример. В., разыскивая ночью жену, пьяный ходил по селу с ружьем и вел бесцельную стрельбу. Затем произвел выстрел по окнам дома своего тестя. Каких-либо последствий выстрел не причинил. В. был обоснованно осужден по ч. 3 ст. 213 УК РФ (в действующей в тот период редакции)[4].

Данные судебной психиатрии свидетельствуют о том, что у опьяневших при обычном (не патологическом) опьянении не бывает галлюцинаторно-бредовых переживаний, немотивированного психомоторного возбуждения[5]. При физиологическом опьянении ослабляется функционирование тормозных процессов нервной деятельности и самоконтроль. Однако у пьяного сохраняется контакт с окружающей средой, и его действия носят мотивированный характер[6].

Патологическое опьянение является болезненным состоянием, которое относится к кратковременным психическим расстройствам и качественно отличается от глубокой степени обычного бытового опьянения. (При патологическом опьянении имеются оба критерия невменяемости, которые будут рассмотрены ниже.)

Патологическое опьянение в основном проявляется в двух формах:

· эпилептоидной. При эпилептоидной форме у лица возникает искаженное восприятие окружающей обстановки, сумеречное состояние сознания, возбуждение, что приводит к неправомерному поведению.

· параноидной. При параноидной форме возникают галлюцинации, бредовые идеи. Лицо, находящееся в состоянии параноидной формы патологического опьянения, внешне действует целесообразно и целенаправленно. Однако сознание его нарушено, окружающая действительность воспринимается искаженно, возникает чувство страха, тревоги, что порождает стремление спасаться, защищаться, нападать на врагов, которые представляются ему под влиянием бреда. Характерным признаком патологического опьянения в этих случаях является отсутствие физических признаков опьянения. Так, движения человека точные, уверенные, походка твердая, речь отчетливая.

Состояние патологического опьянения носит кратковременный характер и заканчивается, как правило, глубоким сном с полной утратой воспоминаний о произошедшем (амнезией). По мнению психиатрической науки, патологическое опьянение не имеет тенденции к повторению и остается у лица единичным событием в жизни.

Таким образом, состояние обычного опьянения хотя и отрицательно сказывается на нормальном течении психических процессов, дезорганизует важнейший для поведения человека процесс возбуждения и торможения, ослабляет сознание и волю, а также способность адекватно реагировать на события, но не ведет к утрате связи с внешним миром и осознанности своих действий. Следовательно, находящееся в состоянии опьянения лицо вменяемо.

Итак, сделаем вывод. Круг названных лиц, подлежащих уголовной ответственности, детализируют общие условия наступления уголовной ответственности (ст. 19 УК РФ). Субъектом преступления может быть не любое лицо, а только то, которое в соответствии с уголовным законом обладает определенными качествами. Одним из таких качеств является вменяемость. Вменяемость лица является неотъемлемым признаком субъекта преступления.

преступление вменяемость аффект уголовный

Ограниченная вменяемость

 

До 1997 г. "вывод о вменяемости лица" имел два способа выражения - "вменяем" или "невменяем". Иных вариантов или хотя бы градаций в пределах одного из названных вариантов действовавший в ту пору УК РСФСР 1960 г. не предусматривал. Положение кардинально поменялось с вступлением в силу с 1 января 1997 г. УК РФ. В нем появилась беспрецедентная для отечественного уголовного законодательства ст. 22 ("Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости"). Нововведение стали широко именовать "ограниченной вменяемостью".

Согласно ч. 1 ст. 22 УК РФ, вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. Тут речь идет об уголовной ответственности и наказании лиц, которые совершили преступление, но страдают психическими аномалиями. Включение такой статьи в УК РФ объясняется прежде всего тем, что значительная часть преступлений (например, до 65-70 % преступлений против личности) совершается лицами, страдающими психическими аномалиями[7].

Судебная статистика, к сожалению, не содержит сведений о количестве лиц, признанных судами подпадающими под действие ст. 22 УК РФ. Она указывает число лишь тех осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, которым наряду с наказанием назначено принудительное лечение в соответствии со ст. ст. 97 и 99 УК РФ. Их количество в 2010 г. составило 293 человека, что в 6 раз меньше числа лиц, которым эта мера была рекомендована экспертными комиссиями. Общее же количество лиц, признанных судебно-психиатрической экспертизой ограниченно вменяемыми, в целом по России в том же году достигло 2,9 тыс., в 2009 г. чуть более 3 тыс. человек[8]. Однако и эти цифры нельзя принять за показатель, отражающий реальное число преступников, к которым оказалось возможным применить ст. 22 УК РФ. Анализ экспертной статистики, например, за 2009 г. свидетельствует[9], что в одних регионах России норма об ограниченной вменяемости экспертами не применялась, в других ставился знак равенства между признанием лица ограниченно вменяемым и рекомендацией ему принудительного лечения, в третьих принудительное лечение ограниченно вменяемым вообще не рекомендовалось.

Более полно уяснить существо проблемы позволит рассмотрение возражений против ограниченной вменяемости. На формирование отрицательного отношения к ограниченной вменяемости у юристов и психиатров большое влияние оказали взгляды видного русского юриста Н.С. Таганцева, которого поддерживал известный психиатр В.П. Сербский. Их возражения против ограниченной вменяемости сводились к следующему: трудно указать какую-либо конкретную меру для определения уменьшенной вменяемости, ее пределы представляются слишком слабо очерченными; введение ограниченной вменяемости может привести к ошибкам и злоупотреблениям, признание этого понятия – к смягчению наказания опасным преступникам[10].

Однако современные исследователи, опираясь на новейшие научные рекомендации судебных психиатров, справедливо говорят о том, что указанные трудности явно преувеличены. Так, С.В. Бородин, опровергая аргумент относительно отсутствия якобы четких клинических критериев, убедительно доказывает, что последнее связано с ошибочным представлением об ограниченной вменяемости как промежуточном состоянии между вменяемостью и невменяемостью, тогда как речь должна идти об ограниченной вменяемости как разновидности вменяемости и о том, что ее юридический и медицинский критерии вполне определимы[11]. Лица, ограниченно вменяемые, страдают психическими аномалиями, но при этом сохраняют способность (хотя и ослабленную) отдавать отчет своим действиям (бездействию) и руководить своим поведением (юридический критерий). Медицинский же критерий этой разновидности вменяемости заключается в так называемых пограничных состояниях, которые в настоящее время (в отличие от начала ХХ в.) достаточно исследованы как в общей, так и судебной психиатрии. Достаточно мотивированные возражения выдвинуты и в отношении других возражений выделения в уголовном законе понятия ограниченной вменяемости[12].

Проведенные исследования подтвердили высокий процент лиц с психическими аномалиями среди осужденных за убийства (72%), нанесение тяжких телесных повреждений (64,8%)[13]. Как показал опыт, такие лица нуждаются в повышенном внимании как в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, так и во время исполнения наказания, иногда они заслуживают снисхождения, а часто нуждаются в лечении, которое и может быть им назначено согласно ч. 2 ст. 22 УК РФ. Так, Бутырский суд в приговоре по делу М. (ст.ст. 30 и 158 УК РФ) полностью согласился с выводами экспертизы об ограниченной вменяемости обвиняемого и нецелесообразности применения к нему принудительного лечения (эксперты рекомендовали лишь амбулаторное наблюдение у психоневролога и эндокринолога по месту жительства). Однако в резолютивной части со ссылкой на ст.ст. 97 и 100 УК РФ наряду с условным осуждением М. назначено принудительное наблюдение и лечение у психоневролога и эндокринолога[14].

Итак, сделаем вывод. Под ограниченной вменяемостью следует понимать не исключающее уголовную ответственность и справедливое наказание психическое состояние лица, при котором во время совершения преступления у него была способность осознавать фактический характер или общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в силу частичного расстройства психической деятельности. Ограниченная вменяемость обвиняемого требует дифференцированной оценки и учета следствием и судом в каждом конкретном случае.

 

Date: 2015-07-25; view: 2703; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию